• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Фигуры Арья Старк

Статус
В этой теме отключено размещение новых сообщений.

dgm

Знаменосец
Конюшонок причем? Не удачный пример.
Может быть, я их не подбираю под своё мнение. Просто начал с одной критической точки. Выберете любой удачный.
Дело не в конюшонке, а в том, что она не только не сожалеет о своем способе решения проблем, а наоборот совершенствуется в нем.
Вот, а вы говорите - неудачный пример. Об убийстве конюшонка она переживает, даже боится что её родители не примут в семью, если узнают.
Т.е. выбор только один - стать заложницей Ланнов или наемным убийцей?
До наёмного убийцы ещё очень долгая дорога и куча моментов выбора. А на конюшне я могу ещё предположить варианты - впасть в ступор, заплакать, попробовать сбежать или подкупить. Но это с огромной вероятностью ведёт к статусу заложницы, да. А если вспомнить, что за несколько минут до этого Сирио остался сражаться за её свободу, то и некоторая предательская неблагодарность к учителю намечается, а про честь Старков я говорить не буду, во избежание сарказма.:sneaky:
Ключевые слова были "вооруженного противника в открытом бою" и "исподтишка".
О да, сначала - доблестная победа в бою, потом - убийства мирных жителей, после войны - рассказы в кругу семьи о славных подвигах в собственном замке у камина. Участь рыцаря - путь чести и героизма.
 

Лекси

Ленный рыцарь
А я люблю волков:). Такие пушистые, милые не совсем собаки:in love: . Но тот, кто погладит их против шёрстки, узрит их белые клыки, услышит угрожающий рык и лишиться конечностей:sneaky:.
Всем в Вестеросе и Эссосе, кто осмелится обидеть Арью, на заметку;).
А Вы их гладили?
 

Natalie

Ленный рыцарь
До наёмного убийцы ещё очень долгая дорога и куча моментов выбора. А на конюшне я могу ещё предположить варианты - впасть в ступор, заплакать, попробовать сбежать или подкупить. Но это с огромной вероятностью ведёт к статусу заложницы, да. А если вспомнить, что за несколько минут до этого Сирио остался сражаться за её свободу, то и некоторая предательская неблагодарность к учителю намечается, а про честь Старков я говорить не буду, во избежание сарказма.
Не надо так на конюшонке акцентироваться))) Вы сами начали упираться именно в эту точку, я про этот момент ни слова не писала, а теперь про долгую дорогу говорите.))) Я Вам изначально про это и говорила. Что, в целом, дорожка - кривая, как ни крути и выбрала она ее сама. Конюшонок почти не виноват :)
И, более того, я выше говорила, что каждому конкретному ее убийству можно найти оправдание, но я не хочу этим заниматься))). Вам нравится - Ваше право.
О да, сначала - доблестная победа в бою, потом - убийства мирных жителей, после войны - рассказы в кругу семьи о славных подвигах в собственном замке у камина. Участь рыцаря - путь чести и героизма.
Тут мы щас далеко зайдем) Я свое мнение высказала, я считаю, что солдат честнее убийцы, Вы считаете, что убийство из-за угла лучше - Ваше право.
 

dgm

Знаменосец
Не надо так на конюшонке акцентироваться)))
Первое убийство всё же. Просто вы написали "И Арья могла бы рассмотреть другие варианты для себя, не будь она такой, какая есть)", но не предложили вариант - в какой ситуации и какой иной выбор.
И, более того, я выше говорила, что каждому конкретному ее убийству можно найти оправдание, но я не хочу этим заниматься)))
Ваше право. Но при наличии суждений, выходящих за эмоциональное "мне не нравится и всё", другие могут возразить. Например в ответ на "Дело не в конюшонке, а в том, что она не только не сожалеет о своем способе решения проблем, а наоборот совершенствуется в нем." я позволил себе указать, что это не так. Сожалеет и переживает. Если хотите, могу поискать конкретные цитаты.
Вы считаете, что убийство из-за угла лучше
Это утверждение о моих предпочтениях не соответствует действительности.
 

