• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

ДжРР: Толкиен vs Мартин

Кто лучше?


  • Всего проголосовало
    203

madAsHatter

Знаменосец
Они злыми полностью и не являлись. Но под воздействием своих злых дел к гибели пришли.
Не согласен считать смерть этих персонажей - карой за преступность деяний. В Арде умирают и добрые и злые персонажи, кто от происк сил зла, а кто от старости.

Там нет пути Добра и нет объективного Добра. Герои, которые вступают на путь Добра - там есть. Два таких героя уже нашли свой безвременный конец. Дейнерис я бы к ним не причислял. Она человечна, только и всего.
На мой взгляд объективное Добро и Зло обозначено. Зло - это Иные, Добро - это "царство человека", и та сила, что защищаего его. Другое дело, что подробности этой борьбы малоизвестны. Об этом я и говорю - представте, что Арагорн не знает почти ничего о Сауроне, а Нуменор для него - древняя родина предков. Представте, что героям ВК о Сауроне неизвестно практически ничего, только сообщения о Древнем Зле, восстающем вновь. Согласитесь, похоже вышло бы на ПЛИО?

В таком контексте обсуждать, добро или зло Дейенрис или еще кто нет смысла - вся Игра Престолов это просто мышиная возня, предваряющая настоящую битву. Именно в ней и возникнут герои, о которых будут слагать песни многие века. В этих песнях они будут преставлятся могучими королями, смелыми, справедливыми - такими, какими они предстают нам на страницах ВК.

Отдельно можно сказать, что у Толкина большинство злых поступков так или иначе исходит от сил зла. В этом есть много правды, однако некоторые негативные поступки все же, по-видимому, не связаны с Врагом непосредственно. Особенно это становится видно, когда речь начинает идти о малых мира сего - те у Толкина предстают обычными людьми, где-то подлыми, где-то честными. У Мартина, соглашусь, больший акцент сделан на жизнь обычных людей, зажатых между добром и злом, про их ежедневный выбор и ежедневную борьбу. На мой взгляд, в том и замысел автора - показать события, аналогичные Толкину, но в более реалистичном обрамлении.
 
Последнее редактирование:

unknown

Ленный рыцарь
Если сравнивать ПЛИО с Сильмариллионом, то сравнение не будет адекватным, т.к. С-н - это типа изложение событий в псевдоисторическом виде, примерно как в ПиК и ПР. Но в С-н охватывается очень большой кусок времени, событий там, наверно, больше, чем во всем ПЛИО, включая приквелы и даже ссылки на историю внутри книг.
Если ВК и ПЛИО то в ПЛИО однозначно больше персонажей и линий, ВК - по сути, вертикальный сериал, скажу честно, что его читал лет 12 назад, но с трудом могу вспомнить какую-то интригу уровня ПЛИО, просто описание путешествий и войны с орками и черными всадниками, и неким злом. Самое адекватное сравнение было бы Толкиена с миром Колеса Времени, но речь не о нем.
Общее впечатление, что мир Мартина больше и глубже мира Толкиена, в нем больше народов, культур, в нем меньше откровенной магии типа Сауронов, но, если подумать, то разных видов магии там даже больше. При этом он намного ближе к нашему миру.
 

Raisebanners

Кастелян
Не согласен считать смерть этих персонажей - карой за преступность деяний. В Арде умирают и добрые и злые персонажи, кто от происк сил зла, а кто от старости.

Вы действительно не видите трагедии Турина Турамбара, трагедии сынов Феанора? Вас не трогают их слова о том, что они хотели бы избавится от бесплодной клятвы? Вас не ужасает то, что Сильмарили, эти "святые камни" сжигали им руки, как Голлума потом душила эльфийская верёвка и лембас казался ему пеплом? А Турин Турамбар, взявший себе "псевдоним": "Я Запятнанный Кровью, сын Дурной Судьбы" (Blood-stained, son of Ill-Fate). Они-то чувствуют у Толкина свою вину. Даже Феанор перед смертью понял, что его бунт напрасен.

На мой взгляд объективное Добро и Зло обозначено. Зло - это Иные, Добро - это "царство человека", и та сила, что защищаего его.

