• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: вопросы реализма в фэнтези

Может ли фентези вообще быть реалистичным?


  • Всего проголосовало
    57

Lestarh

Знаменосец
Сир Lestarh не всегда. "Большинство сделок на Фаэруне так или иначе...
Ну такие грандиозные литературно-игровые вселенные как Forgotten Kingdoms это скорее приятное исключение по степени детальности проработки.
 

Нимврод

Знаменосец
Да есть в фэнтези флот, есть. И у Говарда Конан занимался морским пиратством, и у Толкина одна из важных арок связана с борьбой Гондора и Умбара за господство на морях, и у Муркока Мелнибонэ - морская империя (и в мире Корума война на море тоже в наличии), и у Карла Вагнера один из самых ярких сюжетов связан с деятельностью Кейна (Каина) в качестве флотоводца. Да и у Робин Хобб есть как аналог викингов, занимающихся набегами на цивилизованный мир, так и Живые Корабли.
 

Никогда

Без права писать
А что подразумевается под реалистичным?
1. Внутренняя логика с учетом фантастических допущений?
2. Кровь и кишки?
 

Никогда

Без права писать
Церковь в своих обыденных аспектах должна жить по тем же закономерностям, что и Церковь в реальной истории.
Нет!
В нашем мире религия базируется на личном опыте веры, надежды, любви и не требует проверки на прочность.
В фентези есть магические структуры и воля божественных сил, их можно измерить точно и изучать как "физику". Значит в фентези церковь не только вера, но еще и знания и навыки. Наука вместо веры.
 

Нимврод

Знаменосец
А что подразумевается под реалистичным?
1. Внутренняя логика с учетом фантастических допущений?
2. Кровь и кишки?
Первое. Второе само по себе реалистичности не добавляет. А иногда может и убавить.
В нашем мире религия базируется на личном опыте веры, надежды, любви и не требует проверки на прочность.
В фентези есть магические структуры и воля божественных сил, их можно измерить точно и изучать как "физику". Значит в фентези церковь не только вера, но еще и знания и навыки. Наука вместо веры.
Вот тут согласен.
 

Griselda

Удалившийся
В общем скажу так внтуреняя логика важнее всего. Реалии средних веков надо знать чтобы не было замков без стражи и поместий без той самой стражи и римлян со стременами. Ну и правдоподобное поведение государств тоже не помешало бы, Толкиен тут как образец -- вот тут Рим Гондор с Роханом, франками-германцами дикими, но симпатишными соседями которые к нему в армию нанимаются. Мы знаем о землях ВК достаточно чтобы в них поверить.
 
Последнее редактирование:

Griselda

Удалившийся
Гладиатор ка кобразец незнания реалий.
Цитирую:
Я утверждаю, что результат воскурения зависит от воскуряющего. Ежели в голове бардак, трава его усилит до гладиатора - вечного воина.
Ежели в голове относительный порядок, могут настоящие шедевры родиться.
Если это стёб, то не смешной. Если правда, то я не удивлён.

Собственно, сам "Гладиатор" - ни что иное, как воплощённая галлюцинация. Пересмотрев это творение игр безумия, убедился в этом окончательно.


Итак, продолжим. Оружие и доспехи в неподражаемом по достоверности фильме Ридли Скотта "Гладиатор".
Возможно, дело в переводе, но я не слышал ни разу слова "легион". Максимус, тот самый генерал, ставший в последствии гладиатором, командует огромной армией, только вдумайтесь! - в пять тысяч человек! Целых пять тысяч! Это же целый легион. Максимус им командует. Стало быть, он легат. Никаким генералом, разумеется, Максимус быть не мог. В римской армии попросту не существовало такого звания.
Почему в битве, которая, как заявлено в титрах фильма, является решающей, участвует только один легион, да и тот сам на себя не похож? Почему легионом командует генерал, которого нет? Откуда взялся этот неописуемый, выпадающий из своего времени командир, затмевающий своими поступками самого Нэда Старка?
Вразумительных ответов на эти вопрос нет.
Косят они отменно, надо сказать. Не, гладиусом можно рубануть, никто не запрещает, но чтоб отсечь конечность, так это нет. Подробный разбор оружия и доспехов будет позже.
Поскольку состав армии, то бишь, легиона Максимуса, не поддаётся классификации, довольно трудно судить об общей достоверности вообще.

Начнём с того, что несмотря на обилие в кадре "очень римских" воинов, иерархия командования остаётся загадкой. Максимус, судя по количеству подчинённых, тянет на легата – сенатора, командующего легионом. Одет и вооружён этот замечательный человек согласно своему поведению – выпадая из эпохи. На нём некая комбинированная кираса, аналогов которой не знала Римская армия. Это не Lorica hamata – кольчужная рубашка, не Lorica squamata – чешуйчатая броня, и даже не Lorica segmentata – сегментный доспех. Впрочем, к этому последнему стремится. Но недотягивает. О мускульной кирасе и говорить нечего.
http://s4.uploads.ru/t/pHmZT.jpg

http://s4.uploads.ru/t/B6g20.jpg
Сегментный доспех и скутум

http://s4.uploads.ru/t/VQfrG.jpg
Сегментный доспех

Вооружён наш герой коротким мечом, которым резво рубит, не слезая с седла. Воистину, гениальный воин. Никто во всём мире так не мог, но Максимус – это вам не кто попало, он и не так умеет.
На самом деле кавалерийский меч, который называется спата (spatha) был длиннее стандартного гладиуса, длина которого не превышала 60 см.