Natalie

Ленный рыцарь
Но при наличии суждений, выходящих за эмоциональное "мне не нравится и всё", другие могут возразить. Например в ответ на "Дело не в конюшонке, а в том, что она не только не сожалеет о своем способе решения проблем, а наоборот совершенствуется в нем." я позволил себе указать, что это не так. Сожалеет и переживает. Если хотите, могу поискать конкретные цитаты.
Суждения исключительно на основе прочтения и восприятия МНОЙ ее ПОВ.) Цитаты я примерно представляю какие Вы имеете в виду)) Я не вижу там переживаний. Только мимолетное "ах, что же скажет мама"))
Это утверждение о моих предпочтениях не соответствует действительности.
Оно всего лишь логично.) Но если Вы говорите, что это не так, то я Вам, конечно, верю.)
 

Lestarh

Знаменосец
я позволил себе указать, что это не так. Сожалеет и переживает. Если хотите, могу поискать конкретные цитаты.
Тут некоторая специфика в том, что несмотря на сожаления и переживания она таки продолжает вполне осознанно и регулярно к нему прибегать.

PS. Про отношение к солдатам - позже, ибо буков нужно много, а свободного времени сейчас мало.
 

Redhat

Ленный рыцарь
И как следствие в моём восприятии её путь это в общем именно моральное падение
Соглашусь. Правда, падение это не является следствием каких-то косяков характера - оно скорее стихийное, вытекающее из обстоятельств, в которые Арья попала. То, что эти обстоятельства ей по разным причинам нравятся, тоже вопрос не одноплановый. Мне вообще кажется, что там был выбор "сойти с ума" или "стать тем, чем стала". Другое дело, что мне, например, крайне неприятна этика-религия Многоликих как таковая, и их методы общения и воспитания с потенциальными коллегами по цеху мне также очень не нравится, причем как глобально, так и в отдельных деталях.
Арья, ИМХО, проходит путь выживания по некой спирали. Сначала она выживала чисто физически, потом (после КС) ей пришлось выживать еще и психологически. Сама тема ношения масок, личин в ее случае отлично ложится на защитные механизмы. То, что в конце концов Арья начинает носить маски профессионально, как бы логически проистекает из ее сюжетной и смысловой линии. Но сейчас эта линия идет вниз, а не вверх банально потому, что Многоликие занимаются разрушением, а не созиданием.
 

Лекси

Ленный рыцарь
Но сейчас эта линия идет вниз, а не вверх банально потому, что Многоликие занимаются разрушением, а не созиданием.
В общем да. В очень близком будущем Арье предстоит выбор: либо продолжать карьеру ассасина, либо снова стать изгнанницей. Что бы она ни выбрала (нравственная сторона вопроса меня абсолютно не интересует), пусть это будет реалистично, а не в стиле "девочка перехитрила всех Безликих", убила всех своих врагов тайным оружием Многоликого, а под занавес взорвала его главный алтарь. Убийца - так убийца, бунтарка - бунтарка, но только не киллерша с чистыми руками, холодным умом и горячим сердцем и пятым номером. Этот штапм интересен в 15 лет. А потом понимаешь, что не бывает благородных боевиков и воров в законе.
 

Терновник

Ленный рыцарь
И еще Арью называют оригинальным героем по сравнению с сестрой. Так вот: в наше время как раз саносоописание - мега психологический шедевр. Ибо Арья и ее клоны атакуют. Все начиналось очень невинно: Алиса Кира Булычева, но теперь найти обыкновенную девочку в литературе - труд непосильный.
Обычные девочки редко становятся значимыми персонажами в эпических фентези, поскольку они не очень живучие по многим причинам.
Санса, кстати, не обычная девочка :) Она - дочь главы одного из Великих домов Вестероса, что во многом тоже своеобразный чит :) Была бы какой-нибудь Джейни Пуль - оказалась бы сами-знаем-где с отмороженным носом.
 

