Влюбленные могут иметь сколь угодно собственные и отличные от родителей взгляды на свое будущее, но основные мотивы любовной лирики - совместное преодоление препятствий силами любви, а вовсе не единоличным привлечением в дело власть держащих.
Уполовиниваем концепцию до "совместного преодоления препятствий" - и дело в шляпе.
Но на самом деле я говорил о другом. О том, что европейская культурная традиция (даже более узко - рыцарско-куртуазная традиция) признаёт само существование любви, даёт ей положительную оценку и признаёт за влюблёнными (или считающими себя таковыми) право на личный выбор, основанный на личных пристрастиях.
Это далеко не универсальная концепция. Та же эддическая и скальдическая поэзия ничего подобного не знает, влюблённость проводит по линии скорее психиатрии, чем романтики и насколько я помню из всей массы скандинавской поэзии любовная лирика составляет одно единственное произведение (посвящённое будущим королём Харальдом III Елизавете Ярославне). И лирика, там если честно... ну в общем нордическая
Поскольку вестеросская культура явно писана с той самой рыцарско-куртуазной, то факт признания желания девушки достаточной аргументацией для оспаривания отцовского мнения литературно должен быть оправдан. А как именно это будет истолковано в данном конкретном случае - уже детали. Люди вообще способны убедить самих себя практически в чём угодно. В том числе и в наличии большой и чистой любви.
Потому как она даже не потрудилась уточнить мнения своего нареченного - он то как смотрит на все это безобразие с помолвкой.
Ну она же благовоспитанная девочка. Встречаться с Джофри ей папа запретил и она честно это соблюла.
Ей сказали достаточно: и про опасность, и про смерть троих людей Старков, и про попустительство короля, и что все необходимые подробности она получит в Винтерфелле.
Ей ни разу не сказали об источнике и характере этой опасности.
Ей не сказали, что опасность может исходить от королевы и короля.
Её не сказали, что эта опасность имеет прямое отношение к её жениху.
Да - люди Ланнистеров напали на Неда и убили его людей. Какой вывод должна сделать Санса? Не ходить ночами по борделям? Запереться в комнате и держать кинжал под подушкой? Какие?
Как из нападения людей Ланнистеров следует тот факт, что поход Сансы к королеве закончится взятием девочки в заложницы?
Санса располагает значительно меньшим количеством информации нежели читатель, имеет куда менее детальное представление о характере Серсеи, зато имеет кучу личных интересов у читателя отсутствующих. Поэтому делать вывод "я читал книгу и догадался, а Сансе отец сказал, а она, дура, не допёрла" - несколько неверно.
По большому счёту в оценках той же Серсеи Нед точно также ошибся. И прошёлся ровно по тем же граблям, что и Санса. Причём дважды - сначала когда вызвал Серсею в богорощу и лично заложил ей все собственные планы (замечу, что Санса растрепала максимум о дате отъезда, в то время как Нед в красках и деталях рассказал, что он планирует делать). Второй рад Нед вступил на сей садовый инструмент когда попёрся по приглашению Серсеи в тронный зал...
Если уж умудрённый государственный муж так лажает, что Вы хотите от его одиннадцатилетней дочери. Которой даже, в отличие от Неда, Мизинец старательно не разжёвывал почему именно завтра утром он его предаст.
Всё что сказали Сансе - "делай как сказано, потом мы тебе может быть объясним". И вот тут вступает в дело пункт первый - право влюблённых на самостоятельное решение своей судьбы. Который и приводит к наблюдаемым последствиям.
Вообще-то у тех же выше помянутых Ромео с Джульеттой изначально был план, что свежеженатый Ромео пересиживает суматоху в безопасном месте, а потом кто-то за них бухается в ноги герцогу. Который добрый и простит.
Да мне вообще сдаётся, что Мартин тут троллил именно этот стереотип - влюблённые поступают против воли родителей и либо живут долго и счастливо, либо умирают в один день. У Мартина же всё традиционно жизненно и средневекового - прекрасный принц в душе садист и маньяк с комплексом неполноценности, а романтическое нарушение воли родителей заканчивается мрачно, кроваво и совершенно неромантично.
Но вот читатели истолковали ситуацию "возьмём принцессу и принца, поставим в романтические обстоятельства но сделаем не как в сказке, а как всегда" отчего-то в духе - "никакая она не принцесса, а дура и отца предала". А суть троллинга то и не приметили...
А почему вы решили, что его это не смутило?
Потому, что он не пошёл к матери... То есть сознательно продолжил её обманывать.
Дисциплина и дипломатия - это если бы она смогла наладить диалог с отцом, а не за его спиной с Серсеей, чтобы потом поставить того перед фактом.
Так она именно с этого и начала. Но отец оказался принципиально недоговороспособным и пришлось искать другие пути.
Хороший тон для 11 летней девочки - это слушаться отца, даже если он неправ. Так было во все времена, так есть и сейчас.
Я конечно могу вернуться к вопросу запрета и того, что я говорил десяток страниц назад - на то утро запрет отца потерял смысл. Но не думаю, что это кого-то убедит. Однако зафиксирую позицию - отца Санса в целом слушалась. Ей сказали не ходить к Джофри - она не пошла.
Мало того - она как и Бран отлично осознавала неправильность своего поступка в целом, что вполне может трактоваться как шаг к раскаянию. И осознавала она, что данный поступок ей не свойственнен и совершается в общем в обстоятельствах для неё лично экстраординарных.
Собственно это мы и наблюдаем на примере Сансы. Она совершенно четко оценила, кто может ей помочь в плане надавливания на отца, но только ради реализации собственного плана вынуждена была забыть и о том, что Джейме, напавший на ее отца - брат королевы, и что отец сказал, что надо молчать, т.к. на него и его людей напали, и что ее собственная волчица была убита по приказу королевы. И т.д.
Возможно я туп, но я не улавливаю логической связи между этими событиями и последствиями похода Сансы к королеве. Если, конечно, я забуду о прочитанном в книге по поводу подоплёки этих событий.
Из вышеизвестного любой наблюдатель на месте Сансы мог сделать следующие выводы:
1. Серсея женщина мстительная и стервозная. И не любит Арью. Но любит Джофри.
2. Брат Серсеи имеет личные счёты к Неду Старку, влез в драку, убил несколько человек и бежал из КГ.
3. Король не поддержал Неда.
4. Серсея не любит короля.
5. Джофри очень сильно не идеал.
Что дальше?
Принять отказа от помолвки? Но это крах мечты всей жизни. Со временем Санса поймёт эфемерность этой мечты, но на тот момент для неё это практически конец света и коллапс вселенной.
Отправиться в Винтерфелл за тридевять земель и пару месяцев пути уговаривать мать, чтобы отец передумал? Не у всякого есть на это терпение.
Пугаться собственной тени, королевы, короля и любого чужака? В паранойе Санса вроде бы на тот момент не замечена.
Взять под козырёк и бездумно выполнять указания старших? Увы, Санса уже дожила до возраста, когда указания старших начинают не восприниматься как аксиома, давлеющая над здравым смыслом, а критически оцениваться...