Сейчас вроде данный вопрос не очень актуален, да и тема, как я вижу, была создана несколько по другому поводу, но поскольку у сериального Теона больше тем нет, напишу здесь — давно уже хотела высказаться.
Полистала я обсуждения эпизодов ИП, и, можно сказать, случайно, мне попались полезные комментарии относительно книг («Танец с драконами» то я читала вот сейчас, но «Битву королей» практически не помню), и мои подозрения оправдались (хотя и по «Танцу» можно было догадаться): у Теона там долгое время угрызения совести просматривались разве что на подсознательном уровне (кошмары, ужас перед бывшим «я»), тогда как в сериале проблески раскаяния видны еще в разговоре с мейстером Лювином, не говоря уже о его доверительной исповеди «мальчику» в 3 сезоне. То есть, он раскаялся до — в отличие от книги. И хотя, насколько я поняла, многих такая "поправка" смутила (мол, теряется весь смысл превращения в Вонючку), однако я искренне считаю, что простой перестановкой местами понятий «раскаяние» и «наказание» сценаристы сделали Теона гораздо более человечным, я бы даже сказала — душевным и нравственным.
Вообще, мне никогда не нравился тот подход, когда героя заставляют страдать, чтобы он осознал свои ошибки, или того хуже — если он раскаивается на смертном одре. Ведь тогда получается, что это не совсем настоящее раскаяние, потому что, по логике, если бы человеку не пришлось пережить соответствующих несчастий и лишений, еще большой вопрос, заговорила ли бы его совесть или нет? В «Унесенных ветром» есть замечательная фраза по этому поводу, что «вы как вор, который жалеет не о том, что украл, а о том, что попал за решетку». Нет, я не утверждаю, что это о книжном Теоне (он правда раскаивается, на что нельзя закрыть глаза), но получается, что это чувство появилось у него под давлением. Более того, хотя грустно признавать это, но даже в «Танце», перед чардревом, он все еще старается себя оправдать, мол, «мне нужны были две головы, иначе меня бы засмеяли». Тогда как персонаж сериала понял, настолько низко он пал, запутался и заблудился, почти с самого начала, а уж на поздних стадиях (в 5-7 сезонах) вовсе не пытается оправдать себя, особенно что касается убитых мальчиков.
Частенько мне встречается мнение, что сериальный Теон слабее духом, быстрее сломался и даже на побег решился не сам. Да, что слабее — допустим, согласна (как и согласна с тем, что сцена с «What is your name?» крайне неубедительна — она скорее чисто техническая). Но насчет остального причина глубже, чем просто «слабак» и «слизняк». В 8 серии 5 сезона есть отличный диалог между Теоном и Сансой, где Теон совершенно прямо и недвусмысленно объясняет, почему отказывается признать свое подлинное имя, почему не хочет бежать: не только из страха перед Рамси, но и потому, что «I deserve everything. I deserve to be Reek». По-моему эти слова вообще можно взять за лейтмотив всего развития Теона в сериале. Не припомню, чтобы книжному персонажу в «Танце» приходили в голову подобные сентенции (зато помню, как он говорил, что уже заплатил за всё). Так вот и сломался он быстрее, видимо, по той же причине. Дабы иметь силы противостоять унижениям, оскорблениям и прочим инструментами психологического воздействия, человеку нужен внутренний стержень, а основа этого стержня — любовь к своей персоне и уверенность в собственной правоте (ну как Наполеон на Святой Елене, к примеру). Теон же к тому времени уже понял, насколько он подло и гадко поступил, он даже почти высказал это вслух, а потому ни бежать от правды (как пытался книжный Теон-Вонючка), ни убедить себя в том, что поступил правильно, он не мог. Не осталось стержня, как и не осталось надежды на то, что кто-то его спасет, что кому-то он нужен (Рамси тогда здорово разыграл трюк с «сестрой» - разбитая надежда ломает даже вернее, чем полное ее отсутствие).
Книжная версия истории Теона напоминает мрачную сказку: герой был красивым, самовлюбленным, эгоистичным и легкомысленным, потом его круто обламывают, забирают всё то, чем он гордился, и тогда он начинается задумываться о смысле жизни. В сериале же смысл несколько другой, рискну сказать, он более замысловатый: не пытки, не унижения и даже не оскопление сломали Теона, он уничтожил себя сам — когда отобрал у ребенка-калеки Винтерфелл, когда казнил сира Родрика, когда убил тех мальчиков. Возможно, он сам не предполагал за собой такой совестливости, потому, переступив черту, уже всё равно вряд ли смог бы жить как раньше. Кстати, последние слова упомянутого сира Родрика «Gods help you, Theon Greyjoy, now you are truly lost!» не в бровь, а в глаз: вряд ли имелось в виду гипотетическое возмездие Робба и северян, скорее то, что Теон потерян для самого себя. Правильно писали где-то — его оставалось только легонько подтолкнуть, чтобы он превратился в Вонючку. Наверное поэтому Теону оставили нетронутыми почти все пальцы, и зубы, и цвет волос: вовсе не требовалось аж таких изуверств, чтобы он надолго выпал из мира живых, образно говоря.
Тогда возникает другой справедливый вопрос: если Теон так скоро раскаялся, зачем его было так долго мучить и лепить из него Вонючку? Ну, во-первых, для наказания — а наказание нужно, чтобы обвиняемый в последствии мог простить самого себя (что труднее всего). А во-вторых, Теону нужно было научиться очень и очень многому: скромности, сдержанности, терпеливости, научиться меньше болтать и больше слушать (и прислушиваться к дельным советам), а так же думать головой, а не причинным местом. Теон не злодей, которого нужно было наставить на путь истинный, он ребенок, которого следовало воспитать. Наиблагороднейший «real father» Нед Старк с этим, увы, справился плохо: Теон в общем впитал старковский образ мышления, но практические его действия по большей части оставляли желать лучшего. Требовался... более строгий «учитель» - самый строгий из всех возможных.
Я не книжник и не сериальщик, то есть, к сожалению, не большая фанатка ни того, ни другого, но если говорить конкретно о Теоне (который как-то спонтанно запал в душу своим исповедальными речами), то, учитывая всё сказанное выше и даже не беря в расчет, чем всё это может закончится (надеюсь только, что явных различий с книгой не будет), я ответственно заявляю — в сериале он мне ближе.