Лекси

Ленный рыцарь
Обычные девочки редко становятся значимыми персонажами в эпических фентези, поскольку они не очень живучие по многим причинам.
Санса, кстати, не обычная девочка :) Она - дочь главы одного из Великих домов Вестероса, что во многом тоже своеобразный чит :) Была бы какой-нибудь Джейни Пуль - оказалась бы сами-знаем-где с отмороженным носом.
Как сказала Ридерз Дайджест, ПЛИО - сказочка, но для взрослых, поэтому герои мимикрируют под суровую реальность. В среднестатитстической семье, например, трудно встретить набор детей: карлик+близнецы с инцестом, а Мартин выбирает персонажей с интересными характерами, один - псих, другой - садист и т.п. Интересна и Санса - наивный девичий мир правильной девочки на фоне войны, мелкие пакости - большая расплата. Но детские штампы в сказке для взрослых выглядят грубовато. Что Арья, что 14-летняя полководица Дейнерис. Для Толкиена, местами Гудкайнда, Громыко подошло бы, но для Мартина это ересь. Кст. Арья НЕ оказалась на месте Джейни Пуль лишь потому, что СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО стража оказалась очень тупой и кинулась на Фореля, вместо того, чтобы ловить Арью, а до этого Арья СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО из многих сотен замковых коридоров нашла правильный.
 

Терновник

Ленный рыцарь
Как сказала Ридерз Дайджест, ПЛИО - сказочка, но для взрослых, поэтому герои мимикрируют под суровую реальность. В среднестатитстической семье, например, трудно встретить набор детей: карлик+близнецы с инцестом, а Мартин выбирает персонажей с интересными характерами, один - псих, другой - садист и т.п. Интересна и Санса - наивный девичий мир правильной девочки на фоне войны, мелкие пакости - большая расплата. Но детские штампы в сказке для взрослых выглядят грубовато. Что Арья, что 14-летняя полководица Дейнерис. Для Толкиена, местами Гудкайнда, Громыко подошло бы, но для Мартина это ересь. Кст. Арья НЕ оказалась на месте Джейни Пуль лишь потому, что СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО стража оказалась очень тупой и кинулась на Фореля, вместо того, чтобы ловить Арью, а до этого Арья СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО из многих сотен замковых коридоров нашла правильный.
Толкин-то тут причём?:confused:У него архетипы
Угу, а Сансу чисто случайно не поймали вместе с Донтосом во время побега из КГ, а до этого чисто случайно никто не удосужился выяснить, чего это девочка так регулярно ходит в богорощу - а ну как шмотки на случай побега сныкала?:D Чисто случайно спас Пёс, а не унесла во время бунта черни обезумевшая лошадь к чертям собачьим (ой пардон, туда и унесла :D). Не всем так повезло, надо заметить.

По сабжу - Арья не более читерша, чем полагается для художественного произведения и для одного из главных героев этого произведения.
Мартин, к слову, подыгрывает многим персонажам (кроме Кейтилин :ha-ha:, точнее, в её случае он подыгрывает со знаком минус), впрочем, он автор и в своём праве решать, какие штампы ему грубоваты, а какие сойдут.

Почему Вас, кстати, волнует так юное полководство Дени? :D После её негорения в огне всё дальнейшее остаётся списать лишь на драконью кровь и мартиновский произвол Но я всё равно её люблю:in love:
 

Lestarh

Знаменосец
...потому, что СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО стража оказалась очень тупой и кинулась на Фореля, вместо того, чтобы...
Порой их называют Дворцовой Стражей, иногда – Городскими Стражниками или просто Гвардией. Независимо от названия пылкая фантазия авторов героической фэнтези находит для них одно-единственное и неизменное предназначение, а именно: где-нибудь в районе третьей главы (или на десятой минуте фильма) ворваться в комнату, по очереди атаковать героя и быть уложенными на месте. Хотят они исполнять сию незавидную роль или нет, никто их не спрашивает.
(с) Терри Пратчетт Стража! Стража!
 

