Продолжаем разбор визуальных подсказок, скрытых в костюмах «Игры престолов». В этот раз рассмотрим, как костюмы поддерживают развитие образа Арьи Старк, воплощающей бунтарку против традиций королевства, которые по современным меркам полны сексизма и социальной дискриминации.

На Севере для благородной девочки в порядке вещей учиться сражаться и ездить верхом. Среди потомков Первых людей немало воительниц — это и Яра Грейджой, и Мира Рид, и женщины из дома Мормонтов, а особенно их много среди одичалых. Однако Кейтилин выросла в другой культуре и видит будущее дочерей иначе. Санса усваивает традиционную «средневековую» женскую роль легко и с радостью, а вот Арья страдает и при первой возможности спешит удрать, чтобы поучиться стрелять из лука или поиграть в рыцарей с мальчишками из простонародья.

Эддард Старк смотрит на это гораздо проще, но не защищает дочь открыто — возможно, памятуя о судьбе сестры: Лианна Старк в свое время тоже хотела сражаться на равных с братьями, училась у настоящего мастера-над-оружием, тайно участвовала в турнирах, побеждала… и умерла молодой. У юной Лианны даже был специальный тренировочный костюм (см. на фото в центре) — Арья о таком может только мечтать и скачет по двору Винтерфелла в платье с детскими узлами, прихватывая по пути части забытых доспехов взрослых.

Арья играет в гвардейца

Традиционное для юных северянок платье и способы его украшения уже подробно разобраны при рассмотрении гардероба Сансы Старк. У северян практически нет бижутерии, одежду украшают сдержанной вышивкой, особенно старательно вышивают объемные воротники-хомуты. Одежда пошита в основном из неокрашенных или коричневых тканей, хотя главное семейство региона отдает предпочтение блеклым оттенкам синего.

До полового созревания девочки одеваются в украшенные узловым воротником просторные домотканые платья. «Каждый узелок вышит девочкой собственноручно, поэтому платье Арьи украшено так небрежно», — пишет Мишель Клэптон в своей книге. Воротник-хомут вышит листьями и желудями гораздо аккуратнее — и, скорее всего, не Арьей. Под верхним платьем девочки носят простые туники разных цветов, присобранные у шеи двумя рядами шнуровки. Во время прибытия короля Арья церемониально надевает еще и плащ с меховым воротником, правда не таким массивным, как у родителей.

Украшенный желудями воротник-хомут Арьи

«Напористая Арья боготворит своих братьев, и это находит отражение в ее костюмах», — объясняет Мишель Клэптон. Во время игр Арья подпоясывает платье ремнем на мужской манер — так делают очень немногие героини, отмечает художник по костюмам (например, уже рассмотренная ранее Бриенна Тарт, еще одна нетрадиционная леди). Иногда девочка повязывает на шею еще и хлопковый платок — это типичный аксессуар мужских костюмов в сериале, и женщины, даже на Севере, их почти не носят. А еще рукава верхнего платья Арьи можно отстегнуть, как это сделано в мужских дублетах: в таком виде одеяние меньше сковывает движения, да и вряд ли у настолько неугомонной девочки рукава долго остаются чистыми. Особенно если широкие рукава оторочены мехом для нарядного варианта, напоминающего походное облачение Кейтилин.

В столице, пока Санса осваивает жизнь при дворе и неуклюже копирует туалеты королевы, Арья одевается в более темные вариации старых и немодных здесь северных платьев с черной траурной туникой — не только в честь убитого товарища по играм и пропавшей лютоволчицы. Ей всегда твердили, что она не дотягивает до сестры, но после происшествия в Дарри, когда Санса ради жениха отказывается свидетельствовать в пользу сестры, Арья окончательно понимает, что жизнь леди не для нее и при дворе ей плохо. Она признаётся отцу, что не видит себя хорошей женой и матерью. Кейтилин с ее представлениями о воспитании дочерей осталась в Винтерфелле, поэтому Эддард Старк приглашает браавосийского мечника учить дочь особому стилю боя, в котором ловкость и подвижность побеждают силу и рост.

