Начал активно читать и перечитывать Мартина. Думаю впечатления выложить можно в этой теме.
«В Потерянных землях»
«У Серой Элис вы можете купить все, что только пожелаете. Но лучше этого не делать».
Этой фразой произведение начинается и заканчивается. Из неё можно сделать вывод о морали данного рассказа. Быть осторожнее в своих желаниях.
Серая Элис, ведьма-оборотень, которая по слухам может превращаться в зверей, быть как старой, так и молодой. К ней обращается леди Меланж, желающая научиться превращаться в волка. Для этого посылает к ведьме одного из своих любовников, Синего Джерайса. Тот в свою очередь вовсе не хочет, чтобы желание леди Меланж исполнилось.
Взяв в провожатые Бойса, Серая Элис отправляется в Потерянные земли, чтобы найти волка-оборотня. В этом мрачном месте водится разная нечисть. Автор умело погружает читателя в свой мир. Передавая таинственную, можно сказать мистическую атмосферу. Впечатление портит лишь концовка, вроде бы и соответствующая для подобного рассказа. Но лишённая некой изюминки.
Не уверен что в подобном произведении стоит слишком уделять внимание деталям. Например двое сопровождающих Джерайса рыцарей, появляющихся в коротком эпизоде и не играющих какой-либо важной сюжетной роли. Про них написано лишь то, что у одного белый плащ и щит с ледяным черепом, а у другого красный плащ, на щите которого горящий человек. Были бы это просто двое каких-нибудь стражников, сути рассказа это не изменило бы.
«Вспоминая Мелоди»
«Я оставила тебе нечто, чтобы ты мог меня помнить».
Жили-были четверо друзей-студентов: Тед, Майкл, Энн и Мелоди. Которые при расставании обещали быть друзьями на веки и в случае чего прийти друг другу на помощь. Но правда жизни — она другая. В итоге у каждого теперь своя жизнь, которой и уделяется внимание. Контакты друг с другом теряются, ведь по сути они перестали быть кому-то нужны. И только Мелоди не давала всем покоя. Не нашедшая своего места в жизни, она постоянно взваливала свои проблемы на старых друзей.
Мелоди мы видим глазами Теда, являющегося главным героем произведения. Узнаём что та из себя представляет. Мелори представляется неудачницей, которая по сути сама портит себе жизнь. А заодно и тем, кого считала друзьями. Те в своё время не раз пытались вытянуть её со дна, но Мелоди упорно опускалась дальше на дно. Требуя помощи от своих друзей, не раз их же подставляла. Эдакое одностороннее понимание дружбы, где ей все должны. Не важно что приходится жертвовать своими делами.
Естественно любому надоест, если дружбу начинают эксплуатировать. Перестаёшь вестись, когда ей тычут в лицо, начинают плакать и т. п. И в итоге посылаешь такого человека, заглушив в себе чувство вины.
В произведении есть некая мистическая часть, связанная с Мелоди. И читателя не обрадует судьба трёх её друзей, поскольку она не видится справедливой. Ведь едва ли суть произведения в том, что нельзя отворачиваться от друзей. Мелори вряд ли вызовет читательскую симпатию, как раз наоборот. Может мораль такова, что следует тщательнее выбирать себе друзей. Ведь такие друзья, как Мелоди, бессовестно сядут на шею. А когда заставляешь их слезть, те заставят чувствовать себя виноватым. И даже когда с ними окончательно рвёшь отношения, они всё равно найдут способ нагадить в душу.
«Герой»
Рассказ в духе военной антиутопии будущего. Эдакий протест Мартина на войну во Вьетнаме. Добротное произведение, но скорее всего проходное.
Как и полагается в межпланетных войнах будущего, присутствуют новые методы ведения войны. Такие как управление погодой. Есть высокие технологии, вроде бронированных скафандров, начинённых всяческим мощным оружием. Сразу вспоминается фантаст Джо Холдеман.
Но вернёмся к данному рассказу. Ветеран боевых действий, Джон Каген, отслужив положенные 20 лет, решил получить то, что ему полагается. Оторваться на пенсию как полагается. И увидеть Землю, ради которой и воевал. Справедливое желание, но военные не хотят так просто отпускать опытного ветерана. Ведь не смотря на его права, на деле давно решена его судьба. В лучшем случае работать в тренировочном лагере на планетах Веллингтон или Роммель. Желание же попасть на Землю окажется чревато.