http://s5.uploads.ru/vmyaA.jpg


Гладиус

http://s4.uploads.ru/t/hlONW.jpg
Спата

Подробного о гладиусе и спате здесь

Знаменитые максимовы лучники, выступающие за пехотой, защищают головы шлемами вавилонского образца, такими:
http://s5.uploads.ru/t/6oFsV.jpg

http://s4.uploads.ru/t/WN1na.png

Кто найдёт шлем, хоть немного напоминающий то, что мы видим на скриншоте, получит нобелевскую премию.
http://s5.uploads.ru/t/1txwB.jpg

О том, что пилумы – основное оружие , помимо меча, в фильме отсутствуют, я уже говорил. Пилумы – это метательные копья, которые должны были выводить из строя вражеские щиты. В кадре мелькают некие подобия, но используются совершенно не так, как должно. Ими зачем-то орудуют в рукопашной. Можно из пушки в упор стрелять, или расстреливать из катапульты. Или из лука в себя стрелять – то же самое.
http://s5.uploads.ru/t/tUGM1.jpg

Также отсутствуют пращники, но чего мелочиться, когда у нас имеется супер-кавалерия, умеющая незаметно для врага прятаться в лесу непосредственно во время боя и красиво наскакивать, сминая варваров и рубя их колющими гладиусами.

Щиты представлены пародиями на скутумы. Внешне они вроде правильные, но стоит только взглянуть внимательней, понимаешь, что с таким щитом не только в бой, с таким вообще никуда ходить нельзя – засмеют. А в бою прикончат сразу, не успеешь и крикнуть, что ты римский гражданин.
http://s4.uploads.ru/t/2AGKj.jpg
Обратите внимание, как незадачливый вояка держит щит.

http://s5.uploads.ru/t/8bimt.jpg
Преторианцы со скутумами

http://s4.uploads.ru/t/c2Alv.jpg
Скутум как он есть

Отдельного слова заслужили карикатурные варвары. Вы обратили внимание, что большую часть отведённого им экранного времени они орут и потрясают(с)? Не сражаются, не атакуют, а именно орут и потрясают. Кто чем. Кто топором, кто щитом, кто копьём. Интересная тактика. Может быть, они желали запугать римские горящие стрелы? Или настолько обалдели от нестандартной римской тактики, что застыли на месте? Не знаю, как вам, а мне такие варвары шибко не по душе.

Выглядеть они должны были так
http://s4.uploads.ru/t/0Cipf.jpg

Ерунда начинается с титров. Якобы в 180 году римская империя завоевала Германию, и лишь один очаг сопротивления отделял римлян от мира во всей империи. Угу. Именно так всё и было, если не знать, что Рим никогда не завоёвывал Германию. Пытался, разумеется, но увы. То, что пытаются изобразить и представить нам, убогим зрителям, как величайшую битву века, на самом деле является одним из эпизодов Маркоманской войны. Это войну действительно вёл Марк Аврелий, ему пришлось, потому как непокорённые Римом германские племена решили, в свою очередь, показать римлянам мать Кузьмы и прорвали границы. Война началась в 166 году и длилась с переменным успехом, включающим победу Рима и подписание мирного договора, нарушение германцами договора и возобновление военных действий, до 180 года, когда Марк Аврелий скончался от чумы. Войну закончил облитый грязью в "Гладиаторе" Коммод, который стал соправителем отца, как и принято в благородных императорских семьях, не в день кончины цезаря, а задолго до, а именно в 177 году. (Ссылка, Ссылка_2)

Сообщив зрителям еретическую ахинею, создатели тут же, пока зрители не пришли в себя, обрушивают на них героического и сентиментального генерала, любующегося полётом птички. Трогательно, как и пшеничные поля. Не успел зритель осознать, к чему всё это, как на него обрушивается великая битва, в которой непобедимая конница, скрывающаяся в чужом лесу, красиво мчится под соответствующее музыкальное сопровождение и врезается к тыл к диким варварам, упрямо стоящим на дороге к великой цели - миру в империи. Разумеется, все всадники снабжены стременами. Об отсутствии стремян у римлян уже и упоминать неловко, настолько это очевидный факт. Но факты создателям фильма не указ. Конница под предводительством генерала должна красиво скакать и врезаться. Она скачет и врезается. В то время как на переднем крае битвы бравые римские лучники обстреливают упрямых германцев горящими стрелами из-за спины пехоты. Катапульты тоже представлены.

Показать такую битву и обозвать её войной Рима может только тот, кто в школе по истории имел заслуженную тройку. Слышал что-то такое про черепаху, гладиусы и претороианскю армию. Слышал, да не знает, кто на ком стоял.
Потому и рубят гладиусами направо и налево, щиты держат вверх ногами, черепаху строят как вздумается и когда вздумается, и лучников пускают позади малочисленной пехоты, совершенно не задумываясь о том, к чему такое построение приведёт, да и были ли лучники в таком количестве в римской армии. Куда девали пилумы, злыдни? Пошто конница, ака в средние века, наносит решающий удар? Конница - вспомогательные части армии, вспомогательные, и никакие другие. Угу, из-за отсутствия стремян. Попробовали бы эти горе-постановщики проскакать верхом без стремян, да по лесу, да ещё и оружием помахать при этом. Вы представляете, чем бы это закончилось? Они же, как видно, не представляют.