Strangelove

Межевой рыцарь
Ключевые слова были "вооруженного противника в открытом бою" и "исподтишка".
Да военные рады бы убивать безоружных и исподтишка, да не всегда выходит. Зачем бы ему ещё планировать свои атаки, использовать боевые построения и всякие тактические хитрости? Нет ничего плохого в том чтобы напасть ночью на лагерь врага и перебить спящих.
 

Лекси

Ленный рыцарь
Толкин-то тут причём?:confused:У него архетипы
Угу, а Сансу чисто случайно не поймали вместе с Донтосом во время побега из КГ, а до этого чисто случайно никто не удосужился выяснить, чего это девочка так регулярно ходит в богорощу - а ну как шмотки на случай побега сныкала?:D Чисто случайно спас Пёс, а не унесла во время бунта черни обезумевшая лошадь к чертям собачьим (ой пардон, туда и унесла :D). Не всем так повезло, надо заметить.

:in love:

Все, произошедшее с Сансой, укладывается в рамки реальности, потому что нашлись люди, которым побег был выгоден, не шпионили за ней потому, что девочка стала женой Тириона, а у Тириона на тот момент были свои силы в КГ в виде горцев, да и объективно внешне не было людей, которым был нужен ее побег (Аррены в нейтралитете, Талли и Старки за пределами КГ и в пролете). Вполне взрослый прагматичный расклад: проглядели заинтресованное лицо - Бейлиша, ну он и не выпячивался особо.

По сабжу - Арья не более читерша, чем полагается для художественного произведения и для одного из главных героев этого произведения.
Мартин, к слову, подыгрывает многим персонажам (кроме Кейтилин :ha-ha:, точнее, в её случае он подыгрывает со знаком минус), впрочем, он автор и в своём праве решать, какие штампы ему грубоваты, а какие сойдут.
Ну тогда Вы сами же себе противоречите, тогда и Дженни не виновата, что оказалась там, где оказалась, и Арья, не умница, а герой, накачанный читами. Просто Дженни персонаж второстепенный, Арья - ПОВ, ну-не-повезло Пуль.

Почему Вас, кстати, волнует так юное полководство Дени? :D После её негорения в огне всё дальнейшее остаётся списать лишь на драконью кровь и мартиновский произвол Но я всё равно её люблю:in love:

Дени - задача, с которой автор не справился. Была идея показать, как забитое и робкое детя становится великим завоевателем а-ля Македонский, кстати, ведь реальный же был пример, но статовая площадка была уж больно низкой, а пейсатель - не политик. В случае с Дени Мартин мечется от ее блестящих, но незаслуженных побед, к девочке, которая мается поносом и не ухом ни рылом не смыслит в политике.
 

Терновник

Ленный рыцарь
Ну тогда Вы сами же себе противоречите, тогда и Дженни не виновата, что оказалась там, где оказалась, и Арья, не умница, а герой, накаченный читами. Просто Дженни персонаж второстепенный, Арья - ПОВ, ну-не-повезло Пуль.

.

Нет, я пока сама с собой в ладах ;)
Никто не виноват, ясное дело - если глубоко копать, то ВСЕ герои книг время от времени читерят (примерно это я Вам пытаюсь донести. Некий общий уровень читерства, он же авторский замысел). У Мартина же на фоне общего глобального пушного зверя это не так заметно. Типа - "вот, там я его фейсом от тэйбл нехило так приложу, а уж после такого маленького читика-то и не заметят"
Арья не умница? Умница :) И не перестаёт быть умницей оттого, что автор строит её линию так, как ему кажется правильным. Авторы , они такие хитрые заразы - порою подыгрывают главным героям (я соглашусь, что со стражниками Мартин именно подыграл - надо было ловить, хотя Арья, зарраза, шустрая, а они в доспехах,хм-хм), иначе дольше чем до конца первой книги-части герои не доживают.
Но разве имеет смысл попрекать Мартина в том, что у него написалась храбрая, любознательная и неглупая девочка, с нюхом на людей и развитой интуицией? Я лучше скажу ему грит сенкс :) У меня тут тут больше Санса в читерах - всё время-то приходит какой-нибудь мужик и выручает её :D
Разве, кстати, на момент замужества Тириона и Сансы горцы были в КГ? ЕМНИП они осели кто в лесу, кто домой двинулся. Ну да не суть Ходить в богорощу Санса начала до своего брака. Я уж не говорю о том, что она при побеге в любой момент могла сверзиться с каменной лестницы! Ведь в отличие от Арьи, Санса не любила физкультуру :ha-ha:

