«Для меня путь Сансы, когда-то наивной девочки, грезящей о том, чтобы стать королевой, один из самых интересных, сложных и трагических, — рассказала Мишель Клэптон в своих интервью для Pup Sugar и Time. — Костюмы для Сансы очень важны, через одежду она взаимодействует с другими людьми, показывает свои устремления. И мы видим, как быстро развивается ее стиль по мере развития сюжета. Ее впечатляют какие-то люди — и она адаптирует их стиль под себя, показывает в одежде пережитый опыт».

Софи Тернер, исполняющая роль Сансы Старк,  в жизни предпочитает образ активной независимой девушки, и это хорошо подходит для ее статной широкоплечей фигуры и роста 175 см. Она далека от образа, описанного в книгах — трогательной пташки, запертой в клетке среди львов и обратившей со временем свою женственную красоту в козырь. Это внешнее несоответствие, которое становится все заметнее по мере взросления актрисы, запускает изменения и в самом образе Сансы; теперь это современная история об угнетаемой в патриархальном обществе женщине, которая проходит через страдания и унижения, встает с колен и не нуждается в мужчинах, чтобы править.

Художник по костюмам Мишель Клэптон, создавая женские костюмы персонажей Севера, предположила, что регион обособлен, торговля в нем развита слабо, и это должно отражаться в облике персонажей. Северянки, включая даже Кейтилин, не носят драгоценностей и не используют ярких орнаментов. Вместо этого они украшают платья и особенно воротники объемной вышивкой с натуралистичными растительными и животными мотивами; единственные металлические украшения — это набивки на ремнях мужчин и булавки в виде животных. И хотя кажется странным, что северяне украшают одежду даже меньше, чем иные одичалые, не покупают и не мастерят бижутерию из камней и металла, как делали даже самые северные народы земной истории, эта особенность позволяет сделать северян  значительно провинциальнее, визуально противопоставить их жителям остальных королевств и столицы (вспомним озвученное Джоффри в разговоре с матерью презрение именно к северянам).

Северяне не используют ярких красителей, материалы для изготовления одежды добывают в своих краях; в основном это шкуры, меха, шерстяное и холщовое сукно. Если в Винтерфелле и есть портнихи, Сансу и Арью все равно обучают шитью. «Когда мы видим Сансу впервые, она одевается как Старк — это домотканые добротные, но немного неуклюжие одежды», — отмечает художник по костюмам Мишель Клэптон. Из цветов у Старков преобладают серо-синие, однако для Сансы оттенки намеренно выбраны чуть холоднее. «Когда семейство Старков выстраивается перед королем, Санса в своем бледно-голубом наряде сразу выделяется. Она будто бы хочет сбежать из этого грязного и тусклого места», — говорит Клэптон в интервью Time. —  Внутри замка мало света, мало развлечений, так чем же занимались женщины? Я подумала, что они вышивали, украшая свою одежду. Увидев Сансу и Арью в первый раз, мы видим, что они одеваются похоже, но есть и различия. Например, Санса вышивает красиво, а Арья —  тяп-ляп, и мне хотелось, чтобы зритель сразу приметил это в их одежде». Действительно, даже повседневное платье Сансы украшено вышитыми звездами, а у Арьи ничего такого нет.

Для пира в честь короля Санса надевает свое лучшее платье. Она очень старается и совмещает в нем объемный лиф с узловатым декором с не менее объемным расшитым воротником. Декор в виде узлов указывает на то, что Санса еще ребенок. «Мы придумали, что узлы на горловине украшают одежду девочек до их полового созревания, поэтому, когда королева спрашивает Сансу о менструациях, та теряется — ведь у нее платье с узлами!» Зато Серсея сразу замечает, что платье самодельное, и великодушно просит Сансу вышить что-нибудь для себя. Девочка в восторге.

Здесь будет уместно сделать небольшое отступление о костюмах Лианны Старк за 20-25 лет до событий первого сезона. Видно, что даже юная Лианна для обыденных развлечений одевается несколько наряднее, чем Арья или даже Санса, а для тайной свадьбы с Рейгаром Таргариеном она надевает платье, которое с северными нарядами роднит разве что цвет и растительный декор. Конечно, нам не показывают, откуда это платье взялось, но можно предположить, что его сшили специально для турнира в Харренхолле или для свадьбы с Робертом Баратеоном: на эту мысль наталкивает богатый пояс, перекрещивающийся на груди, и золотая вышивка нижнего платья в виде растительного узора, едва заметного под верхним шелковым платьем. Вряд ли такое платье можно было бы купить или заказать по Интернету где-то по пути и при этом сохранить инкогнито принца и его возлюбленной. Два этих платья вместе наводят на мысль, что Север очень сильно обеднел после восстания Роберта (а бюджет собственно «Игры престолов» — сильно вырос).