Возникает вопрос. Ежели фильм снят исключительно ради битв, почему бы не поставить их как следует? Религия не позволяет? Или достоверность принесена в жертву зрелищности? По мне, битва по правилам, а именно, стройное наступление пехоты, может и должны быть не менее зрелищной, чем тот детский утренник, которым морочат зрителю голову в фильме.

О вооружении гладиаторов я лучше не стану распространяться. Кому любопытно, почитайте здесь, довольно доходчиво написано: http://www.sno.pro1.ru/lib/goroncharovs … krov/5.htm
На что стоит обратить внимание, так это на обучение гладиаторов. Не нужно быть историком или любителем римской истории, чтоб увидеть всю убогость и неубедительность этого так называемого обучения. Для этого хватит здравого смысла и, скажем, старого фильма "Спартак" Стенли Кубрика.

Начнём со здравого смысла. Гладиатор – это обученный боец, умеющий превращать смерть в зрелище. Лучше, разумеется, чужую смерть. Но если не повезло, он сумеет умереть красиво. Гладиатор – не воин, ему необходимы не совсем те навыки, которые используют в армии. На арене главное не только убить, но сражаться зрелищно и впечатляюще.

Чтобы этому научиться, нужно очень много времени, как для обучения любой профессии, собственно. За день, за несколько месяцев невозможно обучиться искусству гладиатора. Мало быть "генералом", чтоб покорить арену.
Впрочем, все логические выкладки разбиваются вдребезги при виде старого магрибинца без лампы, приветствующего сброд словами : "Приветствую вас, гладиаторы!" Для сравнения, приводят к тренеру сборной по футболу разношерстную толпу, в которой он тут же признаёт будущих чемпионов, выдаёт им мяч, смотрит, как они бьют мимо него и говорит: "Для начала неплохо". Но даже это можно вообразить, если тренер собирается своих неспортивных подопечных действительно тренировать.

Наш магрибинец Проксимо такой ерундой не занимается, он читает лекцию на тему прелестей гладиаторской жизни и смерти, а также важности покорения арены. В самом деле, зачем людей утомлять какими-то упражнениями, искусством боя и прочей ерундой? Помашут деревянным мечом на пару с варварским великаном, и будет. Ещё можно для слишком привередливых зрителей намалевать на туниках неясного значения разноцветные пятна. Собственно, это и всё обучение. Сколько времени оно продолжается установить невозможно, поскольку в фильме все временные рамки сдвинуты самым безбожным образом. Ежели исходить из факта заговора, то продолжалось обучение два года. Ежели исходить из смерти Коммода, то лет двенадцать. Но я более чем уверен, что времени прошло всего ничего. Никто не изменился, не поседел, не постарел, сын Луциллы тоже не повзрослел ни на день.

В Риме, куда неблагодарный сын империи Максимус прибывает в составе рабско-гладиаторского воинства, народ мгновенно влюбляется в непобедимого гладиатора.
И продолжаются чудеса, только теперь они ещё интенсивней и невероятней, чем прежде. Подумаешь, конница со стременами, шлемы не такие, гладиус слишком длиный, звание не то. В сравнении с поведением героев все перечисленные ляпы действительно, мелочи.
Император выходит на арену и ведёт разговоры с рабом-гладиатором. Раб-гладиатор хамит. Император теряется и не может настоять на собственном приказе убить дерзкого раба.
Луцилла, вдова импратора, сама имеющая титул августы (историческая, разумеется, но и киношная тоже не из лупанария и даже не с Субуры), является в камеру к гладиатору, которого для пущего эффекта заковывают в тяжёлые гремящие цепи, и умоляет спасти республику от злого Коммода, который всех обижает.
Гладиатор ей тоже хамит, потом перестаёт хамить и сокрушается, что он, мол, бесправный раб. Об этом я говорил выше. Раб в одно мгновение мог перестать им быть, если бы всё происходило так, как показано в фильме. Да сам Коммод был обязан его освободить на месте, а после этого устроить показательный судебный процесс. Это в случае, если бы Коммод был римлянином. Но тот, который в фильме, римлянином быть не может. Мы уже выяснили, почему.

Итак, к бесправному рабу приходит в гости сенатор Гракх. Мы понимаем, что это такой же бред, как и всё остальное. Больше сенаторам делать нечего, как свою репутацию портить и шататься по злачным местам. Должно быть, страсть спасти республику была у сенатора сильнее здравого смысла и усвоенного с молоком матери поведения.

Луцилла очень хочет, чтоб её брата убили. Потому что он не интересуется делами государства, домогается родной сестры, пугает племянника и угрожает его жизни.
И поэтому августа устраивает заговор двух сенаторов и одного гладиатора. Гладиатор намеревается с помощью своей армии, всё той же, пятитысячной, войти в Рим, захватить власть и убить нехорошего императора. А потом оставить армию для охраны и уйти на покой. Сказочник.

