• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Сходство между ПЛиО и Дюной

Corlys

Лорд
А Дейнерис... ну, отчасти да, армия из дикарей - check, оседлание червей драконов - check, видения и предсказания - check...
... продукт многолетней селекции (но все думали, что результатом должен быть кто-то другой) - cheсk, мессия дикарей - cheсk, (в сериале) после победы над "императором" объявляет "галактический джихад" - check...
Upd. Герберт говорил, что создавал свою историю как предостережение об опасности харизматических лидеров - check :)
 

petriv

Знаменосец
Герберт говорил, что создавал свою историю как предостережение об опасности харизматических лидеров - check :)
То, что говорил в интервью Герберт никак не совпадает с его романами. Надо было ему тогда героизировать Харконненов, тех самых тлейлаксу и прочих. Но он отчего-то их показывал как плохих ребят. Если считать что Дени это Пол, то у нас история заканчивается тем что Харконнен победил.:) Чего в его истории не было.
 

Corlys

Лорд
Итак, мы по итогу все-таки приходим к тому что Арья-Алия убьет Пола-Дейнерис?
А ещё она немного Моисей, и Иисус, и Клеопатра, и Генрих Тюдор, и Сигню Вёльсунг, этсетера этсетера....
По какой из кофейных гущ гадать на сюжет будем?
Вы хотите сказать, что Мартин НЕ заимствует никакие сюжетные ходы и основы для историй в своих книгах?
...
Что уж там говорить что одна из метатем книги вроде предсказаний будущего, видений и "время это океан или река, и несет ли нас течение, или же мы можем приплыть к любому из берегов самостоятельно" это чистейший Герберт?
Вы еще расскажите про тему пророчества, когда важна не истинность/ложность самого пророчества, а лишь реакция на него персонажа, делающая это пророчество самосбывающимся. Или же про трагическую борьбу человека с судьбой, обреченную на неудачу. Карауууул, Мартин обокрал Шекспира/древних греков!!!:koshmarrrr: Фу, таким быть!
...
Вообще, говорят на свете есть всего 7 сюжетов. Или же человечество все время рассказывает одну и ту же историю, если верить Кемпбеллу.
То, что говорил в интервью Герберт никак не совпадает с его романами.
Совпадает, просто не настолько в лоб, как вы предлагаете. У Дейнерис были свои "Харконнены" и народ, спасённый от их тирании и угнетения.
 
Последнее редактирование:

petriv

Знаменосец
Как выглядит на данный момент ПЛиО. На самом деле так выглядят многие произведения, не только ПЛиО.
1. Ты там пишешь какой мир сложный и серый. Что есть там люди, которые поступают несправедливо, используют других и издеваются над слабыми и прочее. Свобода воли позволяет творить людям плохие вещи, если у них для этого возможность. Лучше всего когда другие находятся в подчиненном положении у них. Или они просто сильнее - там разбойники какие-то.
2. Ты вводишь героя, который сражается с чужой злой волей. Другие это видят и поддерживают тебя. В крайнем случае ты становишься тем самым харизматичным лидером, но это не обязательно. Тем не менее атмосфера харизматика есть у всех героев. И есть этот самый героический конфликт против чужой злой воли. Как бы в этом весь смысл - если есть злодей, то должен быть тот кто ему будет противостоять, иначе не будет конфликта.
3. Твой герой побеждает.

Но современные интернет-теоретики и допускаю что и автора, если вот выше Герберт сказал такое, они ведь не такие. Они выше этого.
4. Вот смотрите мой герой плохой. Он настоящий злодей. Видите какой я умный теоретик, как всё у меня неоднозначно. :proud: Но в том и беда, что вся неоднозначность уже существует в первом пункте, когда в мире не все хорошие люди, а есть и плохие. Что и создает будущий героический конфликт хороших и плохих. Без неоднозначного серого мира никакого конфликта бы не было.
5. Но вот из такой конструкции вытекает естественная логика, что вот если твой герой плохой, то значит вот те ребята, которые издеваются над другими они хорошие были? И после этого автору только остается рассказывать о Русалочках и прочее. Тот же Герберт может сколь угодно говорить о плохом Поле, но у него злодей Харконен.

Вот вся проблема изначально в том, что все кто считает что мир слишком черно-белый не понимают, что на самом деле он не такой, так как в нем уже есть плохие парни, которые могут быть хорошими, но не хотят.
 
