Сказки. Фантастика и вымысел в мировом кинематографе (фото АСТ)У недавно вышедшей книги «Сказки: фантастика и вымысел в мировом кинематографе» кинокритика и журналиста Антона Долина (считается Минюстом РФ иностранным агентом) не только завлекательное название, но еще и крайне завлекательная обложка, мимо которой фанату «Игры престолов» пройти трудно. Вот мы и не прошли, но спешим предупредить: Вестеросу в книге уделено куда меньше внимания, чем это может показаться по ее оформлению.

Сборник состоит из старых интервью, бесед и рецензий одного автора, написанных им в разное время, но объединенных жанровой принадлежностью упоминаемых фильмов и сериалов. Глава об «Игре престолов» включает три материала:

  • Вводное эссе, стр. 336—338. Повторяет публикацию в журнале Огонёк №24 2014 года, еще до того, как сериал стал законченным произведением.
  • Разговор с Джорджем Мартином, стр. 338—343. Небольшое интервью с незаезженными вопросами, которые Долин задал писателю, когда тот приезжал в Санкт-Петербург в 2017 году, у нас есть избранные отрывки.
  • Разговор об «Игре престолов» с Павлом Пепперштейном, стр. 343—358. Текст изначально вышел в журнале «Искусство кино» №7/8 за 2019 год и представляет собой стенограмму разговора Долина с писателем, художником и теоретиком современного искусства Пепперштейном о политических аллюзиях, которые превращают «Игру престолов» в актуальное политическое высказывание: «Это очень многослойный фильм, он дает огромное количество поводов для самых разнообразных рефлексий». Оба спикера считают сериал не традиционным эскапистским фэнтези, а отражением современности, песней наступающей эпохи глобализации на основе мифологического мировоззрения с вывернутыми христианскими сюжетами, Браном как королем от Кремниевой долины и всего в таком духе.

Что касается остальных материалов, то сама идея исследования «сказочного» жанра через культовые фильмы нескольких десятилетий замечательная! Вот только этот сборник, как и следует из введения, не ставит перед собой такую задачу. Дополнительные размышления автора, объединяющие разные материалы в общую картину, были бы кстати, но ничего подобного в книге нет.

Содержание книги (фото «Подписные издания»)