Территория Рима в конце второго века нашей эры составляла 5631, 9 тысяч кв. км.
Численность населения – полтора миллиона человек. Плюс шесть тысяч преторианцев, которые не принимали участия в заговоре Луциллы, стало быть, оставались верными императору, что мы и видели в фильме.

Спрашивается вопрос, можно ли покорить сердце империи, укреплённый город, имея всего пять тысяч человек, большая часть из которых – лучники-вавилоняне и чудесные всадники со стременами? Да, самое главное – армией командует раб-гладиатор. Прочувствовали неповторимость и величие момента? В своё время Спартак, имея сто тысяч человек, не рискнул идти на Рим. Ганнибал, который привёл с собой 50 000 пехотинцев, 9000 всадников и 37 слонов, не рискнул. А Максимус – да хоть сейчас, раз плюнуть, только дайте добраться до войска. Оно всё меня любит, как только увидит, сразу всех неправильных командиров перебьёт и побежит за мной на край света.
Не знаю, как вас, а меня очень радует неудача этой дикой и несимпатичной затеи. Весело наблюдать, как за одним презренным гладиатором охотится весь состав преторианской гвардии, состоящей, почему-то, из лучников.
Только совсем не весело, что ради бредовой идеи радостно гибнут гладиаторы-товарищи генерала. Это тоже полный романтический бред. Гладиаторов специально обучали таким образом, чтоб у них не возникало дружеских чувств друг к другу.
Этот момент отлично проиллюстрирован в книге Артура Кестлера "Гладиаторы". По сюжету, в Капуе должны были пройти игры, в которых Спартак и Крикс выступали друг против друга. Но играм помешало восстание. И на протяжении всей книги остаётся эти противостояние, оба помнят, что должны были убить друг друга.
Но это в хороших книгах, а не в голливудской поделке. Продолжаем разговор.

Заговор Луциллы в действительности тоже провалился, покушение на Коммода не удалось. Все участники заговора были казнены по приговору суда, а не тайной тёмной ночью. Луцилла была сослана, а после и убита.
В фильме же… Злокозненный Коммод, кроме того, что полный псих, ещё садист и круглый самоуверенный дурак. Ему нравится мучить сестру угрозами её сыну.
Такой сюжетный ход позволяет создателям фильма продемонстрировать нам потрясающий финал, в котором Луцилла призывает народ Рима следовать заветам гладиатора и восстановить республику. Убей Коммод сестру, кто бы так картинно рыдал на арене над умирающим генералом-гладиатором? Сенатор Гракх, может быть?

Коммод не знает законов собственного государства, что следует из его дальнейших действий. Он продолжает не мочь убить гладиатора, которого любит народ. Ещё раз. Император не может убить раба, который против него восстал и чётко заявил, что намерен захватить власть и убить императора. Кем надо быть, чтоб поверить в подобную чушь? Раб – это вещь. Испорченную вещь выбрасывают. Народ Рима также быстро отвернулся бы от Максимуса, как и полюбил его, если бы узнал, что именно этот народный любимец собирался сделать. Почему? Потому что зрелища, где так успешно покоряет арену Максимус, зрелища, столь любимые народом, устроил Коммод. Не будет Коммода – не будет зрелищ.
Коммод опоздал с пониманием роли народа в судьбе отдельно взятого гражданина. Раньше думать надо было, в военном лагере. (Лишним будет говорить, что скопище палаток никак не могло быть римским военным лагерем, верно?)
Как бы то ни было, Максимус жив и по-прежнему любим народом. Мерзкая сущность императора проявляется снова, он ранит любимца публики и собирается с ним сражаться на арене.

Коммод был, мягко говоря, не самым лучшим императором и не самым здравомыслящим человеком. Он действительно очень любил гладиаторские игрища и действительно принимал участие в поединках. Но он это делал, максимально обезопасив себя. То, что происходит перед глазами зрителя фильма, не может быть, потому что не может быть никогда. Император подвергается опасности точно такой же, как и его противник. Император знает, что Максимус его ненавидит и желает убить. Волею сценаристов психический император выставлен ещё и полным идиотом.
Итак, император гибнет и до финальных титров остаётся валяться на арене как бездомная собака. Макимусу же воздаются императорские почести, Максимуса, до того, как он картинно упал на песок, слушаются и ему подчиняются. О Максимусе рыдают все.

За демократию, граждане Рима! За сенат! Все на выборы! Часть 2
 

Griselda

Удалившийся
Часть 1
Фильм заявлен как исторический. В своё время, да и сейчас, пожалуй, слышались мнения, что историческая достоверность "Гладиатора" позволяет изучать по нему историю имперского Рима. Ну-ну. Историю, два раза, с блэеджеком и весталками. Потому как это какая-то другая история другого имперского Рима.
Упоминание реальных исторических лиц не делает фильм историческим. Вроде, ясно всем, да не всем. Создателям "Гладиатора" неясно. Лично моих претензий к этому шедевру было бы намного меньше, если бы фильм не был заявлен как исторический. Если бы история о несправедливо обиженном генерале - командующем огромной пятитысячной армии происходила в вымышленном мире. Тогда большая часть бреда перестала бы быть бредом и не действовала бы на нервы. "Гладиатор" - это самая настоящая развесистая клюква в псевдоримских декорациях. Господину Скотту не понравились размеры Колизея, потому в фильме показано нечто бробдингнегское. И так - практически всё.