В дороге Санса надевает новый наряд — все еще неуклюжее голубое платье из домотканого сукна с наивной декорацией лифа в виде узлов, с широкими непрактичными рукавами, как в платьях для взрослых.

Здесь же Санса впервые надевает кулон в виде стрекозы, которая впоследствии будет появляться и в декоре платьев. Смысл этого мотива остается неясен, как не ясно и то, откуда кулон вообще взялся. Возможно, Мишель Клэптон хотела показать романтичность Сансы, сделав отсылку к истории любви Дункана Таргариена, известного также как Принц Стрекоз, и простолюдинки по имени Дженни из Старых Камней. Но скорее всего, стрекоза выбрана лишь как менее избитый вариант хрупкой бабочки — образ, который Санса тоже использует в украшениях, но гораздо реже. Образ птицы, конечно, связан с Сансой гораздо прозрачнее: Серсея называет девочку голубкой, Пес — пташкой, под видом Алейны она находится под покровительством Бейлиша, чей герб пересмешник (в книгах Санса еще и может выйти замуж за Гарри Наследника, которого называют Молодым Соколом). Однако образ птицы в нарядах уже занят: голубое платье с ними носит Серсея в сценах, где она уязвима и зависима. Возможно, точно этот же смысл заключен и в стрекозах Сансы, ведь в сцене, где кулон появляется в первый раз, девочка теряет свою лютоволчицу Леди.

В столице Санса забывает о роли королевы в смерти Леди, начинает собирать волосы по столичной моде и обзаводится новыми аксессуарами — палантином с цветочным узором, кольцом в виде бабочки и подаренным принцем Джоффри кулоном с эмблемой льва. Палантин и кулон отсылают к Серсее Ланнистер, которую Санса воспринимает как образец для подражания, ведь девочка считает, что и сама когда-нибудь станет женой короля.

Для турнира в честь десницы Санса надевает новое платье. Оно все еще сшито по старым лекалам, но узлы лифа закручены в виде роз и вырез стал гораздо глубже. Платье очень красиво и символично вышито, однако не все из этого заметно в кадре: к розам на лифе с боков тянутся тонкие стебли с вышитыми листьями и нераскрытыми бутонами, а где-то внизу, у корней, прячется лютоволк.  Цветовая гамма платья тоже меняется: к «северному» серо-голубому примешиваются ланнистерские красные оттенки, порождая бледно-лиловый цвет. Этот наряд — последний, в котором Санса чувствует себя в безопасности, мнит себя принцессой. В этом же платье в сочетании с львиным кулоном она под диктовку Серсеи Ланнистер напишет домой об измене отца с призывом к Роббу явиться в столицу, чтобы присягнуть на верность королю Джоффри.

«Все вокруг говорят, что платья Сансы ей не впору, — говорит Клэптон об этих гибридных платьях. — Ну конечно не впору! Это же совсем юная девушка, которая пытается кого-то скопировать. Не все умеют одеваться красиво и правильно подбирать себе вещи. Я считаю важным, что некоторые вещи сидят плохо».

Просить за отца перед королем Санса выходит в лазурном платье, расшитом стрекозами, очень похожем на то, что Серсея носила в минуты своей слабости, с львиным кулоном и волосами, уложенными в высокую прическу, как у королевы. В этом же платье только с металлическим поясом Санса появляется перед септой Бейлора, уверенная в том, что отцу позволят надеть черное, а сама она останется невестой короля. «В Королевской Гавани Санса перенимает туалеты королевы Серсеи, но после того, как при участии королевы казнят отца девочки, она впадает в ступор, ее стиль перестает развиваться. Она выглядит так, будто сама убила отца», — говорит Клэптон.

Второе платье лилового цвета фасоном очень похоже на лазурное. Оба платья состоят из корсета на голое тело (что несколько странно), нижней плотной юбки, поверх которых накинут халат из легкой ткани, украшенной вышивкой на плечах, рукавах и боковой части юбки. Выбор цвета тоже неслучаен: это более холодный вариант одеяний Ланнистеров, как будто бы платье Мирцеллы осветлили и добавили к нему немного голубого, который Санса так любила в Винтерфелле:

Впервые Санса надевает это платье в сцене, где Джоффри приказывает ей смотреть на отрубленные головы отца и его людей, а затем велит Меррину Транту ударить свою невесту. Санса больше не уверена в себе, она заложница без права голоса, без права на собственный стиль. Она сутулится, сжимается — и потребуется много времени, чтобы Санса нашла уместный для себя стиль.

