Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.)..... местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам,
монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках. В тексте "Старой истории династии Тан" ("Цзю Тан шу") сказано: "
Шивэй - особый род киданей. Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ.
Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а
есть семнадцать правителей, которые зовутся
мохэфу и
наследственно правят ими, хотя и
зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева
ху (тальника? -
Е.К.) и стреляют очень метко... Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся.
Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога.
В селениях своих
строят небольшие
дома, покрывая их сверху шкурами. Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и
делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников.
Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков... В качестве домашних животных там в
одятся собаки и свиньи. Их
откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга.... Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй..." Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы....
Ездили шивэй на
телегах, запряженных быками.
Жилища строили, сплетая
стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шкурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей - их было мало - пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй, а не 9, как в "Цзю Тан шу".
---
Как мы видим предки монголов являли собой оседлый земледельческий народ, хотя и не слишком развитый. Уровень примерно соответствует восточным славянам до образования Киевской Руси. Что же с ними было далее?
---
История собственно монгольских племен Х-ХI вв. - это
история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно
сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязычных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.
Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или междоусобные войны.
Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, "над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги... Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности - Эргунэ-Кун. Значение слова
кун - „косогор", а
эргунэ - „крутой", иначе говоря, „крутой хребет"". Далее предание рассказывает, что
в Эргунэ-Кун монголы размножились и
стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде,
именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских
степей,
к голубому Керулену, золотому Онону. "И вот они нашли одно место, бывшее
месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они з
аготовили в лесу много дров и уголь... зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и
сделали из них кузнечные мехи. Затем
заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот горный склон не расплавился".
---
Уровень развития черной металлургии однако очень высок и значительно превышает любые мыслимые потребности их общества. Похоже чем то на промышленное производство у готов Черняховской культуры. Может устроить монгольскую промышленную революцию?
Идем далее
--
В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они
перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй.
Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища - квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в Х-ХI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.
---
Для Европы такой переход несколько необычен, но в Монголии такое бывало неоднократно, что вполне обьясняется природными условиями страны более пригодными для кочевого скотоводства нежели для земледелия. Отметим еще раз, что монголы кочевники относительно недавние.
---
Кидани, создав свою империю,
империю Ляо, в Х в.,
поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено "Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области", центром которой стал
город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски -
Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-
монголы были лояльны к Ляо,
династии этнически родственной, хотя некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.
---
Еще раз отмечаем роль пребывания монголов в составе киданьской империи Ляо - причем контакт был отнюдь не символический, киданьские города, крепости, форты и укрепленные линии пронизывали всю территорию монгольских племен. То есть фактически монголы жили внутри цивилизованного государства. Такое же положение в принципе сохранялось и позже
---
После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии
пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они
состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти
платили зерном, шелком, деньгами.
---
Отметим, что помимо всего прочего, цзиньцы также давали их вождям воинские и другие почетные звания. Хан кераитов Тогорил получил звания вана, вождь монголов Темуджин - звание джаутхури.
---
К
середине XII в. относится
появление первого монгольского государства -
Хамаг монгол улуса ("Государства всех монголов"). Еще при династии Ляо
часть монгольской знати получила от киданей
должности и титулы знатности, такие, как
линвэнь или
сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-
монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии,
оказали ему помощь, в том числе и войсками,
выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй, и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями.
С 1135 по 1147 г. монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125 г. послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два посольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов.
В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен
мир. Цзиньские власти
уступили монголам 17 укреплений к северу от р.Сининхэ, которая стала пограничной.
К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).
Однако
Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя
(чжу) и принял
императорский титул цзуюань хуанди. Он объявил свой девиз царствования - Тянь-син, или "Расцвет, дарованный Небом". Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом
го ван, или "князь государства", Аоло ответил отказом.
Большинство исследователей
отождествляют Аоло боцзиле
с Хабул-ханом. В "Тайной истории" о Хабул-хане сказано: "Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган".
Амбагай-хаган имел титул "
всенародного кагана и государя улуса". Монгольское
улусун эджен, "государь улуса", если и не
соответствовало китайскому хуанди, "
император", то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го
чжу ("государь государства"). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана "монгольским ханом", "государем и правителем своих племен и подчиненных". Древние монгольские правители носили сяньбийско-жуаньжуаньско-тюркский титул
каган (хаган). Титул
хан, равнозначный титулу
хаган, появился позже.
Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия
(урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана.
---
А тут мы уже видим настоящее государство с имперскими претензиями, городами и укреплениями, на равных ведущую войну с империей Цзинь и даже добивающейся у них территориальных уступок.
Темуджин родился в правящем роду этого государства, правда к его рождению оно успело уже распаться (не без влияния цзиньских интриг), но тенденции к новому обьединению просматривались (помимо самого Темуджина, монголов обьединяли гурхан Джамуха и хан кераитов Тогорил Ван-хан)