Джей
Знаменосец
Деймон Блэкфайр как двойник-антипод Феанора и двойник Финглофина. Семь сыновей и не только
Информации о Деймоне Блэкфайре, вместе с его матерью и семью сыновьями, едва наберется на полторы страницы, поэтому число сходств и противопоставлений с Феанором, его сыновьями и другими членами дома Финве наводит на мысли, что это совсем не случайно.
Задуматься меня вначале заставили те самые семь сыновей:
1) Близнецы. У Деймона старшие, у Феанора младшие. С опубликованной версией Сильма сходство заканчивается, вот только в "Народах Средиземья" присутствует версия, где Амрод, старший из близнецов, погибает первым, потому что заснул на одном из сожженных кораблей Телери. Тут прямо полный перевертыш: близнец, погибший из-за подлого поступка отца - близнец, погибший из-за благородного почтения отца к поверженному сопернику
2) Маглор и Деймон "Скрипач". Маглор - второй сын, Деймон - второй претендент, и второй сын после близнецов, то есть тоже в чем-то второй. Оба связаны с музыкой. Маглор в конце своей истории пытался отговорить старшего брата от похищения Сильмариллов, но тот его не послушал, Деймон в самом начале своей истории говорил старшим братьям, что ему снилась их смерть, но они его тоже не послушали
3)Хейгона, который был предательски убит после битвы после того как отказался от меча, можно было бы сравнить с Маэросом(прекрасный воин, тоже ставший жертвой предательства на переговорах... Но я бы сказал, что здесь лучше подойдет Куруфин, описанный как из всех семи сыновей больше всех похожий на отца. В Таинственном Рыцаре подразумевается, что Биттерстил готовит Хейгона в преемники отцу в обход Скрипача по этой же причине. У обоих были сыновья, которые тоже пытались соответсвовать легендарному деду (Келебримор и Деймон III).
Более того, у Куруфина в Легендариуме тоже есть эпизод, когда он пострадал из-за своего благородства. Он отпустил Эола, хотя тот ему не нравился, из-за чего потом умерла его любимая двоюродная сестра и друг Аредэль. По этой логике, план Мартина на Третье Восстание может быть связан с эпизодом, когда Хейгон по той или иной причине щадит Дунка/Эгга, и это ведет к его поражению. Возможно, когда Хейгон то ли сдавался, то ли шел на переговоры после проигранного боя, он рассчитывал, что ему вернут оказанную услугу. Дунк, Эгг и Мейкар наверное хотели бы, но, видимо, либо Бринден, либо Эйрион, либо оба решили его убить.
4)А вот смерть Эйниса под белым флагом как-раз может отсылать к пленению Маэроса на переговорах с Морготом, чью роль в случае истории Деймона всегда будет играть Бринден "Бладрейвен" Риверс
5)Этот момент еще всплывет, но кое-что удобнее проговорить уже сейчас. Тот факт, что Бринден Риверс является двойником Эурона Грейджоя, (один глаз, братоубийство, магия, Bloodraven - Crow's Eye, монолог Эурона про то, как он хочет летать...) вообще видно невооружённым глазом. Эурон в основной саге аж око Саурона нацепил себе на личный герб... Но параллели с Сауроном есть и у Бладрейвена. Тот же красный глаз, и декларируемая способность, что он видит все. А Сауроном периода Сильмариллиона его роднит тот факт, что Саурон - лорд оборотней и сам может превращаться в разных животных и менять внешность. Бладрейвен может менять внешность (Мейнард Пламм) и вселяться в тела животных, а в основной саге пытается получить контроль над представителями семейства Старков, волков(по гербу) и оборотней(по сути). Более того, даже позиции в иерархии у Бладрейвена в приквелах и Саурона в Сильмариллиое совпадают: Бринден - Десница, второй после короля, Саурон - второй в Ангбанде после Моргота
Впрочем, контроль над волками - свойство, которое Саурон и Моргот разделяют. Моргот, кормя с руки еще волчонком, выращивает Кархарота, самого чудовищного волка, которого знал мир, а Бладрейвен похожим способом пытается сделать из Брана самого могучего древовидца(соответственно, и оборотня). Согласно двумя популярным теориям, буквально теми же способами:
И тогда Моргот выбрал из потомства щенков Драуглуина одного и сам кормил его живой плотью, и вложил в него свою силу
(Одна теория 0 печальной судьбе Жойена, и по другой теории Бладрейвен хочет вселиться в тело Брана, соответственно, передавая ему свою силу)
Про других сыновей Деймона ничего не известно, но Мартин заранее постарался, чтобы черты двух оставшихся сыновей Феанора можно было найти у других членов семьи Блэкфайров.
