Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь», сродни лат. ignis, рус. огонь) — индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является
посредничество между ними и людьми.
Гимны к Агни, которыми начинаются почти все 10 книг Риг-веды, восхваляют его как
посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и
защитника людей от демонов, нищеты и голода.
Вот и товарищ Гераклит согласен: «Под залог огня все вещи и огонь [под залог] всех вещей словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото»
ср. "кровью платишь за пламя пламенем платишь за кровь"
Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:
- Огонь есть др.-греч. ἀρχή или первоначальная материальная причина мира.
- Существуют периодические эпизоды мирового пожара (др.-греч. ἐκπύρωσις), во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.
Мир по учению Гераклита есть вечно-живой огонь, части которого всегда затухают к формам двух других основных миро-составляющих, воде и земле. Изменения между огнем, морем и землей устанавливают равновесие между собой;
чистый, или эфирный огонь играет определяющую роль.
...А вот первоисточник Самой Главной Сцены
Мир — это жертвенный огонь, солнце — его топливо, солнечные лучи — дым, день — пламя, стороны света — угли и искры. На этом огне вершат боги подношение веры. Из подношения этого рождается Царь Луна.
Дождь, о Гаутама, это огонь, год — его топливо, облака — дым, молния — пламя, угли, искры. На этом огне вершат боги подношение Царя Луны. Из подношения этого рождается дождь.
Мир, о Гаутама, это огонь, земля — его топливо, огонь — дым, ночь — пламя, луна — угли, звезды — искры. На этом огне вершат боги подношение дождя. Из подношения этого возникает пища.
Мужчина, о Гаутама, это огонь, его открытый рот — это топливо, дыхание — дым, речь — пламя, глаз — угли, ухо — искры. На этом огне вершат боги подношение пищи. Из подношения этого возникает детородная сила.
Женщина, о Гаутама, это огонь, тело ее — его топливо, волосы — дым, лоно — пламя, наслаждения — угли и искры. На этом огне вершат боги подношение детородной силы. Из подношения этого рождается человек. Он живет столько, сколько суждено ему прожить.
Когда человек умирает, уносят его, чтобы предать огню. Огонь становится его огнем, топливо — его топливом, дым — дымом, пламя — пламенем, угли — углями, искры — искрами. На этом огне вершат боги подношение человека. Из подношения этого выходит человек в сияющем величии.
Брихадараньяка упанишада (VI, 2, 9-14).