Вскоре после казни Неда Старка в столицу прибывает Тирион Ланнистер. Он заступается за Сансу, когда может, восхищается ее стойкостью и пристраивает к ней Шаю в качестве служанки и наперсницы. Все это время Санса продолжает носить голубые и лиловые наряды, в которых ее бьют и едва не насилуют толпой во время восстания черни; во время последнего эпизода лиловое платье рвут, и Санса ненадолго возвращается к своему северному гардеробу — в платье с розами она благодарит Пса за спасение от толпы.

Появление именно этого платья, а не лазурного со стрекозами особенно символично потому, что совсем скоро она утратит право на «северные» узлы. Уже в следующей сцене у Сансы появляется кровь, означающая ее готовность к рождению детей и браку. Серсея обсуждает случившееся с Сансой, одетой в халат серо-голубого цвета с цветами.

Превратившись из ребенка в девушку, Санса надевает более темные наряды из плотной ткани и начинает носить полураспущенные волосы, как это принято на Севере. Новые туалеты состоят из корсета, нижней юбки, легкого палантина, заменяющего нижнюю рубашку, и плотного верхнего платья в виде халата, стянутого на талии. Первое платье темно-лилового цвета с цветочным узором в стиле арт-нуво и с металлическим поясом Санса впервые надевает перед Битвой на Черноводной. Это платье рисунком и фасоном напоминает стиль Кейтилин Старк, только мать отдает предпочтение зеленым оттенкам и скрепляет платье булавками с символом своего дома. В прическе Санса тоже стремится к образу матери. Девушка надеется на победу Станниса и не хочет предстать перед ним слишком похожей на Серсею.

«В тот момент, когда она понимает, что отца больше нет, она замирает, чувствует себя в западне, а затем очень медленно стремится к стилю своей матери, но в ее условиях она не может сделать это явно, страшась последствий», — отмечает Клэптон в интервью Time.

Надеждам на победу Станниса не суждено сбыться, но прибытие Тайвина Ланнистера вместе с Тиреллами все-таки приносит хорошие вести: место Сансы подле Джоффри займет Маргери Тирелл. Новая невеста ищет дружбы с Сансой, и она, проведя столько времени в изоляции и страхе, тянется к Маргери, такой уверенной и свободной. Тиреллы рассчитывают выдать Сансу за Лораса, наследника Хайгардена, ведь Санса — ключ к Северу (старший брат — изменник, а младшие братья, как считается, мертвы). Для знакомства с великолепной леди Оленной Тирелл и романтического разговора с Лорасом, не очень-то заинтересованным в браке (да и вообще в женщинах), Санса надевает новое лавандовое платье с узором в стиле арт-нуво; верхнее платье крепится на талии двумя булавками в виде кленовых крылаток, которые издалека очень похожи на стрекоз; под ним более насыщенный лавандовый палантин; нижняя юбка, тоже лавандовая, украшена шитьем. Кроме простого кулона со стрекозой, у Сансы появляется более крупное ожерелье с бабочкой. Обратите также внимание, что Санса продолжает движение к «северным» цветам (лавандовый получается добавлением синего к лиловому).

Есть у Сансы и еще один наряд, более строгий. Вырез здесь меньше, верхнее платье, скрепляемое двумя булавками, украшено лилово-золотым геометрическим узором, похожим на сеть, в которой она оказалась; это платье Санса носит в минуты печали, например когда узнает о нежеланном браке и смерти близких на Красной свадьбе.

Несмотря на сближение с Тиреллами, Санса не начинает копировать наряды Маргери, избегая демонстрировать дружбу с этим могущественным семейством. Однако она заплетает волосы, как у Маргери, и Петир Бейлиш сразу это замечает. Он предлагает Сансе бежать вместе с ним, однако Санса мыслями уже в Хайгардене вместе с Лорасом и отказывается. Брак Сансы и Лораса не входит в планы Бейлиша, и он обо всем докладывает деснице Тайвину Ланнистеру.