Последнее редактирование:

petriv

Знаменосец
Совпадает, просто не настолько в лоб, как вы предлагаете.
Можете написать как это совпадает. Я вот вижу во всех кто пытается там рассказывать что герои на самом деле антигерои или даже злодеи всего лишь тех, кто хочет выделиться. Но когда это мнение пытаются довести до своего логического заключения у нас получается финал ИП. Почему я написал выше. Как бы там Герберт не считал, но он ничего такого не писал. То, что поклонники там теоретизируют это безусловно так и я вот сам видел после выхода Дюны. Но это как раз от небольшого ума и неспособности мыслить логично.
 

Rhaenys Stark

Ленный рыцарь
Насчет Сансы и Ирулан интересное замечание, но Арья - не Алия. Разве что в первой книге и младшеньком возрасте. Там - да, маленькая девочка-имба-убивашка. Но взрослая Алия это скорее уже Серсея, а не Арья. Арья и ее линия безликих это украдено вдохновлено Бене Тлейлаксу и их лицеделами. Прям в открытую. Что еще раз, кстати, подтверждает, что они окажутся какими-то неприятными типами-злодеями и всем придется несладко иметь с ними дело.
Сопоставлять персонажей Дюны и Песни реально интересно, тем более, что Мартин явно очень вдохновлялся Дюной, даже удивительно, что не все с этим бывают согласны. Но я серьёзно не понимаю, как можно ставить знак равенства между двумя любыми конкретными персонажами Мартина и Герберта. У Мартина персонажи могут в чём-то напоминать сразу несколько персонажей Герберта каждый, но никогда никто не будет чётко один к одному.

И та же Ирулан не может быть равна конкретно только Сансе. Хотя, если честно, я не понимаю, почему она вообще похожа на Сансу) Для меня она как раз похожа на Дени.
Ирулан – дочь императора. Она не просто из очень знатной и влиятельной семьи, она принадлежит к правящему роду. При этом жизнь её матери во дворце полна опасностей. Ей там, как и Рейле при Эйрисе, несладко.
По изначальной задумке Дени представляет собой одну из нескольких основных опасностей, грозящих персонажам в Вестеросе, наряду с междоусобицами и надвигающимися с севера Иными. Как и Дом Коррино был опасен для Атрейдесов и противостоял Полу и фрименам.
Ещё Дени внезапно немножко и Джессика тоже. У Джессики должен был быть потомок-Квисатц Хадерах. У Дени сын – Жеребец, который покроет весь мир.

Но Джессику можно ещё и к Мелисандре в чём-то отнести. Сёстры ордена Бене Гессерит способны отличать изменивших внешность лицевых танцоров от оригиналов, Мелисандра, если не ошибаюсь, тоже что-то утверждала насчёт того, что Безликих различать может. Ну, в любом случае, у Мел есть что-то общее с Бене Гессерит, хотя бы с ожиданием рождения избранного.

Пол – это и Бран, и Джон. Бран потому что сын Кейтилин (если её считать аналогом Джессики, а судя по побегу к фрименам действительно похоже). Но если учитывать сериальный финал, то да, Бран скорее Лето II.
Но если вспоминать червей, то как-то сразу вспоминается история Эйреи и задумываешься, нет ли у Мартина такого симбиоза для всех драгонлордов.

Джон – Пол больше из-за истории с Вольным народом. Хотя, я думаю, что на фрименов могут и Иные претендовать. У них тоже там борьба за свой мир и особый климат должна быть, Мартин может что-то такое подразумевать в их истории, ну, по крайней мере, мне так видится)

Ну и Джон – Пол, конечно, потому ещё, что Рейгар, поняв, что ОП не он, но мб его сын, целенаправленно им обзавёлся, и очень вероятно искал на роль его матери конкретную девушку, чтобы Песнь Льда и Огня получилась. Свести две линии, Таргариенов и Старков. В Дюне тоже ведь хотят свести Харконненов и Атрейдесов для рождения Квисатц Хадераха. Только им типа не сам Пол должен был стать, а сын дочери Джессики и Фейд-Рауты. Кстати, думаю, что если Мартин ещё на этапе черновика представлял себе Джона на месте Пола, то на месте Фейд-Рауты он мог представлять Тириона. Ну типа если считать, что теория о том, что Тирион бастард Эйриса может быть правдой, и в Тирионе течёт драконья кровь, и он мог бы летать на драконе. Тем более, Тирион первоначально задумывался не карликом и по возрасту ближе к Джону. Фейд-Раута – двоюродный брат матери Пола. Тирион, возможно, задумывался как дядя Джона. И их дуэль, аналог дуэли Пола и Фейд-Рауты, могла бы быть первым придуманным Мартином Танцем Драконов)