Этот эпохальный фильм что-то мне напоминал, пока ни пришло озарение. Это же Кадавр от маэстро Никитина. Такая же каша с историей, такие же невнятные, сбежавшие из другой эпохи идеи, такие же ненормальные исторические персонажи, и такой же невменяемый главный герой с похожей трагической судьбой, разве только кадавр не погиб героической смертью, прославляя демократию или датское право.



Сегодня мы поговорим о людях, о соответствии исторических прототипов своим экранным воплощениям. По большому счёту, от исторических деятелей остались только имена, да и те изуродованные.
Марк Аврелий Антонин, один из самых ярких римских императоров, представитель династии Антонинов, предпоследний в плеяде пяти добрых императоров. Воин, политик, философ.
Он стал императором в 161 году вместе со своим соправителем Луцием Вером, а после смерти последнего в 169 правил один до смерти, наступившей, как мы уже знаем, в 180 году. Скончался Марк Аврелий в возрасте 58 лет от чумы, или от какой-то другой заразной и неизлечимой болезни, заблаговременно позаботившись о наследнике. Наследником и соправителем отца стал в 177 году также известный нам Коммод, о котором речь впереди.

Марк Аврелий уважал сенат как орган законодательной власти, в том виде, в каком сенат существовал в его время. То есть, не страдал бредовыми идеями о демократии и власти сената как спасении Рима от зла.
Его приоритетом был мир, но только в теории. На практике Марк Аврелий вёл войны с парфянами, германцами и сарматами. Как римский император сам и являлся "генералом", то бишь, командующим армии. Разумеется, в его подчинении были и другие полководцы, к примеру, Таррунтений Патерн, тот самый, который в действительности выиграл представленную в фильме "Гладиатор" битву на границе. Но общее и главное командование император осуществлял сам. Так сложилось исторически, о чём беспрерывно икающие создатели фильма либо не знали, либо не сочли нужным знания использовать.

Кто такой римский император, если разобраться? Это, прежде всего, победоносный полководец. Так повелось ещё с Пунических войн. Императором становился тот, кто одерживал впечатляющие победы и удостаивался триумфа. Поскольку Римское государство было государством милитаристским, военные успехи были необходимы для успешной политической карьеры. Консулы, то бишь, правители Рима п период республики, были также полководцами при необходимости. Также полководец, ставший императором, то есть, одержавший победу, мог стать консулом, как, например, Марк Красс в своё время.
Октавиан Август, вдохновлённый своим приёмным отцом, начал реформировать органы власти в Риме. С его правления началась эпоха принципата, то есть, такая форма монархии, при которой сохраняются республиканские черты наряду с единоличной властью. Эпоха принципата длилась до третьего века новой эры. Власть принадлежала императору-принцепсу, то есть, первому среди равных сенаторов и полководцу по совместительству.
Выходит, что при Марке Аврелии монархии в современном понимании не существовало. Император был обязан возглавлять армию не номинально, а де-факто, что и делали и Марк Аврелий, и его сын Коммод. Если бы они этого не делали, то не продержались бы у власти.

Итак, что мы видим в фильме? А видим мы очень старого немощного царя-батюшку, даже внешне не похожего на свой собственный скульптурный портрет, присутствующий в кадре, но почему-то белый, а не раскрашенный, как положено статуе. Этот дедушка говорит какие-то странные речи, рассуждает неясно о чём и мечтает о возрождении республики и передачи власти сенату. Свою заветную мечту он поручает осуществить победоносному генералу северных окраин, главарю римской орды, Дециму Милитию по прозвищу Максимус. Так просто, со вкусом. "Будь-ка ты главным, Максимыч, потому что я уже старый, больной и не до этого мне. Сын у меня беспутный, не желает власть сенату отдавать, хочет он быть владытчиком Рима. Да, упустил я его, Максимыч, упустил. Давай, бери пилум, и ехай в Рим, демократию спасать и республику возрождать.

Выпадающий из эпохи генерал заявляет в ответ что-то вроде: "Я солдат, а не политик. Домой хочу!"
Похвально, похвально. Домой, значит. Виноград собирать, пшеницу с рожью сеять. Многозадачный генерал-земледелец. Больший бред выдумать трудно. Не в том смысле, что домой хотеть человек не может, а в том, что так рассуждать римский гражданин, полководец попросту не может. Ему такое в голову не придёт. Ежели он попаданец, тогда может. Его попаданство объясняло бы многое, даже генерала. Но увы, нам представляют этого персонажа как настоящего римлянина. Для настоящего римлянина - воина и командира, Рим олицетворяет всё. Кроме того, полководцу не придёт в голову оспаривать приказы императора и отказываться их выполнять. Ни один римский полководец ни за что не отказался бы от предложения подняться по карьерной лестнице. И ни один не стал бы противопоставлять войну и политику, потому что в Риме, повторяю, эти две линии были переплетены, а не противопоставлены. Политик - это военный, а военный - это политик. Одно без другого не может существовать.

Но Максимус не таков! Он уважает и любит своего императора, но слушаться его не желает. Более того. После успешной военной кампании Максимуса могли провозгласить императором, и даже Марк Аврелий при всём своём авторитете мало бы что смог с этим поделать, не говоря о Коммоде, который, как мы знаем, вообще наломал дров.
Но что-то подсказывает мне, что наш честный и правильный по-старковски генерал отказался бы от власти в пользу виноградников.