Во время примерки платья для свадьбы короля Джоффри и Маргери (кстати сказать, один из самых будничных халатов во всем гардеробе) Санса обсуждает с Шаей, какое прекрасное свадебное платье будет у нее в Хайгардене, где портнихи куда лучше, чем в столице, однако этим мечтам не суждено сбыться: Тирион Ланнистер приносит весть, что по воле десницы Санса станет его женой. Маргери утешает девушку, раскрывая перед ней перспективы: ее сын когда-нибудь станет владетелем Севера и Запада, но Санса грустит и теперь жалеет, что не сбежала с Мизинцем.

На свадьбе вместо отца или брата посаженным отцом Сансы выступает король Джоффри, поэтому невеста одета не в серое (цвета Старков), а в лиловое с золотым узором. На шее у нее висит тот самый кулон со львом Ланнистеров, на пальце — золотое кольцо с маленькими рубинами, а волосы собраны в духе королевы-матери. Юбка платья расшита цветочным орнаментом в стиле арт-нуво, на бедрах имеются металлически вставки, а пояс, охватывающий грудь и спину, расшит львами, повергающими волков и рыб. Вышивальщица Мишель Каррагер объясняет свою задумку: «Платье, скорее всего, выбрала Серсея, поэтому в вышивке нет романтики и невинности, зато ясно читается послание о господстве: Санса теперь принадлежит Ланнистерам. На свадебном поясе сзади лютоволки Старков переплетаются с рыбами Талли, отсылая к родителям Сансы. По мере движения вверх лев Ланнистеров сцепляется с лютоволком и побеждает, показывая, что Санса была обольщена и подчинена членами семьи Ланнистеров. На вышивке на груди восстающий лев с короной Баратеонов — это кивок в сторону Джоффри. В заключительной сцене на спине изображен лев как знак того, что девица Старк окончательно захвачена Ланнистерами».

По словам Каррагер, открытый узкий лиф, обнаженные руки и вообще ограничивающий движения фасон придуманы Клэптон специально, чтобы показать, что девушка идет замуж против воли во вражескую семью Ланнистеров.

Тирион поджидает Сансу с золотым плащом, расшитым красными львами, и, как и в книге, Санса присаживается на колени, чтобы низкорослый Тирион мог накинуть ей на плечи свой плащ (у Мартина же в ходе церемонии жених и невеста обмениваются свадебными плащами, украшенными в соответствии с гербами домов). По всей видимости, в сериале решили, что обмен плащами не является обязательной частью церемонии: ни у Лианны Старк, ни у Талисы Мейгир плащей нет, церемония ограничивается заматыванием рук тряпицей и обетами.

На свадьбе короля Джоффри и леди Маргери юные придворные дамы носят платья, подражая невесте, а те, что постарше, подражают прежней законодательнице мод — королеве Серсее.  Только самобытные дорнийцы, рыцарша Бриенна и Санса одеваются иначе. По словам Мишель Клэптон для Сансы это осознанный шаг и как замужняя женщина она может себе позволить такой выбор: «Санса одета очень скромно, почти полностью вернувшись к стилю своей матери. На свадьбе она присутствует вынуждено, и меньше всего ей хочется привлечь внимание Джоффри. Даже если бы Санса хотела одеться в стиле Маргери, она бы побоялась навлечь гнев Серсеи, но а выказывать королеве-матери поддержку, одеваясь в ее стиле, ей хочется в последнюю очередь». Лавандово-лиловое платье Сансы строгое, с волокнистым узором на ткани, крепится на талии двумя булавками с кленовыми крылатками и дополняется красивой заколкой и ожерельем, в котором скрыт яд. «Бледно-голубое ожерелье я придумала, вдохновившись украшениями в стиле арт-деко и арт-нуво», — рассказала Мишель Клэптон. В этом платье Санса бежит на корабле Петира Бейлиша в Долину.

Предусмотрительный Мизинец берет с собой одно из старых платьев Сансы и темно-синий плащ с едва заметным узором. Лиза Аррен, тетка Сансы, принимает ее без удовольствия и пытается убить из ревности к мужу, но оказывается убита им сама. Петир Бейлиш объявляет лордам Долины, что жена наложила на себя руки. Он пытается избежать допроса Сансы, однако лорды Долины настаивают, и девушка рассказывает им всю правду, кроме одного: в ее истории Лиза Аррен бросилась в Лунную Дверь, сочтя его отеческий поцелуй знаком любви и не пережив этого. Это не первая ложь Сансы — она часто говорила то, что ей полагалось, чтобы выжить при дворе, однако здесь у Сансы есть выбор: сказать правду и ждать, как поступят лорды Долины или защитить Бейлиша, который уже вывез ее из Королевской Гавани, достаточно опытен, чтобы ее защитить, и на которого она имеет влияние, как ей кажется.