Джейни я сравнивала не с Арьей, а с Сансой, поскольку с Вашей стороны было высказывание про обычных девочек. Санса - не обычная девочка, на минуточку, она дочь лорда. Как и Арья. (Про обычных девочек вобще как правило пишут произведения других жанров) Чит по происхождению, так сказать. Ну, что ж поделаешь, что Мартину пришлось их Старками сделать - про детей кузнеца или мельник, ввергнутых в хаос гражданской войны так длинно бы не получилось :not guilty:

ПОВы - да, Марин несправедлив,чертяка, они у него более живучие, нежели второстепенные персонажи. За исключением прологов. Но ведь в ином случае какая текучка ПОВо-кадров происходила бы, жуть...
 

KRV

Кастелян
У неё были на мой взгляд вполне возможные однозначные решения и возможности зла не выбирать.
- она могла открыть себя Русе Болтону (это уже обсуждалось)
- она могла остаться с людьми Берика или с леди Смолвуд
- она могла найти себе другое занятие в Браавосе (добрый человек предлагал ей довольно широкий выбор вариантов.
Да, это возможности выбора. Но ведь не всякий же выбор есть выбор нравственный (т.е. непосредственный выбор между добром-злом)? Во избежание спекуляций, уточню всякая альтернатива может привести к различным последствиям, в том числе и морального характера, но предвидеть их зачастую невозможно. И превые две ситуации, на мой взгляд, как раз не попадают в категорию именно нравственного выбора. Их можно обсуждать с точки зрения целесообразности (помогли бы они Арье скорее попасть домой или нет), но не с точки зрения осознанного выбора светлой/тёмной стороны.
С храмом ситуация сложнее. Тут действительно Арья выбирает (условно) "тёмную" сторону. Но с этим храмом вообще вопрос крайне тёмный (извиняюсь за каламбур). Маленький оффтоп: в соответствующей теме я голосовал за храм безликого, как самую таинственную тайну ПЛИО, ибо не могу я себе представить как Мартин сумеет выпутаться из капкана, который он сам себе поставил. Решение других загадок (более-менее логичное) я могу себе нафантазировать. А с Браавосским храмом никак. Не могу даже припомнить какую-либо историческую аналогию для подобной организации. Это и не орден наёмных убийц, с одной стороны, ибо это релегиозный культ, имеющий определённую идеологию, с другой стороны, это и не человеческие жертвы безликому богу. Хотя убийство в этом культе явно носит сакральный смысл. С другой стороны для меня очевидно, что убийство аморально само по себе и противоречит человеческой природе. И не должно оно иметь никакого "сакрального" содержания. Как тут Мартин будет выбираться из этой ямы, ума ни приложу.
На мой взгляд, опять же, и здесь выбор Арьи определяется не её эксплицитным желанием/стремлением встать на сторону зла, а другими причинами. У Арьи две главные Цели - попасть домой (это первичная и главная цель) и вторичная цель - месть. После КС и известий о смерти братьев ей уже просто некуда идти и не к чему стремиться, и главная её цель исчезает. Но такой психологический тип как Арья не может не действовать, и она ставит на свой последний оставшийся у неё шанс - браавосскую монетку в кармане. Естественно она не понимает куда это её может завести. (Честно говоря и читатели этого пока не понимают).
Кроме того, она, скажем так, была поражена Якеном (не восхищена, ибо она его боялась, но именно поражена) , и она направляется на Браавос, чтобы учиться и стать такой как Якен. Это нужно ей, так как (на фоне полной душевной опустошённости) её вторая цель - месть, становится главенствующей.
Понятно, что путь мести - это путь в никуда, но для этого понимания нужен достаточный жизненный опыт. А детям это неведомо, а объяснить это Арье - некому (она же наш форум не читает). Она должна это понять сама, из своего же жизненного опыта (что очень не просто, хотя у Арьи есть для этого предпосылки), либо столкнуться с кем-то, достаточно мудрым, кто наставит её на верный путь.