Как бы то ни было, Марк Аврелий от своей идеи не отказывается, резонно полагая, что у Максимуса блажь пройдёт, он вспомнит, что является римским гражданином и полководцем и перестанет нести дичь, как какой-то пых-пых.
И со святой простотой выкладывает свои планы непутёвому сыну, который "пропустил сражение, как и всю войну." Хм. Коммод - не тот исторический персонаж, за чьё честное имя я готов ломать копья, но всё-таки, господа, надо и честь знать! Этого императора не стоит поливать чёрной краской, он успешно это сделал сам при жизни. Однако войну он не пропускал, он в ней участвовал, именно потому, что желал быть императором. Он бы не добился поддержки преторианцев и регулярной армии, если бы сидел дома во время военных действий. Как соправитель отца и будущий император, он не мог не понимать очевидных вещей.
Но их не понимают создатели фильма, поэтому их "Коммод" - психически ненормальный депрессивный маньяк прибывает в армию по зову умирающего отца и начинает истерить на тему "папа, ты меня не любишь!" А когда папа это подтверждает своими глупостями о передаче власти, истерика выходит за все возможные границы и сын душит отца. Реальный Коммод убил только жену, не надо на него и папу вешать.
Убив отца, Коммод даёт понять несгибаемому генералу, что тому лучше быть на его стороне. Но Максимус не хочет быть на его стороне, он хочет домой.
Дальше происходит невероятное с точки зрения римской армии. Максимуса, популярного полководца, любимца армии, его же сослуживцы собираются убить по приказу нового императора. Ха! И ещё три раза. Во-первых, Коммод ещё не император. Факт смерти отца ничего не значит, потому как не оглашено завещание, не было заседания того самого сената, о котором мы ещё поговорим. Создатели фильма сами вырыли себе яму, отказавшись от исторического факта - соправления Коммода и Марка Аврелия.
Коммод - всего лишь родной сын почившего императора. Почивший мог за то время, пока сын пропускал войну, усыновить кого-нибудь и назначить своим преемником. В этом случае Коммоду бы осталось только истерить.
Во-вторых и в главных. Армия не позволила бы никому, даже самому действующему императору, уничтожать любимого полководца. Никогда и на за что. Во второй половине фильме роль армии почему-то играет народ Рима. То есть, именно народная любовь не позволяет Коммоду убить гладиатора. Чушь и бред, господа. Убить его не позволила бы армия. Тот самый, кто приказал арестовать Максимуса и оправдывался, мол, это приказ, давно убил бы Коммода, отдавшего такой приказ. Разве что этот господин сам метил на место Максимуса, но в этом случае он бы предпочёл убить соперника тихо в тёмном переулке.
Армия, узнав о смерти любимого полководца, разорвала бы Коммода на части в течение нескольких минут. Коммод был ненормальным, но не до такой степени, чтоб этого не понимать. Хотел избавиться от папиного любимчика - должен был тихо и хитро убить его.
Но люди в этом фильме не ищут лёгких путей. Поэтому читайте в следующих выпусках продолжение разбора результатов воскурения.
Сегодня мы поговорим о Максимусе Дециме, нашем бравом генерале германских лесов и песков, а также о римском праве.
Из разговоров персонажей мы узнаём, что он имел какие-то отношения с Луциллой, дочерью Марка Аврелия и женой его соправителя, который в фильме не соправитель. Также мы узнаём, что Максимус никогда не был в Риме. Первое ещё с нятжкой возможно, но второе невозможно никак. Во-первых, без второго невозможно первое. Где бы Максимус общался с Луциллой? В военном лагере испанских легионов? Допустим, Марк Аврелий сошёл с ума и возил за собой юную дочь в походы. При общей неадекватности киноимператора такое возможно. Невозможно другое. Римский полководец, даже если он командует всего одним легионом, не быть при этом сенатором. Только сенатор мог стать легатом. Только сенатор мог получить командование армией. Наш Максимус не сенатор, не политик, вообще неизвестно кто и что. У него нет друзей вне военного лагеря, а те, которые есть, вовсе в друзья не подходят, если так запросто слушаются бредовых приказов и собираются убивать своего командира.

Всё-таки этот Максимус - попаданец. Иначе никак, никакой травой невозможно его объяснить. Так не бывает, потому что так не может быть.
Где находится поместье, где ждёт мужа преданная жена и ребёнок? правда, в Испании? Не, серьёзно? Это из Германии Максимус без денег и без еды в Испанию скакал? Я не утверждаю, что в Испании, я задаю вопрос, на который не нахожу ответа в фильме. Не знаю, как остальные, но я не могу смотреть фильм, в котором одна нелепица следует за другой, и уже в самом начале образуют неисчислимую стаю себе подобных. Можно не знать, кто такой император, кто такие преторианцы и кого убил Коммод. Но где живёт главный герой, куда он едет, сколько времени это занимает и как он добирается, создатели должны знать и доходчиво объяснить. Но этого они не сделали. В итоге имеем сопливо-слезливу историю для недоразвитых.