Какая сила защищает у Мартина царство человека? Пророчества и гадания? Одна пророчица приносит в жертву своим богам мужа и сына Дейнерис. Другая пророчица рождает кровавых призраков, которые несут смерть и которые пугают рационалиста Сиворта. Поклоняющиеся деревам сидят бессильные в своих убежищах. Получается, остаётся только Дейнерис. Но я говорю, исключения подтверждают правило. Если Дейнерис осталась доброй в мире Эссоса и Вестероса, то не благодаря им, а вопреки им. Поэтому она превращается в "бога из машины". Если же Иные зло, потому что они - Зима, тогда Р'гллор - это добро, т.к. он - солнце и свет. Вы хотели бы, чтобы победили слуги Р'гллора?

Другое дело, что подробности этой борьбы малоизвестны. Об этом я и говорю - представте, что Арагорн не знает почти ничего о Сауроне, а Нуменор для него - древняя родина предков. Представте, что героям ВК о Сауроне неизвестно практически ничего, только сообщения о Древнем Зле, восстающем вновь. Согласитесь, похоже вышло бы на ПЛИО?

Именно, что похоже. Но опять же, там ситуация изначально другая. Арагорн тогда не должен знать не только о Сауроне, но и о Валарах, о Иллуватаре и проч.

В таком контексте обсуждать, добро или зло Дейенрис или еще кто нет смысла - вся Игра Престолов это просто мышиная возня, предваряющая настоящую битву. Именно в ней и возникнут герои, о которых будут слагать песни многие века. В этих песнях они будут преставлятся могучими королями, смелыми, справедливыми - такими, какими они предстают нам на страницах ВК.

В мире Толкина изначально были герои. Еще даже до сотворения Эа и до создания Арды. Поэтому говорить о том, что вот есть некий эпос, в котором героев никогда раньше не было и их не чтили, а потом они вдруг возникнут... Вы сами противоречия не видите?

Отдельно можно сказать, что у Толкина большинство злых поступков так или иначе исходит от сил зла. В этом есть много правды, однако некоторые негативные поступки все же, по-видимому, не связаны с Врагом непосредственно. Особенно это становится видно, когда речь начинает идти о малых мира сего - те у Толкина предстают обычными людьми, где-то подлыми, где-то честными.

Связаны-связаны. Опосредованно связаны. Ведь и Саурон не связан с Морготом, выброшенным в Тьму Внешнюю, непосредственно.

У Мартина, соглашусь, больший акцент сделан на жизнь обычных людей, зажатых между добром и злом, про их ежедневный выбор и ежедневную борьбу. На мой взгляд, в том и замысел автора - показать события, аналогичные Толкину, но в более реалистичном обрамлении.

Я тоже раньше так думал, но реализма у Мартина даже поменьше где-то будет, на самом деле. Если глубже копнуть, то... Реалистичны у него только персонажи. Абсолютно абсурдны его религии, почти совершенно нет этнических вопросов и вражды народов, все люди подчиняются вождям и королям как загипнотизированные, а те творят что хотят. Я бы сказал, что у Мартина реалистична только внешняя канва.
 

Nadia Grell

Кастелян
бсолютно абсурдны его религии

Абсурдна, быть может, любая религия вообще. Не задумывались? :)


почти совершенно нет этнических вопросов и вражды народов, все люди подчиняются вождям и королям как загипнотизированные, а те творят что хотят. Я бы сказал, что у Мартина реалистична только внешняя канва.

Не заметила что-то сего.
 

madAsHatter

Знаменосец
Вы действительно не видите трагедии Турина Турамбара, трагедии сынов Феанора?
Трагедии на лицо, но ведь не только спорных и отрицательных персонажей ожидал во вселенной Толкина трагичный конец? И если нолдор вы еще можете обвинить в исходе, то чем провинились многие из эдайн, которым неповезло жить во время торжества Моргота? Я сходу не могу придумать злодеев и мелких пакостников, которым в итоге удалось избежать наказания, но наверняка такие есть.

Какая сила защищает у Мартина царство человека?
Та же, что держит стену, посылает пророческие сны, пробудила драконов. Возможно это Рглор, возможно жрецы ошибаются, или видят Рглора не таким, каков он на самом деле. В этом и основное отличие Толкина от Мартина - в мире Мартина вы не знаете толком ничего о высших силах и устройстве мира. Лично я надеюсь, что эта информация все же есть и проявит себя в итоговой битве.

Именно, что похоже. Но опять же, там ситуация изначально другая. Арагорн тогда не должен знать не только о Сауроне, но и о Валарах, о Иллуватаре и проч.
Ну я к тому и веду, преставте, он ничего этого не знает, кроме немногой смутной информации.

