Джордж Мартин и шоураннер «Дома драконов» Райан Кондал в недавнем выпуске подкаста Coupledom рассказали о ключевых сложностях, которые пришлось решать при адаптации «Пламени и крови» в виде сериала. Мартин рассказал, почему сосватал Кондала в HBO, когда Брайан Когман и другие сценаристы покинули этот проект. Кондал в свою очередь поведал слушателям, что активно советовался с Мартином по всем важным и не очень решениям и надеется, что результат порадует фанатов. Краткая выжимка (по транскрипту):

Почему Мартин верит в Кондала?

Мартин и Кондал подружились в 2013 году, когда начинающий шоураннер приехал в Санта Фе снимать свой пилот (который так и не превратился в сериал). После этого они встречались поболтать один или два раза в год, когда писатель бывал в Лос-Анджелесе по делам. Так Мартин узнал, что Кондал любит ПЛИО, прочел все побочные книги и вообще разбирается в фэнтези: «Все современное фэнтези породили Джон Толкин и Роберт Говард», — объясняет писатель, и обоих Кондал тоже читал. В это время в HBO работали над сериалами-преемниками:

Я предложил несколько идей, в том числе историю гражданской войны, которую я называю Танцем драконов. Дальше работали разные команды сценаристов, и кто-то продвинулся совсем недалеко, а кто-то проделал большую и очень хорошую работу, но настал момент, когда мы остались без сценариста на проекте по Танцу драконов. Как раз в это время у нас состоялась встреча [с Райаном Кондалом], и я подумал: «А вот он бы справился!» Наверное, Райан счел меня сумасшедшим, когда я предложил ему этим заняться.

[..] В HBO тогда занимались созданием еще четырех сериалов-приквелов. Над ними работали отличные сценаристы с большим опытом в кино и на телевидении, но они не ориентировались в моем мире. Я, конечно, не слишком объективен, потому что я автор первоисточника, но это грустно, когда сценарист берется за адаптацию, не разбираясь в материале, а иногда даже будучи совершенно не в восторге от этого материала. Они в таких случаях говорят о своем ви́дении и всем в таком духе. Даже как простой зритель, я не хочу смотреть на чье-то ви́дение «Великого Гэтсби» — мне нужно ви́дение самого Скотта Фицджеральда, я хочу, чтобы передо мной ожили Дейзи, Том, Гэтсби и ревущие 20-е. Это желание не всегда выполняется, поэтому я счастлив работать с таким человеком, как Райан, который не только хорошо знает мои книги, но еще знает и любит жанр фэнтези в целом.

У «Дома драконов» два шоураннера. В самом начале Мигель Сапочник сосредоточился на производственных вещах, а Кондал отправился к Мартину в его уединенную твердыню, чтобы разрешить несколько ключевых проблем первоисточника и наметить пилотную серию.

Выбор стартовой точки

Определение момента, с которого все начнется, — одна из самых сложных творческих задач создания «Дома драконов». Мартин объясняет:

С чего же начать? Ведь в основе сюжета не какой-то законченный самостоятельный роман. «Пламя и кровь» — это воображаемая история правления Таргариенов, написанная персонажем внутри моего же мира… Вот взять хотя бы историю Англии. С чего начать — с пиктов, с кельтов, со вторжения римлян? Может, перескочить сразу на саксов? Или ну их, начнем-ка с Вильгельма Завоевателя! Здесь мы должны были решить похожую проблему. Над ней бился я сам и другие сценаристы до Райана. Никак не могли договориться о начальной точке: я хотел начать пораньше, другие — попозже. Мне кажется, что в итоге мы пришли к отличному решению.

Общее соответствие книгам

Кондал отмечает, что из-за особенностей первоисточника ему потребовалось перестраивать повествование, дописывать сцены и диалоги. Это сложнее, но дает больше свободы и позволяет сценаристу многое сочинить, оставаясь при этом предельно верным первоисточнику.

Я сразу пообещал Джорджу, что сделаю настолько точную адаптацию, насколько смогу с учетом необходимых изменений и доработок, потому что визуальная подача материала отличаются от книжной хроники. [..] Мы с Мигелем подошли к работе как фанаты оригинального сериала и старались сделать все так, чтобы фанатам понравилось. Для меня это означает преданную адаптацию. Мне повезло, я имел возможность общаться с Джорджем, показывать ему свои наброски пилотной серии, все черновики, потом показывал базу информации для сериала, когда он приезжал в Лос-Анджелес. [..] Я стараюсь держать Джорджа в курсе всего, насколько это возможно. Мне было очень важно, чтобы он одобрял мою работу, а если мы в чем-то расходились, то я искал приемлемый для обоих компромисс.