Возникает ощущение, что жена и сын генерала живут на вилле сами по себе, без слуг, без других родственников, без соседей. Стоит дом среди полей. Полная, дикая чушь. У римлянина такого высокого общественного положения должны быть рабы, должны быть родственники, должны быть влиятельные друзья. А иначе всё, что сказано о полководческой деятельности Максимуса - враньё и провокация.
Римское государство - это государство чёткой структуры. Не зарождаются в нём великие полководцы из ниоткуда. И не живут невероятно где в одиночестве и изоляции. Да, они так не одевались, как семья генерала, свободная женщина никогда не позволила себе ходить с распущенными волосами, но это, как вы понимаете, на фоне прочего ужаса, действительно, мелочи.

Жену и сына генерала жестоко и негуманно распяли кровожадные преторианцы по приказу императора Коммода. Серьёзно, что ли? Нехорошо потешаться над горем, но придётся. Потому как потешаться я буду над слабоумием тех, кто это придумал. У них действительно горе - Бог не дал разума.
Распятие действительно применялось в древнем Риме для наказания рабов и разбойников. Женщин и детей, если они были рабами, тоже могли распять.
Никогда, ни при каких обстоятельствах распятию не подвергались свободные римские граждане. Жители провинций, не имеющие римского гражданства, если были уличены в разбое и прочих преступлениях, могли быть распяты только после приговора суда.
Случай самоуправства наместника Сицилии Гая Вереса, который по собственной прихоти распял римского гражданина, расследовался судом, наместник удалился в изгнание. В 43 году оказался в проскрипционном списке и был казнён.

Насколько мне и истории известно, больше подобных злоупотреблений никто себе не позволял, даже Калигула.
Если бы Коммод хотел расправиться с семейством Максимуса, он бы сделал это грамотно, через суд, и добился бы своего. Но нет, он не ищет лёгких, логичных, римских путей. Волею сценариста он совершает невероятные поступки, чтоб проявить свою злодейскую сущность и доставить Максимусу как можно больше страданий. Или без страданий, а просто из любви к искусству.

Где друзья-товарищи Максимуса, где сенат, где закон, который в Риме долго имел силу действительно закона? Такую силу, что мало кому бы пришло в голову творить самоуправства. Друзья, родственники и просто знакомые Максимуса не могли бы просто так проглотить его исчезновение и варварскую расправу с семьёй. Но Максимус, как и Коммод, явились из какой-то параллельной вселенной, где не существует римского права Ссылка , да и обычного здравого смысла.

Что мог бы сделать Коммод, если бы действительно опасался влияния Максимуса на массы?
Он мог легально обвинить его в измене, каковой были свидетели. Максимус отказался поддержать императора и явно затеял что-то нехорошее. Не тащить его в лес и казнить без суда, а везти в Рим под конвоем и судить по всем правилам. Либо тихо, незаметно убить, без свидетелей. Как убил отца. И не трогать семью. ТАКАЯ семья не может угрожать императорской власти. Для начала потому, что мальчик ещё слишком мал, а у женщины нет права голоса. Судя по контексту, других родственников нет. В этом случае император на законных основаниях стал бы главой семьи, и тогда мог бы делать что вздумается. Имущество он, кстати, мог отнять в любом случае. Но Комод почему-то на имущество не позарился. Остались поля и виноградники бесхозными.

Итак, бравый генерал, похоронив семью, тут же впадает в прострацию, вызванную душевным потрясением и незаживающей раной, которой его наградили злобные преторианцы.
Раненого и беспамятного генерала находят какие-то владельцы диких животных и куда-то везут. Чуть позже мы узнаем, что везут его в рабство. Это ключевой момент фильма. И он также невероятен, как и все предшествующие события. В рабство римского гражданина?
http://s20.rimg.info/9aa5aa468b65ad739f93e747ca4c58bc.gif

Civis Romanus sum! Этого наши голливудские деятели тоже не знают?
И

Новый завет
(Деяния святых апостолов, 22:25—29)
22:25 Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?
22:26 Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек — Римский гражданин.
22:27 Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да.
22:28 Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем.
22:29 Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.
они не читали? O tempora! O mores!

Римское право защищало римских граждан от произвола и насилия на всей территории Империи. Римское гражданство гарантировало неприкосновенность своему обладателю, его нельзя было продавать в рабство, наказывать и казнить.

Даже если мы на минуту вообразим, что захвативший беспамятного Максимуса не знал о том, что схватил гражданина Рима, об этом уж должен был узнать Проксимо (ещё одно замечательное имя). Ну если даже он не узнал, куда смотрела Луцилла и сенатор Гракх? Первым делом они должны были освободить своего соотечественника, прежде чем разговоры разговаривать. Это в случае, если бы сам Максимус почему-то бы решил не объявлять о том, что он гражданин. Но почему бы ему не объявить? Он сражаться как гладиатор начал только когда узнал, что можно завоевать свободу. Ему не было необходимости её завоевывать, достаточно было сказать: "Civis Romanus sum!" Его тут же бы с почестями проводили в столицу, умоляя о пощаде.
Так было бы в реальной римской истории, а не в параллельной вселенной, представленной нам.
Теперь, с вашего позволения, поговорим об именах. Ох уж эти римские имена, скажу я вам. Их нарочно придумали, чтоб сбивать с толку наших современников , взращённых на попкорне и прочем фаст-фуде от искусства.