В мире Толкина изначально были герои. Еще даже до сотворения Эа и до создания Арды. Поэтому говорить о том, что вот есть некий эпос, в котором героев никогда раньше не было и их не чтили, а потом они вдруг возникнут... Вы сами противоречия не видите?
АА же есть, и Век Героев.

Я тоже раньше так думал, но реализма у Мартина даже поменьше где-то будет, на самом деле. Если глубже копнуть, то... Реалистичны у него только персонажи. Абсолютно абсурдны его религии, почти совершенно нет этнических вопросов и вражды народов, все люди подчиняются вождям и королям как загипнотизированные, а те творят что хотят. Я бы сказал, что у Мартина реалистична только внешняя канва.
В целом я согласен, у Мартина не столько реализм, сколько стремление выглядить таковым. Не могу слово подобрать(((
 

Raisebanners

Кастелян
Абсурдна, быть может, любая религия вообще. Не задумывались? :)

Вот мы и приехали. Вот! Абсолютно верный во Вселенной Мартина взгляд. Но не в реальном мире. В реальном мире, если отбросить сказки таких позитивистов как Р.Докинз, религия не абсурдна. То есть она может быть абсурдна извне, но изнутри она очень хорошо мотивирована, всё логично и внутренне связано. Даже те религии, которые допускают противоречия, чётко разделяют у себя "зону, где у меня тут противоречия" и "зону, где у меня всё логично и нормально". Религию можно определить как систему, в которой алогичны только первые постулаты, а всё остальное предельно логично. У Мартина же мы именно видим смесь религии с полным абсурдом. Либо он хотел изобразить мир, в котором религии есть, но в глубоком упадке (в чём я сомневаюсь), либо он хотел изобразить мир, в котором религия есть, но любая абсурдна, т.к. "мы-то с Вами знаем, что любая религия - это абсурд" (подмигивание), "мы взрослые люди". Есть и третий вариант. Я о нём не думал, но... Может Мартин хотел соединить феодальный мир с религиями первобытной древности? Потому как его религии не похожи даже на политеизм греков или абсолютный монизм индусов. Исключение - религия бога смерти. А вот в первобытной древности было много религиозно-магических систем, отличавшихся эклектикой, т.к. это был период обожествления мира вещей, любой материи - камней, дерев, животных и проч. Но тут неувязка, чем древнее религия, тем более сильно она связана ритуалами и традициями, у Мартина же все религии имеют очень примитивные и неразвитые ритуалы. Да и на чисто магический мир - тоже не походит. Вот у Сапковского - мир чистой магии - чернокнижники, ведьмаки, чародейки, а религия представлена тупыми жрецами или культами природы, она проигрывает магии. Там магия должна быть могущественной, а в Вестеросе маги даже в Малом Совете не сидят.

Такое впечатление, что Мартин - атеист или деист и его взгляд на религию поэтому такой странный. Видимо он считает, что религиозную систему продумывать не надо, даже если пишешь фэнтези. Просто тяп-ляп, что-то запустил и всё - готово. Толкин в отличие от него построил вполне религиозный мир, но религии из него убрал по той причине, что был католик и не хотел проблем и критики. Да и богохульства пытался избежать. Но религиозные аллюзии оставил. 
Трагедии на лицо, но ведь не только спорных и отрицательных персонажей ожидал во вселенной Толкина трагичный конец? И если нолдор вы еще можете обвинить в исходе, то чем провинились многие из эдайн, которым неповезло жить во время торжества Моргота? Я сходу не могу придумать злодеев и мелких пакостников, которым в итоге удалось избежать наказания, но наверняка такие есть.

То-то и оно, что они есть, но за пределами описываемой Толкином реальности. Где-то на нижних этажах. Что касается ухода нолдоров, то этот уход де-факто приравнен Толкином к мифу о грехопадении Адама и Евы. Вы спросите у богословов - почему невинные потомки несут на себе какие-то чужие грехи? А они вам скажут - потому, что человечество едино и "всякий за всех виноват" (Ф.М. Достоевский). Поэтому если Нолдоры покрошили в капусту кого-то, то и потомки примут на себя последствия. Не забывайте также, что Сильмариллион и ВК - это как Ветхий Завет. А уж там полно описаний подобных кар. Но в отличие от Ветхого Завета, Иова в эпосе Толкина нет. Нет архетипа "абсолютно невинный за чужую вину страдающий".

Та же, что держит стену, посылает пророческие сны, пробудила драконов. Возможно это Рглор, возможно жрецы ошибаются, или видят Рглора не таким, каков он на самом деле.

