Вышедшая на днях закадровая книга о десятилетних съемках «Игры престолов» Джеймса Хибберда оказалась не так вторична, как можно было ожидать — даже жаль, что на локализацию вряд ли стоит рассчитывать. Мы приводили переводы нескольких отрывков — о пилотной серии и рекастах ключевых актеров, о причинах отказа от Бессердечной, о съемках самой первой битвы сериала, — обо всем этом рассказывают шоураннеры, продюсеры, актеры, режиссеры, руководство HBO и сам Джордж Мартин. И хотя книга Хибберда фокусируется именно на съемках сериала, сложно совершенно не упоминать книги, по которым он поставлен. И главный эксперт в этом вопросе, конечно, сам Джордж Мартин! Ниже мы собрали и перевели отрывки из книги о разнице между сериалом и книжной сагой, включая события будущих книг. Курсивом помечены наши ремарки.

Джордж Мартин

От преданной адаптации к альтернативной истории

После выхода сериала Джордж Мартин называет книги и сериал двумя альтернативными версиями одной истории, но соглашаясь на экранизацию, он представлял себе этот путь совершенно иначе:

Джордж Мартин: Сейчас в это трудно поверить, но при нашей первой встрече у меня было куда больше опыта работы на телевидении, чем у Дэвида и Дэна. Я десять лет этим занимался, пройдя путь от штатного сценариста до главного продюсера. Провернись колесо судьбы чуть дальше, я и сам мог стать шоураннером. И вот теперь передо мной сидели два талантливых писателя, которые не имели ни малейшего опыта работы на телевидении. Я очень хотел быть на их месте и заниматься экранизацией, но мне надо было писать книги. Я до сих пор не дописал их.

Джордж Мартин: Они [Беньофф и Вайс] были очень убедительны. Им нравились книги, и они хотели адаптировать их для другого формата, а не присвоить и все поменять. Ненавижу эту голливудскую практику, когда сценаристы сообщают: «Хочу попробовать такой подход к экранизации». Не нужен никому твой подход, не надо ничего переосмысливать и переделывать, просто адаптируйте. Я ответил Дэвиду и Дэну, что мне нужна преданная адаптация: не хочу, чтобы от моих книг осталось одно название. Нужно сохранить секс и насилие, так что государственные ТВ-каналы исключаются. И экранизировать по книге за сезон. Еще я сразу же заявил, что хочу быть частью проекта, продюсировать, писать сценарии. По этим вопросам мы пришли к полному согласию.

В первом сезоне шоураннеры выполнили обещание и достаточно близко адаптировали книги. Но по мере роста опыта и уверенности в своих силах они стали вносить все больше изменений. И дело не только в отсутствии книжной основы — даже в первом сезоне были моменты, которые Мартину не нравились. Например, приказ Джоффри отрезать Мариллиону язык:

Брайан Когман: Джордж протестовал, потому что в книгах на певца позже вешают убийство Лизы Аррен. Но Дэвид и Дэн считали, что для сериала будет лучше, чтобы история менестреля оказалась законченной в первом сезоне, а со смертью Лизы разберемся, когда доживем до того момента.

Дэвид Беньофф: Мы не получаем бонусов за неотступное следование тексту книг. Это нам ничего не дает. Если приходится делать выбор между тем, что соответствует книгам, и тем, что лучше для сериала, мы всегда выбираем второе.

Очевидно, что в отсутствие книжной основы сценаристам пришлось многое сочинять самим, но по существу понятие «преданная адаптации» потеряло для них смысл задолго до этого момента. В 2013 году Дэвид Беньофф, Дэн Вайс и Брайан Когман приехали к Джорджу Мартину, чтобы обсудить дальнейшее развитие истории. К этому времени Мартин уже отлично представлял себе, что значит «преданная адаптация» по версии шоураннеров. За годы, прошедшие с первой встречи, писатель успел выпустить лишь один роман и написать часть следующего. Мы уже разбирали творческий метод Мартина: он ничего не планирует в подробностях и постоянно переписывает (см. например, здесь и здесь). Так что сценаристы вызнали у Мартина лишь какие-то ключевые моменты:

Джордж Мартин: Мне было нелегко обсуждать концовку книг, выдавать все свои секреты. У каждого персонажа своя судьба. Я рассказал им, кто взойдет на Железный трон, выдал большие сюжетные повороты, вроде происхождения имени Ходора или решения Станниса сжечь свою дочь. Но конечно же мы не обсудили всех и каждого, особенно второстепенных героев, так что их сюжетные линии могут быть совершенно иными.