И брак Пола с Ирулан мог быть некой моделью брака Джона и Дени, почему нет. Как и то, что Ирулан не должна была иметь детей, а Дени не может. И момент с двумя жёнами Пола мог перекликаться с историей Эйгона, Рейнис и Висеньи. А также мотивом жены по любви и жены по долгу (но не матери наследника). Возможно, Мартин хотел задвоить эту историю и дать Джону повторить историю Эйгона. А мб и передумал в итоге, и вторая история не случится.

Арья – Алия, не знаю почему вдруг нет) Она же не обязана быть идентичной, как и все предыдущие примеры, только в чём-то напоминать. И тут не только имя) У Алии есть доступ к памяти предков по женской линии. У Арьи нет, конечно, такого, и вряд ли будет, но зато у неё будут умения Безликих, а они-то как раз получают доступ к памяти человека, с которого было снято лицо. Если вспомнить тот же опыт Арьи, когда она надевала маску. Так что прикосновение к памяти множества личностей Арье, можно считать, гарантировано. Ну и тут вспоминается ещё прозвище Алии – Дева Ножа и поневоле задумываешься, а что если валирийский кинжал, попавший к Арье – это всё же мартиновское? Как и убийство КН может быть схоже с убийством Алией Владимира Харконнена.

Но в любом случае, как ни сравнивай персонажей Мартина и Герберта, сколько общих параллелей ни находи, я не верю в то, что можно определить точную судьбу мартиновских персонажей, или вычислить какие-то сюжетные повороты. Или сказать, кто у Мартина будет хорошим, а кто злодейским злодеем (это вот вообще, имхо, не имеет смысла). Мартин же не плагиатил Дюну и даже не сочинял свой типа исправленный вариант. Просто вдохновлялся и понемногу что-то заимствовал, но создаёт нечто совсем отдельное, не говоря уже о том, что мог уже сто раз изменить первоначальные замыслы, даже ещё до своей первой книги.
 

Нимврод

Знаменосец
Тирион, возможно, задумывался как дядя Джона
Почему? Ну кроме параллели с Фейд-Раутой. Но в целом с вашим анализом согласен, за одним исключением:
Мартин же не плагиатил Дюну
Не плагиатит, но финал может быть в чем-то сходен воцарением Лето. Только тут вместо конкретного императора-червя - коллективный разум телепатов-древовидцев.
 

Rhaenys Stark

Ленный рыцарь
Почему? Ну кроме параллели с Фейд-Раутой.
Ну типа если считать, что теория о том, что Тирион бастард Эйриса может быть правдой
Может и не бастард. Хороших подтверждений этой теории хватает ( я их не буду тут расписывать, ок? всё равно будет оффтоп), но железных доказательств, конечно, быть пока не может.

А параллель с Фейд-Раутой тоже как раз хорошо к этой теории ложится. Как минимум, к изначальному намерению Мартина сделать Джона и Тириона скрытыми родственниками и соперниками. А в итоге Мартин мб и совсем другое развитие событий выбрал. Перенёс часть роли условного Фейд-Рауты на ту же Дени, например. Тоже выполняются условия тайных родственников (причём та же степень родства), соперников. И оба генетически или потенциальные избранные, или потенциальные родители такого ребёнка. Как и в Дюне.
 

Сэмэн

Ленный рыцарь
Основное сходство Дюны и ПЛиО в том, что обе книги описывают феодализм, только у Герберта в космосе, а у Мартина - в выдуманном мире.
Оттуда столько параллелей и совпадений.
 

IrinaS

Рекрут
Предлагаю обсудить следующий вопрос. Термин "Великие Дома" Мартин взял у Г...
Герберт, возможно, повзаимствовал термин от греческого слова φαραώ (фараон), которое происходит от древнеегипетского pr-aА и буквально переводится как «великий дом».
 