Верно. У меня была эта мысль, я даже хотел это литературно использовать. Но это опять же выходит за пределы замысла Мартина. Кто посылает сны? Может это просто ясновидение. А магия огня - просто набор ритуалов.

В этом и основное отличие Толкина от Мартина - в мире Мартина вы не знаете толком ничего о высших силах и устройстве мира. Лично я надеюсь, что эта информация все же есть и проявит себя в итоговой битве.

Проявит-проявит. Но скорее как магическая информация, чем как религиозная. Магия ближе современному человеку, чем религия.

Ну я к тому и веду, преставте, он ничего этого не знает, кроме немногой смутной информации.

Ну это же и есть уже не мир Толкина. "Если бы да кабы, да во рту росли грибы, то был бы не рот, а целый огород." Поговорка в шуточном виде отражает важную мысль: можно попытаться поменять объект "рот", чтобы приблизить его к объекту "огород", но если поменять радикально, то рот и огород - будут одним и тем же. :)

АА же есть, и Век Героев.

Есть, но не описан.

В целом я согласен, у Мартина не столько реализм, сколько стремление выглядить таковым. Не могу слово подобрать(((

Это называется литература. Художественный вымысел. Проблема только в том, что если пишешь фэнтези в стиле "псевдохистори" (псевдоистории), то вымысел должен быть мифичен. Должны иметься алогизмы, но потом распутываться. А Мартин "пять книг наваял" и "ничего не ясно":).
 

Nadia Grell

Кастелян
В реальном мире, если отбросить сказки таких позитивистов как Р.Докинз, религия не абсурдна

Вы считаете факты "сказками"? :sneaky: Ваш милый идеализм - вполне может быть субъективной иллюзией микроскопического комка разумной материи, на небольшой планете вокруг маленькой желтой звезды, коих во Вселенной: 100500 миллионов, если не миллиардов. А Вселенная - даже не задумывается над вашим мнением (и существованием), она объективна и безразлична к плесени по имени жизнь, случайно возникшей там и сям. :cool:
 

Raisebanners

Кастелян
Вы считаете факты "сказками"? :sneaky: Ваш милый идеализм - вполне может быть субъективной иллюзией микроскопического комка разумной материи, на небольшой планете вокруг маленькой желтой звезды, коих во Вселенной: 100500 миллионов, если не миллиардов.

Вас масштаб Вселенной логически подавляет? Меня нет. Это всё поэтическая метафора. Комок материи и бескрайняя даль.... Атеист А. Камю писал, что он равен остальной Вселенной, т.к. он лично мыслит, а вся она - нет. Р. Докинз же мимо этого проходит. Я уж молчу про теорию "мемов". Это не факт, а гипотеза, причём грубая. Эволюционисты его не поддержали в этой части. То есть Докинз не сделал главного - не смог убедительно объяснить откуда возникла у человека потребность в религии. Всё, что он сделал вместо этого - свёл религию к суеверию и приравнял её к первобытной магии (карго-культ и проч.). Впрочем это оффтоп, здесь не полемика религиозных людей с атеистами.

А Вселенная - даже не задумывается над вашим мнением (и существованием), она объективна и безразлична к плесени по имени жизнь, случайно возникшей там и сям. :cool:

Вселенная не объективна, хотя безразлична. Да, она не задумывается над мнением и существованием людей. Если кроме Вселенной ничего нет, то... Единственный логический вывод из этого взгляда сделал атеист Ницше - человечество случайно возникло и случайно может погибнуть в любой момент.

Кстати, про "милый идеализм". Я в общем-то пересказывал вещи известные и атеистам, и верующим. Все серьезные исследователи религии прекрасно знают про то, что я имел в виду под "внутренней логикой", все отличают религию от магии и развитые религии от первобытных. Если уж на то пошло, я чуть ли не советские учебники по происхождению религии пересказывал тут. То есть они объективно не зависят от личной моей веры, хотя я верующий. На Земле были 1) древние религиозно-магические системы (пантеистическо-полидемонические), потом были 2) политеистические или дуалистические развитые религии, потом 3) монотеистические религии. Именно в таком порядке, если брать по степени распространения и влияния. Да с точки зрения бесконечной мертвой Вселенной они иллюзия, но ведь и этот форум иллюзия, и я иллюзия, и Вы иллюзия, независимо от того, кто среди нас атеист или верующий, маг или агностик. Ей вообще всё равно. Этак правы самоубийцы - "зачем вообще жить, давайте прям сейчас умрём, ведь всё иллюзия". :)