6) Карантир носит прозвище Темный (подходит всем Блэкфайрам и их мечу, Темному Пламени), отличался вспышками гнева и тем, что в отличие большинства эльфов, искал союзников среди гномов и людей
Caranthir, who loved not the sons of Finarfin, and was the harshest of the brothers and the most quick to anger (Глава XIII Сильмариллиона)
Двойником самого грубого и самого быстрого на гнев выступает Мейлис (гипотетически сын шестого сына, которого гипотетически звали Мейгор), в описании которого подчеркнута свирепая натура:
MAELYS B LACKFYRE, THE MONSTROUS : Captain of the Golden Company, named for his grotesquely huge torso and arms, fearsome strength, and savage nature
Как и Карантир, Мейлис был способен на неординарные союзы, и вроде бы был единственным из Блэкфайров, кто нашел серьезную поддержку в Эссосе. Правда, его союзниками в виде перевертыша выступили разные негодяи
7)Остается только Келегорн. Великий охотник, прекрасно обращающийся с животными, видимо светловолосый. Умения круто ездить на лошади, великолепно стрелять из лука и охотиться Мартин прописал Дейне Непокорной, матери Деймона, и в отличие от большей части ее описания, все равно включил в Путеводитель, как будто это в ней самое важное. Можно добавить, что в инверсии с Келегорном, посадившим, Лютиэнь под стражу, чтобы в итоге на ней жениться, Дэйна сама сидела под стражей, причем потому что ее брат не хотел быть на ней женатым.
(Большое описание Дейны: https://westeros.org/Citadel/SSM/Entry/1605/)
Теперь пора перейти к самому Деймону. Из-за сыновей его можно считать двойником Феанора, но вообще он скорее антипод, на которого Мартин почти без изменений переносит почти весь образ Финголфина, антипода Феанора из самого Сильмариллиона.
(Большое описание Деймона, на которое я буду ссылаться: https://www.westeros.org/Citadel/SSM/Entry/The_Great_Bastards/
С учетом того, что это описание - руководство для иллюстратора как рисовать персонажа, слова Мартина о внешности Деймона можно принимать за чистую правду)
8)Происхождение. Феанор и Финглофин - дети Финве, который в толкиеновском видении идеальной монархии должен был быть самым достойным из нолдор, раз валар сделали его их королем. Напротив, Деймон - сын человека, который в короли не годился, и даже носил прозвище Недостойный
9). Толкиен пишет, что из сыновей Финве, Финголфин был самым сильным самым стойким и самым доблестным, Финарфин - самым красивым и самым мудрым сердцем:
Fingolfin was the strongest, the most steadfast, and the most valiant. Finarfin was the fairest, and the most wise of heart (ГлаваV Сильмариллиона)
Мартин же не мелочиться, что для него нехарактерно. Деймону прописаны и почти нечеловеческая красота, и внешнее сходство с Завоевателем, и невероятные способности с мечом, и то, что он выглядел воином вплоть до каждого дюйма, и что он еще очаровывал людей при личном общении, а умер Деймон как-раз из-за проявления тех самых доблести и благородства, которыми был славен Финголфин, и серебристо-золотые волосы Деймона напоминают золотые волосы дома Финарфина... В общем, идеальное сочетание двух братьев, которые и по одиночке тянут на самых благородных героев у Толкиена
10)Как и Толкиен Финголфину, Мартин прописал Деймону особенный меч, дополнительно его выделяющий. Более того, Темное Пламя пока существует в тексте только для выделения Деймона, потому что Завоеватель им разве шута разрубил, да и с остальными Тарагриенами с ним нет ярких эпизодов. Если оно появится у Молодого Грифа, то оно будет введено как-раз для подчеркивания его родства с Деймоном Блэкфайром
11) Если вы думали, что желание Деймона взять вторую жену - чисто таргариеновская штука, которая явно ни к чему не отсылает, то вы ошибаетесь. Во многом, конфликт Сильмариллиона появился из-за того, что Финве взял вторую жену после смерти первой. Если вы думаете, что это нормально, то вы ошибаетесь, и неопубликованные тексты Толкиена о традициях эльфов, в которых говорится, что они женятся только по любви и только один раз на всю жизнь, делают ситуацию еще более спорной, чем у Деймона. Как и у Финголфина, неприязнь между Деймоном и его старшим братом возникает именно из-за этого, но непосредственная причина конфликта - другая.
12) Конфликт между Феанором и Финголфином переходит в острую фазу, когда Феанор, вследствие манипуляций Мелькора, направляет на Финглофина меч. Помните, кто у нас выступает двойником Мелькора?
Да. Путеводитель называет лишь одну причину, по которой Дейрон попробовал арестовать Деймона, и это - донос Бриндена Риверса. С учетом того, что все действия Риверса и в основной саге построены на лжи (он врет Брану, что тот сможет ходить, чтобы заманить его к себе, он превращается в Мейнарда Пламма, обманывая Дунка) существует безусловная вероятность того, что донос был ложный, и Деймон вообще восстал только ради защиты своей жизни. Это базовый сюжет для Мартина (манипулятор стравливает две силы, которые даже не понимают, что ими манипулируют, его роман "Умирающий Свет", Мизинец в первых книгах, видимо, Варис при Эйрисе), или это могло быть самоисполнившимся пророчеством, но даже если Бринден Риверс чуть ли не единственный раз в своей жизни сказал правду, это будет типичной инверсией.
