• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Вопросы экранизаций: книга vs фильмы

Skinny guy

Знаменосец
Значит ли это, что современные писатели просто не могут так же ярко писать, как сейчас могут снять кино или сериал ? У меня нет ответа.
У меня есть ответ. Не у всех есть фантазия представить то, что написано.
Точно также в играх. Когда-то было много текста и минимум графики, сейчас много синематики в играх.
 

Lestarh

Знаменосец
Отчасти это есть, но обилие контента именно как plain text безо всякого украшательства заставляет усомниться, что это повсеместно.
Имхо именно это обилие и порождает "проблему самого контента". Если раньше для представления своего творчества urbi et orbi требовалась хотя бы типография (причём чем дальше - тем более мощная типография, ибо нужны тиражи), то сейчас не требуется ничего, кроме того, что и так есть - компьютер и интернет. Что ожидаемо привело к чудовищному росту количества данного контента и не менее ожидаемо к тому, что на 99% он состоит из любительской графомании, рерайта и копирайта (а на подходе уже и машинно-генерируемые тексты вполне себе самиздатовского уровня). Качественный текст тоже есть, но он просто тонет и растворяется в этой массе.

Из медиа не надо фетиш делать
Не-не-не... Я ничуть не делаю. Я вполне себе книгоман, на дух не переносящий ютубовские ролики (ибо мне проще за три минуты прочитать и понять смысл, чем четверть часа слушать людей, в массе своей, выступать на публику не умеющих).

по сути любая бумажная книжка с картинками и примечаниями внизу страницы ничем не хуже.Можно и специальное форматирование применить, типа лесенки стихов Маяковского. Так что все эти возможности были всегда.
Всё таки текущие возможности заметно отличаются и гипертекст задаёт свои правила и стандарты, отличные от полиграфических. Можно ими не пользоваться, но зачем, если они удобны?
 

Илларион

Знаменосец
на дух не переносящий ютубовские ролики (ибо мне проще за три минуты прочитать и понять смысл, чем четверть часа слушать людей, в массе своей, выступать на публику не умеющих).
всецело одобряю) Есть исключения, но их практически нет)
 

Skinny guy

Знаменосец
Нет. Я не любитель крайностей. Ролики на ютубе специально выискиваю и с удовольствием смотрю.

Вот кстати по сути вопроса :)
Я концентрировался на сюжете и мимо меня прошло многое из визуального ряда фильма. А более внимательные/образованные/продвинутые зрители делятся информацией


 
Последнее редактирование:
Возвращаясь к теме. Пока перечитывал последние страницы, задумался в одном конкретном случае, что было раньше - курица или яйцо? Т.е., фильм "Гардемарины, вперед" снят по роману Н.Соротокиной "Трое из навигацкой школы", или роман - просто поздняя беллетризация сценария (по его литературно-языковой бедности такой вариант напрашивается)? Оказалось, сначала был все-таки роман, а значит, имхо, еще один яркий пример того, как экранизация оказалась лучше книги.
Что до тезиса
бумажные справочники и учебники в целом уже вчерашний день
то согласиться на 100% не могу. Насчет справочников - да, верно. Хотя я по старинке активно использую всевозможные бумажные словари и энциклопедии, но в самом деле электронные удобнее. Но формат справочника как раз хорош для компьютера - с ним работают в том самом "клиповом режиме", который, на мой взгляд, сильно подтачивает (не уверен ,что не стоит сказать - "губит") нынешнее образование. Т.е., в справочник лезут за конкретной краткой справкой, получив которую, его можно выключить, читать его, как связный текст, для получения целостной картины незачем.
Но вот учебник - дело другое. Его, по хорошему, надо читать в режиме "параллельного доступа", постоянно возвращаясь назад, чтобы уточнить или напомнить себе что-то, ранее прочитанное, а то и вовсе, почти буквально - одним глазом одну страницу, другим при этом - другую :fools:. С книгой это пока что легче - заложил пальцами нужные страницы ("пальцы - веером" :D) и читай. Кстати, я заметил, что мои студенты, которых в начале семестра под дулом автомата невозможно было заставить пойти в библиотеку и взять там учебник (все использовали его электронную версию, читая со смартфона - смертельный номер для глаз!), сейчас приходят сдавать долги хотя бы через одного именно с бумажной книгой. Поняли и оценили.
Но у нас сейчас и учебники пишут в таком вот рваном стиле, раздерганными на отдельные "клипы" без создания систематической картины.
 