Арья с отцом

На любимые уроки фехтования Арья надевает простую бежевую тунику с широкими рукавами, северную удлиненную и простеганную поддоспешную юбку для защиты бедер, домотканые штаны и башмаки. Септа Мордейн заплетает ей волосы в косы, скрученные на затылке, но иногда девочка причесывается наспех самостоятельно, лишь убирая пряди от лица, как это делает отец. В этом же костюме Арья по заданию Сирио охотится на кошек, изучает катакомбы под Красным замком — ничего удивительного, что в какой-то момент ее принимают за мальчишку-попрошайку, до того грязной она стала. Когда Арье удается сбежать от гвардейцев Ланнистеров, полное несоответствие происхождения девочки и ее одежды позволяет ей остаться неузнанной. Разработку костюмного образа героини Мишель Клэптон начала именно с этой точки, так что элементы этого важного образа повторно используются позже.

В поезде Ночного Дозора коротко остриженная Арья выдает себя за мальчика Арри и, чтобы скрыть округлости груди, надевает поверх старого тренировочного костюма плетеную из грубых льняных лент накидку. «Костюм должен выглядеть так, будто составлен из того, что Арья достала по пути (по словам актрисы — сняла с мертвеца), пытаясь согреться и защититься. Мы использовали натуральные ткани, хлопок и лен, неоднородно покрашенные, чтобы одежда выглядела поношенной и старой. Мне кажется, что Арья сама бы выбрала земляные цвета — они не только хороши для камуфляжа, но и напоминают о Севере». В целом, накидка, по задумке Клэптон, напоминает «примитивные доспехи». Это особенно бросается в глаза рядом с Псом с его пластинчатыми кожаными доспехами. Оба героя-одиночки одержимы местью, и позже костюмные параллели между ними всплывут еще раз (правда, с довольно слабой поддержкой со стороны сценария).

Арья провела в этом костюме почти три полных сезона, и хотя комплект регулярно обновляли сообразно росту актрисы, костюмеры следили, чтобы с каждым сезоном одежда казалось все заношенней. «Ну можно я сожгу это уже?» — просила актриса, а вот сама Арья не жаловалась и даже не пыталась найти что-то получше, когда у нее появлялась такая возможность (например, в Харренхолле, когда она была чашницей у Тайвина Ланнистера). Арье глубоко безразлично, как она выглядит и пахнет, пока это не мешает решать задачи, которые перед ней стоят.

В Браавосе Арья становится послушницей в Черно-белом доме. Для нее это место связано с Якеном Хгаром, чьи невероятные навыки убийцы поразили ее в Харренхолле. Арья хочет научиться быть такой же, чтобы отомстить всем своим врагам. Ее новая одежда не имеет половых отличий, она чистая и аккуратная, состоит из светлой хлопковой туники, брюк, сандалий и подпоясанной кожаным ремнем черной накидки длиной до середины икр. «Отворот накидки сделан так, чтобы его можно было накинуть на лицо, — отмечает Клэптон. — Мне показалось, что это полезно, если вы работаете с бальзамированием трупов». Старшие служители храма одеты почти точно так же, но их накидка пошита из светло-серой ткани, полностью закрывает руки и ноги. Арья без сожалений избавляется от старой одежды, но Иглу прячет на пристани среди камней — к значению этой вещи мы еще вернемся. Безликие учат Арью легко менять личины, но чужое лицо лучше садится на того, у кого нет собственного «я», поэтому Арье нужно стать Никем.