Так или иначе конфликт между братьями в обоих версиях начинается с подачи местного Темного Властелина
Далее, мне почти сюрреалистично было осознавать, как в сцене смерти Деймона одновременно отражается и переворачивается сцена смерти Финголфина:
13) Финголфин выезжает против Моргота один, Деймон с армией и вроде бы побеждает в решающем сражении. Оба при этом показывают благородство, выделяющие их из прочих персонажей
14)Вызов Финголфина - это место, где Толкиен очерчивает всю суть Моргота. Он по-прежнему даже в теории не может быть побежден эльфами, но ему уже все равно ведом страх, и он боится как последний трус, но он не может не выйти, потому что он уже превращается во владыку, который не может проявить слабость перед своими подчиненными.
Ответ Мартина прямолинеен. В его мире зло побеждает не потому, что оно обладает сверхсилой, а потому что его злодеи не заботятся о таких мелочах, как мнение других. Бладрейвен побеждает потому что в отличие от Моргота следует своей трусости и не переживает из-за мнения о себе, и убивает Деймона сочетанием сразу нескольких способов, считающихся в Вестеросе верхом подлости: воспользовавшись тем, что Деймон останавливает натиск, чтобы позаботиться о сраженном противнике, убивает его 12-летнего сына выстрелом из лука, а затем и самого Деймона с его вторым сыном. Другой любитель дистанционного оружия у Мартина - Джоффри, чья трусость тоже выставлена на передний план.
15) Чтобы аналогию нельзя было проглядеть, Мартин подчеркивает, что для убийства Деймона понадобилось 7 стрел, хотя это едва не ломает реалистичность (для убийства сыновей Деймона хватило по одной стреле. Бладрейвен не мог выстрелить Деймону в глаз?). Финголфин нанес Морготу ровно семь ударов(не считая последнего):
И он нанес Морготу семь ран, и семь раз Моргот издавал крик страдания, а войско Ангбанда при этом падало в ужасе ниц, и эхо северных стран вторило криком. (Сильмариллион, Глава 18)
Прямая инверсия: Черный властелин, несмотря на трусость, из-за мнения подданых, выходит на последний бой, где герой наносит ему семь ран - Черный властелин, послушав собственную трусость и наплевав на мнения, убивает героя семью выстрелами из лука
16) Впрочем, ни Моргот, ни Бладрейвен не уходят без последнего ранения. Последним ударом Финголфин Рингилом ранит Моргота в ногу, после смерти Деймона и сыновей Эйгор поднимает Темное пламя и им же лишает Бладрейвена глаза. И Моргот, и Бладрейвен никогда не исцелят последней раны в бою
17)Более того, оба раза в результате махинаций Темного властелина семейство героя оказывается изгнано с Запада, твист Мартина в том, что сам Запад оказывается во власти злодея
Но если бы это было все, можно было бы сказать, что Деймон - двойник Финглофина, которому Мартин отдал семь сыновей Феанора. Но на рассмотрении осталось едва ли не самое важное, камни:
18) Феанор создал Сильмариллы, камни, содержащие в себе свет, и обжигающие тех, кто их недостоин, и весь Квента Сильмариллион - это повествование о попытках нолдор и не только их вернуть. Особенно стремятся это сделать сыновья Феанора
В Присяжном Рыцаре, новелле, которая и ввела Деймона Блэкфайра в сагу, мельком упоминается, что один из его сторонников по прозвищу Быстрый палец был пойман с украденными драконьими яйцами. Видимо, он украл их у Дейрона и ввез Деймону. Юстас Осгрей считал, что если бы его не поймали, это могло бы привести к победе Черного Дракона.
Это могло бы остаться лишь оговоркой, но сюжет Таинственного Рыцаря строится вокруг попытки Деймона II пробудить дракона из драконьего яйца. Более того, в пятой книге, Юный Гриф, кого многие читатели разумно считают потомком Блэкфайров, вступает в союз с Золотым Мечами, отрядом наемников, основанных Биттерстилом, и долгое время возглавляемых потомками Деймона, и вначале их план - тоже получить драконов, но уже драконов Дейнерис. Это самые подробно расписанные попытки Блэкфайров прийти к власти, про другие просто по сути почти ничего не известно, может быть драконьи яйца фигурировали и в них.
Драконьи яйца - идеальный аналог Сильмариллов. Они тоже камни, тоже драгоценные, и изначально холодные и не излучают света, а вот драконы, прям как Сильмариллы, могут жечь. Более того, эта идеальная замена, потому что если Сильмариллы у Толкиена символизируют стремление к божественному свету, то драконы у Мартина - наоборот, всегда свидетельствуют о стремлении захватить власть.
