Мои пять копеек для темы в этом ракурсе:
А Вестеросу потом не будет нужен мастер над шептунами? А кто эту роль исполнит лучше, чем прошедшая такую выучку Арья? Только ей будет полностью доверять Джон, если его таргариенство всплывет и будет доказано и востребовано...
Когда в фэндоме поднимается тема «а Арья была бы хорошим Мастером над шептунами при Джоне-короле» я всегда задумываюсь, почему люди видят в Арье только набор подходящих функций и совершенно забывают об эмоциональной стороне вопроса. КГ – для Арьи сосредоточие ненависти, которое навечно связано с травмирующими воспоминаниями. Автор прямым текстом написал «там и тогда ее жизнь кончилась». Люди родные города и дома бросают и бегут не оборачиваясь, потому что не могут больше находиться в местах, связанных с гибелью близких людей. А Арья спокойненько переедет в чужую КГ, поселится там, где погиб Сирио, без содрогания будет ходить по площади, где казнили ее отца. А Джон… ну я на самом деле не уверена, что если у Арьи будет стоять выбор между Джоном+КГ и Винтерфеллом (+ потенциально Бран и Рикон), что она выберет Джона, а не Север и братьев, нуждающихся в опеке.
Если мы обратимся опять к формальному анализу текста, в линии Арьи, хоть она из всех старчат уехала дальше всего от дома, связь с Севером всегда подчеркивалась особо. К ней напрямую обращаются «старые боги» (в лице конечно авторского голоса), которые напоминают ей, что она в первую очередь дочь Севера. (Кстати напротив в линии Сансы «старые боги» молчат и силы не имеют). В скитаниях Арья постоянно сталкивается с северянами, и у нее в ПОВе рождается интересная ассоциация северяне=люди отца=люди Робба= мои люди?. В Бравосе, когда она, казалось бы, максимально далеко от Севера, автор сталкивает ее с Дареоном и проводит прямую параллель с казнью дезертира НД Недом и убийством Дареона. То есть старковское бусидо ее и в Бравосе и в чужом амплуа достало. Вообще существует прекрасная теория, что история Арьи - вариант истории Одиссея, и она, как и древнегреческий герой, проведет в скитаниях много лет только, чтобы в конце концов вернуться «на Итаку» - на Север, которому она и принадлежит. Лично я ее в КГ не вижу вообще ни в какой должности.
Леди
Филигрань , сходство речевых (а я бы еще сказал, логических) конструкций - это очень интересное наблюдение. Но отсутствие чего-то подобного между Серсеей и Джейме не делает такое сходство у Джона и Арьи странным. Ланноблизнецы на самом деле никогда не были этими самыми soulmates.Они похожи внешне, испытывают физическое влечение друг к другу, но абсолютно разные внутри. У Джона с Арьей все наоборот (кроме внешнего сходства). Здесь можно говорить об истинном родстве душ и это родство нужно как-то показать. Да и объяснить. По-моему, Мартин не зря установил такую связь между девочкой, похожей на Лианну и сыном Лианны.
С тем что Арья-Джон родственные души, а Ланны нет, в этом с вами согласна. И кстати параллели между близнецами Ланнами и "близнецами" Старками (а они видны в тексте невооруженным взглядом) заслуживают отдельного поста. Да, отношения Джона и Арьи проводят невидимую связь с Лианной, но вряд ли они были созданы автором только для этого. Ведь Лианна служит для реализации следующей схемы: Лианна+Рейгар=Джон+корона. Лианна и происхождение Джона - не центр книжного повествования, к которому сходятся все остальные книжные ветки, это всего лишь еще один ответ на вопрос, почему Джон должен стать королем. Свести отношения Арьи и Джона только к родству с Лианной – это как обрубить топором часть их личных историй как индивидуальных персонажей.