Сразу после этого Санса снимает обручальное кольцо Тириона и приступает к созданию своего нового образа. Она красит волосы, чтобы скрыть узнаваемый рыжий цвет, а затем использует тот же пигмент для одежды — платья с  королевской свадьбы и еще одного нового (видимо, из гардероба тети).  «Создатели сериала пришли ко мне за идеей превращения Сансы из жертвы в самостоятельную женщину. Это ее возрождение через оплакивание потерь», — рассказывает Мишель Клэптон в книге о создании 3-4 сезонов «Игры престолов».

Новое платье из темной ткани — этот цвет Клэптон использует для демонстрации власти (вспомнить хотя бы «потемнение» Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен). Если присмотреться, можно разглядеть текстуру с листьями — это шелково-льняная ткань Sahco из коллекции Fossil, которую ранее использовали для свадебного платья Маргери, только в черном исполнении. Грудь, плечи, рукава и юбку украшают перья — вороньи или окрашенные соколиные перья? В Вестеросе говорят, черные крылья — черные вести, что соответствует желанию Сансы мстить.

Из ониксовой пряжки для ремня и цепочки Санса мастерит кулон, имеющее отсылки одновременно и к семье, и к новым союзникам; очень похожие аксессуары Клэптон носит и сама. «На конце цепи [символизирующей заключение] у Сансы есть собственная Игла, меч Арьи. Мне хотелось создать не просто украшение, но нечто, придающее Сансе сил, ведь она не тот человек, который вооружится настоящим клинком. Теперь Санса вооружена, и это связь с семьей», — поясняет Клэптон, и добавляет: «В кулоне есть и отсылка и к Мизинцу, с его пересмешником у шеи и аксессуарами на цепочке».

Новый облик отражает намерение Сансы отныне управлять своей жизнью самостоятельно, однако хватит ли у нее опор? «Санса ищет себя, и в Орлином Гнезде почти находит, становясь темной Сансой, — говорит Клэптон в интервью Time. — В этом образе она отвергает все прочие влияния и пробует утвердить себя как сильная женщина. В Винтерфелле она научилась шить и теперь использует эти навыки, чтобы создать новую себя из подручных вещей. Это то, что она может сделать сама. Но потом влияние на нее Мизинца растет, поэтому она начинает одеваться в его стиле и все начинается сначала».

Покидая Долину, Санса надевает пальто с рукавами в форме крыльев; почти такое же носит Мизинец, ее названный отец и союзник, как она полагает. Однако Мизинец не собирается провести всю жизнь в бегах, он хочет власти и для достижения этих целей сговаривается о браке Сансы с Рамси Болтоном. Мизинец убеждает Сансу, что она сможет управлять Рамси (или присягнет Станнису, когда тот победит Болтонов), а сам едет в столицу доложить о случившемся Серсее. Серсея жалует ему титул Хранителя Севера при условии, что Мизинец с рыцарями Долины смогут захватить Север; Бейлиш планирует ввести войско Долины после Снежной битвы и разгромить ее победителя.

В это время в Винтерфелле Санса снова остается одна. Она дома, но у дома новые хозяева. Пока Винтерфелл принадлежит Болтонам, Санса ни разу не надевает на плащ волчью шкуру, как делали ее родители. Постепенно она отказывается и от черных нарядов «Темной Сансы», надевая вместо них поверх домотканой туники серо-коричневое платье с простым повторяющимся рисунком и объемным расшитым рыбками и лесными мотивами воротником, какие любила ее мать. Это платье Санса будет носить и после свадьбы с Рамси Болтоном, и в нем же сбежит, пока муж будет побеждать Станниса. (В скобках заметим, что Санса уже во второй раз напрасно понадеялась на Станниса.)

Для свадьбы Сансу наряжают в цвета Старков — в светлое платье-пальто со шлейфом, белым стриженым мехом на груди и плечах и в шелковую тунику под ним. На спине пальто стянуто шнуровкой, а спереди удерживается брошами в виде рыб дома Талли. Для пошива пальто Клэптон использовала мебельную ткань Vocalese Treccia итальянской компании l’Opificio с рисунком, отдаленно напоминающим чешую. В целом, в образе что-то есть от ночного мотылька со сложенными крыльями, которые Рамси разорвет в первую брачную ночь.

