Итак,
Так вышло, что 1984 я прочитал только теперь, уже после целого ряда антиутопических романов Уэллса, "Нас" Замятина, "Прекрасного нового мира" Хаксли, цикла о землянах и космонитах Азимова, "Обитаемого острова" и "Хищных вещей" Стругацких и еще каких-то не вспомненных вещей, написанных до и после. Поэтому книга сия воспринимается в сравнении с другими ей подобными.
Главный плюс - очень как по мне живо и эмпатично вышли ощущения человека, перемалываемого партийной машиной. Замятин все же писал о сильно измененном сознании личности (хотя нельзя не признать, писал мастерски и на удивление достоверно), а у Хаксли все время ощущается холодноватая авторская отстраненность, искусственность героев. А тут герой в сущности - обычный нормальный человек, его терзания реально понимаешь и им сочувствуешь. Интересно показаны различия в характерах между героем, заставшим формирование режима, и героиней, выросшей уже при нем. Еще Парсонс запомнился и его паршивцы-дети.
Сюжет использует, скажем так, многие замятинские мотивы. И там и там герой вступает в любовную связь, причем инициатива всецело на стороне женщины, и там и там это толкает его на противодействие системе и попытку присоединиться к заговорщикам, и там и там в конце герою изменяют личность. У Замятина старый режим символизирует музей с портретом Пушкина, здесь - лавка Чаррингтона. Момент с предательством отзеркален - у Замятина жандарм оказался заговорщиком, у Оруэлла заговорщик оказался жандармом. Это зависит от читательского восприятия, но лично мне эти аналогии ощущение слегка подпортили - потому что сразу напрашивается сравнение, которое не в пользу Оруэлла - до невероятного, ни с чем не сравнимого замятинского слога ему далеко (хотя Оруэлл тут изначально в проигрышном положнии, поскольку книга переводная).
Что касается концепции - то по моему ощущению она то ли морально устарела, то ли просто неправдоподобна. В случае Хаксли, Замятина, Азимова, Стругацких, Уэллса - в принципе можно поверить, что при определенных условиях общество может развиться именно таким образом. Отдельные моменты могут выглядеть странно, но они объяснимы или через фантастическое допущение (методы выращивания детей у Хаксли, излучатели у Стругацких) или через длительную эволюцию общества (у Замятина прошло минимум 1200 лет, у Азимова 3000, у Уэллса аж 800 000). А тут - мне непонятно, как такое общество возникло (за 36 лет) и почему оно показано по сути вечным (хотя размещенная в конце заметка о новоязе намекает, что оно в итоге все-таки рухнуло). Можно обманывать всех недолго и небольшую часть долго, но нельзя всех обманывать постоянно. То есть:
- Откуда набралось столько упоровшихся по ВЛАСТИ персонажей, что им удалось создать внутреннюю партию? По сути получается то что - какие-то ребята придумали софистическое учение о двоемыслии, промыли им мозги сами себе и это вдруг оказалось невероятно действенно, что они за пару десятилетий захватили власть по всему земному шару - хотя идея вроде не супергениальная, да и не оригинальная.
- Почему это пролы (85% населения) не могут восстать? Автор это упорно декларирует, но правдоподобного обоснования нет. А раз с товарами народного потребления напряженка - так или иначе пролы потребуют колбасу. То, что их не держат за людей и силу (все, включая ГГ) - таки очень странно
- Внутренняя партия с высокой вероятностью или впадет в ничтожество и гедонизм, или шизофрения достигнет такой степени, что система перестанет работать.
- Внешняя партия с высокой вероятностью впадет в диссидентство и саботаж - даже мелкий сошка Уинстон выполняет по сути весьма ответственную работу и очень хорошо понимает суть происходящего.
- Наконец негры на спорных территориях могут ведь и дубину народной войны в руки взять.
В общем, вся эта система хоть и декларируется как всесильная, кажется довольно шаткой и неустойчивой. Возможно в ту пору это действительно читалось правдоподобным теперь же скепсис.
Вывод: качественная, легко читающаяся, душевная страшилка.