Попробую подвести некие общие итоги сезона, хоть и с большим опозданием. На неккотором временном расстоянии от сериала я склонна считать его хорошим, гораздо выше среднего - но далеко не блестящим телевизионным продуктом. КОнечно, тут неизбежно снижает оценку эффект вторичности - в одну реку дважды не войдешь, второй Игры престолов больше не будет - даже если снять саму Игру престолов еще раз. В следующий раз такой эффект сверхновой на ТВ будет не раньше ,чем лет через 10, и, скорее всего, совсем в другом жанре. Дом дракона - это, с одной стороны сиквел-приквел, с другой - вполне самостоятельная история в рамках одного и того же вымышленного мира, но совершенно в другом жанре - камерная и преимущественно разговорная драма, где сюжет двигает не мистика (несмотря на введенную тему с пророчеством, которая, несмотря на явно искусственное введение в уже существующий лор, чем дальше, тем органичнее воспринимается), не неумолимое колесо судьбы, которое катится по бедным и богатым - а близкие, и от того сильнее всего ранящие отношения внутри одной семьи: старые обиды, нереализованные амбиции, груз ожиданий, любовь, ненависть, ревность, страсть. Сталкиваются разные психотипы, характеры, системы ценностей и морали. За эти очень интересно наблюдать, и актеры прекрасно разыгрывают предлагаемый материал - у меня практически нет претензий к качестуу каста, более того, здесь актерский ансамбль выглядит более слитным и более тщательно подобранным, чем в Игре престолов. С другой стороны, по сравнению с Бениоффом и Вайссом Кондалу и Сапочнику как шоураннерам не хватает той залихватской смелости и чувства юмора, которые побуждали ДиД делать в своем проекте то, чего никто раньше на телевидении не делать, идти дальше других, благодаря чему "Игра престолов" стала и вплоть до финала являлась не просто дорогим и интересным фэнтези-сериалом, а феноменом, который уже невозможно вырезать из ткани культуры, настолько он в нее врос в самых разных проявлениях. Без "Дома дракона" же культура прекрасно обойдется. Именно в этой чрезмерной осторожности, даже некоторой трусости ,а также в постоянном желании усидеть на двух стульях - экранизировать кровавую и изображающую весьма нетолератный и лишенный гуманизма мир книг Мартина и одновременно угодить, левым. черным, феминисткам. ЛГБТ и сджв-шникам - и кроется источник всех проблем "Дома дракона": перекраивание мотиваций персонажей с сознательной на "ой, я не хотел, так получилось", сценарные и драматургические противоречия и недостаток энергии, которая заставляет тебя прилипать к экрану. При этом я не могу сказать ,что "Дом дракона" вышел скучным, вялым или малоинтересным, да и с точки зрения сценария задача у создателей первого сезона ДД была сложнее, чем создателей ИП: вместо длинного насыщенного множеством подробностей романа, представляющего всех основных героев саги - сухие сжатые строки псевдоисторической хроники и куда больший временной период, который надо было упихать в 10 серий, дописав диалоги, психологию и мотивацию, одновременно заинтересовав зрителя новыми героями в достаточной степени, чтобы он захотел смотреть дальше - что не так-то просто, учитывая, что финал истории - в широком смысле слова - уже известен наперед. В нем много прекрасных сцен и серий - например, шикарная финальная арка из двух серий, седьмая и восьмая хороши практически целиом, в других имеются отдельные шикарные эпизоды. Но сериалу не хватает цельности - и в повествовании, и в атмосфере, и в интонации. Возможно, все это объясняется некоторой неопытностью шоураннеров, и мне очень хочется надеяться, что в следующем сезоне эти недостатки уйдут хотя бы частично, а авторской свирепой энергии в сериале будет побольше.