Начнём с азов. Традиционное имя среднего римлянина состоит из трёх частей. Первая часть называется преномен и является личным именем. Таких имён было всего восемнадцать штук, отсюда и обилие одноимённых персонажей в римской истории. Из всего списка наибольшей популярностью пользовались не больше десяти имён, все они зафиксированы. Нельзя придумать какое-нибудь имя и назначить его римским преноменом. Имена эти Тит, Гай, Марк, Квинт, Луций, Гней, Децим, Авл и некоторые другие. Эти имена исключительно личные, стоят на первом месте и не двигаются.
Вторая часть имени - это номен, родовое имя, общее для всех членов рода, а для женщин ещё и личное имя. Римских родовых имён больше, чем личных, в районе тысячи, но они тоже все известны. Многие из них сегодня превратились в личные имена, например, Юлий(ия), Валерий(ия), Клавдий(ия), Эмилий(ия), Антоний(ия), Лукреций(ия).
Номен стоит на втором месте и тоже не двигается.

Когномен, третья часть имени. Это своеобразное прозвище, данное представителю рода в давние времена. Когномен мог стать названием семьи или отдельной ветви рода.

Также была такая вещь, как агномен - ещё одно прозвище, которое давалось кому-либо из представителей рода за какое-либо свершение, или просто так, чтоб не путать одного Гая Юлия Цезаря с другим. Обычно старшего сына называли прономеном отца, номен и когномен он наследовал, отсюда и многочисленные тезки, в которых легко было запутаться.

В период империи появилась мода давать вместо личного имени, прономена, агномен в качесте такового. Но мода модой, а законы римляне уважали, потому не особо позволяли себе игры с именами. Присоединять имена можно было до бесконечности, особенно когда речь шла об усыновлении (усыновитель давал усыновляемому своё имя полностью, плюс ещё ровое имя сына в виде когномена, агномены, чтоб не запутаться и т.д.

Примеры.
Гай Юлий Цезарь Август Германик Калигула Известный император был сыном Германика, усыновлённого Тиберием, которого, в свою очередь, усыновил Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Первые три части имени императора традиционные, от усыновителей, Август - от императора Августа, Германик - агномен отца, и, собственно, Калигула - личное прозвище.

У Марка Аврелия с именами было весело. Сперва его звали Марк Анний Вер, позже его усыновили, и он стал называться Марк Анний Катилий Север, а ещё позже, когда его усыновил император Антонин Пий, стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

К чему я всё это, спросите вы? Так я отвечу! Наш славный генерал песка арены заявляет в лицо императору, что зовут его Максимус Децим Милитий.
Пауза. Выдыхайте. Осознали? Нет? Давайте попробуем ещё раз, с самого начала. Где у нас прономен? Нету? Как же нету, вот он, скромно занимает неподобающее место номена. Децим. Милитий звучит как номен, но таковым не является. Это имя, судя по всему, результат умственных усилий нахватавшихся по верхам горе-создателей фильма. Происходит от слова milito, значит "я служу". И, наконец, Максимус. Это явный когномен, никак, совершенно никак не тянущий на прономен, даже если тянуть очень сильно.
В итоге имеем бессмысленный набор слов, который должен изображать римское имя.
Но это ещё не всё! Создатели фильма испортили очень много качественной травы, и переводчики от них не отстали. Римские имена, разумеется, пишутся и читаются по-латыни, потому оканчиваются на us. Маркус Аврелиус, Гаюс Юлиус, Маркус Антониус, Коммодус, Луциус Верус, и т.д. Что мы имеем в нашем эпохальном полотне? Марк Аврелий, Коммод, Луций Вер, но Максимус! Кто в лес, кто по дрова, а кто просто покурить вышел.

Ещё несколько слов об именах и их носителях. Сестра Коммода Луцила была замужем за Луцием Вером, римским императором, соправителем Марка Аврелия. Звали его Луций Цейоний Коммод Вер. У них родилось трое детей, все умерли в младенчестве. В фильме, разумеется, всё перепутано, что не удивляет. Удивляет лишь то, что имя императора упомянуто, не сказано лишь, кем был этот самый муж прекрасной Луцилы.

И на десерт пара сенаторов. Сенатор Гай и сенатор Гракх. Что тут сказать? Скажу только, что мы снова наблюдаем невежество и путаницу. Гай - это прономент, а Гракх - когномен. Не говоря уже о том, что Гракхов успешно вырезали к описываемой эпохе. Ну и, разумеется, сенаторов не называли так запросто по имени.
Для начала вопрос на повторение и закрепление пройденного.
:)

Коммод - это, по вашему, какая часть имени императора?
;)
 

Гюнтер ОДим

Мастер-над-оружием
Эх, где ж я был года полтора назад, когда все эти страсти кипели.
Но вспоминая про отношения магии и шире - сверхспособностей с около-современным миром: есть целых два поджанра - городское фентези и кейп-панк.
 

Гюнтер ОДим

Мастер-над-оружием
UPD: Лично меня больше всего интересует модель, в которой владельцы супер-сил не начинают играть в темных и светлых властелинов, и не скачут по городам в БДСМ-обтягоне, а смекают тот факт, что они - обладатели уникальных товаров (точнее, услуг). Причем могут ими торговать с позиций монополистов.
После чего - новая супер-аристократия, паранормальные дзайбацу, скандалы-интриги-расследования и вот это вот все.
 
Сверху