«Дорога в Сан-Брета»
По сути простенькая история о призраках, которые встречаются ещё в классических произведениях. Таких как «Карета-призрак» Амелии Эдвардс. Типичное повторение трагичных событий, которое показывают призраки. И чьим свидетелем становится главный герой.
Действие только происходит в будущем, когда автомобили остались в прошлом. Только единичные любители периодически ездят по дорогам, которые уже никто не ремонтирует.
Довольно любопытна теория, почему вообще появляются призраки дорожных аварий. Хотя по мне этого не очень достаточно для чего-то оригинального.
«И смерть его наследие»
Рассказ довольно простенький. Пересечение судеб двоих людей.
Первым является Норвен Арлингтон Борегарт. Ставший для многих американцев пророком, призывающим якобы защищать американские ценности. Ведь чтобы их защитить, требуются жертвы. Для порядка порой нужны радикальные меры. Которые в свою очередь могут повлечь диктатуру и насилие. И неизвестно кем станет пророк сам: миссией в светлое будущее или тираном.
Второй персонаж, Максимиллиан де Лорье — миллионер, которому из-за рака недолго осталось жить. И решивший сделать в жизни хоть что-то полезное. Скоро становится понятно что. Максим видит в пророке опасность, нового Гитлера. Которого надо остановить. Но может ли его смерть остановить процесс? И нужно ли? Ведь если люди идут за пророком, то может им это необходимо.
На место убитого пророка может встать другой. А убитый окажется мученником. И ничего не изменится. Стоит ли тогда пытаться что-то изменить? Но если не пытаться, ничего не измениться точно.
«Крепость»
Рассказ повествует об эпизоде русско-шведской войны 1808 года. Поскольку был написан в 1968 году, во времена Холодной войны, то российский читатель может заподозрить произведение в антироссийских настроениях. Мне судить трудно. Русские остаются где-то за кадром, а рассказ показывает взгляд финнов.
Полковник Бенг Анненсен, считающий что нужно бороться до конца. Дождаться Шведского флота. Или адмирал Кронштед, которого одолели пораженческие мысли. И на него ещё влияет Ягерхорн, идеалист, считающий что финны при русском царе будут жить лучше, чем при шведах.
И идёт конфликт интересов. Так как повествование идёт от лица Бенга Анненсена, то это подталкивает читателя к симпатии его точки зрения. Да и концовка тоже к тому располагает.
Это произведение является экзаменационной работой по курсу «Истории Скандинавии». Мартин тогда только начинающий писатель. Потому особых откровений тут нет. Но и не сказать что плохо.
«Ледяной дракон»
По сути простенькая сказка, но очень атмосферная. Присутствует суровая реальность, которая как бы вне восприятия маленькой девочки Адары. Этот по холодному замкнутый ребёнок любил зиму, потому что в это время прилетал ледяной дракон. Трогательная дружба, которая правда не достаточно прописана.
В жизни приходится делать выбор между собственным миром и миром людским. Как правило волей-неволей приходится выбирать второе. Но у Адары была реальная возможность выбрать первое. И поскольку она маленькая девочка, да ещё и аутентичная, то может не понимать эгоистичность подобного выбора. Ей остаётся только полагаться на чутьё. А ледяной дракон готов следовать этому выбору даже ценой своей жизни.
Немного о стиле рассказа. Если бы я не знал, что это произведение Мартина, то сказал что его написала женщина. Это ощущение вызывает как манера повествования, так и сюжетные действия.
«Лечение мартышками»
Добротный мистический рассказ. Многим может напомнить творения Стивена Кинга, поскольку он многим известен. Но это в принципе похоже на авторство писателей данного жанра. У таких историй могут быть различные концовки. Хорошие, плохие, недосказанные.
Героем произведения является Кенни Дорчестер, человек страдающий от ожирения. И хотелось бы от него избавиться, да силы воли не хватает. Но однажды Кенни встретил своего знакомого Генри Морони. Который внезапно нашёл способ похудеть, да только видно что радости ему это не принесло. Но Кенни это старательно не заметил, увидел лишь для себя лёгкий способ сбросить вес.
Совершенно ясно, что в данном случае лёгкое решение проблем — это развод. И если бы на деньги, но тут расплата будет куда суровее.
«Только дети боятся темноты»
Проходное произведение, написанное совсем юным Мартином под впечатлением комиксов. И история в таком духе.
Есть злой принц демонов Саагаэль. Который оказывается в нашем мире из-за двоих незадачливых охотников за сокровищами, Джаспера и Вилли. Тут всё обычно, один не захотел делиться с другим. «Болевар не выдержит двоих». Джаспер убивает Вилли, но его кровь будит древнего демона.