dmitrsh

Знаменосец
А я, как фанат палеонтологии, первоисточник очень ценил в том числе и за обилие хоть и сухой, но фактологии, да и этнографии - история с двумя жёнами одного из героев вообще отлична,
С такими вещами всегда одна проблема. Они для большинства людей скучноваты даже в книгах и невыносимы в фильмах. К тому же, научные теории очень быстро устаревают. Когда я в школьные годы читал "Землю Санникова" и "Плутонию", уже было ощущение, что палеонтологическая часть устарела.
Фильм же сделали достаточно весёлой музыкальной историей,
Скорее, романтической историей с отдельными юморными моментами. Веселым фильм назвать трудно с учетом того, что из 4-х путешественников трое гибнут (в книге только один из пяти), жены остались на обреченном острове (в книге одна добралась с мужем до материка), сочувствующий пришельцам вождь убит.
из которой выкинули практически всю научно-популярную составляющую, как и реализм полярных экспедиций (а вот это Обручев писал со знанием дела), добавив совершенно неуместную социально-политическую линию.
Как ни крути, к моменту съемки фильма возможность существования вулканического острова в тех местах наукой уже было отвергнута. Да и в художественных фильме научно-популярную часть всегда выкидывают. Насчет утраты реализма полярных экспедиций действительно жалко. К сожалению, почти все фильмы про полярные приключения этим реализмом пренебрегают. Относительно неуместности социально-политической линии - спорно. Даже в книге 3 из 5 участников были ссыльными. Сценарист сократил экспедицию до 4 человек, включая ссыльного и беглого каторжника. Как раз в художественном фильме напрашивалось что-то про политику приплести для реализма.
Думается, главный ваш упрек в том, что фильм снят очень, очень по мотивам. Осталась только общая идея поиска Земли Санникова, надвигающаяся гибель обитателей острова из-за остывания и конфликт с шаманом, обвиняющем бледнолицых в этой беде. Все герои (включая имена) другие. Организация экспедиции другая (в книге ее посылает географическое общество, в фильме золотопромышленник). Убрали геноцид примитивных людей. С другой стороны, именно почти полное отличие снимает вечные упреки к фильмам в неправильном толковании книг. Здесь сюжет полностью заново написан. Сценарист, Захаров, принципиально не читал роман, попросил режиссера дать ему только общую идею.
Я читал книгу после фильма. Она мне показалась неплохой в смысле популяризации науки, но хуже фильма в художественном отношении. Это довольно обычное дело для художественных книг, написанных учеными с целью донесения до публики достижений своей профессии. Мое восприятие как раз показывает важность первого впечатления. Я воспринял историю как приключенческую, после чего не оценил научно-популярный роман. Впрочем, после прочтения "Плутонии" я стал больше ценить "Землю Санникова", она в художественном смысле лучше.
Вы бы видели, как я иногда читаю какую-нибудь книгу по истории - ну, допустим, "Историю Ричарда III" Т.Мора. Это значит - я сижу за столом, а рядом, в раскрытом на той или иной странице виде:
В принципе это решаемо. Нужно на столе и над головой иметь много мониторов, но это нереализуемо в силу дороговизны и требований к рабочему месту даже на большинстве фирм, не говоря уже о домашних условиях.
 

король Ходор

Знаменосец
Я читал книгу после фильма.
У меня было наоборот. Книжная "Земля Санникова" если не лучше фильма, то интереснее.:meow: Примитивы и две жены - это круть!:in love:

К тому же, научные теории очень быстро устаревают.
Что ж тут поделаешь. Через сотню лет будут ржать над нынешней НФ. Судьба такой.)
 

dmitrsh

Знаменосец
Через сотню лет будут ржать над нынешней НФ.
Раньше. Хотя нынешняя НФ, наученная опытом, страхуется и старается не вдаваться в матчасть. Бластеры, силовые поля, искусственная гравитация, гиперпространство, роботы берутся просто как данность.
 

Lestarh

Знаменосец
Но формат справочника как раз хорош для компьютера - с ним работают в том самом "клиповом режиме", который, на мой взгляд, сильно подтачивает (не уверен ,что не стоит сказать - "губит") нынешнее образование.
Ну нам ещё в 80-е совершенно недвусмысленно говорили - "хороший специалист не тот, кто всё помнит, а тот, кто знает где посмотреть". :unsure:
Пользование справочником было предметом негласного обучения. Многие преподаватели даже поощряли приходить студентов на экзамен с книгой - если знает как пользоваться, значит уже чему-то научился.

