Постараюсь расписать максимально кратко по Вестеросу. По Эссосу не буду, потому что это чистой воды сказка, "арабская ночь".
0. Общее отсутствие прогресса. Ну то есть формально у нас есть переход от, условно говоря, бронзового века к железному и от вождеств к крупным королевствам... но на самом деле всё это очень условно, и с определенного момента развитие Вестероса прекращается за вычетом отдельных чисто технически улучшений уровня "пришел король, построил дороги" или "пришел король, построил канализацию". Ну ОК, тут ещё возможна отмазка, что-де "Мартин сочиняет фэнтезЮ, а фэнтезЯ не предусматривает развитие, а предусматривает стагнацию".
1. Отсутствие рабовладельческого периода в истории Вестероса. В реальности все развитые народы через это прошли. Способность вестеросцев, таких, какими их рисует Мартин, отказаться от рабовладения в силу каких-то сложных морально-этических норм, тоже сомнительна. Но при этом работорговля исчезла уже несколько тысяч лет как, она запрещена... и при этом при желании лорд может продать неугодных себе лиц в рабство не то что в Ланниспорте, а в дикой запеньде Мормонтов (то есть работорговцы добираются и туда). Откуда же вообще взялся запрет?
2. Откуда в Вестеросе феодализм? Реальный феодализм - продукт разложения римской системы рабовладения (см. пункт 1) - а своей Римской империи в Вестеросе не было - и коллапса единого средиземноморского рынка вследствие арабского джихада (см. классическую работу Анри Пиренна), приведшего к натурализации экономики. Плюс необходимость военно-служилой знати в условиях постоянной угрозы извне (арабы, викинги, венгры). Откуда в Вестеросе рыцарство как конная знать, вообще непонятно, так как кочевники Вестеросу не угрожают от слова совсем.
3. Почему в социуме одновременно такую низкую роль играет религия - да, я знаю отмазку, что "раньше семибожие было сильнее", но как-то уж больно позорно его нагнули, да и у старобожников ситуация не сильно лучше - и при этом отсутствуют какие бы то ни было альтернативные религии светские учения о морали (см. Китай)? Почему отсутствуют какие бы то ни было попытки теоретизировать искусство политики, за вычетом исполненных мамкиного цинизма афоризмов в духе "волк не тот, кто лев, а тот, кто волк" "в игре престолов побеждают или умирают"?
4. Откуда в обществе, где религия играет столь ничтожную роль, такое количество организаций с фетишем на целибат - Ночной Дозор, мейстеры (кстати, почему не один лорд не додумался завести своих мейстеров как конкуренцию староместским? в Средневековье университеты множились и множились), королевские гвардейцы? Целибат даже не во всех моралистических религиях является ценностью, а некоторые его и вовсе порицают. Нет, я знаю отмазку, что целибат это символ комплексов автора на почве секса и брака самоотречения, но это полнейшая туфта.
5. Возвращаясь к пункту 2 - откуда в Вестеросе вообще семь более-менее единых регионов, а не ирландское крошево из сотен "королевств"? Реальный феодализм возник в ходе "приватизации" феодалами - бывшими королевскими чиновниками - подведомственных им земель. Феодалы могли быть сколь угодно независимы от короля на этапе феодальной раздробленности, но они помнили, что принадлежат вместе с королем к плюс-минус одной аристократической общности. А с какого фига власть условных Старков в долговременной перспективе будут признавать условные Болтоны, которые и сами были королями в прошлом? Почему короли-централизаторы, зная это, не извели конкурентов, заменив их на своих назначенцев? А если у них на это не хватило сил - то почему у них тогда вообще хватило сил для создания какого-никакого единого государства?
6. В реальном Средневековья уровень внутриэлитарного насилия снижало то, что вся аристократия, особенно высшая, была тесно породнена друг с другом. Война какого-нибудь Людовика Святого с Генрихом Английским была внутрисемейной разборкой - жены Людовика и Генриха приходились друг другу сестрами, а сами Людовик и Генрих оба были потомками Алиеноры Аквитанской и т.д. и т.п. - что сильно снижало градус радикализма этой разборки. В Вестеросе такого и близко нет - женятся аристократы преимущественно в пределах "своего" королевства / грандлордства (проект брачного союза, соединяющего Старков, Баратеонов, Талли, Арренов и Ланнистеров, стал даже поводом для отдельной конспирологической теории), и даже некоторые семейства в рамках одного региона вообще не роднятся (вышеупомянутые Старки и Болтоны).
7. Откуда вестеросская аристократия берет военный опыт? Реальная западноевропейская аристократия всё время участвовала в различных мелких стычках, в крайнем случае - отправлялась приключаться в крестовые походы. В Вестеросе - за вычетом времени гражданских войн - царит королевский мир, который каким-то боком при удивительно слабой королевской власти реально соблюдается. Аналога крестовых походов в Вестеросе нет. Вестеросских наемников в Эссосе не то чтобы особо много, да и наемники из Эссоса не особо блещут.
8. Как Арагорн собирал налоги королевская власть контролирует взимание налогов и таможенных сборов, если 99 % страны контролируют лорды, а способная контролировать процесс сбора налогов бюрократия нигде не описана? Почему в условиях предельной слабости королевской власти король/регент может назначать в Малый Совет кого угодно - привет Малому Совету Серсеи - вообще не консультируясь с лордами, тогда как в реальном Средневековье многие должности и вовсе нередко были наследными / выборными? Почему отсутствует упоминание о внутренних таможнях (биче реального Средневековья) и лорды не чеканят активнейшим образом собственную - не королевскую - монету?
