Алфер
Знаменосец
Не переживайте, на английском все ровно также.Читая переводы Мартина, ясно видишь кустарность изделия, а плохих текстов мне хватает на работе...
На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!
Вход РегистрацияНе переживайте, на английском все ровно также.Читая переводы Мартина, ясно видишь кустарность изделия, а плохих текстов мне хватает на работе...
Бывают битвы типа "кто глубже...", то есть "кто сильнее похвалит/отругает". А что касается переводов Профессора, есть изречение: "лучший перевод - это первый прочитанный".Какая же это битва, если собеседники друг с другом согласны
У меня есть Интернет.у кого еще есть ВК во всех переводах?
1.
К сожалению, я до сих пор не знаю английского языка, и английские тексты воспринимаю опосредованно, т.е. через переводчика. В этом смысле и у Толкиена не всё благополучно [хотя мне лично перевод Муравьева по-детски нравится], но у Мартина так вовсе ужасно .
А мне, как большому ценителю художественного слова, в книге важны не только сюжет, идея и драматизм/нерв повествования, но также стилистическое изящество и вообще грамотность изложения. Читая переводы Мартина, ясно видишь кустарность изделия, а плохих текстов мне хватает на работе...
3.
Еще +1 к осторожности: поправка на т.н. "время автора". Авторы писали в разных условиях, преследовали разные задачи и отталкивались от разных оснований. Толкиен был первооткрывателем жанра, он ориентировался на раннесредневековые европейские тексты и волшебные сказки. Толкиену просто некому было подражать! Т.е. был, конечно, рыцарский роман, готический роман и классический английский роман - т.е. устойчивые жанровые концепции, а сочетать несочетаемое тогда еще не научились. Для этого был необходим как минимум профессор Оксфордского университета .
Мартину было проще с одной стороны - он начинал писать в уже сложившейся литературной традиции, с другой стороны сложнее - попробуй-ка найди что-нибудь новенькое на поле, вытоптанном гигантами. Ну и конечно, во времена Толкина были радикально отличные от современных представлений отношения в парах писатель/герой и писатель/читатель. Мартину приходится существовать в жестких условиях рынка, а Толкиен отвечал всего лишь перед Господом и собственной совестью ).
Если уж на то пошло, то традиция создания альтернативной реальности в литературе началась еще в античности [Гомэр, Платон, Вергилий и т.д.] Занимаясь историей вопроса, невозможно не упомянуть Данте, Свифта, Вальтера Скотта, Эдгара По... Но всё это относится к жанровым предпосылкам. Ради примера: русская литература существовала и до Пушкина. Те же Жуковский, Державин, Сумароков, Карамзин, Ломоносов писали своевременные тексты, но все же русскую литературу как культурологическую единицу создал Пушкин. То же самое и с эпическим [по крайней мере] фэнтези, автором которого можно считать Профессора.Пытались и до Толкина фэнтези писать. Другое дело, что попытки эти были разрозненные. И принадлежали к разным жанровым течениям.
А по-моему ПЛиО - это очень хороший рыночный продукт. "Плевать на представления современной политкорректной публики" - это тоже рыночная концепция, и далеко не новая. Другое дело, что в западной литературе шокированием читателя обычно занимались интеллектуальные писатели [которые стремились все же получить за это профит], а бестселлеры же обычно или тешили самолюбие, или "заставляли задуматься". Мартин несколько сместил акценты. И ещё (nota bene)! Существование в условиях современного литературного рынка не обязательно предполагает "потакание интересам читателя", но эти интересы приходится учитывать.Не-а. Про рынок Вы не правы...
