Всегда пожалуйста
Меня здесь насторожила одна странная деталь, которая, по сути, является ключевой для всего культа Многоликого: хотя мысль о том, что смерть - дар, далеко не нова, она звучит во многих философских и религиозных учениях, но лишь Безликие отрицают, что дар этот - от Творца, от Создателя жизни. Даже Неведомого в Вестеросе считают одним из семи ликов божества... Получается, что если есть Многоликий бог, забирающий жизнь, должен быть другой бог, как минимум, равный ему по силе, который эту жизнь даёт человеку.
Здесь, по-моему, возможна отсылка к зороастризму(если рассматривать ПЛиО с точки зрения дуализма,хотя у меня есть сомнения в применимости этой модели к миру ПЛиО
). Так Ахриман(Ариман) не обладает собственной творческой силой, то есть не может даровать жизнь(ИМХО). Он, именно, властелин смерти и мрака. В этом Многоликий на него сильно и похож, так как Многоликий властелин смерти - его дар это и есть смерть. Кроме того, Добрый Человек сам подчеркнул, что Многоликий представляет единое тёмное начало, у которого много имён(все эти упоминания о смерти в качестве дара, тёмных ангелах, крае ночи и др. ).
Вы очень верно подметили, что если есть бог, забирающий жизнь, должен быть и бог её дающий. Аналог Ормузда из того же зороастризма. Если принять за основу, что Многоликий выражает единое тёмное начало, то ему, в принципе, должен противостоять бог, выражающий единое светлое начало. А есть ли такой в мире Мартина? На ум приходит Рглор и его противостояние с Великим Иным
Вот что говорила Мелисандра по этому поводу:
"– Да. Сторон две, Луковый Рыцарь. Не семь, не одна, не сто и не тысяча. Две. Думаете, я проехала полмира для того, чтобы посадить какого-то тщеславного короля на пустой трон? Война идет от начала времен, и прежде чем она закончится, каждый человек должен выбрать одну из сторон. На одной стоит Рглор, Владыка Света, Огненное Сердце, Бог Пламени и Тени. Ему противостоит Великий Иной, чье имя запретно, Владыка Тьмы, Ледяная Душа, Бог Ночи и Ужаса."
Но тогда не понятно, куда отнести тех же Старых Богов. Они совершенно не вписываются в дуалистическую концепцию. А Старым Богам в ПЛиО отводится очень значительная роль. Видимо, нужно признать, что дуалистическая модель, вряд ли, подходит к миру ПЛиО
. В общем, наличие Старых Богов в мире Мартина усложняет всю "конструкцию" этого мира.
Вот эта способность красных жрецов к некромантии и натолкнула меня на мысль о связи между Иными (и богом смерти) и Рглором... Не говоря уже о прозрачных намёках на то, что Мелисандра - и есть сама смерть.
В принципе, Рглор и Великий Иной должны бороться между собой, как чёрное и белое(со слов Мелисандры):
"Ночь темна и полна ужасов, день ярок, прекрасен и полон надежд. Одна черна, другой бел. Есть лед и есть огонь, любовь и ненависть, горькое и сладкое, мужчина и женщина, боль и удовольствие, зима и лето, добро и зло. – Она сделала еще шаг в его сторону. – Жизнь и смерть. Повсюду противоположности, повсюду война."
И ещё:
"Шаги Мелисандры затихли, и слышно было только, как скребутся крысы. Лед и огонь. Черное и белое. Тьма и свет. Давос не мог отрицать власти ее бога."
Однако, это упоминание чёрного и белого наводят на размышления о Чёрно-Белом Доме Безликих. Интересно, почему он называется Чёрно-Белым, ведь чёрное и белое должно противостоять друг другу? А тут, именно, Чёрно-Белый Дом. Ещё один интересный момент - Якен Хгар явно Безликий и говорит следующее:
"Красный Бог должен получить свое, милая девочка, и только смертью можно расплатиться за жизнь. Девочка лишила его троих – девочка должна заменить их тремя другими."
Всё это довольно странно и наводит на мысль о том, как бы Рглор(Красный Бог) и Великий Иной(Многоликий) не оказались разными сторонами одной медали(ИМХО). Вот тогда это хорошо впишется в образ Рагнарёка, где огненные и ледяные великаны вместе выступили против богов.
К тому же, о борьбе Рглора и Великого Иного мы знаем в основном со слов Мелисандры - а её слова могут не соответствовать действительности.
А кому под силу сокрушить Мировое Древо
Как я понял, в Рагнарёк Мировое Древо срубит своим мечом огненный великан Сурт. Что тоже наводит на определённые мысли(Мелисандра сжигает богорощи).