Так. Я немного собрал мысли в кучку и хочу кое-что написать. Наверное, стоило бы дождаться эпилога и выложить лички перед этим, но некоторые вещи надо проговорить сразу.
Начну я с самого важного и не очень приятного. Мои личные косяки и возможные методы их разрешения.
Я задумал Миэрин еще в 2017. Поэтому у меня было время подготовиться, сделать сложные правила варгейма (а с сухопутными войсками все-таки многое было сложнее, чем с чисто морской боевкой в "Восстании"), проработать эпидемию, возможную магию и тому подобное.
Я это сделал, но при этом не подумал о том, что три дня - слишком мало для таких масштабных вещей.
В этом был первый косяк. Три вечерние сессии - стандартный формат для ФРПГ по Мартину, но здесь было много цифр, много отрядов и - что важно - много сюжетных линий. Как правило, в подобных ФРПГ всегда была довольно камерная локация с интригами за столом (исключение - Винтерфелл Осажденный). Здесь же я попытался сделать за три вечера полноценный военный эпик с магией, военными же интригами, эпидемией и прочим.
Вариант решения: четко выписать перед игрой (желательно не очень поздно, чтобы было время для маневра) количество конфликтов, если их перебор - сделать не три вечерние сессии, а, допустим, пять. Времени не хватило: скажем, Мудрые Господа слишком много думали над планами, и в итоге собрались на штурм только ближе к концу воскресенья. Не, многие сюжетные ветки неплохо закончились, но все равно... не хватило. И как итог - грандиозная финальная битва будет только в эпилоге, почти не зависимая от решений игроков.
Дальше. NPC. В игре их было очень много, потому что все-таки в локации присутствует не 20 персонажей, а несоизмеримо больше. Без них было не обойтись, но при этом слежка за неписями отнимала много ресурсов как у меня-ГМа, так и у игроков.
Это не совсем правильно. Все-таки игроки должны играть с игроками, а не с NPC.
Вариант решения: мы опять упираемся в формат. Миэрин изначально очень большая локация с кучей сюжетных веток. Даже если бы было 30 игроков (чего в таких играх, по-моему, не было никогда) - от NPC не избавиться. Но тут опять же вступает в игру нехватка времени. Будь его больше - и с NPC было бы проще разбираться.
Правила варгейма. И вновь поднимается вопрос о ресурсах мастера. Маленькие клеточки, отряды, за которыми надо постоянно следить. Мастер, к сожалению, не железный.
Вариант решения: это не программа, как кто-то может сказать. Да, я мог бы написать программу, но мне регулярно приходилось дополнять правила: скажем, в морской боевке у меня не было запрограммировано ни обстрела смолой, ни лодок с маслом - и правила для этого я писал буквально на ходу. Много чего еще я не продумал... Так вот. Без клеток не обойтись - но их можно было бы сделать немного больше. И отряды, которые по ним передвигаются, побольше.
Так было бы проще - и мне, и игрокам, вынужденным маяться с клеточками.
Это далеко не все косяки, которые я у себя вижу. Многие - частности, о которых я еще поговорю, когда будут выложены лички.
Я об этом говорю... не ради самобичевания или еще чего-то. Просто это проблемы, которые я счел нужным у себя поднять и которые нужно будет решать, потому что... я не собираюсь бросать мастерить здесь игры.
Мастерение - это как наркотик. Очень трудно, напряжно и выматывающе - но потом хочется еще. В мастерении, в присутствии изнутри, в наблюдении за общей картиной и частными интригами есть своя прелесть.
И создаете ее вы, игроки.
За что вам всем от меня низкий поклон.
Спасибо всем за игру.
И отдельно хотел сказать пару слов для
Snusmumruk.
Это уже вторая игра для нас. Я физик, ты лирик. И психолог.
Знаете, было очень много моментов, когда хотелось просто опустить руки и плыть по течению. Когда видишь свои косяки, когда кажется, что ситуация полностью вышла из-под контроля и всякое такое.
В одиночку я бы не справился.
Я не мастак подбирать красивые слова, поэтому просто скажу:
Виват, Сну!
Отзывы по персоналиям будут позже.
Наверное. Надеюсь.