капля лета

Межевой рыцарь
Очень жаль, что роль Фейд-Рауты не досталась Тому Глинн-Карни, который просто создан для неё, Остин Батлер тоже ничего, но он слишком слащавый и напоминает Шаламе, как бы сказала леди Черт из табакерки, «ещё один готический принц», а у Тома вполне злодейское выражение лица и определённое внешнее сходство с Фейд-Раутой плюс он побрил голову в духе вильневской «Дюны», а кроме того, он предпочтителен в этой роли благодаря своему сходству с сериальным Джоффри, который списан Мартином как раз с Фейд-Рауты (наряду с Тирионом, Псом, Рамси и ЮГ, в их случае сходство чисто сюжетное, причём ЮГ также сюжетно косплеит дочь Фейд-Рауты, которую Фенринг с женой пытались посадить на престол, что в итоге стоило ей жизни, но это, скорее всего, совпадение), что наиболее заметно в черновике, где у него должен был состояться итоговый поединок с Роббом, который Робб выигрывал, покалечив Джоффри, но в итоге погибал в битве, впоследствии Мартин изменил Джоффри, сделав его более трусливым и слабым, хотя отголоски его первоначального образа остались в сцене тренировки в Винтерфелле. Аналогичная ситуация в отношении Дейва Батисты – жаль, что его не взяли на роль Горы, он бы идеально вписался в его образ (взять хотя бы фильм «007: Спектр», где он откосплеил Гору, выдавившего глаза Оберину), который, в свою очередь, списан с Раббана наряду с Рамси, Бейлоном и Серсеей (в двух последних случаях сходство также чисто сюжетное), интересно, что Мартин поменял их характерами и распределил в разные семьи одинаково равномерно, дав каждому по младшему брату и сестре, что придаёт особый смысл отношениям Пса и Сансы, которую также можно назвать альтернативной дочерью Лето (и одновременно Ирулан, которая изначально являлась гордой и высокомерной и должна была погибнуть в «Мессии Дюны», но затем осталась в живых и переосмыслила свои взгляды), ставшего прообразом Неда, и которая по ходу сюжета состоит в разных отношениях с Джоффри, Псом и Тирионом, тогда как в «Дюне» планировался брак дочери Лето и Джессики с Фейд-Раутой, в котором должен был родиться Квисац Хадерах. Стоит заметить, что в черновике Харконненов почти не было, Джоффри приходилось одному за всех отдуваться, зато потом Мартин перенёс в ПЛИО всю семейку, как разделяя, так и соединяя их, больше всего в этом отношении повезло барону – он разделён на 6 персонажей: Тайвина, Русе, Мандерли, Кразниса, Йеззана и Иллирио, из них последний является наиболее приближённым к прообразу (между прочим, роль Иллирио в пилотной серии исполнил актёр, сыгравший барона в сериале «Дюна»), также в Ланнистерах Мартин соединил Харконненов и Коррино (символом Коррино был золотой лев на алом фоне) – Тайвин объединяет в себе Шаддама и барона (в свою очередь, Шаддам разделён на Тайвина, Эйриса и Тириона в плане отцеубийства), Серсея списана с Венсиции и Ирулан, а Томмен с Фарад'на, лишь Джейме и Мирцелла являются самостоятельными персонажами. Атрейдесы, в отличие от Харконненов, сосредоточены прежде всего в пределах дома Старков, что прежде всего касается Пола, которого в той или иной степени косплеят Нед, Робб, Бран и Джон, причём Нед объединяет в себе Пола с Лето I (ВБ также является деконструкцией «Дюны», поскольку Старки по итогу ничего не получили, а Джон Аррен вполне может оказаться ещё одним бароном), а Бран – с Лето II, Кет во многом схожа с Джессикой, Арья с Алией в детстве, а также с лицеделами и Фенрингом, который, в свою очередь, разделён на Вариса и Мизинца, причём Варис ещё является лицеделом и правдовидицей императора, а Мизинец – мастером тлейлаксу, Мандерли также косплеит Суфира Хавата, а Родрик Кассель напоминает Гурни Халлека. Вообще черновик почти полностью воспроизводит сюжет «Дюны», разве что в придачу к Неду Мартин слил ещё Кет с Роббом, затем он внёс некоторые изменения: передал Кет от Брана к Роббу, дал Арье новую увлекательную линию, которую также позаимствовал у «Дюны» (безликие схожи с бене тлейлаксу), возложил вину за взятие Винтерфелла и убийство Робба на Грейджоев, Болтонов и Фреев, которые отпочковались от Ланнистеров, и тем не менее сюжет первых трёх книг можно назвать неким аналогом марвеловского мультсериала «Что, если...?» по отношению к «Дюне», где Пол проиграл и погиб, Джессика превратилась в жуткую злобную нежить, Фейд-Раута был отравлен Мохиам, а альтернативный Фейд-Раута убил барона (если подумать, таковым является и последняя книга по отношению к первой, где барон убил Алию, Юэ убил барона, а Пол сошелся в поединке со своим гхолой), правда, Тирион не стал лордом УК и бежал в изгнание, также не случилось противостояния Джона и Джоффри, которые наиболее приближены к своим прототипам (Джоффри и Рамси являются тёмными двойниками Джона). Отдельно выскажусь о Дени, которая также списана с Пола, причём в её случае сходство является наибольшим – во-первых, оба появились на поколение раньше (Квисац Хадерах должен был родиться у дочери Джессики, а Дени должна была стать матерью «жеребца, который покроет весь мир», являвшегося мессианской фигурой в дотракийском пророчестве, тождественной АА и ОП, именно его, а не Дени боялся Роберт, посылая к ней убийц), во-вторых, сложно не заметить сходства при побеге беременной Джессики с Полом в пустыню и отправлении беременной Рейллы с Визерисом на ДК с последующим рождением дочери, в первой книге они вообще бежали ночью, впоследствии Мартин заменил побег официальной эвакуацией, в обоих случаях Мартин использовал инверсию мальчик-девочка, брат-сестра, поменяв их местами (Визерис под конец так же обезумел и обернулся против Дени и