Чужестранка
Знаменосец
Прочитала недавно "Архив Буресвета", в том числе "Ритм войны", теперь вот захотелось высказаться..
С самим Сандерсоном я знакома уже давно, по заключительной трилогии "Колеса Времени" и его "Рожденному туманом". Конечно, не слишком хотелось браться за незаконченный цикл, но вот не удержалась, постоянно натыкаясь на упоминания о нем то тут, то там С другой стороны, заключительная часть пятикнижия выйдет относительно скоро, в 2023, тем самым завершив имеющуюся сюжетную арку, а о второй части цикла в принципе можно и не беспокоиться. Так что все те, кто не любит неоконченные циклы (хотя что они тогда делают на этом форуме ), могут подождать всего ничего))))
Итак, напишу сначала свои ощущение от книг в целом, без спойлеров, а потом под спойлером поделюсь впечатлением и вопросами о "Ритме войны", вдруг кто захочет обсудить.
Начну с плюсов: мне очень нравится, что Сандерсон действительно серьезно относится к проработке своих миров и последовательности изложения. Я, честно говоря, читая то же "Колесо Времени" или "Сагу и Фитце и Шуте" Робин Хобб, была разочарована количеством ляпов, несостыковок и заряженных ружей, которые так и не выстрелили. Не сказать, что это сильно испортило впечатление, но всё равно подрывало доверие к задумке и уничтожало желание теоретизировать о нюансах. Сандерсон пока в этом замечен не был, и это очень хорошо. Опять-таки, несмотря на некоторую графоманию (а кто ею, собственно, не страдает?), читается достаточно легко, хотя много, действительно много, информации об устройстве мира и магии. В общем, перечитывать можно и нужно.
А вот с героями, на мой вкус, не всё так просто. Видно, что автор старался их максимально усложнить, но, по-моему, слегка переусложнил Особенно это касается троицы глубоко травмированных и не совсем ментально уравновешенных ГГ creative. В итоге я осознала, что больше всего сопереживаю самому не травмированному, простому и понятному персонажу Дух противоречия, он такой.
Каладин и его линия - моя боль, особенно в первой книге. Мало того, что я в принципе не люблю тему рабства и безвыходности положения, так еще эта арка конкретно сдобрена мрачной и унылой рефлексией. Но, как ни странно, именно такое упорное нагнетание вылилось в эффектную кульминацию, когда две линии сошлись в одну. Я в тот момент искренне любила Каладина Эффект продержался недолго, но всё-таки. И, несмотря ни на что, этот персонаж хорошо взаимодействует с другими. Одна история с ботинками чего стоит
Шаллан - её сюжетная арка сразу же вызвала симпатию из-за упора на изобразительное искусство. Сама пишу и рисую, поэтому мне очень нравится наблюдать, как Сандерсон описывает процесс. Видно, что он многое понимает. Я даже открыла для себя некоторые приемы, которые, возможно, улучшат мое художественное восприятие. У Шаллан, кроме всего прочего, интересный процесс адаптации к вызовам "большого" мира - с точки зрения психиатрии, возможно, это не совсем здорово, но ведь работает же!
Далинар - Нед Старк с "сюрпризом". Не ну а что, если Мартин выкинет что-нибудь подобное - я буду только рада.
Мне очень нравится идея "второго шага"... Вообще, в цикле многие совершают неоднозначные поступки, которые накладывают на героев определенную ответственность, но не приговаривают к суровому возмездию. Любой персонаж своим следующим выбором может в корне изменить свою жизнь, а не погружаться дальше во тьму, страшась принять себя, хотя, конечно, есть и те, кто "сдался".
Кроме того, не могу не отметить таких героев, как Остряк (Шут) и Ясна (да, я их *не люблю это слово* шипперю) - настоящее украшение цикла.
К сожалению, с количеством ПОВов, на мой вкус, вышел перебор. Я не против множества различных героев, всё-таки это эпическое фэнтези, но не обязательно же чуть ли не всем давать ПОВ?.. Меня, например, просто эмоционально не хватает сопереживать тем, кто раньше был на второстепенных, а то и третьестепенных, ролях, когда при этом некоторые центральные персонажи всё еще не до конца раскрыты и развиты. Но это проблема не только Сандерсона.
А, чуть не забыла про самых классных героев - спренов. Мне всегда нравились персонажи, которые, имея собственную личность, людьми не являются. Кого вообще ныне удивишь человеками и им подобным? Другое дело следить за развитием... духа математики? Силы жизни, ветра? Узор и Майа - one love. Но о них я поговорю под спойлером.
С самим Сандерсоном я знакома уже давно, по заключительной трилогии "Колеса Времени" и его "Рожденному туманом". Конечно, не слишком хотелось браться за незаконченный цикл, но вот не удержалась, постоянно натыкаясь на упоминания о нем то тут, то там С другой стороны, заключительная часть пятикнижия выйдет относительно скоро, в 2023, тем самым завершив имеющуюся сюжетную арку, а о второй части цикла в принципе можно и не беспокоиться. Так что все те, кто не любит неоконченные циклы (хотя что они тогда делают на этом форуме ), могут подождать всего ничего))))
Итак, напишу сначала свои ощущение от книг в целом, без спойлеров, а потом под спойлером поделюсь впечатлением и вопросами о "Ритме войны", вдруг кто захочет обсудить.