В тоже время есть некий супергерой — доктор Року. Который борется со всякой нечистью. Почувствовав появление Саагаэля, он сразу мчится на место происшествия.
Между героем и злодеем естественно состоится битва. Разумеется, Саагаэль будет противником не из лёгких. Но доктор Рок найдёт уязвимое место. И добро победит зло.
Вся история уместилась в короткий рассказ, как и должно. А то ведь не мало случаев, когда и романы получаются.
Читать стоит лишь тем, кому интересно как закалялся Мартин. И хорошие писатели начинают с малого. Какой-либо литературной же ценности рассказ в себе не несёт.
«Человек с мясной фабрики»
«Самая блестящая и жестокая ложь из всех, которыми они потчуют тебя, называется любовь».
Нам предстаёт любопытный антиутопический мир. Где во всю используют мертвецов, управляемых дрессировщиками трупов. Мёртвые работают на тяжёлых и опасных работах, используются в гладиаторских боях, а так же для проституции. Эдакая разрешённая некрофилия, где тело реагирует на желание клиента.
Мерзко, но для писателя ужасов подобная идея вполне обычна. И автор описывает мир, где подобное в рамках нормы. Мёртвых эксплуатируют, но так ли отличаются живые? Люди без желаний, такие же шестеренки в системе. Явная аллегория на нашу жизнь. Да только ускользающая.
Повествование идёт от лица дрессировщика трупов Трейджера. Юного мечтателя, романтика, желающего в своей жизни чего-то большего, чем серое существование. Он ищет любовь, но это приносит ему только разочарование и боль.
Трагедия любви — тема близкая для многих. Так что сопереживающих герою найдётся не мало. Только может быть не ясно, для чего местом действия выбран мир, где мертвые являются всего лишь полезным орудием. Если бы всё происходило в реальном мире, суть произведения не изменилась бы. Типичная история для прозы.
Возможно автор хотел показать, что цинизм жизни одинаков всегда. Или же это эксперимент, совмещающий жутковатый мир будущего с жизненной трагедией. Но на мой взгляд у подобной вселенной довольно большой потенциал, который слишком велик для простой истории про разочарование любовью.
У главного героя не одно разочарование. Первым была Джози. Самоуверенная красавица, для которой Трейджер лишь средство, чтобы интересно провести время. Парень для общения, но никак не любимый или просто любовник. Вторым оказалась Лорел, бросившая его ради другого.
Мы видим как романтичный Трейджер становится чёрствым циником. Типичная жизненная история. Кто-то скажет, что он сдался, потому что слаб. Трудно сказать. Вот если постоянно без толку бить каменную стену рукой, ломать себе кости. А стена остаётся целой и невредимой. Прекратить — это слабость или здравый смысл?
К тому же в конце Трейджер — человек, добившийся социального успеха. Не удивительно, что он стал черствее. Ведь путь на верх — это борьба и испытания, по сравнению с которыми любовные разочарования покажутся детской обидой. И слабый человек достичь вершины не способен. Может именно стремление к любви ему мешало?
«Самая блестящая и жестокая ложь из всех» - вот как автор называет любовь. Чувствуется разочарование этим чувством. О любви много историй, где она в самом центре и помогает преодолеть всё. Это понятно, любовь ведёт к появлению семьи, а семья — ячейка общества и государства. Не удивительно что этому чувству посвящено так много рекламы. Но если принимать рекламную сказку близко к сердцу, разочарование неминуемо.
«Человек-в-форме-груши»
Рассказ о человеческой фобии. Художницу Джесси приводит в ужас её сосед. Неказистый человек, о котором никто ничего не знает. Только то, что он давно живёт в доме. И его называют человек-в-форме-груши из-за телосложения.
Странный сосед начинает пристально уделять внимание Джесси, постоянно приглашая её посмотреть его вещи. Что сильно походит на маниакальное преследование. Это выводит девушку из себя, лишает сна, влияет на работу.
И не ясна природа этого человека-в-форме-груши. Маньяк это или просто безобидный чудак. А может быть нечто потустороннее. Под конец начинаешь подозревать, что он просто плод воображения Джесси. Или по крайней мере она выдумала его преследование. Концовка не даёт ясного ответа.
Довольно распространённый в жанре ужасов сюжет, где не ясно — реально ли происходящее или же это плод воображения главного героя. Данный рассказ не плох, но и только. Можно найти экземпляры и получше.