Хотя Ефремов, я думаю, был бы рад напихать в Туманность Андромеды побольше Таис Афинской.
Не-не-не. Не путаем религию (сиречь организованный культ) с магией и мистикой. Это несколько разные вещи.
В статье речь не о мистическом или магическом в фантастике, а именно об организованных и идеологизированных культах.
И эта разница между заявленным и реальным, мне кажется, действительно проистекает из современных авторам и читателям реалий.
Так я как раз и начал с того, что фентези и фантастика как жанр это именно бегство от реалий.
Просто в дарк фентези бегство осуществляется отчего-то в сторону чрезмерного сгущения и концентрации подобных "реалий". Если в мире встречаются негодяи, то здесь негодяями окажутся все персонажи поголовно. Причём сплошь и рядом такими, что пробы ставить негде.
Складывается впечатление, что многие авторы решили поиграть в "реализм", но по причине плохого знания предмета чудовищно переигрывают. Как неумелый актёр, корчащий на сцене рожи и заламывающий руки "для убедительности".
Глен Кук тоже не ребенок.
Кук, на самом деле, пишет весьма добрые и вполне гуманистичные вещи. У него, как и О.Генри, есть довольно редкий талант показывать светлое во мраке. Так что отнесение его к жанру имхо не совсем оправдано.
А вот Мартин в ПЛИО - скорее наоборот. Он практически где угодно найдёт негодяев и негодяйство, хоть у самого положительного героя.
потому-что ими прикрываются все без исключения подонки, мерзавцы и лгуны, которых журнашаи называют совестями нации.
Если дурной человек прикрывается хорошими идеями, это отнюдь не портит идей. И отнюдь не означает, что каждый говорящий о гуманизме обязательно лицемерный подонок.
Просто у Вас получается, что если зло лицемерно прикрывается добром, то самый логичный выход - плюнуть на добро и начинать творить зло явно и неприкрыто...
в этом смысле даркфентезя с позицией "все_м"№аки" совершенно безобидна, как раз таки за отмену прав_свобод стоят совершенно другие люди, прекраснодушные идеалисты-фанатики, типичные больше для классики, когда орды_осла против сил_бобра
Понимаете, всё это было бы логично, если бы мы говорили о критическом реализме в духе XIX века. Но возложение функций "вскрытия общественных язв" на жанр с откровенно сказочными корнями представляется мне несколько странным.
Тем более, что авторы нередко эти язвы не столько разоблачают, сколько достаточно явно ими наслаждаются.