её ребёнка, как Алия обернулась против Пола и его детей). Наконец, оба являются мессианскими фигурами гигантского масштаба, окруженными легендами и предсказаниями, которые становятся символами масштабных событий, в итоге изменивших мир, при этом действия Дени в ЗР аналогичны джихаду Пола, когда, руководствуясь благими побуждениями, они пытались построить новый мир, что привело к значительным потрясениям и жертвам. Нельзя не заметить сходства Джона и Дени, на протяжении всего ПЛИО Мартин их старательно параллелит – оба попадают к суровым воинственным дикарям и в итоге возглавляют их, при этом находят там свою любовь, в чём также прослеживается деконструкция – если отношения Пола с Чани проходят через всю его жизнь, то Дрого и Игритт нужны лишь для того, чтобы ввести Дени и Джона в мир своих народов, попутно сопутствуя становлению и развитию их личности, после чего оба уходят из их жизни, оставив о себе лишь воспоминания (при этом с бароном Мартин поступил прямо противоположным образом – Тайвин и Иллирио очень любили своих жен и так и не вступили в новые браки, Русе привязался к Уолде и хотел создать с ней счастливую семью и даже у Йеззана была взаимная любовь со Сласти до конца), в дальнейшем оба становятся лидерами и занимают важные должности (Джон становится ЛК НД, Дени – королевой Миэрина), оба переживают предательство и находятся в неопределённом состоянии в конце пятой книги, и оба должны неминуемо встретиться и вступить в близкие отношения (я верю в джонерис, но не такой, как в сериале). Интересно, что Ланнистеры, будучи списанными с Харконненов и Коррино, сюжетно косплеят Атрейдесов – в первой книге они единым кланом выступают против Старков, во второй отстаивают престол, а в третьей и последующих книгах выступают друг против друга, в этом отношении особо примечательна Серсея, вобравшая в себя представителей всех трёх домов – Венсицию, Ирулан, Раббана и взрослую Алию. Стоит заметить, что сериал заметно усилил некоторые линии, заимствованные из «Дюны»: открытое противостояние Джона и Рамси; брак Сансы и Рамси; отношения Джоффри и Маргери, которых в книгах практически не было, в сериале получили развитие и напоминают отношения Фейд-Рауты с Марго Фенринг, также установившей над ним контроль с той лишь разницей, что Маргери для этого не понадобились приёмы Бене Гессерит, да и образ сериальной Маргери напоминает Марго и Ирулан в сериале «Дюна», которой досталась линия Марго; отношения Робба и Талисы в сериале также подобны отношениям Пола и Чани, прошедшим через всю их жизнь, и даже убийство Дени Джоном напоминает поединок двух гхол Пола из последней книги. Следующее сходство в обоих случаях является неканоничным и взято из сериала «Дюна» – Дени послала Дорею к Ксаро с целью вступить с ним в связь и выведать важную информацию, как Ирулан посылала свою приближенную к Фейд-Рауте с аналогичной целью, но если она честно выполнила задание, то Дореа предала Дени и причинила ей ощутимый вред, за что получила заслуженное возмездие, также присутствует некоторое сходство с сериалом «Дети Дюны» – сериальные отношения Дени и Джораха напоминают отношения Венсиции с Тайкаником, которые также изменены в подобном ключе, Алия во многом схожа с Дени из последних серий, а Дункан Айдахо – с сериальным Джоном как внешне, так и характером (чего стоит сцена, где он грустно наблюдает, как Алия изменяет ему с Джавидом, невозможно даже представить подобное в исполнении Момоа). Также интересно, что во многих произведениях, написанных Брайаном Гербертом и Кевином Андерсоном, имело место обратное заимствование сюжетов ПЛИО прежде всего в отношении героев, перенесённых Мартином из «Дюны» (хотя, возможно, это просто совпадение) – поездка Лето в столицу и участие в политических играх, что в итоге привело его к трагичному концу, покушение Фейд-Рауты на Пола с целью доказать барону, что он является его достойным наследником, убийство Венсицией мужа, убийство Раббаном отца, охота на людей и игнорирование недвусмысленного приказа Моритани, повлекшее за собой поражение, взаимодействие Раббана и Фейд-Рауты с опасными для людей собаками и их нападение на Фейд-Рауту, наконец, Красная свадьба, устроенная Джессикой. В заключение скажу, что Мартин любит брать различные сюжеты как из реальности, так и у других авторов, и подвергать их деконструкции, что в отношении «Дюны» касается не только сюжета, но и структуры, которая была изначально противоположна «Дюне», где сюжет первых трёх книг развивался от внешнего к внутреннему – в первой книге имело место противостояние Атрейдесов с Харконненами и впоследствии с императором, во второй книге Полу приходилось разбираться с заговорщиками и недовольными его правлением, наконец, в третьей книге имело место противостояние между Атрейдесами, тогда как у Мартина, напротив, черновик включал сначала междоусобную войну двух домов, затем вторжение дотракийцев, и наконец, угрозу Иных, в дальнейшем сюжет претерпел изменения, в результате которых приход Дени и Иных состоится в последней книге, а три предыдущих образуют промежуточный цикл, завершающий все линии предыдущего и начинающий новые в связи с появлением новых героев, изначально не предусмотренных (Эурон, ЮГ), при этом одно сходство осталось неизменным – стремление образовать трилогию (Герберт изначально задумал первые три книги как трилогию, а затем планировал поступить схожим образом с пятой, шестой и седьмой книгами, но в итоге последняя книга была разделена на две части его сыном, унаследовавшим от отца любовь к трилогии – почти все приквелы выстроены аналогично).
 
