Майкл Резник "Рыжебородый"
Честно, роман меня восхитил. Вопрос - чем? Не постапокалиптическим миром и описанием событий, всё это носит очень поверхностный характер, на уровне пересказа. Интерес вызывает сугубо концепция.
Существует мир после ядерной войны. Радиация повлияла на некоторых выживших, и среди них стали появляться мутанты или уроды, как их называют. Поначалу тех утилизировали, но однажды родился такой товарищ, как Гарет Кол. С виду нормальный человек, однажды обнаруживший в себе сверхспособности. Он понял, что не такой как все, то есть урод. Он оккупирует старые туннели метро и начинает там творить уродов. Теперь это его армия, которая не даёт покоя нормальным людям, зовущим себя нормалами.
Но очаровывает не это, а персонаж Торир Донахью, главный герой романа. Эгоманьяк, мизантроп, насильник и вообще быдло, которое не блещет умом. Он родился среди уродов, но выглядит как обычный человек и не имеет никаких особых способностей. Он ненавидит нормалов, с которыми воюет; ненавидит своих соратников уродов; ненавидит Гарета Кола, которому служит, мечтая убить последнего. Но Гарет Кол слишком умён, к тому же обладает огромными способностями, хоть и ограниченными. Из-за этих ограничений и терпит Донахью, который при своём недалёком уме всё же может вести за собой уродов. Вообще Гарет Кол по концепции очень интересный персонаж, но к сожалению не раскрытый. Помимо Донахью у Резника в романе мало кто раскрыт, разве что слепой барон с аналитическим умом.
Но вернусь к Ториру Донахью. На протяжении всего романа его поведение не уходит дальше агрессивного быдла. Не важно, сражается он на стороне уродов или нормалов. Поведение среди нормалов по большей части носит антисоциальный характер. Попытки ухаживания за женщиной примитивны, что не удивительно, если до этого он их брал сугубо силой. Изменения в лучшую сторону так же незначительны, опять же на уровне быдла, только добродушно настроенного.
Со своей недалёкостью Донахью безуспешно противостоит Гарету Колу. Объяснение почему последний терпит рыжебородого маньяка - даже после предательства - окончательно формируется в конце романа. Конец неординарный для своего времени, далёк от концепции "враг повержен" и "жили они долго и счастливо".