Соответственно, дом Феанора стремится вернуть камни, потому что считают их своими по праву(и ошибаются), Блэкфайры стараются вернуть трон и драконов (с правами у Мартина все всегда сложно, но если следовать его пассажам из Песни о Лии, что вся цивилизация - по сути лишь выдумка, то Блэкфайры тоже с точки зрения автора заблуждаются)
19)Противопоставление квеста за Сильмариллами и квеста за драконьими яйцами позволяет иначе взглянуть на весь сюжет Таинственного Рыцаря. По сути, история Деймона Скрипача - это перевернутая история Финрода Фелагунда, еще одного внука Финве, сына Финарфина, на которого Деймон I похож внешне (светловолосый и красивый), и который тоже антипод Феанора, как и Финглофин
1.Локальный квест Скрипача/Финрода - только за одним камнем
2.Финрод отправляется в поход практически один, без поддержки своего королевства, которое отказалось за ним идти - Скрипач отправляется практически один, потому что Биттерстил отказался его поддержать
3.Финрод отправляется в поход по просьбе Берена, потому что его отец спас ему жизнь - Скрипач отправляется в Вестерос по приглашению Гормона Пика, сторонника его убитого отца, чтобы за отца отомстить
4.Финрод обладал даром предвидения, в частности не женился, потому что знал, что ему суждено дать клятву, из-за которой он умрет - весь сюжет строится вокруг способностей Скрипача видеть будущее
Король Финрод Фелагунд не имел тогда жены, и Галадриэль
спросила его, почему это так. Но когда Фелагунд заговорил,
провидение сошло на него, и он сказал:
- Мне так же суждено принести клятву, и я должен остаться
свободным, чтобы исполнить ее и уйти во тьму!
(Сильмариллион, глава 15)
5. Финрод изменяет внешность себе, Берену и спутникам, чтобы пройти через владения Саурона. Скрипач красит волосы для передвижения по стране, которой правит Бладрейвен. Инверсия в том, что Бладрейвен тоже меняет свою внешность, чтобы шпионить за Скрипачем.
6.Финрод вступает с Сауроном в дуэль песен, что по сути является формой магического поединка. Скрипач тоже связан с музыкой, но вот его поединки кажутся сплошными провалами. Он проигрывает Глендону, падая лицом в грязь, в ответ на вызов на поединок Бладрейвена его арестовывают, но...
7. По сути, в мире Мартина видения играют ту же роль, что и песни у Толкиена. Для Мартина видения и их интерпретация- самая базовая магия. По сути, весь Таинственный Рыцарь является заочным магическим поединком между Скрипачем и Бладрейвеном, где каждый из них пытается интерпретировать будущее в свою пользу. Так же как Финрод - единственный, кто сражался с врагом не военной силой, Скрипач - единственный Блэкфайр, который бросил вызов Бладрейвену на поле магического. Оба с провалом
8. В финале и Финрод, и Скрипач попадают в плен к Саурону/Бладрейвену
9. И, конечно, куда же без кольца. Финрод опознает Берена по кольцу с двумя змеями, а сюжет Таинственного Рыцаря приходит к развязке из-за кольца Эгга с четырьмя драконами
Все это может дополнительно выводить к параллелям Юный Гриф-Арагорн (поток не Феанора, но Финголфина, через Тургона, Туора и Идриль). из которых на мой взгляд самая интересная инверсия - это превращение "рук короля, которые исцеляют"(king's hands) в Руку короля (King's Hand), который несет смертельную болезнь (Десница Коннингтон с серой хворью, к тому же заразная часть - как-раз рука)
(мой пост в этой теме про это, и про другого антипода Арагорна в ПЛИО https://7kingdoms.ru/talk/threads/1265/post-4383752 )
Главный вопрос, зачем оно Мартину все надо?
Я бы сказал, что в отличие от основной саги, написанной по принципу чума на все ваши Великие дома, Мартин хотел сделать предысторию более возвышенной. В отличие от Танца(который он придумал позже Блэкфайров), где эпичность достигается за счет драгонов, а вот персонажи еще большие моральные уроды, чем в основной саге, возвышенность Восстаний Блэкфайров должна была достигаться за счет возвышенности характеров. Судя по произведениям Мартина до ПЛИО и самой саге такие персонажи даются ему крайне тяжело(вроде их там вообще нет), поэтому он мог держать в голове Толкиена как ориентир. Очевидные твисты, которые он привнес, это протагонисты, осознающие, что они на стороне Темного Властелина (в Присяжном Рыцаре и Таинственном на это намеки, но отношения Эгга и Бладрейвена должны закончиться его позорной ссылкой на Стену, как рассказывает Путеводитель); тот факт, что даже самые благородные из героев в итоге все равно гонятся за властью(драконьими яйцами). Возможно, романтическая история Блэкфайров была нужна Мартину, чтобы легитимизировать Эйгона как противовес Дени, которая из-за инцеста может быть очень близкой родственницей Бладрейвена (вплоть до внучатой племянницы).
Ну и конечно, то, что поздние Блэкфайры (Мейлис и, видимо, Варис) вырождаются в полных антиподов Деймона тоже дает интересную динамику.