8. Почему в Вестеросе с его славной традицией королей-тиранов не было никаких попыток осуществить правовое ограничение королевской власти в духе английской Великой Хартии Вольностей или венгерской Золотой Буллы? Почему вообще отсутствует представление о ограничениях королевской власти (в реальности, напомню, вассальные обязательства носили обоюдный характер)? Почему Великие Советы так и не превратились в полноценный представительный орган, хотя королям было бы объективно выгодно противопоставить грандлордам массовое представительство рядовых лордов и одновременно использовать Великий Совет для вотирования экстраординарных налогов с целью укрепления своей власти?
9. Почему в Вестеросе отсутствует естественная для любого сословного общества четкая дифференциация наказаний? С одной стороны государственного преступника экстра-класса, казнимого по тяжелейшему обвинению (Неда Старка), казнят обычным отрубанием головы (даже не повешением!), а с другой стороны очередной король-самодур может казнить знатнейших людей страны по желанию левой пятки хоть сожжением, хоть удушением. А знатных пленников могут хоть массово казнить (дворянская солидарность? желание содрать выкуп за пленника? нет, не слышали), хоть кормить человечиной "козлятиной", хоть подвергать сводящим с ума пыткам, хоть держать в "небесных камерах". Конечно, можно вспомнить про железные клетки Людовика XI и т.д. и т.п. (хотя держали в них не принцев крови), но это уже излет Средневековья.
10. Вдогонку к пункту 9 - удивительное отсутствие уважения к статусу короля (в реальном Средневековье - сакральной особы). Достаточно вспомнить... нет, даже не издевательства над Эйрисом мятежников-Дарклинов в Сумеречном Доле, а Тириона (а в сериале - ещё и Серсею), бьющего Джоффри по лицу. Из той же серии - непонимание Мартином того, что реальной средневековой знати палачество (типа Неда Старка, лично рубящего преступникам головы, или Деймона Таргариена, лично же рубящего насильникам члены) отнюдь не престижно, для него были специальные люди. Или мегадоставляющий момент с разрубанием пирога мечом - смежный случай того же явления.
11. Откуда такое странное отношение к бастардам, "дети лжи и похоти" и т.д. и т.п.? Дискриминация бастардов в реальности - следствие господства христианства с его моногамией, и то до позднего Средневековья церкви так и не удавалось внедрить моногамный брак и полностью оттереть бастардов от наследования. Откуда тогда в Вестеросе, где позиции семибожия, а в некоторых регионах (Север) оно и вовсе не является государственной религией, моногамный брак и дискриминация бастардов? Та же фишка с воспитанием детей - Кэйтилин почему-то страшно волнует, что Нед растит бастарда с законными детьми, хотя в реальном Средневековье что законные дети, что бастарды скорее всего росли бы с воспитателями. А у Мартина отдача сына в воспитанники пугает ту же Лизу так, как будто это катастрофа всей её жизни. Иными словами, тут анахроническое смешение современной и средневековой морали. Такое же анахроническое, как тот прием, через который Мартин слил Робба Старка, женив его "по любви" на Джейн Вестерлинг - хотя в реальном Средневековье правитель скорее всего жил бы с любимой женщиной как с конкубиной, и они оба не видели бы в том никакого для себя унижения, благо статус фаворитки короля был вполне "престижен" (брак и любовь в Средневековье были разведены не в том смысле, что "жениться по любви не может не один король", а в том, в первую очередь, что любовь не требовала церковного брака). И это только то, что мне пришло в голову сразу. Так-то там подобного добра ещё больше.Скажем, в мире дофига следов существования магии, но при этом интеллектуальный мэйнстрим это существование отрицает как таковое. И это при том, что даже в нашей реальности, где магии нет, множество людей в неё верили, так как эту веру порождают элементарные когнитивные ошибки.
12. Культ бабла вместо реального средневекового культа статуса. В реальном Средневековье короли кидали кредиторов только так из-за общей правовой незащищенность третьего сословия - у Мартина короли дрожат над госдолгом. В реальном Средневековье для феодала заниматься торговлей, не говоря уж о ростовщичестве, было позором (недаром по всему миру ещё в XIX-XX веках коммерция нередко была уделом презираемых / угнетенных религиозных и национальных меньшинств) - у Мартина Ланнистеры с их тысячелетней генеалогией славятся именно своим ростовщичеством, да и Тиреллы ростовщичеством не брезгуют. Из той же серии: содержатель сети борделей нувориш Бейлиш - вполне респектабельная персона, заседает в Малом Совете, получает титул грандлорда одного региона и женится на регентше другого. Такое ощущение, что абсолютно естественного для сословного общества понятия позорной профессии в Вестеросе просто не существует. Я уж молчу про трэшатину типа прЫнцесс, сбегающих в заморские бордели создавать там "свое королевство", и их детей оттуда, претендующих на трон. Придворные хронисты, ссылающиеся на мемуары шутов о том, кто как и в каких позах королевам и принцессам юбки задирал - из той же серии.
P.S. Ну и возможность любого рыцаря произвести в рыцари любого ноунейма, порождающая существование целого подкласса "межевых рыцарей" (от которых ИРЛ было бы дофига проблем и восстаний), тоже свидетельствует о непонимании Мартином сословного общества.