Но у нас сейчас и учебники пишут в таком вот рваном стиле, раздерганными на отдельные "клипы" без создания систематической картины.
Это скверно.
Но вообще научно-техническая часть это как раз то, где текст, в том числе бумажный, пока абсолютно нужен.

Когда я в школьные годы читал "Землю Санникова" и "Плутонию", уже было ощущение, что палеонтологическая часть устарела.
Мне в этом плане повезло больше - на мои школьные годы в целом было ещё нормально...
 
Когда я в школьные годы читал "Землю Санникова" и "Плутонию", уже было ощущение, что палеонтологическая часть устарела.
Ну да, писалось то еще до войны, если не в 20-е годы, точно не помню. Там игуанодоны прямоходящие. Но их изображали прямоходящими еще в 60-х годах, в альбомах И.Аугусты и З.Буриана. Я как раз тогда учился в школе и читал Обручева взахлеб.
И "Затерянный мир" Конан-Дойла тоже не учебник современной палеонтологии, а читается прекрасно.
В принципе это решаемо. Нужно на столе и над головой иметь много мониторов, но это нереализуемо в силу дороговизны и требований к рабочему месту даже на большинстве фирм, не говоря уже о домашних условиях.
Ага. Даже дорогая книга стоит в разы дешевле простенького монитора :)

dmitrsh , тирьям-пам-пация ( (С) Стругацкие)
Хотя Лем в "Фиаско" предложил любопытную конструкцию звездолета. А уж его микроботы из "Непобедимого" - вообще реально рассматриваемая идея для нанотехнологий.
Ну нам ещё в 80-е совершенно недвусмысленно говорили - "хороший специалист не тот, кто всё помнит, а тот, кто знает где посмотреть". :unsure:
Для того, чтобы знать, где посмотреть, надо для начала знать, что посмотреть. То есть, иметь общее представление о предмете. А конкретные числа или даже формулы - ради бога, для того и нужны справочники, бумажные и электронные. Но как может человек искать в справочнике, скажем, формулу Гаусса, если он даже не знает, что нужная ему формула называется именно так? А потом найдет, увидит в ней буковки "div" и потратит еще пару минут, чтобы прогуглить, что они означают?
 
Последнее редактирование:
А экранизация Непобедимого была?
Нет, кажется. У Лема вообще экранизаций не так много - "Солярис", само собой, "Дознание пилота Пиркса", еще был фильм "Икар-1" по мотивам "Магелланова облака" и совсем уж древний фильм "Безмолвная звезда", по "Астронавтам" (сам Лем "Астронавтов" и "Магелланово облако" из своего СС исключил). Вики в категории "Экранизации произведений Станислава Лема" выдает еще несколько ссылок на телефильмы, телеспектакли и мульты, которые у нас, по-моему, абсолютно неизвестны. Хотя и "Непобедимого", и "Охоту на Сэтавра" можно было бы неплохо отснять, экшна хватает. А из "Условного рефлекса" (второй рассказ про Пиркса) можно было бы сделать отличный триллер.
 

Lestarh

Знаменосец
Чем это от шпаргалки отличается?
Ничем. Они тоже периодически одобрялись - "раз студент написал шпаргалку, значит он для этого прочитал учебник" (с).
Но это были патриархальные времена, когда мобильников и тем паче смартфонов ещё не было, поэтому вся эта механика была бумажной и рукописной (кстати неплохо тренирует мелкую моторику и остроту глаза - попробуйте писать, чтобы совсем мелко и при этом нормально читалось :cool: ). Соответственно для написания шпаргалки нужно было разобраться в материале, выделить существенное и компактно его изложить.

Ну да, писалось то еще до войны, если не в 20-е годы, точно не помню.
Я Вам больше скажу. Это писалось до первой мировой войны :D Собственно изначально это был "фанфик" на Затерянный мир Конан Дойля. И писался практически по горячим следам (что кстати внушает уважение, ибо уровень палеонтологического представления различается радикально).
Издали Плутонию действительно в 20-е, но просто в силу того, что во время войны и революции как-то всем не до того было.

Там игуанодоны прямоходящие. Но их изображали прямоходящими еще в 60-х годах, в альбомах И.Аугусты и З.Буриана.
Их и в 80-е могли так изобразить...
Революция в представлении динозавров началась всё же ближе к 90-м. В 80-е понимание, что "всё не так" ещё не вышло за пределы научного сообщества и в популярной литературе эталоном оставался тот же Буриан с Аугустой. На которых я, собственно, вырос :in love:

ля того, чтобы знать, где посмотреть, надо для начала знать, что посмотреть. То есть, иметь общее представление о предмете.
Естественно. Это и подразумевалось тоже. То есть задача преподавателя не вложить всё знания в студента, а дать ему базу, на которой он сможет искать их самостоятельно по необходимости.
 

dmitrsh

Знаменосец
Я Вам больше скажу. Это писалось до первой мировой войны :D Собственно изначально это был "фанфик" на Затерянный мир Конан Дойля.
Это Плутония. "Землю Санникова" Обручев писал уже в 20-е, на это его подвигло недовольство научными ляпами "Заколдованной земли" Карла Глоуха.
 