Начну с плюсов: мне очень нравится, что Сандерсон действительно серьезно относится к проработке своих миров и последовательности изложения. Я, честно говоря, читая то же "Колесо Времени" или "Сагу и Фитце и Шуте" Робин Хобб, была разочарована количеством ляпов, несостыковок и заряженных ружей, которые так и не выстрелили. Не сказать, что это сильно испортило впечатление, но всё равно подрывало доверие к задумке и уничтожало желание теоретизировать о нюансах. Сандерсон пока в этом замечен не был, и это очень хорошо. Опять-таки, несмотря на некоторую графоманию (а кто ею, собственно, не страдает?), читается достаточно легко, хотя много, действительно много, информации об устройстве мира и магии. В общем, перечитывать можно и нужно.
А вот с героями, на мой вкус, не всё так просто. Видно, что автор старался их максимально усложнить, но, по-моему, слегка переусложнил Особенно это касается троицы глубоко травмированных и не совсем ментально уравновешенных ГГ creative. В итоге я осознала, что больше всего сопереживаю самому не травмированному, простому и понятному персонажу Дух противоречия, он такой.
Каладин и его линия - моя боль, особенно в первой книге. Мало того, что я в принципе не люблю тему рабства и безвыходности положения, так еще эта арка конкретно сдобрена мрачной и унылой рефлексией. Но, как ни странно, именно такое упорное нагнетание вылилось в эффектную кульминацию, когда две линии сошлись в одну. Я в тот момент искренне любила Каладина Эффект продержался недолго, но всё-таки. И, несмотря ни на что, этот персонаж хорошо взаимодействует с другими. Одна история с ботинками чего стоит
Шаллан - её сюжетная арка сразу же вызвала симпатию из-за упора на изобразительное искусство. Сама пишу и рисую, поэтому мне очень нравится наблюдать, как Сандерсон описывает процесс. Видно, что он многое понимает. Я даже открыла для себя некоторые приемы, которые, возможно, улучшат мое художественное восприятие. У Шаллан, кроме всего прочего, интересный процесс адаптации к вызовам "большого" мира - с точки зрения психиатрии, возможно, это не совсем здорово, но ведь работает же!
Далинар - Нед Старк с "сюрпризом". Не ну а что, если Мартин выкинет что-нибудь подобное - я буду только рада.
Мне очень нравится идея "второго шага"... Вообще, в цикле многие совершают неоднозначные поступки, которые накладывают на героев определенную ответственность, но не приговаривают к суровому возмездию. Любой персонаж своим следующим выбором может в корне изменить свою жизнь, а не погружаться дальше во тьму, страшась принять себя, хотя, конечно, есть и те, кто "сдался".
Кроме того, не могу не отметить таких героев, как Остряк (Шут) и Ясна (да, я их *не люблю это слово* шипперю) - настоящее украшение цикла.
К сожалению, с количеством ПОВов, на мой вкус, вышел перебор. Я не против множества различных героев, всё-таки это эпическое фэнтези, но не обязательно же чуть ли не всем давать ПОВ?.. Меня, например, просто эмоционально не хватает сопереживать тем, кто раньше был на второстепенных, а то и третьестепенных, ролях, когда при этом некоторые центральные персонажи всё еще не до конца раскрыты и развиты. Но это проблема не только Сандерсона.
А, чуть не забыла про самых классных героев - спренов. Мне всегда нравились персонажи, которые, имея собственную личность, людьми не являются. Кого вообще ныне удивишь человеками и им подобным? Другое дело следить за развитием... духа математики? Силы жизни, ветра? Узор и Майа - one love. Но о них я поговорю под спойлером.
Понравилось, что в этой книге на передний план вышел хоть и центральный, но до этого момента не главный персонаж - Навани. Магия наука теперь определяет успех или провал, а не просто сила оружия, пусть и сверхъестественная. К этой линии претензий нет, хотя придется еще раз все внимательней перечитывать, слишком много абстрактных и технических нюансов.
Далинар немного разочаровал - так и хотелось спросить "А ты в зеркало-то смотрелся?" Но не критично. Другое дело, что вся его линия каким-то образом прошла мимо меня - ничего нового, всё просто плавно перетекло из предыдущей книги. Только клиффхэнгер чуть растормошил его арку. Но в конце концов, не в каждой же книге...эээ...сиять. Пусть теперь жена отдувается.
