Нимврод
Знаменосец
Предлагаю обсудить вопрос наличия у Джорджа Мартина отсылок к древнеримской истории и историографии:
1) Валирия. Хотя параллели с Римом у неё в действительности довольно поверхностны (причем это "Рим без империи", всю дорогу республиканский), сорок семейств, монополизировавших валирийскую политику, могут рассматриваться как отсылка к римскому патрициату. Валирия - первопроходец рабовладения (причем максимально жестокого) в "западном мире" ПЛиО (западной части Эссоса, населенной потомками валирийцев), также, как римское рабство, заимствованное у карфагенян (также, как Валирия заимствовала рабовладение у гискарцев), было самым жестоким в западной части Ойкумены. Кроме того, голосовать на выборах в Волантисе, "Старшей Дочери Валирии", может любой свободный землевладелец, даже женщина - эта система, скопированная с Валирии, отсылает к Риму (правда, в Риме женщины не имели право голоса). Валирия описывается как политеистическое государство, где существовало множество самых разных культов, за что валирийцев критиковали последовательные монотеисты/дуалисты рглорианцы (массовое распространение религии которых напоминает распространение ортодоксального христианства, гностицизма или манихейства). Культы, не вписывавшиеся в мэйнстрим, вытеснялись в маргинес: в Валирии это делалось через вытеснение такого рода сектантов на периферию (Квохор, Норвос, Лорат - причем норвосский обычай брить женщин может отсылать к ортодоксальным иудеям), что отсылает уже к истории возникновения США как своего рода "Нового Рима".
2) История падения Таргариенов - жестокий и непопулярный король Эйрис Таргариен был свергнут восстанием Великих Домов после того, как его сын Рейгар похитил Лианну Старк точно также, как жестокий и непопулярный царь Рима Тарквиний Гордый был свергнут того, как его сын Секст изнасиловал добродетельную девушку Лукрецию. До этого был эпизод с осадой восставшего против Эйриса Сумеречного Дола, где горожане взяли Эйриса в плен, а Тайвин Ланнистер де-факто предложил Рейгару, руководившему осадой города, короноваться (или дождаться, пока осажденные убьют Эйриса). Данный сюжет выглядит как инверсия другого сюжета о Тарквинии Гордом и Сексте: "Особенная легенда связана с латинским городом Габии, находящимся в центре Лация, который взбунтовался против диктатуры Тарквиния Гордого. Из-за большой протяжённости его стен и трудностей осады римским войскам не удавалось взять город. Тогда Луций Тарквиний прибегнул к хитрости: в Габии прибыл Секст Тарквиний под предлогом спасения от жестокости своего отца. Никого не удивило, что Тарквиний даже к своим детям был жесток. Секст отличился в вылазках, и скоро ему было поручено командование гарнизоном осаждённого города. По приказу отца, он ослабил или уничтожил всех богатых и важных граждан города Габии, а потом и вовсе открыл ворота города римлянам". У Мартина наоборот, Рейгар осаждает город, где держат в плену его отца, при этом недовольные предлагают ему короноваться. Разве что непонятно - была ли оппозиция Рейгара Эйрису мнимой (как в истории Секста и его "ложной измены") или всё-таки подлинной, и Эйрис и правда подозревал сына в измене?
3) Тот же сюжет о Тарквиниях - в истории Рейниры и Деймона Таргариенов. У царя Сервия Туллия были две дочери по имени Туллия (старшая - тихая и добрая, младшая - жестокая и амбициозная), которых он женил на двух братьях Тарквиниях, старшем (амбициозном) и младшем (неамбициозном). Старший Тарквиний, Луций, (будущий Тарквиний Гордый) сговорился с младшей Туллией, и они избавились от своих супругов - Туллии-старшей и Аруна Тарквиния - после чего поженились. Затем они организовали переворот и убили Сервия Туллия. У Мартина инверсия, поскольку если Сервий Туллий пытался держать амбициозную Туллию-младшую в узде, выдав её замуж за слабого и нерешительного Аруна, то у Мартина, наоборот, Визерис I дочери Рейнире всячески потакает и у них отличные отношения. Но сам механизм повторяется - жена Деймона Лейна Веларион как-то странно умирает при родах (по слухам ещё и родив драконоподобного уродца, что, возможно, указывает на применение магии), Лейнора Велариона убивает (и очень удобно исчезает в неизвестном направлении) Кварл Корри, после чего Деймон и Рейнира женятся и окончательно берут курс на устранение всех, стоящих на пути к дольче вита и неограниченной власти (загадочный пожар Харренхолла, убийство Веймонда Велариона и пр.).