Бежав из Винтерфелла и воссоединившись с Джоном Сноу, Санса жаждет уничтожить Болтонов и вернуть родовой замок. Она шьет черный плащ с волчьим мехом, как у отца, и вручает его Джону, побуждая его включиться в борьбу против Болтонов; Белые Ходоки ее мало волнуют, главное — вернуть Винтерфелл. Санса понимает, что северяне вряд ли поддержат ее, ведь у нее нет армии, но возможно, они примкнут к Джону и верным ему одичалым. Санса также отправляет с Бриенной письмо своему двоюродному деду Бриндену Талли с призывом о помощи, но поначалу отказывается от рыцарей Долины, приведенных Мизинцем — она не хочет оказаться перед ним в долгу и рассчитывая справиться своими силами. Этот страх, кстати, читается даже в выборе платья для встречи с Мизинцем (наряд времен плена у Болтонов).

Для себя Санса шьет (перешивает что-то из гардероба Селисы Баратеон?) полностью закрытое сине-зеленое бархатное платье с лютоволком на груди и в тон к нему плащ с мехом. «Плащ Сансы отсылает к Неду и желанию его дочери управлять Винтерфеллом», — объясняет Клэптон.  В новом образе Санса, наконец, становится Старком — здесь больше нет цветов, крылаток, птиц и стрекоз — только волк среди деревьев. По словам Мишель Каррагер в вышивке присутствует не только герб Старков, но и форель Талли, ведь пряди волчьего меха постепенно переходят в чешую. «Еще мы стараемся использовать в ее вышивке больше ракушек и жемчуга, отсылающих к воде [и дому Талли]», — говорит вышивальщица.

В художественном смысле бархатное платье сильно отличается от всего, что носила Санса или другие северянки. Это связано с тем, что наряд придуман и сшит Эйприл Ферри,  которая работала над несколькими костюмами 6-го сезона, пока Мишель Клэптон занималась другим проектом. Например, в этом платье в качестве основного материала используется бархат, а гербовая вышивка размещена на груди, тогда как Клэптон сознательно избегает этого («Мы не хотели, чтобы действующие лица носили на груди фамильные гербы, — уж очень похоже на Супермена»). Бархатное платье никогда не показывают без плаща, однако оно так понравилось зрителям, что предпринимались попытки его реконструировать.

В этом платье Санса сопровождает Джона, призывая северян выступить против Болтонов, присутствует на переговорах перед Битвой Бастардов, скачет за войском Долины и, наконец, возвращается домой на правах хозяйки. Однако после битвы в разношерстном войске победителей звучат голоса, что война окончена и пора расходится по домам. Санса хранит молчание, ведь для нее все так и есть, но Джон вступил в войну для сплочения Севера и всех живых против Белых Ходоков, поэтому для него война только началась. Глядя на дуумвират Старков, леди Мормонт, наверное, поэтому и решает агитировать северян за Джона как за единого короля собравшихся.

После избрания Джона королем Санса отказывается от своего бархатного платья, но она деятельна и независима, как никогда прежде, и фактически претендует на роль соправителя Джона вплоть до публичного оспаривания его решений. В то время как Джоном движет идея защиты человечества, Санса концентрируется исключительно на интересах Севера.

Как истинный Старк, Санса носит темный плащ с волчьим мехом, скрепленным на груди ремнями, подобно отцу, но присмотритесь — здесь снова используется узор с листьями, как в свадебном платье Маргери. Отдавая предпочтение темным древесным цветам, она все же избегает угольно-черного, как в тот раз, когда опрометчиво посчитала себя хозяйкой своей судьбы, а Петира Бейлиша — союзником. В новых нарядах этого периода нет глубоких соблазнительных вырезов, как и в платье с лютоволком, но мягкий бархат и свободный силуэт уступают место практичному и строгому холщевому сукну. Платья плотно сидят на фигуре,  имеют увеличенные плечи, чтобы показать силу, укороченный подол, чтобы не мешаться под ногами, и дополнительно стягиваются широким поясом-корсетом, подобно броне; такое платье не разорвать со спины, как это сделал Рамси в их брачную ночь. «Широкий пояс — ключевая деталь в ее костюме, он отсылает ко всем тем надругательствам, которые Санса пережила и от которых тщательно закрывается поясом, чтобы это больше никогда не повторилось, — говорит Клэптон в интервью Pop Sugar и добавляет: — Это послание Мизинцу».