Информации о Деймоне Блэкфайре, вместе с его матерью и семью сыновьями, едва наберется на полторы страницы, поэтому число сходств и противопоставлений с Феанором, его сыновьями и другими членами дома Финве наводит на мысли, что это совсем не случайно.
Задуматься меня вначале заставили те самые семь сыновей:
1) Близнецы. У Деймона старшие, у Феанора младшие. С опубликованной версией Сильма сходство заканчивается, вот только в "Народах Средиземья" присутствует версия, где Амрод, старший из близнецов, погибает первым, потому что заснул на одном из сожженных кораблей Телери. Тут прямо полный перевертыш: близнец, погибший из-за подлого поступка отца - близнец, погибший из-за благородного почтения отца к поверженному сопернику
2) Маглор и Деймон "Скрипач". Маглор - второй сын, Деймон - второй претендент, и второй сын после близнецов, то есть тоже в чем-то второй. Оба связаны с музыкой. Маглор в конце своей истории пытался отговорить старшего брата от похищения Сильмариллов, но тот его не послушал, Деймон в самом начале своей истории говорил старшим братьям, что ему снилась их смерть, но они его тоже не послушали
3)Хейгона, который был предательски убит после битвы после того как отказался от меча, можно было бы сравнить с Маэросом(прекрасный воин, тоже ставший жертвой предательства на переговорах... Но я бы сказал, что здесь лучше подойдет Куруфин, описанный как из всех семи сыновей больше всех похожий на отца. В Таинственном Рыцаре подразумевается, что Биттерстил готовит Хейгона в преемники отцу в обход Скрипача по этой же причине. У обоих были сыновья, которые тоже пытались соответсвовать легендарному деду (Келебримор и Деймон III).
Более того, у Куруфина в Легендариуме тоже есть эпизод, когда он пострадал из-за своего благородства. Он отпустил Эола, хотя тот ему не нравился, из-за чего потом умерла его любимая двоюродная сестра и друг Аредэль. По этой логике, план Мартина на Третье Восстание может быть связан с эпизодом, когда Хейгон по той или иной причине щадит Дунка/Эгга, и это ведет к его поражению. Возможно, когда Хейгон то ли сдавался, то ли шел на переговоры после проигранного боя, он рассчитывал, что ему вернут оказанную услугу. Дунк, Эгг и Мейкар наверное хотели бы, но, видимо, либо Бринден, либо Эйрион, либо оба решили его убить.
4)А вот смерть Эйниса под белым флагом как-раз может отсылать к пленению Маэроса на переговорах с Морготом, чью роль в случае истории Деймона всегда будет играть Бринден "Бладрейвен" Риверс
5)Этот момент еще всплывет, но кое-что удобнее проговорить уже сейчас. Тот факт, что Бринден Риверс является двойником Эурона Грейджоя, (один глаз, братоубийство, магия, Bloodraven - Crow's Eye, монолог Эурона про то, как он хочет летать...) вообще видно невооружённым глазом. Эурон в основной саге аж око Саурона нацепил себе на личный герб... Но параллели с Сауроном есть и у Бладрейвена. Тот же красный глаз, и декларируемая способность, что он видит все. А Сауроном периода Сильмариллиона его роднит тот факт, что Саурон - лорд оборотней и сам может превращаться в разных животных и менять внешность. Бладрейвен может менять внешность (Мейнард Пламм) и вселяться в тела животных, а в основной саге пытается получить контроль над представителями семейства Старков, волков(по гербу) и оборотней(по сути). Более того, даже позиции в иерархии у Бладрейвена в приквелах и Саурона в Сильмариллиое совпадают: Бринден - Десница, второй после короля, Саурон - второй в Ангбанде после Моргота
Впрочем, контроль над волками - свойство, которое Саурон и Моргот разделяют. Моргот, кормя с руки еще волчонком, выращивает Кархарота, самого чудовищного волка, которого знал мир, а Бладрейвен похожим способом пытается сделать из Брана самого могучего древовидца(соответственно, и оборотня). Согласно двумя популярным теориям, буквально теми же способами:
И тогда Моргот выбрал из потомства щенков Драуглуина одного и сам кормил его живой плотью, и вложил в него свою силу
(Одна теория 0 печальной судьбе Жойена, и по другой теории Бладрейвен хочет вселиться в тело Брана, соответственно, передавая ему свою силу)
Про других сыновей Деймона ничего не известно, но Мартин заранее постарался, чтобы черты двух оставшихся сыновей Феанора можно было найти у других членов семьи Блэкфайров.