Таким образом, Мартин достаточно плотно помогал в написании пилотной серии, а затем консультировал Кондала по переписке. Мартин уклончиво замечает, что степень его участия «зависит от того, что вы считаете участием». Он подчеркнул, что не писал сценарий, как делал это для «Игры престолов»:

Я позже перестал это делать из-за своей занятости, да к тому же сериал все равно начал сильно расходиться с книгами. А мне еще надо было писать шестой том — дня не проходит, чтобы люди мне об этом не напомнили. Хорошо бы себя клонировать, чтобы все успевать.

Необъективный рассказчик

История в «Пламени и крови» подается от лица мейстера, который не видел происходящее собственными глазами, а воссоздает события, полагаясь на разрозненные и противоречивые источники. Кондал вместе с другими сценаристами должны были решить, что из этих сведений станет объективной историей мира и к чему это приведет. Кое-что при этом «не соответствовало замыслам Джорджа, но в итоге он это принял и ему понравилось».

О поддержке и злости фанатов

Кондал подчеркнул, что у Мартина многочисленные активные фанаты, но он и Мигель надеются, что смогут угодить им. Мартин, однако, с грустью замечает, что фанаты в нынешнее время отличаются от того движения, в котором он сам когда-то участвовал, особенно если судить по социальным сетям:

Я люблю фанатов, но социальные сети и интернет дали выход такой злобе, которую я никогда не видел в прежние дни. От любви до ненависти один шаг, особенно когда дело касается популярной франшизы. Я понимаю, что задержался с «Ветрами зимы», и хотя мне приходят сотни добрых комментариев, всегда найдутся те, кто не преминет напомнить об этом. «С Днем благодарения», — пишу я, а они мне: «К черту праздник, где книга?!»

Сам Мартин не ведет социальные сети, у него есть для этого помощники, а собственноручно он пишет только в своем Not a Blog. Социальные сети писатель не любит не только по той причине, что там люди демонстрируют злость и нетерпение в отношении его собственной работы. Совсем недавно он приводил ссылку на статью, в которой автор рассуждает о влиянии социальных сетей на общество — как они подрывают доверие к общественным институтам и способствуют атомизации, помещая людей в информационный пузырь и затрудняя способность общества вырабатывать совместный план своего развития. Соцсети не делают человека глупее и злее, пишет автор статьи, но социальные сети создают условия, когда глупое и озлобленное меньшинство может распространять свое мнение чрезвычайно широко, затыкая более умеренные и взвешенные мнения. Эти факторы особенно губительны для демократических стран. «Впечатляющее эссе, хотя и глубоко удручающее, ведь автор не питает особых надежд на перемены к лучшему. Есть о чем задуматься», — пишет Мартин.

[+] Примерно в это же время у писателя состоялась беседа для The Independent. Мы уже довольно хорошо знаем биографию писателя, поэтому приведем лишь некоторые интересные моменты, связанные опять же с отношениями с фанатами:

Я не понимаю, как люди могут так сильно возненавидеть то, что когда-то настолько сильно любили. Если вам не нравится сериал, просто не смотрите его. Откуда столько злости? [..] Я [в детстве] фанател от комиксов Marvel, но «Невероятный Халк» с Биллом Биксби и телефильм о Капитане Америке смотреть не стал, потому что они мне не приглянулись. Однако меня не переклинило, и я не начал строчить полные ненависти письма. Мне кажется, что социальные сети имеют какое-то отношение к тому, что происходит сейчас. [..] «Властелин колец: Кольца власти» еще даже не показали, но в интернете по его поводу уже идет мировая война со взаимным швырянием ядерными бомбами. Раньше быть фанатом «Звёздного пути» означало любить этот сериал, но половина нынешних треккеров ненавидит «Звёздный путь», как фанаты «Звездных войн» ненавидят «Звездные войны», а фанаты Толкина — «Кольца власти». Да как так? Я понимаю, что многим не нравятся изменения, но невозможно же просто бесконечно переснимать одну и ту же историю, сценаристам нужно пространство для творчества!

О соперничестве с «Кольцами власти»

Мартин ждет «Кольца власти» по нескольким причинам: ему интересно посмотреть, как сценаристы создадут историю, не имея почти никакой книжной основы, а еще он в принципе болеет за сериалы в любимом жанре:

Amazon купили права на Толкина, но не купили права ни на одну из его книг. У них нет прав на «Властелин колец», «Хоббит» или даже «Сильмариллион». Кажется, есть права на приложения к «Властелину колец», и они пишут историю Второй Эпохи на основе этого материала. Это довольно странная сделка, вокруг нее много мифов, так что я с интересом жду, что из этого выйдет. Когда стали известны даты премьеры «Колец власти» и «Дома драконов», тут же заговорили о битве между ними. «Кто победит и станет лучшим фэнтези-сериалом?» Не понимаю, почему кто-то обязательно должен победить. Я надеюсь, что оба сериала преуспеют. Я люблю соперничество, и если у них будет шесть премий Эмми (желаю им этого!), пусть у нас будет семь! Но в любом случае, это будет плюс для жанра фэнтези на телевидении. Я люблю фэнтези, люблю научную фантастику и хочу больше сериалов в этих жанрах.