Много раз встречала на форуме, что Санса- это архетип девы в беде, и решила я с этим разобраться подробнее.
Дева в беде обычно является молодой и привлекательной женщиной, терзаемой ужасным злодеем и ожидающей героя, который её спасёт. Она беспомощна, слаба и наивна. - очень подходит к Сансе, она молода, красива. Под роль злодея походят как Джоффри, так и Мизинец. Первый терзает физически, второй морально. И герой спасший деву имеется- Донтос.
А если рассмотреть архетипы по Юнгу, то Санса- дева или Кора. Со всей очевидностью Кора представляет архетипическую силу женского начала многими способами, прежде всего саму женственность в ее преобразующем и посредническом аспектах. И действительно, Санса женственна, красива, поет, играет на колокольчиках.
Но у Юнга сама фигура девы воплощает в себе многое, и сложность этого архетипа отражена во множестве ассоциаций, связанных с ее именем. Буквально Дева, Кора,— это Персефона из греческой мифологии, дочь Деметры, насильственно выдаваемая замуж за Аида ( короля подземного царства). ( ничего не напоминает?) . Множественность ее ролей в греческой мифологии: девственница, дочь, невеста и царица подземного мира — отражена в том множестве путей и подходов, с которыми Юнг обозревает эту фигуру с архетипической перспективы. Все это очень подходит Сансе она и девственница, и дочь и "вечная" невеста.
Все помнят миф о Персефоне, дочери Деметры, богини земли и плодородия, которую похитил Аид, мрачный бог подземного царства. Деметра, скорбевшая об утрате дочери, лишила землю плодов, наступил голод, и люди стали умолять Зевса вернуть Персефону матери. Однако та уже успела стать женой Аида и съела там, в царстве мертвых, гранат, так что не могла больше вернуться к людям. Тогда Зевс повелел, чтобы Персефона одну часть года проводила на земле со своей матерью, а другую - в подземном царстве. Мне кажется, что тут прослеживаются аналогии отношений Сансы и Мизинца, он пытается соблазнить девушку " гранатом" - сладкими сказками об отвоеванном Винтерфелле, своими поцелуями и лживыми речами, щедро сбавленными борским золотым, но "съест" ли Санса гранат? Останется ли она в "подземном царстве"?
Еще хочу отметить, что вижу взаимосвязь в образах Кэйтилин и Деметры. В греческом мифе при пропаже дочери погибает природа, у Мартина - сама Кэт.
Вообще у Юнга классическая фигура Коры-Персефоны одновременно ужасна, величественна и прекрасна. Она соединяет в себе идею небытия с образом красоты и юной свежести. Изначальная тождественность Коры с Деметрой, единство дочери с матерью символизируют единство смерти и возрождения. У Мартина многие персонажи отмечают потрясающее сходство Сансы с матерью, их голубые глаза и волосы цвета осенних листьев (цвет увядания природы).
Очень часто Деметра часто объединялась с Гекатой как имеющая хтоническую (земную) природу, живущая в пещерах, дарующая плодородие (или обрекающая на бесплодие). Как олицетворение ночи, мрачной смерти, Луны и месячного женского цикла, повелительница колдовства, она близка Персефоне. Греки присвоили имя Гекаты богине, которая соединила в себе свойства Луны, природу Деметры, характеристики Коры (как Персефоны, так и Артемиды). Ее называли Тривией (трехликой), изображали в образе мрачной трехголовой колдуньи, едущей на черной собаке. В жертву Гекате приносили волчиц и сук, это делали ночью, на перекрестке трех дорог.
Негативные аспекты Девы в мифологии интегрированы Корой - Гекатой, чья мрачная тень символизирует многообразные опасности, таящиеся в женской природе. Демоническая Мать-разрушительница, смертоносная Медуза Горгона, чудовищные Сцилла и Харибда, мстительная Немезида, коварная и жестокая Цирцея, царица мертвых Персефона - все они, как порождение женского начала. Раскроется ли в Сансе начало Гекаты? Или она так и останется милой, послушной девочкой? Произойдет ли трансформация в царицу подземного царства или во мстительную Немезиду?