Набросок Мишель Клэптон; изначально болеро планировалось зеленым Для первого задания — убийства страховщика — Арья перевоплощается в юную торговку устрицами. Этот костюм в целом следует стилю, который Мишель Клэптон разработала для горожан Браавоса, но включает некоторые элементы, подсмотренные в цыганских костюмах. Новый гардероб состоит из простой блузы со шнуровкой, расклешенной гофрированной юбки, укороченного и украшенного макраме хлопкового жакета типа болеро, сетчатого шарфа на бедрах и перчаток. Клэптон замечает: «Юбка пошита из ткани с металлизированной нитью, благодаря чему после обработки уксусом она выглядела ржавой и даже немного пахла железом». Перчатки тоже необычные: ткань обрезана с трех пальцев, а внутренняя часть покрыта кольчужкой для защиты рук при чистке устриц. Сетчатые мотивы связывают Арью с рыболовством. Образ дополняют простые кожаные башмаки, как у прочих браавосийцев. Как и прежде, Арья подвязывает кожаный пояс по-мужски, но в остальном выглядит очень женственно — впервые с тех пор, как ее отец был схвачен и казнен (впрочем, даже самые нарядные ее северные костюмы едва ли были женственными).

Еще один элемент нового образа — необычная тугая прическа, идею которой Клэптон подсмотрела в истории о старых испанских обычаях: «В Испании женщины украшали волосы золотом, чтобы показать статус, и я позаимствовала эту идею для Браавоса». Незамужние девушки, как Арья, заплетают волосы в две скрученные у висков косы и украшают их металлическими заколками или цветами из кожи. После свадьбы женщины могут позволить себе частично распускать волосы, а украшения выбирают в честь занятия мужа (например, заколка в виде рыбки у жены рыбака).

После встречи с Мерином Трантом, ослепленная жаждой мести, Арья бросает задание Безликих и убивает жестокого рыцаря. В наказание Безликие ослепляют ее по-настоящему. Попрошайничая на улице и почти сливаясь с ландшафтом из-за рубища, Арья учится смирению. Вскоре ее возвращают в храм и возобновляют тренировки, только теперь девочка должна справляться с заданиями незрячей.

В конце концов, вернув зрение и получив новое задание, Арья понимает, что не хочет исполнять приказы бездумно — ей важно знать, что ее рука карает справедливо. Она предупреждает свою жертву и, осознавая, что Безликие не простят очередное неповиновение, переодевается в мужскую одежду и покупает место на корабле, отплывающем в Вестерос. Теперь на ней мужские браавосийские шаровары и дублет, кроем очень похожий на те, что носят северяне. Волосы Арья укладывает в знакомую прическу в отцовском стиле, под дублетом носит хлопковую тунику, собранную у плеч ремешками. Тунику можно рассмотреть, когда после убийства Бродяжки девушка возвращается в храм и объявляет, что она Арья Старк, и она едет домой. (Оставим в стороне вопрос, почему Безликие позволили уехать человеку, который уже овладел таинством смены лиц; вероятнее всего, в книгах она будет обречена скрываться от ордена до конца своих дней, что хорошо согласуется с судьбой морехода-первооткрывателя.)

В Вестеросе Арья убивает Фреев в Риверране и в Близнецах. Она планирует убить и Серсею, но меняет планы после вестей о коронации Джона. Дорожный костюм — порванный в нескольких местах плащ, льняные брюки, кольчуга и плотная кожаная куртка — Арья, кажется, собрала прямо по дороге, обыскивая заброшенные жилища. В этом облачении нет никаких намеков на происхождение всадницы, она просто бродяга, как Пес или другие члены Братства без знамен.

В Винтерфелле Арья преображается. «В отличие от Сансы, которая через костюмы выражает себя, Арья до сих пор лишь играла роли, приспосабливалась к ситуации или окружению», — объясняет Мишель Клэптон. Но в Винтерфелле она должна играть Арью Старк, хотя, наверное, уже не вполне осознает, что это значит. Новый облик Арьи предельно практичен. «Практично, но стильно — это очень в духе не терпящей компромиссов Арьи, — объясняет Мишель Клэптон. — Она сильно изменилась, но продолжает испытывать отвращение к женскому стилю и в Винтерфелле одевается по-мужски, подражая отцу и братьям».