Выражаясь низким языком луркмора, развиваются, напротив, чуть менее чем все [от Смеагорла до наместника Денетора]. Статичны только бессмертные, поскольку они являются олицетворениями тех самых сил/идеалов, о которых Вы говорили. Более того, неизбежность перемен в саге подчеркнута особо: исход эльфов - это ведь не просто миграция, но крушение старого мира, внутренне неспособного меняться. Век героев прошел, и наступает время людей, обладающих свободой воли... "Но это уже совсем другая история". История, для которой был нужен другой рассказчик, Дж. Р.Р. Мартин, напримервыражаясь низким языком луркмора, конец немного предсказуем. Героев, получающих истинное развитие, немного
Наверное, так и есть. Хотя лично я в первый раз читал Толкина с большими перерывами "по техническим причинам". В сельской библиотеке были "Хоббит" и "Хранители" 1982 года издания. Потом по знакомству папа поменял где-то две книжки Стругацких на рассыпанный по листочкам "Сильмариллион" [эх, помню, как мы его переплетали...]. А "Две твердыни" и "Возвращение государя" далеко не сразу удалось раздобыть, и только с помощью книжного клуба "Терра" Трудные, но хорошие были времена...Наверное, беда Мартина в том, что его книги, в отличие от Толкиена, попадают к читателю постепенно
Raisebanners, повторюсь, что не могу оценить адекватность перевода в силу незнания английского языка. И в этом отношении по-хорошему Вам завидую. Сам же ориентируюсь на стиль и грамотность уже русского текста + личное [первое] впечатление.
Если уж на то пошло, то традиция создания альтернативной реальности в литературе началась еще в античности [Гомэр, Платон, Вергилий и т.д.] Занимаясь историей вопроса, невозможно не упомянуть Данте, Свифта, Вальтера Скотта, Эдгара По... Но всё это относится к жанровым предпосылкам. Ради примера: русская литература существовала и до Пушкина. Те же Жуковский, Державин, Сумароков, Карамзин, Ломоносов писали своевременные тексты, но все же русскую литературу как культурологическую единицу создал Пушкин. То же самое и с эпическим [по крайней мере] фэнтези, автором которого можно считать Профессора.
А по-моему ПЛиО - это очень хороший рыночный продукт. "Плевать на представления современной политкорректной публики" - это тоже рыночная концепция, и далеко не новая.
ИМХО, ВК Толкиена - архетипический эпос. Главное в произведении - идеи, даже идеалы. О том, что нельзя воевать за Добро оружием Зла, о том, что разобщенность ведет к гибели, о том, что верность и дружба все преодолеет... великое множество этих идеалов там. Персонажи, вследствие приоритета идей - лишь их проводники и воплотители, если можно так выразиться.
Практически каждый из них несет в себе свой архетип - большинство имеет его в себе изначально и проносит через все произведение неизменным, и сложно любить таких героев, ибо, выражаясь низким языком луркмора, конец немного предсказуем.
Героев, получающих истинное развитие, немного, при этом оно также архетипично - в случае с четырьмя хоббитами это "взросление и обретение мудрости и мужества после трудного задания". В случае Эовин - "уход на заслуженный покой после великого свершения". Смерти положительных и условно-положительных героев в ВК три - и все они, каждая по-своему, но служат своеобразной вехой того, что в мире людей наступает обновление. Old Ways больше не актуальны, те герои, которые жили, мыслили по ним, как это ни печально, должны уйти, и от этого очень тяжело воспринимать их потерю - но у Толкиена даже в смерти есть свет надежды, не тьмы и безысходности.
У Мартина же главное - люди, их характеры, развитие, взаимоотношения. Тема борьбы за власть - наиболее благодарная, ведь именно в ней наиболее ярко можно раскрыть всех героев, то, как проявляется в них как худшее, так, возможно, и лучшее. Мартин дает шанс на эволюцию всем - но, чтобы перейти на новый уровень, переоценить ценности, теперь недостаточно пройти трудный поход, выполнить сложное задание. Надо в прямом и переносном смысле поменять шкуру, причем наиболее жестким образом. И вот еще что: у Мартина смерть даже, казалось бы, самого неприятного и нелюбимого никем человека несет в себе ту самую тьму и безысходность. Отравление короля Джоффри не принесло ни облегчения участи положительных и условно-положительных героев, ни радости для них - лишь новый виток бед и злоключений.
Иногда мне кажется, что Мартин перестраховался, боясь скатиться к эпическому канону "добро побеждает зло". Он всеми силами противостоит "предсказуемым" поворотам сюжета, отчего дополнительно создается впечатление, что автор прямо-таки подыгрывает всему гадкому и противному, что есть в мире и в человеке, а все чистое и хорошее либо убивает, либо удаляет от мира. Надеюсь, что разумное чувство меры автору все же не изменит и в полную черноту ПЛиО не уйдет.