Ашка-Вайти

Знаменосец
Мне понравились и "Земля Санникова" и "Плутония". Плевать что там есть ошибки, написано интересно и это главное.
Вон в той же "Девушке с татуировкой дракона" автор так подробно и нудно расписывал газетную деятельность:ill: что мне просто хотелось перелистнуть страницы.
 

Riordan

Знаменосец
раз студент написал шпаргалку
Чужие шпаргалки неудобны, т.к. материала там слишком много - соответственно и самих шпор.
Но это были патриархальные времена, когда мобильников и тем паче смартфонов ещё не было, поэтому вся эта механика была бумажной и рукописной
С "бумажных" шпаргалок легче списывать, т.к. они менее заметнее при процессе.
 

король Ходор

Знаменосец
На тему экранизаций. Совершенно не нравится фильм Волкодав - намутили там чё-то с финалом и Жадоба какой-то назгулоид, брррр. А вот приквельный телесериал скорее понравился внезапно.:question:
А книжный Волкодав - первые две книги хорошие (хотя во второй не всё нравилось), дальше уже не пошло читать..
 

Гагарион

Знаменосец
Итак, насчет "Ходячих замков". Пересмотрев экранизацию, уже уверенно говорю, что она мне нравится больше оригинала. Ощущения после просмотра фильма я с чистой душой могу назвать катарсисом, а после прочтения книги нет. Наверно, не стоит пытаться искать главную причину этого - все-таки, очень разные художественные языки (причем, Джонс в своем - выдающийся автор, а Миядзаки в своем - слепящий гений). Если же смотреть в целом на отличия, то книга - это волшебная сказка + психологическая достоверность, а мультфильм - волшебная сказка + архетипы. Фантазия кстати, одинаково дивная и у Миядзаки и у Джонс. В книге построена довольно хитроумная и красивая интрига, которой нет в фильме, но фильму этого и не нужно. Из антуражных моментов отмечу еще два, которые также склоняют мое предпочтение на сторону экранизации:
1) Оригинальная сказка очень британская, в то время, как место действия фильма напоминает скорее Францию и Австро-Венгрию (Миядзаки вроде бы вдохновлялся Эльзасом), что мне намного ближе, симпатичнее и интереснее.
2) Миядзаки очевидно сделал историю более мальчиковой, сделав упор не на межличностных отношениях, а на антимилитаризме (в книге военное применение магии только упоминается мельком) и добавив своего фирменного ретрофутуризма с мухолетами, дирижаблями и тому подобным. При этом, как ни странно, на мой мужской непритязательный взгляд, именно романтики героев в фильме больше, в книге они большую часть сюжета собачатся и только под конец внезапно обнаруживают чувства друг к другу.

Кстати, забавно, что "Небесный замок", из которого перекочевала часть антуража, Миядзаки снял в том же 1986 году, когда вышла книга Джонс.
 
Последнее редактирование:

xubuntu_user

Лорд
Почему мне стало казаться, что книгу теперь необязательно читать ? Потому что она может и не быть источником того, что мы увидели на экране кинотеатра или в чем пытались сами участвовать, двигая мышкой и нажимая клавиши WASD.
Теперь иногда уже не понять, что чему предшествовало. Старый принцип "Есть книга - экранизируем" не всегда действует. Сейчас могут нарисовать комиксы и снять по ним эпопею, затем сделать компьютерную стрелялку или стратегию, потом написать книгу, а потом уже снять по-новой сериал или фильм. И наконец, могут сначала снять кино или сериал, а потом адаптировать сценарий для игрушки или выпустить по нему книгу, которая тоже будет продаваться.
Поэтому сейчас вопроса как такового не существует. Это все равно, что спросить, в каком виде лучше есть хлеб - в свежем, сухариками или поджаренном в тостере. Исключительно дело вкуса. Хочешь - смотри сериал "Ведьмак", или играй в игрушку "Ведьмак", или читай книгу "Ведьмак":) . Ни один из этих способов ознакомиться с темой не является ущербным.
 
Сверху