P.S. Я не идеалист в философском смысле. Я - монотеист, православный христианин. Монотеист отрицает взгляд идеалистов Шеллинга и Гегеля на материю как бесконечно развивающуюся под воздействием развивающейся же Идеи субстанцию. Идеалисты - это почти всегда пантеисты или деисты.
 

laerwenn

Кастелян
Не вижу смысла сравнивать Толкина и Мартина, ибо произведения их лежат в разных плоскостях, да и, по сути, написаны о разном. На самом деле, кто-то выше дал прекрасный разбор, поэтому не хочу повторяться. Скажу лишь, что для меня сравнивать Толкина и Мартина - это то же самое, что сравнивать любовный роман и детектив: одним нравятся любовные романы, другим нравятся детективы, а третьи любят и то, и другое, и не видят никакого смысла их сравнивать.
Лично для меня Толкин более весом как человек. Он создал огромную Вселенную, со своей космогонией - не просто взял конкретный временной промежуток и описал его, а рассказал историю от начала начал и до конца, проецируя окончание того же самого "Сильмариллиона" в наше время. Был создан Мир, было создано множество персонажей. Отдельно стоит упомянуть создание эльфийских языков - квенья и синдарина. Я, как человек, не только из личного интереса, но и из интереса профессионального занимавшийся изучением структуры этих языков, скажу, что языки эти - не просто набор каких-то слов и фраз на вымышленном языке. Они имеют полноценный строй, с грамматическими, фонетическими правилами. Довольно обширен и лексический состав языков. Собственно, на квенья в одном из университетов Англии даже лекции читают, насколько я знаю. Я не призываю всех к изучению эльфийских языков Толкина, нет. Этим несколько распространённым описанием я лишь хочу показать, насколько огромную работу проделал Толкин. Да и вообще, "Сильмариллион" сыграл огромную роль в моей жизни тогда, когда о Мартине я ничего не знала. Наверное, дедушка Толкин - единственный человек, которым я восхищалась. Он вызывает у меня безграничное уважение.
Мартин же в плане вложенного в книги труда уступает Профессору. Как мне кажется, Мартин пишет только потому, что ему это нравится. Устань он от написания книг "Песни льда и пламени" - думается мне, он бросит это дело и не посмотрит на преданных читателей. Я читала несколько его интервью, из которых складывалось впечатление, что он не вкладывает особого смысла в свою деятельность. Просто развлекается сам, развлекает нас, да ещё и деньги на этом зарабатывает. Но всё это только мои личные ощущения и предположения, и я ни в чём не упрекаю автора.
А вообще, литература Толкина и Мартина реально разная. Толкин больше подходит любителям эпоса (если брать "Сильмариллион" и "Неоконченные сказания"), доброго и несколько по-детски наивного поучающего фэнтези (если взять "Хоббита" и "Властелина колец"). Его книги подойдут преставителям разных возрастов. Произведения Мартина ориентированы только на взрослую аудиторию и, если отбросить фэнтезийные линии, напоминают не мифы и сказки (хотя этого там тоже хватает), а исторические романы.
Своему ребёнку я с детства читала бы Толкина, а с Мартином познакомила бы лет в двадцать, как минимум. Если он не узнает о нём раньше)))
Надеюсь, никого не задела и не обидела) Ещё раз повторюсь: я люблю и Толкина, и Мартина (их литературу, в смысле), но НЕ вижу смысла их сравнивать. :hug:
 

Zolotinka

Кастелян
Имхо, я бы не стала противопоставлять Толкина и Мартина. Между миром ПЛИО и Ардой (именно Ардой, а не только Средиземьем!) больше сходных черт, чем различий.
Если говорить о художественной картине мира, то то у обоих авторов она строится на одном и том же "фундаменте". "Отправной точкой" обоим служат "Эдда", "Калевала", "Беовульф", легенды о рыцарях Круглого Стола и Уладский эпос. Разница лишь в том, что в Вестеросе эти были успели порасти быльём, превратиться в былины (прошу прощения за каламбур) и песни, а для Средиземья - это живая история, которая вершится Здесь и Сейчас.
Неоднозначность героев Мартина - по большей части кажущаяся, такой эффект неизбежен при повествовании от лица двух дюжин ПОВов. Да и Толкин не так категорично высказывается о своих героях, как это может показаться на первый взгляд. В Боромире на поверку оказывается куда больше человеческого, чем в Арагорне, и Йовин более женственна, чем Владычица Галадриэль.
Мир ПЛИО - это ветхозаветный мир Сильмариллиона в чистом виде. Хотя мне ближе всего агностическая вселенная Земноморья.
 