Не соглашусь, Дунк, Эгг, Джон, Семвелл, да хотя бы какой-нибудь мейстер Эймон - куча таких людей, которые вовсю это самое символизируют. Кстати у Толкина самая страшная судьба досталась Хурину Талиону - персонажу во всех отношениях положительному.А у Мартина, людей, которые верны своему пути нет или их быстро убьют.
Не-а. Персонажи там не вторичны. Каждый имеет свою судьбу и даже свою драму. Неоднозначных персонажей полно - даже в Сильмариллионе. Куда отнести Турина Турамбара? К добру или к злу? Куда отнести Феанора (персонаж меня настолько впечатлил, что я даже стих написал о нём и не я один)? Персонажи там не тени идей или идеалов, а полноценные, хорошо прописанные герои. Да, архетипические, но - герои.
Да ну? Конец Голлума был предсказуем? Конец Денетора предсказуем? А конец Гэндальфа? Гэндальф сам не знал, что ему предстоит умереть, воскреснуть, быть посланным волей Эру обратно и проч. А остальные герои с читателями и подавно. А сам конец "Властелина колец" предсказуем? Вряд ли. Точно уже не в деталях. А если примечания почитать, так и вообще. Ну да, зло победили. А вот что с персонажами произойдет - неясно. Я когда первый раз читал - был уверен, что Фродо останется в Шире.
Истинное развитие получают все герои, а кто не получает, тот сам уже имел до этого богатую предысторию (Арагорн). Особенно же получают развитие такие герои как Теоден, Денетор и другие. Предсказать, что именно случится с ними крайне сложно. Что касается надежды, то ведь Толкин христианин и для него надежда остаётся всегда и особенно в смерти.
Ну да, не эпос, жанр другой. Ближе к "реальной жизни". Только вот в реальной жизни куча всего есть. И те самые "архетипические" тоже есть в реальной жизни. А у Мартина, людей, которые верны своему пути нет или их быстро убьют. Правда, есть надежда, что всё это творится для того, чтобы расчистить путь единственному герою, который остаётся архетипическим и при этом продолжает преуспевать (Дейнерис). В каком-то смысле Дейнерис поменялась только в сторону обретения себя. Остальные герои себя теряют. Дейнерис же все больше укрепляется в представлении, что она есть Бурерожденная, наследница Валирийских королей, истинная Таргариен, мать драконов. Иными словами - мессия, пророк, завоеватель. Чем-то (я надеюсь никого здесь не шокировать) её эволюция напоминает эволюцию земного Мухаммеда, основателя ислама. Мухаммед постоянно сомневался в своей миссии, но все больше превращался в вождя и завоевателя, при этом несущего некое религиозное знание. В отличие от знания, Дейнерис несёт значение, которое сродни религиозному, ведь остановить Иных скорее всего может только огонь драконов.
Да не, "не мы такие, жисть такая" . Мартин просто общество описывает, переживающее специфическое состояние. Европа такое состояние переживала где-то в 13-14 веках наверное. Но если отвлечься от исторических частностей и посмотреть на общее, то аномия (по Э. Дюркгейму) - это и есть то самое состояние общества (независимо от исторического фона событий), которое описывает Мартин. Аномия характеризуется как массовое состояние уклонения общества от нравственных, юридических и иных норм. Обычаи - не действуют. Законы - нарушаются. Традиции - топчутся ногами. Общество впадает в состояние кровавого безумия. Выход из аномии крайне сложен. В ряде случаев государство и общество может погибнуть вообще как единое целое (распад Вестероса на независимые государства), в ряде случаев может быть завоевано извне (из Эссоса?), в ряде случаев может совершить революцию и перейти на новую ступень развития (ну например - создание централизованной самодержавной империи на месте сословно-представительных 7 Королевств, в своем фанфике я это описываю).
Ну да, не эпос, жанр другой. Ближе к "реальной жизни". Только вот в реальной жизни куча всего есть. И те самые "архетипические" тоже есть в реальной жизни. А у Мартина, людей, которые верны своему пути нет или их быстро убьют.