Путь Арьи - это не просто "моральное падение" - это хуже - путь в бездну, поскольку с каждым убийством она опустошает свою душу. И убивать ей становится всё проще, и душевных терзаний становится всё меньше. Но, на мой взгляд, причина этого вовсе не в душевном складе Арьи ( в смысле, как многие здесь пишут, её желания убивать), а во внешних обстоятельствах, в которые её поставил автор (условия гражданской войны, нивелирование ценности человеческой жизни, всеобщая жестокость и т.п.) и свойствах характера девочки (которые сами по себе не являются отрицательными) - активности, экстравертности,целеустремлённости.
Что касается обвинений Мартина в "сьюшности" (хоть я и не люблю этого слова) образа Арьи, то они мне кажутся ошибочными, не потому, что ей везёт или не везёт, ей удаётся всё или не всё, о чём тут много спорили, а потому, что "сьюшный" образ (как я его пониманию) - не тот, которому всё удаётся, даже то, чего и помыслить нельзя - а тот, который, в первую очередь "картонный", искусственный, лишённый внутренней реальности.
На мой взгляд, Арья один из наиболее психологически цельных персонажей и один из самых удачных у Мартина с точки зрения психологической достоверности. Она мыслит и поступает так, как и следует от неё ожидать, в соответствии с внутренней логикой и свойствами её характера. И такие качества, как жажда справедливости, нетерпимость ко всякой несправедливости, прямота, честность - качества очень даже неплохие. Но и даже будучи наделённым этими качествами, человек может пасть - так и Арья стала убийцей. Это не её вина, это её беда.
В ПЛИО много неприятных, и даже омерзительных картин войны - войны гражданской, самой страшной. Но самое ужасное в войне это не эти картины, а то, что происходит с душой человека, душой ребёнка, под её разрушающем воздействии.
 

first

Удалившийся
Кстати, о военных. ИМХО, убить вооруженного противника в бою, совсем не то же самое, что неожиданно изподтишка ничего не подозревающего человека.
Это стереотип.Гора против Тириона,Брандон против Мизинца и так далее.
 

Natalie

Ленный рыцарь
Это стереотип.Гора против Тириона,Брандон против Мизинца и так далее.
Отнюдь. Как Ваш аргумент опровергает мою точку зрения?) Наоборот, доказывает. В открытых боевых действиях есть шанс выиграть и при заведомо более слабой позиции. И Тирион и Мизнец остались в живых в честной драке. Тогда как тайный убийца имеет почти 100% преимущество ;)
 

Lestarh

Знаменосец
Обещанные много буков...

С другой стороны для меня очевидно, что убийство аморально само по себе и противоречит человеческой природе. И не должно оно иметь никакого "сакрального" содержания. Как тут Мартин будет выбираться из этой ямы, ума ни приложу.
Аморально - несомненно. Противоречит человеческой природе? Увы, как не прискорбно, но нет - "война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными". В этом, собственно, всё и дело - самая сложная борьба - против себя и своей природы.
А вот как он будет из этого выбираться... Я вот не знаю - будет ли. :(

