Выскажусь тоже про Сансу. Почти осилила ветку и увидела три основных реакции на умолчание Сансы:
- наивная дура
- Dark Санса, осознанно прошедшая по трупам к северному "трону"
- хороший тактик, проницательностью решивший исход битвы.
Я же увидела другое. Санса отнюдь не глупа, она не жестокая и не подлая, и она никакой не тактик, а произошло следующее: вызвав войско Ааренов, она взяла на себя ответственность, но до конца ее донести в силу индивидуальных личностных особенностей (о которых позже) не смогла. В первый раз она не выдержала ответственности, когда не сообщила Джону, что написала письмо, второй раз, когда позволила ему вести переговоры, не вытащив главный туз из рукава, в третий - когда не настояла отсрочить выступление. Все три раза она демонстрировала не глупость, и не холодный расчет, и не продуманную тактику, а элементарную психологическую защиту - избегание, которая всегда является маркером душевной незрелости.
Когда она не рассказала о письме и отпустила Джона на переговоры без важной для исхода битвы информации, она думала («думала» тут условное слово, потому что психологические защиты срабатывают на бессознательном уровне): «Может, приедет, может, нет, может Джон примет это, может, нет, я не хочу нести ответственности за последствия, пусть все сложится, как сложится».
Когда переговоры закончились и ответственность усугубилась, потому что на кону теперь стояла жизнь Рикона, брата и наследника Винтерфелла, душевно незрелой Сансе стало нести эту ответственность в разы тяжелее: «Скажу, Джон не выступит, а Петир не приведет войско, жизнь Рикона окажется под угрозой, и я буду нести ответственность за его жизнь, я не хочу нести такую ответственность, пусть ее несет Джон, пусть он сам решает, но для очистки совести я скажу ему - я тебя предупреждала. Пусть все сложится, как сложится» (поэтому она и говорит, что Рикон уже мертвец, ей удобно думать, что таковы обстоятельства, и она никак не может на них повлиять). Сансе повезло, все сложилось так, как выгодно для нее, но в этом нет ни малейшей ее заслуги (а только ответственность).
И о личностных особенностях. Санса сочетает в себе три черты, которые по отдельности довольно распространены и безобидны, но вместе составляют гремучую смесь. Первая особенность - она все та же инфантильная девочка с головой, полной иллюзий, какой мы увидели ее в самом начале, раньше у нее была красивая картинка в голове, что она королева 7К, и жизни пришлось немало побить ее, чтобы эту картинку выбить, но такова организация ее личности, что одна картинка легко замещается другой. Сейчас у нее картинка, что она королева Севера, восстановившая попранное достоинство своего дома и свою честь. Самое плохое и опасное в этом то, что Санса не видит настоящих живых людей вокруг себя, она видит свои проекции людей, при помощи которых в своем воображении легко и безоблачно достигает желанной цели. Вторая особенность - она деятельна (мамино наследство), она не ждет и не советуется, сама принимает решения и тут же исполняет их. И все бы ничего, если бы не третья черта - она не умеет нести ответственности за принятые решения, полагаясь на «будь что будет».
Я не оправдываю Сансу, но и не осуждаю ее. Я не знаю людей, которые ни разу в жизни не прибегали к избеганию как способу уйти от ответственности, только если в обыденной жизни это приводит, например, к испорченным отношениям, то в игре престолов - к большим и напрасным жертвам. Механизм тот же, а масштабы несоизмеримы. Люди несовершенны, увы. Тут многие задавались вопросом, изменится ли Санса. Мой прогноз - нет, ее личность полностью сформировалась, она демонстрирует вполне сложившийся поведенческий паттерн, и я не вижу ни одной предпосылки для изменений (за исключением сценарной необходимости). И Санса, и Джон в этой серии действовали полностью в рамках логики развития этих героев на протяжении всего сериала, я не увидела никаких противоречий.
Серия мне очень понравилась, впервые за долгое время я просто погрузилась и жила тем, что происходило на экране, не отвлекаясь на анализ и фэйспалмы, поводов для которых, как выяснилось после прочтения комментариев, было немало, по-моему, это хороший показатель отличной работы всей команды (огромный респект Мигелю Сапочнику) - ошибки есть, но кому хочется в них ковыряться, когда тут такое. Выдернула меня из этого прекрасного состояния одна единственная сцена - переговоры Грейджоев с Дейнерис. Я буквально на днях перечитывала статьи, посвященные восстаниям Грейджоев, целью всех восстаний было вернуть железнорожденным право жить по старому закону. Яра, демонстрировавшая на протяжении всего сериала верность законам ЖО и во всеуслышание подтвердившая ее на совсем недавнем Вече, неожиданно быстро и легко согласилась с условиями Дейнерис. Неправдоподобно. Зато стало понятно, зачем была нужна сцена в волантийском борделе - так нам объяснили, почему пара томных взглядов Дейнерис из-под ресниц превратили матерую разбойницу в удобного партнера для Дрокономатери, с помощью которого и рыбку съест Вестерос отвоюет, и идеалами не будет вынуждена поступиться.