Как северяне добрались до королевской гавани, ведь они не могли каждую ночь ночевать под крышей? По вашей логике они должны были через день вздохнуть как вышли из дому.
Ну давайте на пальцах. Лирическое вступление!
К вечеру морозит. Падающий снег замерзает корой на одеялах, перевязки промокли. Раненые лежат в ледяной воде…
Упали первые тени, темнеет, а Калужской не видно. Холод сковывает тело. Теплая хата кажется блаженством…
Погода еще злее. Снег валит сизыми хлопьями… обоз растянулся… в темноте нервные крики: "да подождите же!", "помогите подводу вытащить!" Но все спешат. Никто не слышит. Никто не помогает. Каждый погоняет своего возчика… скорее… до хаты… согреться.
Участник Ледового похода Роман Гуль о том, как легко и просто воевать на холоде.
Идущая по зимнему пейзажу армия сталкивается с тремя проблемами - снегом, холодом и голодом. Снег изматывает солдат физически, замедляет темпы движения. На холоде солдаты начинают болеть и обмораживаться. Голод в таких условиях убивает очень быстро, смотри пример Великой Армии. Рецепт борьбы с этими напастями прост - солдат надо как можно реже оставлять мёрзнуть в поле, как можно чаще оставлять в тёплом жилье, где они могут отогреться и обсушиться, плюс хорошо кормить.
Если речь идёт о переходе по своей территории или территории союзников, то можно провести логистическую оптимизацию маршрута, расписания и построения армии с целью уменьшения потерь от этих напастей. Например пустить войско несколькими параллельными колоннами. И каждую колонну разделить на несколько частей, идущих друг за другом. Таким образом условный Усть-Застуженск лорда Ледяного будет принимать не все десять тысяч посетителей, а три или две. И не сразу, а порциями. Первый эешелон ушёл утром в Морозильное, второй эшелон вечером пришёл в Усть-Застуженск. А если вы подловатый лорд, планирующий немножко кинуть названного брата и посидеть-посмотреть, как другие друг друга режут, то у вас появится год-другой, чтобы утрясти расписание и даже создать дополнительные запасы на маршрутах колонн. Кроме того, если вторая половина вашего маршрута пролегает через земли, знаменитые густой речной сетью с правильным для вас направлением, то это ещё одно облегчение.
Всё это не гагантирует, что потерь не будет вообще (см. вышеупомянутого Роберта Рована), но при должной сноровке и доле удачи их можно минимизировать.
Разумеется как только армия вступает на территорию противника, логистическая оптимизация идёт коту под хвост. Потому что её смысл - войско
рассредоточить, чтобы на каждого воина приходилось как можно больше тёплых квартир с провиантом. Боевые действия наоборот предполагают
сосредоточение войск, потому что осаждать замок надо именно здесь, вне зависимости от того, есть ли рядом подходящие зимние квартиры с провиантом. Или лорд будет жить в последней избушке, а прочие будут копать землянки и жить натощак. Естественно при этом воинство будет мёрзнуть, болеть и неизбежно таять.
Чем принципиально отличается фуражировка зимой от фуражировки летом?
Снегом, холодом и голодом.
Начнём с голода. В нормальных условиях средней лошадке в пять центнеров нужно 9-10 кило в день на прокорм. Человек - он полегче, ему нужно (до изобретения специализированных рационов) хотя бы полтора килограмма.
В зимних условиях, с учётом холода и дополнительных задач (о них ниже) нужно больше. Нагрузка на логистику армии возрастает в виду повышения потребностей.
Можно конечно меньше, но тогда не надо плакать, что лошадки плетутся, а солдаты разбегаются.
Холод предполагает, что человек не только тратит дополнительную энергию на то, чтобы не замёрзнуть, но и выполняет ряд новых задач. Надо больше костров - это значит что кто-то пойдёт в лес, и желательно не один. Ну или будет таскать горючее с собой. Надо создавать более серьёзные укрытия в поле, чтобы находиться там, где надо, а не там, где есть жильё. Это опять тяжёлая работа и рабочие руки. Надо выковыривать воду из-под льда, надо отогревать замаороженных...
В общем для выживания в поле зимой надо тратить больше энергии и рабочих рук, чем летом. То есть еды надо больше, а людей, которых армия может направить на её поиски, будет меньше.
Снег сковывает передвижение фуражиров. Поскольку лыж в Вестерос не завезли, то пехота пробавляется снегоступами. Это хорошо, но скорость в снегоступах всё равно падает, значит наше уменьшившееся количество пеших фуражиров, ищущее большее количество еды, должны будут найти её в уменьшившемся радиусе действий. Разумеется пехота далеко не нафуражирует, поэтому главная нагрузка ляжет на конных фуражиров.
У конных фуражиров достаточно своих проблем. Например когда навалит достаточно снега (перспектива в условиях многолетней зимы и влажного климата отнюдь не умозрительная), то лошадки не смогут выковыривать травку из-под снега. С учётом потребностей лошадок в корме - это конец кампании, выжившие сворачиваются и сбегают, пока есть силы бежать.
Но до той чудесной поры лошадка будет бегать по снегам. Разумеется, нашей средней лошадке в пять центнеров надо везти всадника, а навьючить на неё можно где-то пятую часть от веса. Можно больше, но тогда лошадка далеко не ускачет, что опять ударит по фуражированию. У монголов были сменные лошадки в товарном количестве, но у них много чего было, а северная лошадка будет таскать хозяина. Это 70-80 кило долой, таким образом лошадка много провианту сама по себе не утащит. Всаднику тоже кушать надо.
Если лошадка не утащит на горбу, нужно грузить награбленное в телегу. Разумеется таскать телегу по сугробам - занятие для лошадки тяжёлое, соотвественно скорость передвижения будет падать, что не замедлит сказаться как на общей скорости разграбления территории, так и на рационе/боеспособности солдат.
Подводя итоги, разница между фуражировкой зимой и фуражировкой летом в том, что зимой надо фуражировать больше, а количество фуражёров и скорость фуражирования будут меньше. Ну как навалит достаточно снежку - вообще остановится, и тогда надо бежать быстрее собственного визга, во избежание повторения судьбы Великой армии.
Ладно в Лисе наёмников нет , на этом хотя бы сошлись, если ещё поискать в других городах то думаю можно найти.
Через пятьсот лет из переписки Джейн и Джоан сделают комедийный скетч. "Уберите своих разбойников с наших берегов!" "Нет, уберите ваших разбойников с наших берегов!"
почитайте последние страницы 3 этой темы там это обсуждалось.
Почитал, ваша аргументация меня не убедила. Рейнира и Деймон точно так же проглатывали столь же идиотские "завтраки" Джейн Аррин, которая в одном из пяти больших портов королевства не могла за два года найти пару шаланд и начать переброску войск хотя бы челночным способом.
Что характерно, как только все друг друга перебили и пришло время делить власть, Джейн немедленно нашла флот, чтобы переправить 10000 солдат зараз.
Вставьте шутку о животворящей жажде власти по вкусу.