То, что Мартин озвучил именно эти детали, не говорит о том, что он определился лишь с ними. Он вообще старается не обсуждать еще не написанные книги. Однако при обсуждении указанных сцен с прессой сценаристы ссылались на Мартина, так что отнекиваться было бы бессмысленно. В целом, отношение Мартина к сериалу хорошо описывает его метафора с детьми:

Джордж Мартин: Еще на пересъемках пилотной серии режиссер обсуждал все только с Дэвидом и Дэном. Я находился в 10 метрах от них, но никто не интересовался моим мнением. Я не стал закатывать истерику, но понял в этот момент: я отдал своего ребенка усыновителям, и на родительские собрания меня приглашать не будут.

Судьба Ширен

В закадровом ролике о жертвоприношении Ширен в пятом сезоне Дэвид Беньофф вкратце сослался на Мартина, и с тех пор фанаты спорили, каким образом все это случится в книгах и кто именно использует девочку в качестве жертвы — отец или все-таки Мелисандра? Как следует из книги Хибберда, сцена будет в «Ветрах зимы», и решение примет сам король — правда, при иных обстоятельствах:

Джордж Мартин: Я рассказал им… о решении Станниса сжечь свою дочь. Но книжная сцена будет немного другой.

Волшебство Мелисандры

Из «Танца с драконами» уже понятно, что Мелисандра не настолько могущественна, как хочет казаться. В беседе с Хиббердом Мартин подтвердил ее способность видеть в пламени будущее и использовать это знание в своих целях:

Джордж Мартин: Тут есть простор для толкований. Мелисандра хочет, чтобы все считали, что трех королей убило ее заклинание с тремя пиявками. Но возможна иная трактовка: она могла увидеть в пламени смерть этих королей и устроить шоу, чтобы приписать эти смерти себе.

Мелисандра: настоящая и ненастоящая (даже без ожерелья!)

Свадьба Сансы

В сериале сюжетная линия Сансы Старк после смерти Лизы Аррен существенно изменена. Сценаристы не хотели отказываться от сюжетной линии лже-Арьи, но вводить новую героиню, которая была бы безразлична зрителям, тоже считали неправильным.

Джордж Мартин: Джейни Пуль появляется лишь в пилотной серии — ее кратко показывают сидящей подле Сансы. После этого о ней забывают. В своем сценарии для восьмой серии первого сезона я прописал небольшую сцену с Джейни: после убийства Арьей мальчишки-конюшего она в истерике бежит к Сансе, а потом в зале малого совета Мизинец говорит: «Отдайте ее мне, я позабочусь, чтобы она не создавала проблем». Всё это вырезали.

Джейни Пуль вместе с Сансой Старк

Дэвид Беньофф: О Сансе, как о персонаже, мы заботились больше всего и хотели, чтобы в [пятом] сезоне она играла одну из главных ролей. Но если бы мы следовали книгам, сделать это было бы трудно. В книгах был очень интересный сюжетный ход с другой девушкой, но в сериале ее не было.

Джордж Мартин: Я пытался ввести в сценарий Джейни, чтобы она смогла позже исполнить роль лже-Арьи. Настоящая Арья сбежала, и ее считают мертвой, но Джейни все это время была у Мизинца и училась. Она знает Винтерфелл, у нее правильный северный говор, поэтому она могла бы выдать себя за Арью. Кто сможет с уверенностью узнать девочку, которую видел два года назад? Будете вы по приезду в замок своего сюзерена обращать внимание на бегающих вокруг детей? Но в сериале Джейни не было, поэтому они использовали в этой сюжетной линии Сансу. Лучше вышло или хуже? Сами решайте. Кстати, мне никогда не пеняли на судьбу Джейни в книгах — наверное, за нее, в отличие от Сансы, никто особо не переживал.

Брайан Когман: Мы придумали этот ход довольно давно. В книгах у Сансы мало глав в Долине — слишком мало для одного из главных персонажей. Мы довольно резко изменили ее сюжетную линию, но идея возвращения одного из Старков в Винтерфелл и воссоединения Сансы с Теоном в таких обстоятельствах выглядела богато. Кого следовало отдать в жены Рамси — совершенно новую героиню или одну из главных героинь, сыгранную потрясающе талантливой актрисой, пятый сезон взрослеющей на глазах у публики и обожаемой ею? Мне кажется, ответ очевиден: надо задействовать персонажа, который полюбился зрителю.