6) Карантир носит прозвище Темный (подходит всем Блэкфайрам и их мечу, Темному Пламени), отличался вспышками гнева и тем, что в отличие большинства эльфов, искал союзников среди гномов и людей
Caranthir, who loved not the sons of Finarfin, and was the harshest of the brothers and the most quick to anger (Глава XIII Сильмариллиона)
Двойником самого грубого и самого быстрого на гнев выступает Мейлис (гипотетически сын шестого сына, которого гипотетически звали Мейгор), в описании которого подчеркнута свирепая натура:
MAELYS B LACKFYRE, THE MONSTROUS : Captain of the Golden Company, named for his grotesquely huge torso and arms, fearsome strength, and savage nature
Как и Карантир, Мейлис был способен на неординарные союзы, и вроде бы был единственным из Блэкфайров, кто нашел серьезную поддержку в Эссосе. Правда, его союзниками в виде перевертыша выступили разные негодяи
7)Остается только Келегорн. Великий охотник, прекрасно обращающийся с животными, видимо светловолосый. Умения круто ездить на лошади, великолепно стрелять из лука и охотиться Мартин прописал Дейне Непокорной, матери Деймона, и в отличие от большей части ее описания, все равно включил в Путеводитель, как будто это в ней самое важное. Можно добавить, что в инверсии с Келегорном, посадившим, Лютиэнь под стражу, чтобы в итоге на ней жениться, Дэйна сама сидела под стражей, причем потому что ее брат не хотел быть на ней женатым.
(Большое описание Дейны: https://westeros.org/Citadel/SSM/Entry/1605/)
Теперь пора перейти к самому Деймону. Из-за сыновей его можно считать двойником Феанора, но вообще он скорее антипод, на которого Мартин почти без изменений переносит почти весь образ Финголфина, антипода Феанора из самого Сильмариллиона.
(Большое описание Деймона, на которое я буду ссылаться: https://www.westeros.org/Citadel/SSM/Entry/The_Great_Bastards/
С учетом того, что это описание - руководство для иллюстратора как рисовать персонажа, слова Мартина о внешности Деймона можно принимать за чистую правду)
8)Происхождение. Феанор и Финглофин - дети Финве, который в толкиеновском видении идеальной монархии должен был быть самым достойным из нолдор, раз валар сделали его их королем. Напротив, Деймон - сын человека, который в короли не годился, и даже носил прозвище Недостойный
9). Толкиен пишет, что из сыновей Финве, Финголфин был самым сильным самым стойким и самым доблестным, Финарфин - самым красивым и самым мудрым сердцем:
Fingolfin was the strongest, the most steadfast, and the most valiant. Finarfin was the fairest, and the most wise of heart (ГлаваV Сильмариллиона)
Мартин же не мелочиться, что для него нехарактерно. Деймону прописаны и почти нечеловеческая красота, и внешнее сходство с Завоевателем, и невероятные способности с мечом, и то, что он выглядел воином вплоть до каждого дюйма, и что он еще очаровывал людей при личном общении, а умер Деймон как-раз из-за проявления тех самых доблести и благородства, которыми был славен Финголфин, и серебристо-золотые волосы Деймона напоминают золотые волосы дома Финарфина... В общем, идеальное сочетание двух братьев, которые и по одиночке тянут на самых благородных героев у Толкиена
10)Как и Толкиен Финголфину, Мартин прописал Деймону особенный меч, дополнительно его выделяющий. Более того, Темное Пламя пока существует в тексте только для выделения Деймона, потому что Завоеватель им разве шута разрубил, да и с остальными Тарагриенами с ним нет ярких эпизодов. Если оно появится у Молодого Грифа, то оно будет введено как-раз для подчеркивания его родства с Деймоном Блэкфайром
11) Если вы думали, что желание Деймона взять вторую жену - чисто таргариеновская штука, которая явно ни к чему не отсылает, то вы ошибаетесь. Во многом, конфликт Сильмариллиона появился из-за того, что Финве взял вторую жену после смерти первой. Если вы думаете, что это нормально, то вы ошибаетесь, и неопубликованные тексты Толкиена о традициях эльфов, в которых говорится, что они женятся только по любви и только один раз на всю жизнь, делают ситуацию еще более спорной, чем у Деймона. Как и у Финголфина, неприязнь между Деймоном и его старшим братом возникает именно из-за этого, но непосредственная причина конфликта - другая.
12) Конфликт между Феанором и Финголфином переходит в острую фазу, когда Феанор, вследствие манипуляций Мелькора, направляет на Финглофина меч. Помните, кто у нас выступает двойником Мелькора?
Да. Путеводитель называет лишь одну причину, по которой Дейрон попробовал арестовать Деймона, и это - донос Бриндена Риверса. С учетом того, что все действия Риверса и в основной саге построены на лжи (он врет Брану, что тот сможет ходить, чтобы заманить его к себе, он превращается в Мейнарда Пламма, обманывая Дунка) существует безусловная вероятность того, что донос был ложный, и Деймон вообще восстал только ради защиты своей жизни. Это базовый сюжет для Мартина (манипулятор стравливает две силы, которые даже не понимают, что ими манипулируют, его роман "Умирающий Свет", Мизинец в первых книгах, видимо, Варис при Эйрисе), или это могло быть самоисполнившимся пророчеством, но даже если Бринден Риверс чуть ли не единственный раз в своей жизни сказал правду, это будет типичной инверсией.