Путь Арьи - это не просто "моральное падение" - это хуже - путь в бездну, поскольку с каждым убийством она опустошает свою душу. И убивать ей становится всё проще, и душевных терзаний становится всё меньше. Но, на мой взгляд, причина этого вовсе не в душевном складе Арьи ( в смысле, как многие здесь пишут, её желания убивать), а во внешних обстоятельствах, в которые её поставил автор (условия гражданской войны, нивелирование ценности человеческой жизни, всеобщая жестокость и т.п.) и свойствах характера девочки (которые сами по себе не являются отрицательными) - активности, экстравертности,целеустремлённости.
Полностью согласен. Персонажи убивающие по душевному складу - Джофри и Рамси, но никак не Арья. Это абсолютно несомненно, на мой взгляд.
Я никогда не упрекал её в садизме и получении удовольствия от убийств. У неё другие мотивации и к ней другая претензия.
Я упрекаю её не в желании убивать, а во взятии на себя права судить других - кто хороший, а кто плохой, кто будет жить, а кому придётся умереть. Якен же лишь орудие исполняющее её решения.
Она убивает не из желания, а по осмысленному решению, и далеко не все её поступки можно определить как "военные убийства по необходимости".

В ПЛИО много неприятных, и даже омерзительных картин войны - войны гражданской, самой страшной. Но самое ужасное в войне это не эти картины, а то, что происходит с душой человека, душой ребёнка, под её разрушающем воздействии.
Полностью согласен. Поэтому и говорил, что самая сильная книга серии, имхо, Пир. И не только из-за Арьи.

На мой взгляд, Арья один из наиболее психологически цельных персонажей и один из самых удачных у Мартина с точки зрения психологической достоверности. Она мыслит и поступает так, как и следует от неё ожидать, в соответствии с внутренней логикой и свойствами её характера. И такие качества, как жажда справедливости, нетерпимость ко всякой несправедливости, прямота, честность - качества очень даже неплохие. Но и даже будучи наделённым этими качествами, человек может пасть - так и Арья стала убийцей. Это не её вина, это её беда.
Как ни странно с этим тоже соглашусь. Вы можете спросить - а как же мои слова про везение? Отвечу.
Арья как характер в данных обстоятельствах психологически довольно достоверна на мой взгляд (ну за исключением ряда моментов). Обстоятельства - малодостоверны.
Да, ребёнок в такой обстановке вполне возможно будет вести себя сходным образом. Но слишком уже специфично эти обстоятельства выстроены. Будь их прессинг чуть слабее - не было бы такого характера, было бы совсем другое. Будь чуть сильнее - она бы сломалась. А тут ровно и точно, как по заказу. Хотя это уже обсуждение "задним умом" и весьма вероятно с подгонкой под готовый результат. Вполне возможно. Никто не совершенен, и я не исключение. А здесь задета тема кажущаяся мне достаточно важной и принципиальной. В силу чего, предупреждаю честно, объективен я не буду.

Но ведь не всякий же выбор есть выбор нравственный (т.е. непосредственный выбор между добром-злом)? Во избежание спекуляций, уточню всякая альтернатива может привести к различным последствиям, в том числе и морального характера, но предвидеть их зачастую невозможно. И превые две ситуации, на мой взгляд, как раз не попадают в категорию именно нравственного выбора. Их можно обсуждать с точки зрения целесообразности (помогли бы они Арье скорее попасть домой или нет), но не с точки зрения осознанного выбора светлой/тёмной стороны.
Это не нравственный выбор (такого Мартин ей вообще-то не предоставляет, что и есть один из пунктов моих претензий). Это жизнеопределяющий выбор. Это решения которые очень однозначно указывают её взгляд на жизнь и следовательно предпочтения в выборе пути.
Одна из моих любимых вещей О.Генри (да и вообще) - "Дороги, которые мы выбираем". И отнюдь не за колорит, или бессмертную фразу про Боливара. А за совсем другую фразу и другой смысл (в отечественной кинематографической и пояснительной трактовке убитый совсем) - Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
Это история не про бандитов и биржевых маклеров. А о том, что человек есть таков, каков он есть, вне зависимости грабит ли он поезда, или играет на бирже.

