Главная проблема Дени, что она лидер и завоеватель. Увы, но так работает человеческая психология. Она основана на предубеждениях и в то числе, что женщина не может быть лидером. Мартин пошел на очень дерзкий эксперимент сделав Дейенерис вождем большой группы людей и активной носительницей перемен. Это привело к тому, что персонаж вызывает большие споры и это часто называют успехом Мартина(или неудачей по желанию). В действительности основная причина споров это пол персонажа. Я сам об этом не раз писал, что будь Дени мужчиной, то сам бы к ней относился лучше. При этом отношусь к персонажу(как и к остальным) максимально нейтрально, но симпатии это весьма субъективная штука.
В действительности проблема не в том, что она борется с рабством и не в том, что там кого-то убивают. Дело исключительно в том, что она женщина, а читатель зачастую не может одобрить действия женщины-лидера и ищет повода для критики.
Мне, кстати, тоже кажется, что во многом такое критическое восприятие Дейнерис возникает из-за некоторого когнитивного диссонанса, обусловленного тем, что у большинства людей женщина как ведущий персонаж хоть в литературе, хоть в жизни не вписывается в неизживаемый веками стереотип. Читала как-то на фикбуке рассуждение на тему, почему все истории выстраиваются вокруг главных-героев мужского пола, в то время как женщины в них играют исключительно роль фона/спутницы/приза, т.е. где по сути женщины является средством, и никогда - целью повествования. Авторы не прописывают им достаточной собственной глубины и реалистичной (а не всей этой стереотипно-надуманной) противоречивости, не имеющей ничего общего с гендерной принадлежностью, а только лишь со свойствами вполне определенной конкретной личности. Почему-то у нас до сих пор упор делается на то, что сильный персонаж - это сила, проявленная в основном внешне, в то время как сила такого персонажа как Дейнерис - ну явно другого рода. Но все же силой она от этого быть не перестает. Мартин же не зря так часто дает отсылку к тому, чтобы люди перестали вестись на внешние эффекты, смотря на вещи глубже. Вот господа Эссоских городов тоже в своем высокомерии купились на то, что могли считать о Дени с поверхности. Видимо, как правило это работало. Но ведь то, что верно для 99 случаев из 100 вполне может быть ошибочно в одном-единственном.
Да и в принципе лидерство у Дени не силовое же, а идейное, получается... так какая разница тогда, какого пола носитель этой идеи?..
Еще, кмк, не все верят, что женская харизма может быть достаточно яркой, сохраняя именно черты женственности, а не перенимая на себя мужской образ, как это, например, было у той же Аши, которая по сути, пытаясь вроде как играть мужскую роль, для того, чтобы у ее подчиненных не возникало отторжения на ментальном уровне, старается и внешне выглядеть более по-мужски. Если бы та же Дени стремилась именно к подавлению своей женственности, то это воспринималось, возможно, с куда большим пониманием в свете того, что она как бы тоже признает, что играет не свойственную роль. Но она этого не делает, что и может вызывать некоторое раздражение, с учетом того, что при всем при этом у нее во многом получается действовать успешно. Она - как такой явный не-шаблон, который в применении дает результат более высокий, чем привычные решения и действия, а то, что непривычно, то и воспринимается с опаской и отторжением.
В общем-то смысл ведь здесь в чем - именно не в подавлении кого-либо, а в равенстве. И поэтому тут и нет никакой необходимости играть несвойственны роли, потому что это по умолчанию и не должно восприниматься в таком ключе. Что короли, что королевы наряду с политической ролью продолжают оставаться людьми, которым необходимы все человеческие проявления эмоций и пр. и пр., а потому здесь просто должны вступать некие внутренние балансирующие понятия, когда нужно строго отделять одно от другого. Не подчинять или подчиняться, а играть на общепринятых правилах, в т.ч. когда может иметь место необходимость быть в любом из этих положений - в рамках взаимооговоренной ответственности и прав, разумеется. Валар дохаэрис