Джордж Мартин: Мой Мизинец никогда бы не отдал Сансу такому, как Рамси. Никогда. Он ею одержим. То он думает о ней как о дочери, которая могла у него быть, женись он на Кейтилин. То считает ее Кейтилин и хочет для себя. Он не отдаст ее никому, кто может причинить ей вред. В книгах все будет совершенно иначе.

Судьба Бессердечной

Объяснение решения шоураннеров исключить из сериала сюжетную линию Бессердечной мы уже приводили. Вкратце напомним точку зрения писателя:

Джордж Мартин: Достаточно ли важна и интересна роль Бессердечной в книгах?  Я думаю, что да, иначе не вернул бы ее из мертвых. Через нее я хотел показать, как обстоятельства смерти меняют человека.

Судьба Рикона

Идею шоураннеров при съемках пилотной серии исключить из сериала Рикона мы тоже уже приводили, но раз уж начали обсуждать разницу сериала и книг, то можно и повторить:

Джордж Мартин: Однажды Дэвид и Дэн позвонили мне с идеей выкинуть Рикона, младшего из детей Старков, потому что у него в первой книге совсем мало слов и действий. Я ответил им, что у меня на Рикона большие планы, и они его оставили.

Многие заметили, что имя лютоволка Рикона — Лохматый Песик (Shaggydog) — в отношении его сериальной судьбы стало пророческим (английское выражение shaggy dog story означает длинную и бессмысленную историю). Сложно сказать, насколько пророческим имя лютоволка окажется в книгах, однако пока что мальчик с ним все еще на Скагосе.

Рикон и Рамси

Судьба Ходора

В закадровых роликах шестого сезона Беньофф и Вайс признались: история Ходора была одной из самых шокирующих из всего, что они выудили у Мартина на встрече в 2013 году. Сцена с Ходором хронологически последняя, которую Мартин согласился обсуждать.

Джордж Мартин: Непристойно влезать кому-то в голову. Бран, возможно, в ответе за слабоумие Ходора, поскольку он проник в его разум так глубоко, что это отразилось на прошлом. Объяснение способностей Брана кроется в самом вопросе о природе времени и причинно-следственных связях. Возможно ли изменить прошлое? Является ли время рекой или океаном — можете ли вы плыть лишь в одном направлении или в любом? Я исследую эти вопросы в книге, но это сложно показать в сериале. У них получилось очень хорошо, но в книге будет немного иначе. В сериале это очень буквальный образ: Ходор силой держит дверь. В книгах он прихватил один из старых мечей в крипте, а Бран умеет варговаться в Ходора и упражнялся с мечом в его теле, как когда-то учился фехтовать в своем собственном. Поэтому призыв «держать дверь» для Ходора означает, скорее, удерживать проход, сражаясь с врагами. Немного иначе, но идея та же.

Ходор, держи дверь

Падение Стены и Белые Ходоки

В книгах никакого Короля Ночи во главе Иных нет, всю сюжетную линию с его смертью шоураннеры сочинили самостоятельно, в том числе долго выбирали, кому же его убить. Как оказалось, сочинили они не только это:

Дэн Вайс: Обсуждая брешь в Стене, мы решили не множить сущности. Что из существующего в этом мире может проделать в Стене дыру? Мало перебросить через Стену Короля Ночи или даже всех Белых Ходоков. Нужно, чтобы за Стену прошла армия в сотни тысяч мертвецов, так что дыра должна быть очень большой. Мы долго ломали над этим вопросом голову, а потом сообразили, что к тому моменту у нас будут персонажи огромного размера — хотя во время обсуждений они еще не были так велики. Драконы. Но заманить дракона на север от Стены было непросто.

Судьба Дейнерис

Хибберд пишет, что шоураннеры вставляли для Эмилии Кларк (Дейнерис) ремарки о том, как играть в некоторых важных сценах, предвещающих финал ее героини:

Эмилия Кларк: Я несколько раз возмущалась этими пометками. Я всегда прислушиваюсь к подсказкам, но иногда мне хотелось закричать, чтобы меня не учили играть роль. Кажется, визитной карточкой Дейнерис стали холодность и непроницаемое выражение лица, а мне всегда хотелось привнести в ее образ немного человечности. Временами я сопротивлялась. Я понимаю, что она должна быть несгибаемой, неумолимой и могущественной, говорила я, но в этом моменте она же еще и просто живой человек, поэтому я сыграю вот так и молюсь, чтобы именно этот дубль попал в финальный монтаж.

Дейнерис Завоевательница

Составлено по отрывкам, опубликованным здесь и здесь.