Последнее редактирование:
в Дюне полно стильных фишечек и образов, но с точки зрения внутренней логики это тот еще шлак. Гораздо слабее ПЛиО на мой вкус, там вообще читабельны 1-2 книги
Я не в плане сравнения, кто лучший писатель – Мартин или Герберт. А про то, что Джордж во многом вдохновлялся сюжетами, образами, героями и поднимаемыми вопросами Дюны. Теми самыми «стильными фишечками», как вы выразились. К тому же это романы времен его молодости, он сам их хвалил и признавался, что подсматривал у Герберта сюжетные ходы и решения (что видно невооруженным глазом).
 
Пол этого не видел, кстати. Он видел угрозу стагнации и вырождения человечества в Империи Коррино, которая стала застойной и слишком подсела на пряность с одной-единственной планеты. Дальнейшие угрозы видел Лето II и то, про машины там спорно всё. Если мы говорим про романы Фрэнка Герберта, а не его сына со товарищи)
Лето говорил, что Пол видел и знал про Золотой Путь, но не решился пойти по нему, потому что боялся.
 

Gotcha

Знаменосец
Я не в плане сравнения, кто лучший писатель – Мартин или Герберт. А про то, что Джордж во многом вдохновлялся сюжетами, образами, героями и поднимаемыми вопросами Дюны. Теми самыми «стильными фишечками», как вы выразились. К тому же это романы времен его молодости, он сам их хвалил и признавался, что подсматривал у Герберта сюжетные ходы и решения (что видно невооруженным глазом).
ну я вроде не ставила под сомнение авторство этой идеи, раз уж Мартин это несколько раз в интервью подтвердил.
Я сомневаюсь в ее ценности для сюжета, раскрытия персонажей и качестве проработки. И если сравнивать с Дюной, то это как раз пример того как не надо делать. Характерно что у Герберта по-настоящему популярна только первая книга из серии, а все эти продолжения, где пророк пророком погоняет, и правители видят все наперед, интересны разве что хардкорным фанатам.
 
Сверху