Хотел Мартин обозначить такое родство, и обозначил. Другого, тайного, смысла я бы здесь не искал
Нет, я не спорю, мы не можем знать точно, заложил ли Мартин какое-то двойное дно в этих отношениях. Может он просто написал, как написалось. Но мне всегда казалось, что если автор внимательно и с любовью относится к форме текста (а Мартин любит играться с формой), если он пишет книги по пять лет, раз за разом переписывая главы, то это вроде намекает на то, что он не допускает хаоса в своем тексте. То есть он как бы думает «ага, вот есть у меня отношения Джона и Арьи, они будут важны для такого-то события в финале истории и повлияют на их решения в такой-то ситуации, поэтому я дам им аж две главы взаимодействия в первой книги, чтобы их отношения обозначить. А потом по ходу истории буду зеркалить их мысли, чтобы читатель не забыл, насколько они важны друг для друга». Потому что в моем понимании хороший писатель воспринимает свой текст не только эмоционально как читатели «этого люблю, этого ненавижу, пусть он сдохнет в мучениях». Хороший писатель видит текст как конструкцию из событий и смыслов, которые он выстраивает в определенном порядке, чтобы и мысли свои донести и чтобы это все не рухнуло под собственным весом. При этом он, конечно, видит историю целиком и в деталях, но читателям оставляет только необходимый скелет, отсекая все излишнее. Мысли Джона и Арьи друг о друге он не отсек, а наоборот вывел в такой форме, что я обратила на них особое внимание. Значит, я делаю вывод, что они важны для конструкции романа. Или я слишком хорошо думаю о Мартине как о писателе?
АрДжон невозможен уже потому, что Арья слишком мала, а гибель Арьи за Джона, не говоря уже об убийстве Арьи Джоном - слишком даже для Мартина. Думаю, он больше не будет убивать героев такого калибра. А если бы даже и захотел, как это связано с родством души и мысли, доходящим до идентичных речевых и логических конструкций? Когда один приносит себя в жертву, а другой эту жертву принимает , сходство сразу кончается. Оно сохранится, если оба решат пожертвовать собой.
Мне кажется, вы слишком идеализируете Мартина. Он вполне способен убить одного из главной пятерки, потому что война, выигранная без крупных жертв, обесценится в глазах читателя. А что до принесения Арьи в жертву ради Джона, так дело не в сохранении чего-то, а как раз в переворачивании концепта любви с ног на голову. Жертва ради любви может быть и невольной и нелепой. Мне кажется, Мартину малоинтересна любовь, развивающая по классическому сценарию от милой первой встречи до свадебных колоколов. Любовь его героев – это любовь— коллизия, любовь –несчастный случай, который меняет жизнь влюбленных странным трагичным образом. Мой любимый роман Мартина помимо ПЛиО – это его первый роман «Умирающий свет». Роман про любовь всякую-разную между прочим. Так там есть сцена, которая произвела на меня такое неизгладимое впечатление, что я помню ее описание и через десять лет после прочтения книги – это смерть второстепенного героя Гарса. Все любовные метания основных персонажей- мужа, жены и бывшего любовника жены - просто померкли, когда один из главных героев собственноручно убил своего друга детства, потому что посчитал его предателем. А трагедия была в том, что Гарс никого предавал, он любил до последнего и даже символ верности своей любви - глоустоуны сохранил. Причем убийца так до конца и не узнал, что его любили до конца. А кто знал – тот промолчал. Вот такой печальный и нелепый конец большой любви написал Мартин. Ничего святого у него нет.
![Конфуз :confused: :confused:](/talk/styles/smilies/confused.png)
Я не хочу сказать, что что-то подобное произойдет в ПЛиО, и Игла –не глоустоуны, и Арья - не второстепенный хамоватый дядька. И я верю, что она переживет финал саги. Но то, что их с Джоном связывает – это несомненно любовь, а любить в книгах Мартина скорее опасно, чем полезно для здоровья.
PS. Я вам про параллели Арьи и Дени попозже отвечу, а то у меня ощущение, что я своими постами-простынями захламляю тему.