Различаются платья лишь отделкой ткани. Например, в наряде, в котором Санса руководит подготовкой Винтерфелла к осаде, грудь украшена узором крест-накрест, но в платье для сцен противостояния с семьей — сначала с Арьей, а после возращения Джона и с ним — природный узор на груди сочетается с чешуйчато-геометрическим узором на юбке — оба связывают Сансу с домом матери. «Платье с рисунком, напоминающим рыбью чешую, казалось бы прямо отсылает к ее матери, этой невероятно храброй женщине, — говорит Мишель Клэптон. —  И все же я считаю, что Сансе выпало гораздо больше испытаний, и это возвышает ее над Кейтилин». (Позволим не согласиться: Санса все-таки не познала горя матери, потерявшей детей.)

Наконец, в третьем платье имеется множество отсылок к «Темной Сансе» с ее вороньими перьями и круглым кулоном с символической иглой. Только теперь перьев стало гораздо меньше, и кулон выполнен в металле без разделительной линии: «Круг отражает позитивный настрой, нацеленность на гармонию и защиту, он часто используется, чтобы показать единство, ответственность и женскую силу», — это то, что Санса делает на протяжении седьмого сезона, объясняет Мишель Клэптон. Шею дополнительно охватывает воротник с лютоволками, которые рычат друг на друга и будто бы защищают хозяйку от вторжения. Иногда Санса избыточно совмещает сразу и воротник, и кулон, и даже плащ. В этом наряде она напряженно ждет, какую игру будет вести Петир Бейлиш, и в нем же выносит ему смертный приговор; в этой сцене Санса даже выворачивает плащ, чтобы мех не смягчал ее образ. В этом же платье Санса встречает и Дейенерис Таргариен.

Броня Сансы вдохновлена доспехами Бриенны и не содержит типично «северных» элементов
Броня Сансы вдохновлена доспехами Бриенны и не содержит типично «северных» элементов

Начало конфликта между Сансой и драконьей королевой знаменует появление нового наряда. Это снова платье с увеличенными плечами из темного холщевого сукна простроченного по всей поверхности. Ключевое различие заключается в том, что широкий защитный пояс замещается кожаной броней типа корсета, туго зашнурованного на спине. Несложно заметить, что в этой броне куда больше сходства с доспехами Бриенны, чем с мужскими доспехами Старков или доспехами Лианны Мормонт.

Мишель Клэптон использует защитные детали в женских костюмах, чтобы показать уязвимость персонажей при их претензии на силу. Страх перед Белыми Ходоками — смысл, лежащий на поверхности, не случайно Санса ненадолго снимает броню после уничтожения Короля Ночи. Однако корсет снова возникает на военном совете о захвате Королевской Гавани — и исчезает, стоит драконьей королеве убраться из Винтерфелла; показательно, что еще до битвы Санса обсуждает судьбу Севера с Дейенерис опять же в корсете. Наконец, на (жалкий) Великий совет, когда решается судьба Семи Королевств и Санса выступает как вождица северян, она снова в корсете, только теперь броня надета поверх темно-синего платья из плотной ткани, украшена растительным узором по всей поверхности и двумя лютоволками на воротнике. (Заметьте, что пара лютоволков у шеи никогда не присутствуют в костюмах Джона и Сансы одновременно). Во всех этих примерах корсет показывает не только угрозу, но и готовность Сансы к защите интересов Севера. И, конечно, во всех этих случаях, Санса носит свой круглый колон с миниатюрной иглой.

После битвы под Винтерфеллом на пиру Санса надевает новое платье. Здесь она беседует с Псом и объявляет, что все пережитые ею несчастья — бесценный опыт, выковавший ее такой, какой она стала. Выбор платья в этом случае можно расценивать как ключ к тому, кем Санса себя считает. Платье строгое и закрытое, как она сама, а угольно-черный цвет демонстрируют ее стремление и готовность к власти, как у Серсеи или Тайвина Ланнистеров.  Декор из клочков кожи напоминает не то чешую форели, не то перья (как в декоре платьев темной Сансы), не то клочки шерсти (вспомним, что на гербе Старков шерсть лютоволка тоже напоминает чешую), но в то же время отчасти связан и с кожаными украшениями платьев Серсеи.

Наконец, в последний наряд Сансу облачает сама Мишель Клэптон, для которой создатели сериала прописали небольшую роль портнихи. По словам художника по костюмам, это ее самый любимый наряд во всем сериале, и в нем множество деталей и отсылок к прошлому Сансы.