4) Сюжет о способе казни королем Эйгоном II семибожников из числа сторонников Пастыря напоминает сюжет о том, как Нерон казнил христиан, зашивая их в просмоленные одеяния и затем поджигая: "В последний день года двести сорок одного «босоногого агнца» – всех самых пылких и убежденных приверженцев Пастыря – вымазали смолой и приковали к столбам вдоль мощеной проезжей улицы, уходящей на восток от Сапожной площади и ведущей на холм к Драконьему Логову. Как только прозвонили колокола городских септ, отмечая конец старого года и приход нового, король Эйгон II в своих носилках двинулся по улице (с тех пор известной как Путь Пастыря вместо прежнего названия «Холмовая улица»), а по бокам ехали конные рыцари с факелами, поджигая скованных агнцев и тем освещая дорогу королю. Так его милость поднялся на самую вершину холма, где среди пяти драконьих голов был прикован сам Пастырь. Эйгон, оперевшись на двух рыцарей Королевской гвардии, поднялся с подушек, доковылял до столба, к которому был прикован пророк, и поджег его собственноручно".
5) Чертами Калигулы наделены двое, по-видимому, неприятных Мартину персонажей - Джоффри и Станнис Баратеон. Джоффри - юный тиран-самодур (как Калигула, только Калигула был постарше), а Станнис у Мартина ЕМНИП в спойлерной главе Теона говорит, что хотел бы, чтобы у всех лордов Вестероса была одна шея - это переделенная цитата Калигулы.
А вы что думаете, коллеги?
1) Валирия. Хотя параллели с Римом у неё в действительности довольно поверхностны (причем это "Рим без империи", всю дорогу республиканский), сорок семейств, монополизировавших валирийскую политику, могут рассматриваться как отсылка к римскому патрициату. Валирия - первопроходец рабовладения (причем максимально жестокого) в "западном мире" ПЛиО (западной части Эссоса, населенной потомками валирийцев), также, как римское рабство, заимствованное у карфагенян (также, как Валирия заимствовала рабовладение у гискарцев), было самым жестоким в западной части Ойкумены. Кроме того, голосовать на выборах в Волантисе, "Старшей Дочери Валирии", может любой свободный землевладелец, даже женщина - эта система, скопированная с Валирии, отсылает к Риму (правда, в Риме женщины не имели право голоса). Валирия описывается как политеистическое государство, где существовало множество самых разных культов, за что валирийцев критиковали последовательные монотеисты/дуалисты рглорианцы (массовое распространение религии которых напоминает распространение ортодоксального христианства, гностицизма или манихейства). Культы, не вписывавшиеся в мэйнстрим, вытеснялись в маргинес: в Валирии это делалось через вытеснение такого рода сектантов на периферию (Квохор, Норвос, Лорат - причем норвосский обычай брить женщин может отсылать к ортодоксальным иудеям), что отсылает уже к истории возникновения США как своего рода "Нового Рима".