Так или иначе конфликт между братьями в обоих версиях начинается с подачи местного Темного Властелина
Далее, мне почти сюрреалистично было осознавать, как в сцене смерти Деймона одновременно отражается и переворачивается сцена смерти Финголфина:
13) Финголфин выезжает против Моргота один, Деймон с армией и вроде бы побеждает в решающем сражении. Оба при этом показывают благородство, выделяющие их из прочих персонажей
14)Вызов Финголфина - это место, где Толкиен очерчивает всю суть Моргота. Он по-прежнему даже в теории не может быть побежден эльфами, но ему уже все равно ведом страх, и он боится как последний трус, но он не может не выйти, потому что он уже превращается во владыку, который не может проявить слабость перед своими подчиненными.
Ответ Мартина прямолинеен. В его мире зло побеждает не потому, что оно обладает сверхсилой, а потому что его злодеи не заботятся о таких мелочах, как мнение других. Бладрейвен побеждает потому что в отличие от Моргота следует своей трусости и не переживает из-за мнения о себе, и убивает Деймона сочетанием сразу нескольких способов, считающихся в Вестеросе верхом подлости: воспользовавшись тем, что Деймон останавливает натиск, чтобы позаботиться о сраженном противнике, убивает его 12-летнего сына выстрелом из лука, а затем и самого Деймона с его вторым сыном. Другой любитель дистанционного оружия у Мартина - Джоффри, чья трусость тоже выставлена на передний план.
15) Чтобы аналогию нельзя было проглядеть, Мартин подчеркивает, что для убийства Деймона понадобилось 7 стрел, хотя это едва не ломает реалистичность (для убийства сыновей Деймона хватило по одной стреле. Бладрейвен не мог выстрелить Деймону в глаз?). Финголфин нанес Морготу ровно семь ударов(не считая последнего):
И он нанес Морготу семь ран, и семь раз Моргот издавал крик страдания, а войско Ангбанда при этом падало в ужасе ниц, и эхо северных стран вторило криком. (Сильмариллион, Глава 18)
Прямая инверсия: Черный властелин, несмотря на трусость, из-за мнения подданых, выходит на последний бой, где герой наносит ему семь ран - Черный властелин, послушав собственную трусость и наплевав на мнения, убивает героя семью выстрелами из лука
16) Впрочем, ни Моргот, ни Бладрейвен не уходят без последнего ранения. Последним ударом Финголфин Рингилом ранит Моргота в ногу, после смерти Деймона и сыновей Эйгор поднимает Темное пламя и им же лишает Бладрейвена глаза. И Моргот, и Бладрейвен никогда не исцелят последней раны в бою
17)Более того, оба раза в результате махинаций Темного властелина семейство героя оказывается изгнано с Запада, твист Мартина в том, что сам Запад оказывается во власти злодея
Но если бы это было все, можно было бы сказать, что Деймон - двойник Финглофина, которому Мартин отдал семь сыновей Феанора. Но на рассмотрении осталось едва ли не самое важное, камни:
18) Феанор создал Сильмариллы, камни, содержащие в себе свет, и обжигающие тех, кто их недостоин, и весь Квента Сильмариллион - это повествование о попытках нолдор и не только их вернуть. Особенно стремятся это сделать сыновья Феанора
В Присяжном Рыцаре, новелле, которая и ввела Деймона Блэкфайра в сагу, мельком упоминается, что один из его сторонников по прозвищу Быстрый палец был пойман с украденными драконьими яйцами. Видимо, он украл их у Дейрона и ввез Деймону. Юстас Осгрей считал, что если бы его не поймали, это могло бы привести к победе Черного Дракона.
Это могло бы остаться лишь оговоркой, но сюжет Таинственного Рыцаря строится вокруг попытки Деймона II пробудить дракона из драконьего яйца. Более того, в пятой книге, Юный Гриф, кого многие читатели разумно считают потомком Блэкфайров, вступает в союз с Золотым Мечами, отрядом наемников, основанных Биттерстилом, и долгое время возглавляемых потомками Деймона, и вначале их план - тоже получить драконов, но уже драконов Дейнерис. Это самые подробно расписанные попытки Блэкфайров прийти к власти, про другие просто по сути почти ничего не известно, может быть драконьи яйца фигурировали и в них.
Драконьи яйца - идеальный аналог Сильмариллов. Они тоже камни, тоже драгоценные, и изначально холодные и не излучают света, а вот драконы, прям как Сильмариллы, могут жечь. Более того, эта идеальная замена, потому что если Сильмариллы у Толкиена символизируют стремление к божественному свету, то драконы у Мартина - наоборот, всегда свидетельствуют о стремлении захватить власть.