Остальные герои себя теряют.
Но если отвлечься от исторических частностей и посмотреть на общее, то аномия (по Э. Дюркгейму) - это и есть то самое состояние общества (независимо от исторического фона событий), которое описывает Мартин. Аномия характеризуется как массовое состояние уклонения общества от нравственных, юридических и иных норм. Обычаи - не действуют. Законы - нарушаются. Традиции - топчутся ногами. Общество впадает в состояние кровавого безумия.
Толкина я читать никогда не собиралась. Сейчас половина форума разорвет мне глотку, но я считаю, что до Мартина ему далеко. У Толкина резкие ограничения "хороший | плохой", как в обычных ванильных книжонках или сериальчиках [если угодно, те же Винкс]. А у Деда все не так.
Денетор и Теоден? Полноте, эти двое были обречены сразу же. Помните про Old Ways? Именно они в наибольшей степени были олицетворением старого мира и порядков. Должно было придти обновление в виде насквозь положительного и предсказанного Арагорна (ух, не люблю его!) с одной стороны и молодого, при этом якобы всем обязанного Арагорну Эомера с другой стороны.
Горлум? Ну, с ним тоже было все понятно. О нем намеков в начале книги дано крайне много, и все в стиле "он для чего-то еще будет нужен". Но без Кольца ему жизни нет - это тоже ясно, поэтому с уничтожением Кольца прекратится и жизнь Горлума.
Что касается Сильма - так он ближе к ПЛиО, чем ВК, во много раз. И неоднозначных героев там много, в этом Ваша правда. И про политику там тоже очень хорошо расписано. Но я сравнивала ПЛиО с ВК, так что база немного иная...
Каждый персонаж Мартина так или иначе верен своему пути, кроме Сансы, которой путь не нужен, а нужна просто жизнь без всяких приключений.
Джон Сноу все пять книг следует пути дозорного, Хранителя и в этом, по-своему, тоже архетипичен. В первой книге нам показывают его становление как воина и мужчины, во второй ему предоставляют возможность посмотреть на конфликт с другой стороны и понять, что и дозорные, и Вольный Народ - все они люди, в третьей он из рядового воина превращается в лидера, а в пятой - пытается спасти пресловутое Царство Человека вопреки всему и, возможно, ценой своей жизни. Чем не верность пути?
Брандон Старк, в отличие от сводного брата, следует путём познания.Он ищет истину, светит фонариком в самые тёмные уголки мира, о которых все, кроме него, уже давно забыли. От сломанного мальчика до Последнего Древовидца, он идёт своей дорогой и не сворачивает с неё.
А чем не верна своему пути Арья? Она желала отомстить за гибель родных, нашла средство это сделать (стать Безликой), и уже начала вычёркивать имена из списка. При этом, не потеряла себя, сохранив в тайне ото всех Иглу. Её путь в тенях, но разве она ему не верна?
Я бы не сказал. Да, каждый герой Мартина переживает перерождение. Он теряет старого себя, но обретает взамен нового. Джон Сноу стал ледяным Лордом Сноу, Дени стала Матерью Драконов, Арья стала Никем, Санса - Алейной, Тирион остался Тирионов снаружи, но внутри стал совершенно новым человеком, а Джейме Ланнистер с опозданием в 15 лет стал настоящим Королевским Гвардейцем.
В таком случае, вся история человечества - одна затянувшаяся аномия.
ВК - типичное фентези с эльфами и орками. А у Мартина - псевдоисторический роман с элементами фентези. Заслуга Толкиена в том, что он был первопроходцем в жанре ,,фентези,,. Насчет персонажей согласна, но Толкиен, наверное, и не ставил перед собой задачу создать реалистичных героев.Толкина я читать никогда не собиралась. Сейчас половина форума разорвет мне глотку, но я считаю, что до Мартина ему далеко. У Толкина резкие ограничения "хороший | плохой", как в обычных ванильных книжонках или сериальчиках [если угодно, те же Винкс]. А у Деда все не так.
А при чём здесь ВК тогда?смотрела