Одеяние пошито из уже знакомой ткани Sahco из коллекции Fossil — только вместо жемчужно-белого, как у Маргери, или угольного, как у Темной Сансы, оно выкрашено в серо-голубой. Ткань связывает Сансу не только с попытками героини равняться на Маргери, но и будто бы закольцовывая историю — с той девочкой, которая мечтала о любви и прекрасном принце, украшая свои неуклюжие голубенькие платья цветами и звездами в самом начале истории.

Полностью закрытые руки и прикрытая шея — все богато украшено вышивкой с чардревами и волками — дополняются спереди металлическим корсетом, каждая секция которого образует узор в виде ветвей чардрева: «Ветви растут вверх, означая надежду на благополучие Севера, — говорит Клэптон в книге о костюмах «Игры престолов» — Но вместе с тем, это защита». Металлическую броню и нашивки в женских туалетах Мишель Клэптон использует как защиту, демонстрирующую силу и статус, причем в отличие от Серсеи у королевы Севера это чисто символическое (дырявое) украшение, ведь она в полном своем праве и у нее нет более легитимных соперников, от которых ей предстоит защищаться. Более того, Санса не только не нуждается в защите, но и вооружена: Игла на цепочке все еще при ней, но теперь закреплена у пояса — точно также Петир Бейлиш носил свои кинжалы.

Главным же украшением платья служит оригинальный плащ, образуемый накидкой, рукавом и шарфом-боа. Асимметрия плаща — это дань уважения винтерфельским нарядам Арьи Старк. Правую руку Сансы отягощает куполообразный рукав в стиле Кейтилин Старк (похожие были и у Серсеи Ланнистер в самом начале ее костюмного пути), только здесь по́лы до того длинные, что волочатся по полу, подобно плащу. С внутренней стороны рукава вышиты багряными листьями чардрева с серебром. Чардрева здесь и на корсете — это не только дань почитаемым на Севере Старым богам, но еще и отсылка к Брану, последнему древовидцу Вестероса. Плечи и спина плаща украшены узором, который одновременно напоминает и клочки шерсти, как на гербе Старков, и рыбью чешую, совмещая при этом гербы отцовского и материнского домов. Центральная часть накидки подбита кроличьим мехом и частично вывернута на плечах. На левом плече видно украшенную бисером волчью голову, которая отсылает к убитой лютоволчице Леди и отцу, а под головой крепится доходящий до пола шарф-боа из черных перьев не то страуса, не то марабу. Этот шарф с одной стороны связывает Сансу с ее птичьими декорами в платьях, начиная с темной Сансы, а с другой — визуально объединяет ее с Джоном Сноу и его плащом брата Ночного Дозора.

Детали и отсылки в платье Сансы Старк на коронацию

Завершает образ стальной венец с воющими лютоволками спереди и корнями чардрева сзади. Оба ее брата, став королями Севера, не носили корону, однако они были властителями непризнанного королевства, сепаратистами. Теперь король Бран первым же указом отпустил Север из состава Семи Королевств и позволил Сансе править как суверенной правительнице. И все же декларативный смысл и платья, и короны с несимметричными, будто поддерживающими друг друга головами, созвучен словам Неда Старка: «Одинокий волк гибнет, но стая живет». В конце концов, правители ближайших соседей Севера связаны с Сансой родственными узами — что Джон Сноу в Ночном Дозоре (если, конечно, его прощальный взгляд на Стену не означал решение возглавить одичалых), что Бран Старк в Королевской Гавани. И хотя Долгую Ночь удалось остановить и пришла весна, Северу предстоит долгое восстановление, которое сложно представить без помощи южных регионов Вестероса.

Другие материалы по теме:

  • Книга Мишель Клэптон о работе над сериалом — это попытка осмыслить почти 10 лет своей работы над сериалом, закольцевать костюмную историю отдельных героев, обобщить все то, что художница озвучивала в своих интервью, но теперь уже со знанием завершения истории всех героев. В книге очень много фотографий, однако костюмы разобраны выборочно.
  • Костюмные понедельники — разборы костюмов Игры престолов от имидж-мейкера Александры Вайль (na-shpilke); у нас много пересечений за счет интервью художника по костюмам, однако она гораздо больше внимания уделяет типажам актеров, чем интерпретации сюжетной роли героев, и вообще на многие вещи смотрит под другим углом.
  • Все мои разборы костюмов и реквизита «Игры престолов» ищите в рубрике «Костюмы».

Фотографии Helen Sloan, Michele Carragher, HBO; рисунки и концепты Michele Clapton.