Так вот, возвращаясь к сказанному. Арья однозначно выбрала свой путь. Трижды. Ну или то, что у неё внутри, заставило её выбрать этот путь. И мне не нравится ни её выбор, ни то внутреннее, что заставило её его выбрать.
Перечисленные мной выборы, как мне представляется, важны тем, что они не были явно обусловлены обстоятельствами (ну разве бегство от Берика, но и оно было вполне закономерной и накапливавшейся реакцией в куда большей степени чем чистым влиянием момента). Это именно выбор определённого пути. Пути прочь от людей, которые при всех своих недостатках и дефектах вполне могли ей помочь. Выбор пути одиночества, мести и смерти.
Арья достаточно умная и сообразительная девочка. С очень неслабым стартовым бонусом в виде происхождения. Она вполне могла договориться с Бериком и его людьми. С леди Смолвуд даже договариваться было не надо - достаточно согласиться. Она могла попробовать найти общий язык с Русе Болтоном (собственно она и нашла, просто не в том качестве, в котором могла). Но она предпочла путь волчицы. И это её выбор, и кто как, а я его не одобряю.

Вот интересно, а солдат вы как воспринимаете? Тем более офицеров, для которых война по большому счету профессия, и убийство противника как естественная часть профессии?
Нормально воспринимаю. Как я уже отметил выше, принципиально не убийство - принципиально взятие на себя права судить кому жить, а кому нет. Военный - человек подневольный. Он не может просто так выбирать - убивать или нет. Да он может выбирать в кого именно выстрелить - но понятно, что в кого-то он выстрелить обязан.
Осуждению можно (и часто следует) подвергать не военных, а людей войну создающих. У них-то выбор может быть, а вот у солдата - его нет.

Арья - не солдат. У неё есть пути от войны уйти - я уже говорил выше. Я не утверждаю, что это лёгкие, безопасные и удачные пути. Но так не всем везёт. Легко выбирать, когда выбор прост.

Второй аспект, о котором тоже писалось - "честность боя".
Тут собственно существуют разные подходы. Есть подход рыцарского поединка - при котором сильный добровольно уравнивает своё положение со слабым. Есть обычная на войне ситуация - убить любой ценой, и нормы морали и вообще человеческого отношения к противнику неприменимы по определению. Есть вариант американских индейцев - убить вражеского воина менее почётно, чем женщину или ребёнка. Подкараулить в кустах и застрелить в спину воина может любой, а проникнуть в охраняемый вражеский лагерь, убить женщину и уйти живым под силу только опытному и умелому воину...
Тут каждый выбирает по себе. Я - безнадёжный романтик и сторонник первого...

Присоединяюсь к вопросу. Профессиональные военные (читаем- лорды) - это те же самые наёмные убийцы, только оплату получают авансом (земля и люди) да убивают побольше и со знаменем в руках. Арья, Варго Хоут, Г."Гора"Клиган, Робб - все они душегубы, разница только в количестве жертв.
Частично я уже ответил. Кроме того не стоит приводить в качестве примеров именно Варго Хоута и Клигана. Оба - несомннено воины. Но широкой публике показаны в первую очередь их военные преступления. К каковым лично я отношусь вполне отрицательно. Как говорил снайпер из TF2 - "одно профессия, а второе - умственное расстройство".

Разница между лордом и наёмным убийцей в довольно тонкой плёночке формальностей, именуемых "правилами и законами войны" - формализацией процесса убийства и честным признанием, что другая сторона в ответ тоже будет убивать. А уж у кого лучше получится - отдельный вопрос. Ну и естественно "одна смерть - трагедия, тысяча - уже статистика". Я не готов осудить Неда Старка да и Роберта за убийства на стенах Пайка. А вот в отношении Бейлона Грейджоя уже можно думать. В отношении же Якена можно даже и не думать.

Почему я не отношу всё это к Арье? Надеюсь, что смог это выразить немногим выше - у неё был выбор, и она не была солдатом, обязанным убивать в силу сложившихся обстоятельств.
Да были моменты, когда ей не оставалось ничего другого. Но свой путь она выбирала сама и в итоге он закономерно приводил её к этим да и другим моментам.
 
Статус
В этой теме отключено размещение новых сообщений.
Сверху