2) История падения Таргариенов - жестокий и непопулярный король Эйрис Таргариен был свергнут восстанием Великих Домов после того, как его сын Рейгар похитил Лианну Старк точно также, как жестокий и непопулярный царь Рима Тарквиний Гордый был свергнут того, как его сын Секст изнасиловал добродетельную девушку Лукрецию. До этого был эпизод с осадой восставшего против Эйриса Сумеречного Дола, где горожане взяли Эйриса в плен, а Тайвин Ланнистер де-факто предложил Рейгару, руководившему осадой города, короноваться (или дождаться, пока осажденные убьют Эйриса). Данный сюжет выглядит как инверсия другого сюжета о Тарквинии Гордом и Сексте: "Особенная легенда связана с латинским городом Габии, находящимся в центре Лация, который взбунтовался против диктатуры Тарквиния Гордого. Из-за большой протяжённости его стен и трудностей осады римским войскам не удавалось взять город. Тогда Луций Тарквиний прибегнул к хитрости: в Габии прибыл Секст Тарквиний под предлогом спасения от жестокости своего отца. Никого не удивило, что Тарквиний даже к своим детям был жесток. Секст отличился в вылазках, и скоро ему было поручено командование гарнизоном осаждённого города. По приказу отца, он ослабил или уничтожил всех богатых и важных граждан города Габии, а потом и вовсе открыл ворота города римлянам". У Мартина наоборот, Рейгар осаждает город, где держат в плену его отца, при этом недовольные предлагают ему короноваться. Разве что непонятно - была ли оппозиция Рейгара Эйрису мнимой (как в истории Секста и его "ложной измены") или всё-таки подлинной, и Эйрис и правда подозревал сына в измене?
3) Тот же сюжет о Тарквиниях - в истории Рейниры и Деймона Таргариенов. У царя Сервия Туллия были две дочери по имени Туллия (старшая - тихая и добрая, младшая - жестокая и амбициозная), которых он женил на двух братьях Тарквиниях, старшем (амбициозном) и младшем (неамбициозном). Старший Тарквиний, Луций, (будущий Тарквиний Гордый) сговорился с младшей Туллией, и они избавились от своих супругов - Туллии-старшей и Аруна Тарквиния - после чего поженились. Затем они организовали переворот и убили Сервия Туллия. У Мартина инверсия, поскольку если Сервий Туллий пытался держать амбициозную Туллию-младшую в узде, выдав её замуж за слабого и нерешительного Аруна, то у Мартина, наоборот, Визерис I дочери Рейнире всячески потакает и у них отличные отношения. Но сам механизм повторяется - жена Деймона Лейна Веларион как-то странно умирает при родах (по слухам ещё и родив драконоподобного уродца, что, возможно, указывает на применение магии), Лейнора Велариона убивает (и очень удобно исчезает в неизвестном направлении) Кварл Корри, после чего Деймон и Рейнира женятся и окончательно берут курс на устранение всех, стоящих на пути к дольче вита и неограниченной власти (загадочный пожар Харренхолла, убийство Веймонда Велариона и пр.).
4) Сюжет о способе казни королем Эйгоном II семибожников из числа сторонников Пастыря напоминает сюжет о том, как Нерон казнил христиан, зашивая их в просмоленные одеяния и затем поджигая: "В последний день года двести сорок одного «босоногого агнца» – всех самых пылких и убежденных приверженцев Пастыря – вымазали смолой и приковали к столбам вдоль мощеной проезжей улицы, уходящей на восток от Сапожной площади и ведущей на холм к Драконьему Логову. Как только прозвонили колокола городских септ, отмечая конец старого года и приход нового, король Эйгон II в своих носилках двинулся по улице (с тех пор известной как Путь Пастыря вместо прежнего названия «Холмовая улица»), а по бокам ехали конные рыцари с факелами, поджигая скованных агнцев и тем освещая дорогу королю. Так его милость поднялся на самую вершину холма, где среди пяти драконьих голов был прикован сам Пастырь. Эйгон, оперевшись на двух рыцарей Королевской гвардии, поднялся с подушек, доковылял до столба, к которому был прикован пророк, и поджег его собственноручно".
5) Чертами Калигулы наделены двое, по-видимому, неприятных Мартину персонажей - Джоффри и Станнис Баратеон. Джоффри - юный тиран-самодур (как Калигула, только Калигула был постарше), а Станнис у Мартина ЕМНИП в спойлерной главе Теона говорит, что хотел бы, чтобы у всех лордов Вестероса была одна шея - это переделенная цитата Калигулы.
А вы что думаете, коллеги?