Что бы сравнивать Толкина и Мартина, пусть последний сначала допишет свое произведение. Можно не любить Толкина, но помимо всех своих заслуг, он был писателем с ясным взглядом на мир, на добро и зло, и на человечество в принципе. Его за это критиковали и в его время, а уж сейчас в эпоху господства "тёмного" фэнтези считается чуть ли не хорошим тоном обвинить Толкина в идеализме и сказочности. Но Толкина это никогда не смущало. Он писал то, что хотел, кстати это их с Мартином роднит.
Что толку оценивать "Песнь Льда и Пламени", и тем более сравнивать его с "Властелином Колец", если это незаконченное произведение с очень большими подводными камнями. Надо отдать должное Мартину, он понимает, что может не справиться, и уже не справляется. Грандиозный провал с возрастом героев, даже не знаю как Мартин будет из него выбираться. Огромное количество сюжетных линий и локаций, которые просто нереально свести все к какому то логическому концу за оставшиеся две книги. Что то в любом случае просядет. Мартин очень хотел быть непредсказуемым, но в результате вся непредсказуемость свелась к тому, что все обламываются. В результате уже к концу "Игры Престолов", как только кто то из положительных персонажей начинал строить планы, я уже понимал, что всё кончится провалом. Неоднозначность героев тоже оказалась больше разговорами чем реальностью. Да, есть пара жёстких моментов. Убийство Тирионом отца например, такое всё же редко встречается в подобных книгах. Но в целом как бы Мартин не старался, а "хорошие" и плохие" у него видны невооруженным глазом. Удалось Мартину, и это его большой успех, что он показывает неоднозначность последствий поступков героев. Поступать в соответствии с совестью может быть не только не выгодно, а и привести к трагическим последствиям. И наоборот, люди преследующие корыстные цели могут быть полезными для общества. Другое дело, что сейчас эти моральные вопросы не очень актуальны. Как можно заметить даже по дискуссиям на форуме, здесь способны оправдать всё, что угодно, и обвинить тоже в чём угодно. Даже Мартину не приходило в голову, что некоторые написанные им фразы, или ситуации, которым он не придавал большого значения, будут использованы для того, что бы обвинить персонажей в смертельных грехах.
Мартин хороший писатель, но откровенно говоря, для меня весь интерес к будущим книгам держится на судьбе героев. Это самая сильная сторона книги. Судьба мира, сюжетные ходы Мартина, всё это не вызывает какого то большого интереса. Но последнее время не столько предвкушаешь, что будет дальше, сколько опасаешься того, что сам же автор и разрушит всё то ради чего читаешь книгу. Да, пожалуй ПЛиП лучшее, что, я читал за последние лет десять из этого жанра. И зацепило оно по настоящему, но, что останется когда мы дочитаем? Возникнет ли желание например поделиться ощущениями от прочитанного. Сейчас во многом интерес держится на интриге, но способен ли Мартин закончить достойно свое главное произведение?
На самом деле Мартина я люблю, хотя сужу конечно только по ПЛиП. Мне нравиться, что у него получилось написать книгу в которой есть разные стороны конфликта, у каждой из которой своя правда. Но при этом мир легко делится на "наших" и "не наших". Только "наших" каждый может выбрать себе сам. Мне нравиться концепция взросление героев, когда мы следим за ними всю книгу. Мне нравится, что при этом в ПЛиП есть ощущение наступающих страшных и суровых времен, и избранность героев. Какое же фэнтези без этого. Но не стоит раньше времени делать из Мартина кумира. Задел хороший, но, что будет дальше. Вспоминается Глен Кук с "Чёрным Отрядом", начиная с середины цикл резко сдал. После "Грёз о Весне" можно уже и серьёзно говорить о сравнении Толкина и Мартина. В самом сравнении я ничего кощунственного не вижу. Хотя Толкин всегда останется Толкином, но Мартин может стать Мартином, чего, я ему искренне желаю.