Последнее редактирование:

sd.

Присяжный рыцарь
ДРРМ, как очевидный фанат ВК, не мог сознательно не вставить референсы, пускай и троллингового характера подчас, на любимую вселенную. Давайте вместе накидаем кто что видит. Я тогда начну с достаточно очевидных вещей, глубже копать не получается в силу возраста, лени и скудоумия:

- Чёрные Всадники — Белые ходоки (и те и другие носители потустороннего);
- Сэм Гемджи и Сэмвел Тарли как воплощения верного упитанного друга протагониста;
- Тирион, как эдакий «хоббит с мужскими потребностями», и все эти прозвища «полу-муж» и «полурослики» (half-man - halflings);

Что-нибудь ещё?
 
Последнее редактирование:

Гагарион

Знаменосец
На мой взгляд ВК - вещь слишком скучная, чтобы читать ее как развлекательную литературу и слишком примитивная, чтобы воспринимать ее как артхаус. Она интересна прежде всего как талантливая и качественная стилизация под средневековую летопись/эпос. Толкину видимо мир его произведений нравился и был интересен куда в большей степени, чем сами произведения, в итоге в них не так много интересного помимо мира и сюжета.
 

Gotcha

Знаменосец
Толкину видимо мир его произведений нравился и был интересен куда в большей степени, чем сами произведения, в итоге в них не так много интересного помимо мира и сюжета.
а что в произведениях должно быть помимо мира и сюжета? teh drama?)
 

Pendalf

Знаменосец
Второе предложение так и вовсе кажется сомнительным
1880-е? Кракатау-1883!
что в произведениях должно быть помимо мира и сюжета?
Персонажи. Эволюция их. У Профессора эволюционируют лишь Фродо, Боромир и Эовин
 

Pendalf

Знаменосец
а Феанор, а Мелькор, а Турин в конце концов
Это надо перечитать хотя бы один раз (не 60, как ВК, а один).
Но где эволюция Мелькора? Это обычное грехопадение первейшего из ангелов. Где эволюция Феанора? Это Мастер, который темпераментно создаёт и которого этот же темперамент губит.
 

Гролл

Ленный рыцарь
Абсолютно не сравнимые миры и заслуги. Точно и досконально описанный мир с языками, географией, историей против наскоро сляпанного мирка в котором Мартин толком расстояние не может промерить.
И в то же время динамичное (до пятой книги) повествование с не картонными разными героями против черно-белого монохрома Арды, где блаародные герои в одиночку истребляют чОрные легионы!
 

Gotcha

Знаменосец
Это надо перечитать хотя бы один раз (не 60, как ВК, а один).
Но где эволюция Мелькора? Это обычное грехопадение первейшего из ангелов. Где эволюция Феанора? Это Мастер, который темпераментно создаёт и которого этот же темперамент губит.
я читала Сильмариллион чертову кучу раз, а ВК всего парочку) Мелькор становится все коварнее, а Феанор все безбашеннее)) Так про любого почти можно сказать что нет особой эволюции. Особенно если объем книжного времени небольшой.
Абсолютно не сравнимые миры и заслуги. Точно и досконально описанный мир с языками, географией, историей против наскоро сляпанного мирка в котором Мартин толком расстояние не может промерить.
И в то же время динамичное (до пятой книги) повествование с не картонными разными героями против черно-белого монохрома Арды, где блаародные герои в одиночку истребляют чОрные легионы!
я сомневаюсь что многих нолдоров можно отнести к благородным героям (хотя нарезают они почти все эпически). Среди эльфов хватало бессовестных зазнавшихся поганцев)
 

madAsHatter

Знаменосец
То есть усиливается явная и доминантная черта. Это не эволюция.
Ну не знаю, в каком-то смысле это развитие персонажа, его изменение. Феанор постепенно переходит грань от величайшего из нолдор, до глупца. Турин всю жизнь борется, пытается уйти от проклятия, убивает дракона, но все равно погибает под тяжестью своей судьбы. Арья плавно идет по пути убийцы, Дени все больше превращается в дракона, Санса качает скилл интригантки. Не вижу принципиальных различий в этом вопросе.
 
Сверху