Знакомый строгий кожаный или тканевый стеганый дублет сочетается с удлиненной юбкой, простеганной более сложным геометрическим узором, чем принято на Севере. Подобный узор встречается в Браавосе, и мы уже видели его на Арье (присмотритесь к ее последним браавосийским шароварам). Кожаный дублет тоже простеган не ромбами, как принято у Старков (подробнее в разборе костюмов Джона Сноу), а квадратами — возможно, это отсылка к дверям Черно-белого дома. Вместе с тем, цвет ткани подчеркивает принадлежность героини к Старкам. Объединение волчьей стаи — важная тема последних сезонов, поэтому все выжившие Старки в той или иной мере подражают родителям. «После стольких лет, когда Арья скрывалась и подавляла свою индивидуальность среди Безликих, она наконец с гордостью может продемонстрировать свои корни», но делает гораздо сдержаннее, чем можно ожидать. Образ дополняют высокие сапоги, двойной ремень, перчатки и прическа в стиле отца.

Главной изюминкой нового гардероба выступает укороченный асимметричный плащ из крашеной ткани гессенского плетения; узор напоминает не то квадраты, не то ромбы. В столице Нед Старк тоже иногда носил плащ на одном плече, но его дочь усложняет фасон, превращая плащ в полноценную накидку. «Мне нравится асимметрия и то, что Арья может выхватить оружие в любой момент, — рассказывает Мишель Клэптон. — Подкладкой плащ похож на отцовский, но мне не хотелось использовать мех, как у Джона, Сансы и Брана. Мех превращает ее в истинного Старка, а это уже не так». И действительно, если Санса стремится утвердиться в роли леди Винтерфелла и в одежде, и в поведении, то Арья признаёт только одну часть своего прошлого — кровные узы. При встрече с сестрой Арью интересует лишь то, насколько та верна семье, не пытается ли она подорвать влияние Джона и узурпировать власть в Винтерфелле. Когда сестры избавляются от недоверия друг к другу, синий в одежде Арьи почти полностью приглушается.

В конце истории Арья отправляется в морское путешествие на запад. Ее стиль окончательно сложился. Лютоволк рычит на носовой фигуре и парусах подаренного корабля, но в самой Арье не осталось почти ничего от Старков, отсылки к отцу исчезли даже в прическе. С собой она взяла валирийский кинжал, которым в каком-то смысле сразила саму смерть (подробнее мы разбирали это в материале об оружии против Белых Ходоков), и сделанную по детской руке Иглу, свою боевую подругу, воплощение ее самой в металле: названное женским именем и в честь женского занятия, это выкованное на Севере оружие ни один рыцарь не воспримет всерьез, но оно стремительное и смертельно опасное, Бриенна подтвердит. И для шитья эта игла не годится — как Арья не годится на роль леди-жены, что неплохо показано в несоответствии декора костюмов Арьи и Джендри:

Сравнение финальных костюмов Джендри и Арьи
К моменту предложения руки и сердца Джендри стремительно сравнялся с Арьей в статусе, и их костюмы действительно очень похожи и цветом, и фасоном; это сходство даже сильнее, чем во времена, когда их объединяло скитание и плен в Речных землях. Но вот в деталях, в декоре костюмов ничего общего у них нет. Дальше, когда пути героев расходятся, Джендри начинает одеваться подобно отцу и дяде. Он развивает свой декор, помещая его на черный дублет.

То, чего так усердно пытались добиться Безликие, свершилось: Арья оставила прошлое в прошлом, но вместо того, чтобы стать Никем, она наконец обретает себя. Теперь она служит не дому и не храму, а только себе и своим идеалам — где-то в новом, еще не открытом мире.

Арья уплывает из Вестероса

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».