Каладин...дорогой мой Каладин...как же ты надоел со своей одной и той же проблемой. Я понимаю, Далинар жену свою грохнул, Шаллан родителей.. вот тут действительно крыша поехать может. Ну ок, солдат страдает от ПТСР, актуальная проблема. Но не четыре же книги подряд?? Я честно надеялась, что Моаш всё-таки сломает его. Но нет, блин, Сандерсон любит промежуточные хэппиэнды (чтобы в конце всех грохнуть, да?). То же самое и с Шаллан - представляете, как было бы круто, если бы её полностью поглотила Бесформенная и она ушла бы в секту, предав Холинов и начав охотиться на них? Но Сандерсон почему-то только играет с этими потенциальными возможностями. Эх..
Очень тронула отвага Узора и его забота о Шаллан. И очень жаль её первого криптика, надеюсь, всё с ней будет хорошо, и они с Узором наделают кучу очаровательных малышей-криптиков
Самым же интригующим для меня была и остается связь между Адолином и Майей. Надеялась, что в этой части ружья выстрелят, но их пока только перезарядили. Хотя одно всё-таки оглушительно выстрелило, перевернув представление о "предательстве" Сияющих с ног на голову. Получается, все снова наступили на те же грабли, и теперь опять придется разрывать клятвы, или тогда была разовая "акция"? И что, в конце концов, происходит с Адолином? Теперь он один-единственный не-Сияющий среди всей его семьи. Даже Элокар, несмотря на наличие осколков, чуть не стал им, да умер раньше. Так что тут явно не в обладании осколками дело. В самой Майе? Тогда почему в ПОВе Моаша подчеркивается, что Адолин пользуется Клинком так, как делали Сияющие - при контролируемом броске Меч не исчезает, а если всё-таки он испаряется, то появляется раньше, чем через десять ударов сердца? То есть между Майей и Адолином всё-таки есть узы, свойственные Сияющим, но, как подчеркнула чернильный спрен, он точно не Сияющий. Тогда кто? Любопытен еще один момент, когда Майя как бы вдохнула силы из Адолина, когда тот предложил ей это сделать. Обычно происходит наоборот - это люди вдыхают буресвет, который усиливает и/или исцеляет их. И вот еще - чем всё-таки вызвано столпотворение мертвых спренов у обители спренов Чести? В общем, эта линия оставила больше всего вопросов. Очень надеюсь, что в заключительной части Сандерсон на них ответит.
Далинар немного разочаровал - так и хотелось спросить "А ты в зеркало-то смотрелся?" Но не критично. Другое дело, что вся его линия каким-то образом прошла мимо меня - ничего нового, всё просто плавно перетекло из предыдущей книги. Только клиффхэнгер чуть растормошил его арку. Но в конце концов, не в каждой же книге...эээ...сиять. Пусть теперь жена отдувается.
Каладин...дорогой мой Каладин...как же ты надоел со своей одной и той же проблемой. Я понимаю, Далинар жену свою грохнул, Шаллан родителей.. вот тут действительно крыша поехать может. Ну ок, солдат страдает от ПТСР, актуальная проблема. Но не четыре же книги подряд?? Я честно надеялась, что Моаш всё-таки сломает его. Но нет, блин, Сандерсон любит промежуточные хэппиэнды (чтобы в конце всех грохнуть, да?). То же самое и с Шаллан - представляете, как было бы круто, если бы её полностью поглотила Бесформенная и она ушла бы в секту, предав Холинов и начав охотиться на них? Но Сандерсон почему-то только играет с этими потенциальными возможностями. Эх..
Очень тронула отвага Узора и его забота о Шаллан. И очень жаль её первого криптика, надеюсь, всё с ней будет хорошо, и они с Узором наделают кучу очаровательных малышей-криптиков
Самым же интригующим для меня была и остается связь между Адолином и Майей. Надеялась, что в этой части ружья выстрелят, но их пока только перезарядили. Хотя одно всё-таки оглушительно выстрелило, перевернув представление о "предательстве" Сияющих с ног на голову. Получается, все снова наступили на те же грабли, и теперь опять придется разрывать клятвы, или тогда была разовая "акция"? И что, в конце концов, происходит с Адолином? Теперь он один-единственный не-Сияющий среди всей его семьи. Даже Элокар, несмотря на наличие осколков, чуть не стал им, да умер раньше. Так что тут явно не в обладании осколками дело. В самой Майе? Тогда почему в ПОВе Моаша подчеркивается, что Адолин пользуется Клинком так, как делали Сияющие - при контролируемом броске Меч не исчезает, а если всё-таки он испаряется, то появляется раньше, чем через десять ударов сердца? То есть между Майей и Адолином всё-таки есть узы, свойственные Сияющим, но, как подчеркнула чернильный спрен, он точно не Сияющий. Тогда кто? Любопытен еще один момент, когда Майя как бы вдохнула силы из Адолина, когда тот предложил ей это сделать. Обычно происходит наоборот - это люди вдыхают буресвет, который усиливает и/или исцеляет их. И вот еще - чем всё-таки вызвано столпотворение мертвых спренов у обители спренов Чести? В общем, эта линия оставила больше всего вопросов. Очень надеюсь, что в заключительной части Сандерсон на них ответит.