Это стандартная формула фильмов об успехе. Падение->Превозмогание->Триумф.
Это стандартная формула всех произведений. Любой сюжет идёт в ритме потерь и приобретений. Они могут быть крупными или почти незаметными, но они есть всегда. Любой сюжет это лестница, со множеством спусков и подъёмов, по которой бегают все персонажи. Так что дело не в специфике фильмов об успехе, это просто стандартная структура для всего.
Вообщем, не знаю понимает ли Мартин эту структуру или нет после финала тут есть два варианта. Он умышленно пихал этот шаблон или же получилось случайно, что не важно.
Конечно же, понимает) Ну реально, неужели вы всерьёз можете допустить мысль, что он этого не понимает. Умные читатели понимают и оценивают соответствие мартиновских линий сюжетным формулам и структурам, а глупый писатель никогда ни о чём таком не слышал и не читал, и все свои книги и сценарии пишет чисто по наитию, чисто по наитию)) Иногда удачно совпадает, совершенно случайно, ага.
Оттого собственно и недовольство финалом. Так как Мартин описал достаточно опасный мир и триумф части героев, что вызвало потребность у зрителя "хотим ЕЩЕ". Если победа не гарантирована, то триумф еще вкуснее. И оттого поклонники там говорят "где мой Джон сражающийся с Королем Ночи? Где моя королева Дени?". Но на самом деле это такой вопрос наркомана дилеру "где мой кайф? что за облом?". А будь ИП вот той слезодавилкой как в финале, то на неё бы мало кто купился.
Недовольство финалом, если конечно опустить чудовищно скомканный сезон, вычеркнутые линии, несоответствие прошлой логике событий, отупение персонажей и нераскрытие ряда важных вопросов (ещё вопрос зачем опускать, если как раз в этом практически вся суть, но ладно), вызвано вообще не наркоманской потребностью в бесконечных новых дозах триумфа. Но да, абсолютно согласна, отсутствие итогового триумфа для главных персонажей должно обламывать ещё как. Это просто свойство нашей психики, мы ждём, что главный герой победит всех монстров, женится на успешно прошедшей все испытания главной героине, и обязательно ещё царство в придачу должно быть. Это естественно и так действительно должно быть. Может не быть “свадьбы и воцарения” показанных напрямую, но в итоге обязательно должно быть что-то, что это выражает. А в ПЛиП просто должно быть это, потому что есть ЖТ, есть Семь Королевств, и гипотетический брак Льда и Пламени, вот это вот всё. Но если взять и выделить с самого начала одного того самого главного героя и такую же героиню, будет пресно и скучно, это мы видели столько раз. Даже если они придут к трагическому финалу, или если собьются на полпути. Всё это мы видели уже миллион раз. И реально, крутость и оригинальность мартиновской саги именно в толпе персов и абсолютной непредсказуемости кто из них итоговый главный триумфатор, потому что даже ПОВы мрут легко и непринуждённо. А ДиДы усилением линий Джона и Дени поломали этот шикарный мартиновский план неочевидности гг. Хотя если говорить чисто о сериальной зрелищности и грубом расчёте на как можно более массового зрителя, всё они сделали правильно, если такие цели преследовать, то да. Никаких сложных финтов, яркие, всем легко запоминающиеся образы, стандартный красавчик с мечом и тайный принц, и красивая девушка королевской крови, и ещё с опасными ручными зверушками, которые хорошо смотрятся и на экране, и на постерах, и запоминаются зрителю. Идеальный рекламный ход. И наиболее быстрый путь к реальному облому. Мне, как книжнику, вообще никогда не было очевидно, что главные герои и триумфаторы по Мартину это Джон и Дени. Что это их история успеха и ничья больше. Да ладно, они всего лишь одни из многочисленных главных персонажей, ничем особенно не выделяющиеся, вернее, выделяющиеся ровно настолько, насколько выделяются все другие главные герои. Такие же как все - потенциальные триумфаторы и такие же как все - потенциальные смертники. В книгах это очень чётко видно. ДиДы, конечно, запутали чистых сериальщиков своим сериальным маркетинговым каноном и обломали знатно отблесками мартиновского финала (чистым мартиновским финалом назвать это всё-таки язык не повернётся). И хотя я продолжаю думать, что главная причина отвратительного по качеству сериального финала и массового облома именно то, о чём говорю вначале (отупение персов, нераскрытые вопросы, забивание на логику и т.д.), мне всё же дико интересно, а что бы было, если бы всё-таки в финале нарисовались король с королевой, но не ожидаемые массово сериальным зрителем и типа предсказуемые Джон и Дени, а кто-то другой, но обязательно с ясно прослеживаемым путём становления и пачкой побеждённых монстров в активе. Ну или хотя бы т.н. "плохих антагонистов", кого там ими назначили бы. В моём представлении Тирион, бастард Эйриса, заполучивший таки желанного дракончика и интригами уничтоживший бы племянника-законного претендента (очень яркая мифологема)и не менее законную претендентку-сестру. Даже двоих сестёр. Получилась бы типа и реставрация Таргов, но не совсем настоящая. И победа Ланнистеров, в каком-то смысле. Причём совсем без примирения сторон, и жути в этой интриге хватило бы с лихвой. Ну и разумеется, Санса как королева Тириона, и как сторона Старков в финальном триумфе. И Огонь и Лёд на Троне, который не совсем огонь или совсем не огонь, и которая давно уже не совсем Лёд. Вот мне интересно, на самом деле, ощущался бы такой финал не таким обломным? Я, конечно, не про самых отчаянных фанатов сейчас, которых могут устроить только их любимчики в качестве триумфаторов. И не про хейтеров, которых не устроили бы конкретные персы на троне в итоге. Ну ок, пусть были бы не Тирион с Сансой, а какие-то другие кандидаты, связанные со льдом и огнём, но обязательно неочевидные на сто процентов ради интриги (ещё вопрос кто, но варианты есть, можно прикинуть). Но вот именно что кандидаты с чёткой линией пути к успеху, а не внезапно одинокий (даже не в плане отсутствия пары, а в плане уже очень большого отрыва от остальных персонажей и человечности, и постоянного пребывания на своей волне) мальчик-инвалид. Может, конечно, тут опять же вопрос к отвратительно слабому сценарию, а Мартин распишет всё так шикарно, подробный путь к успеху и полный кайф читателям от его триумфа, не знаю. Но всё же для меня остаётся очень важный вопрос: проблема в отсутствии кайфа от триумфа конкретных персонажей, которых типа обещали, но кинули. Или всё же в нарушенной структуре повествования, где главное это наглядный путь к классическому финальному этапу “свадьба и воцарение”, а кто именно к этому придёт из списка главных персонажей – не важно. Можно и без свадьбы (хотя лёд и огонь как бы намекают), но без чёткого пути преодолений и свершений нельзя, потому что действительно тогда нет финального яркого триумфа, а в сериале совсем плохо с проработанностью этого пути.