Поэтому понимать, что он там пытался сказать, мне как раз и кажется тупиковым путем при чтении фэнтези
Он, право, не великий философ и мыслитель, чтобы всю книгу судурожно напрягаться и думать "а что же он хотел сказать, какую мысль донести?" и делать это основной целью чтения. Опять же - как понять посыл, если не понимать персонаж? Или если выбрать для понимания только один - ну не Мартин же лично нашептал, что вот именно этот транслирует его ценности?
Тут такая проблема, что если мы не будем задумываться и анализировать, мы никогда НЕ УЗНАЕМ, является он великим философом и мыслителем или нет.
Лично у меня при чтении книг иногда бывает ощущение, что авторы сами не поняли, что они написали, потому что им не хватило познаний в психологии, либо они были настолько увлечены одной трактовкой образа, что упустили те детали, которые сами написали. Например, когда я читала "Унесённых ветром", во мне вызывало дикое возмущение поведение Ретта Батлера, который постоянно предъявлял к Скарлетт противоречивые требования, говорил взаимоисключающие вещи о своём отношении к ней, и при этом постоянно с апломбом заявлял, что никогда не врёт. По сути, он вел себя как абьюзер и занимался газлайтингом. Я думала, что Митчелл сама не понимала, что написала, но потом я прочитала, что Ретта она частично написала со своего бывшего мужа, который её бил (!), и теперь думаю, что она все прекрасно понимала.
Другой пример, когда я попробовала проанализировать когда-то любимое произведение, и трактовка вышла явно отличной от авторской - "Гарри Поттер". Я задумались, почему у Вольдеморта такая странная внешность, при том что Гриндевальд и пожиратели полностью антропоморфны. Роулинг в интервью трактует Тома Риддла как психопата, но для психопатов характерны обаяние и внешнее соответствие нормам, если бы он был психопатом, он бы скорее стремился сохранить красивую внешность, тем более, ничего престижного в неантропоморфности нет, магические народы и волшебные полукровки, наоборот, подвергаются дискриминации! Я задумались, на что это может быть похоже, и, блин, это же может быть последствием сексуального насилия в детстве! Намеренное стремление сделать свою внешность не привлекательной во взрослом возрасте - известная защитная реакция! Но в эту гипотезу и наличие агрессивной субличности прекрасно вписывается! Да и танатофобия - может быть, если продолжать рассмотрение той же гипотезы, существовала угроза типа " если ты кому-то расскажешь/что-то предпримешь, тебя убьют", и страх был настолько сильным, что решиться отомстить можно было, только имея хоркрукс?
В общем, попытка проанализировать поведение персонажа перевернула моё отношение к сеттингу и автору, появилось что-то вроде отвращения, и ощущение, что автор просто не понимает, о чем пишет. И я не могу избавиться от этого чувства, хотя говорю себе, что это сказка и все такое.