Соответственно, дом Феанора стремится вернуть камни, потому что считают их своими по праву(и ошибаются), Блэкфайры стараются вернуть трон и драконов (с правами у Мартина все всегда сложно, но если следовать его пассажам из Песни о Лии, что вся цивилизация - по сути лишь выдумка, то Блэкфайры тоже с точки зрения автора заблуждаются)
19)Противопоставление квеста за Сильмариллами и квеста за драконьими яйцами позволяет иначе взглянуть на весь сюжет Таинственного Рыцаря. По сути, история Деймона Скрипача - это перевернутая история Финрода Фелагунда, еще одного внука Финве, сына Финарфина, на которого Деймон I похож внешне (светловолосый и красивый), и который тоже антипод Феанора, как и Финглофин
1.Локальный квест Скрипача/Финрода - только за одним камнем
2.Финрод отправляется в поход практически один, без поддержки своего королевства, которое отказалось за ним идти - Скрипач отправляется практически один, потому что Биттерстил отказался его поддержать
3.Финрод отправляется в поход по просьбе Берена, потому что его отец спас ему жизнь - Скрипач отправляется в Вестерос по приглашению Гормона Пика, сторонника его убитого отца, чтобы за отца отомстить
4.Финрод обладал даром предвидения, в частности не женился, потому что знал, что ему суждено дать клятву, из-за которой он умрет - весь сюжет строится вокруг способностей Скрипача видеть будущее
Король Финрод Фелагунд не имел тогда жены, и Галадриэль
спросила его, почему это так. Но когда Фелагунд заговорил,
провидение сошло на него, и он сказал:
- Мне так же суждено принести клятву, и я должен остаться
свободным, чтобы исполнить ее и уйти во тьму!
(Сильмариллион, глава 15)
5. Финрод изменяет внешность себе, Берену и спутникам, чтобы пройти через владения Саурона. Скрипач красит волосы для передвижения по стране, которой правит Бладрейвен. Инверсия в том, что Бладрейвен тоже меняет свою внешность, чтобы шпионить за Скрипачем.
6.Финрод вступает с Сауроном в дуэль песен, что по сути является формой магического поединка. Скрипач тоже связан с музыкой, но вот его поединки кажутся сплошными провалами. Он проигрывает Глендону, падая лицом в грязь, в ответ на вызов на поединок Бладрейвена его арестовывают, но...
7. По сути, в мире Мартина видения играют ту же роль, что и песни у Толкиена. Для Мартина видения и их интерпретация- самая базовая магия. По сути, весь Таинственный Рыцарь является заочным магическим поединком между Скрипачем и Бладрейвеном, где каждый из них пытается интерпретировать будущее в свою пользу. Так же как Финрод - единственный, кто сражался с врагом не военной силой, Скрипач - единственный Блэкфайр, который бросил вызов Бладрейвену на поле магического. Оба с провалом
8. В финале и Финрод, и Скрипач попадают в плен к Саурону/Бладрейвену
9. И, конечно, куда же без кольца. Финрод опознает Берена по кольцу с двумя змеями, а сюжет Таинственного Рыцаря приходит к развязке из-за кольца Эгга с четырьмя драконами
Все это может дополнительно выводить к параллелям Юный Гриф-Арагорн (поток не Феанора, но Финголфина, через Тургона, Туора и Идриль). из которых на мой взгляд самая интересная инверсия - это превращение "рук короля, которые исцеляют"(king's hands) в Руку короля (King's Hand), который несет смертельную болезнь (Десница Коннингтон с серой хворью, к тому же заразная часть - как-раз рука)
(мой пост в этой теме про это, и про другого антипода Арагорна в ПЛИО https://7kingdoms.ru/talk/threads/1265/post-4383752 )
Главный вопрос, зачем оно Мартину все надо?
Я бы сказал, что в отличие от основной саги, написанной по принципу чума на все ваши Великие дома, Мартин хотел сделать предысторию более возвышенной. В отличие от Танца(который он придумал позже Блэкфайров), где эпичность достигается за счет драгонов, а вот персонажи еще большие моральные уроды, чем в основной саге, возвышенность Восстаний Блэкфайров должна была достигаться за счет возвышенности характеров. Судя по произведениям Мартина до ПЛИО и самой саге такие персонажи даются ему крайне тяжело(вроде их там вообще нет), поэтому он мог держать в голове Толкиена как ориентир. Очевидные твисты, которые он привнес, это протагонисты, осознающие, что они на стороне Темного Властелина (в Присяжном Рыцаре и Таинственном на это намеки, но отношения Эгга и Бладрейвена должны закончиться его позорной ссылкой на Стену, как рассказывает Путеводитель); тот факт, что даже самые благородные из героев в итоге все равно гонятся за властью(драконьими яйцами). Возможно, романтическая история Блэкфайров была нужна Мартину, чтобы легитимизировать Эйгона как противовес Дени, которая из-за инцеста может быть очень близкой родственницей Бладрейвена (вплоть до внучатой племянницы).
Ну и конечно, то, что поздние Блэкфайры (Мейлис и, видимо, Варис) вырождаются в полных антиподов Деймона тоже дает интересную динамику.
Последнее редактирование: