О, как же наши милые дамы критичны по отношению к представительницам своего прекрасного пола
Как я уже писала: "It's A Man's World" - Это мужской Мир и он построен мужчинами и принадлежит мужчинам. Джордж Мартин, тоже не жил в изоляции, и все его нравственные и культурные понятия зиждятся на двух столпах Европейской цивилизации - это греко-римский период (античность) , и монотеизм - Иудаизм (Ветхий Завет или Танах) как предтеча Христианству (Новый Завет ). Что мы видим в греко-римской философии и мифологии? На каком месте стоит женщина? Женщина в греко-римской философии - зло (помните ящик Пандоры?). Демосфен формулировал отношение к женщине, следующим образом: прелестницы служат для грубых удовольствий, жены для поддержания рода и охраны жилища, а гетеры для эстетического наслаждения." Сократ отзывался о женщине, как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле; по его мнению гражданин менее всего должен был говорить и делиться мнением со своей женой. Платон высказывает не менее резкие суждения, хотя, устанавливая в своей республике общность жен, он допускает равенство образования и воспитания для обоих полов, но замечая при этом, что женщина не способна к обучению. По мнению Аристотеля, женщина - это ошибка природы; добродетель ее совсем иная и кардинально отличается от мужской добродетели, у женщин, добродетель, мало чем отличается от того, к чему способен раб.(т.е. низводит женщин на самую низшую ступень). Идеал жены, нарисаванный Ксенофонтом - домостроевский. Лучшим украшением женщины считалось молчание.
Местом отведенным для женщин была женская половина дома - геникея. В Др.Риме пока господствовала первобытная простота, женщина могла обитать в артриуме, но уже через полтора столетия она сместилась в геникею. Римская матрона пользовалась уважением постольку, поскольку государству важны были ее дети (Корнелия - мать Гракхов). Иное положение женщин было только в Спарте, где женщина могла развестись с мужем по своему требованию (а не требованию отца, брат и т.п.), женщина могла владеть частной собственностью раздельно с мужем (в отличие от Греции и Рима где муж автоматически становился опекуном всего чем владела его невеста)... Однако и здесь, мы видим - если женщина будучи замужем более трех лет не забеременела, государство приказывало проверить не окажется ли другой какой либо мужчина более удачливым, чем ее муж, в произведении новых граждан.
И если в греческой античности был период когда женщины имели право голоса на выборах, то в Римскую эпоху не было даже намека на это право.
Мужчины в античном праве имели право на жизнь и смерть, на детей и имущество своих жен. "Четыре рабочих вола за жену" - такова максимальная стоимость женщины в эпоху Гомера... Эзоп высказался еще яснее "..огонь, женщина и море - вот три бедствия.."
Христианство не привнесло в положение женщин ничего нового и там тоже женщина - это зло.(Ева искушенная Змием, дала плод познания Адаму). Женщина не могла быть опекуном, свидетелем на суде, иметь собственность или тратить деньги по своему усмотрению, не могла стать полноценной наследницей, быть представленной в административных учереждениях, или учебных (преподавать). Таким образом мужчины присвоили себе все рычаги власти - короны, собрания, образование, армию, деньги. И такое положение продлилось вплоть до Высокого Средневековья где-то до 1150-х годов, т.е. до восшествия на французский престол Елеоноры Аквитанской(Алиенора Аквитанская в другом прочтении). Эта удивительная женщина была замужем за двумя королями и являлась матерью троих королей среди которых Ричард Львинное Сердце. В этот период расцветает рыцарство и Элеонора привносит в рыцарскую среду - учтивость и куртуазность... Именно при дворе этой замечательной королевы собираются поэты и трубадуры, и как следствие возникает и расцветает пышным цветом литература, поэзия, музыка... в том числе и Рыцарский роман (куртуазный роман). Появляются "суды любви", "турниры любви", где избирается королева "любви и красоты". Второй по значимости женщиной интересующего нас периода была Кристина Пизанская - она не была королевой, но нас интересует написанный этой женщиной труд : "Книгу о военных деяниях и о рыцарстве". Эта книга повествует о том, как надо рыцарю себя вести при дворе, в обществе дам, как собираться на войну, что взять с собой, как себя вести с врагом и на поле брани. Что интересно, эта книга была настольной книгой каждого рыцаря Европы практически весь 14 век вплоть до середины 15 века... Была напечатана ксилографическим способом тиражом более 600 шт - представляете тираж? Это для средневековой Европы, когда книги безумно дороги - все равно, что сейчас 10 млн тираж, который раскупили за один день. Но, основная заслуга этой женщины даже не в этом, в том, что она написала ответ Жану де Мёну на его "Роман о Розе", где последний с упорством достойным лучшего применения, собрал воединно все самые порочащие женщин фразы, крылатые выражения, мысли и труды философов от античности до 14 века н.э. Книга Кристины Пизанской называется «Книга о Граде женском» (Livre de la Cité des Dames, 1404—1405 гг.)...
Все это я написала к чему? К тому, что вся история человечества, от истоков до наших дней, написана с мужской точки зрения, в том числе и наша сага... Мне импонирует глубокое проникновение Мартина в исторический материал, но согласитесь, моменты шовинизма (это можно наглядно увидеть в женских образах) присутствуют.
Поэтому зачастую женские образы в саге вызывают возмущение, недоумение или полное отторжение... Может Мартин хотел наиболее выпукло подать нам обстановку Средних веков и положение женщин в обществе, может и нет.