Упрощенная карта Вестероса и Эссоса из заставки Игры престолов — не только узнаваемый образ сериала, но и часть повествования: карта помогает понять, где герои находятся в каждой серии и какой путь проделали. Казалось бы, планеты в миниатюре достаточно для этих целей, но создатели сериала (и вообще сериальной франшизы) не ограничились лишь заставкой — карты вплетены в саму историю и сопровождают зрителей в приложениях-помощниках. Обо всех этих картах и поговорим.

Справочные карты

Самую растиражированную карту Вестероса и Эссоса непосредственно в сериале никогда не показывали и изначально опубликовали в электронном гиде для зрителей. В графическом отношении карта перекликается с заставкой незначительно (например, похожим образом изображает деревья), но достаточно точно передает географию мира Мартина, хотя и более раннюю ее версию (подробнее разбирали в нашей статье «Терра инкогнита: особенности картографии Вестероса и Эссоса в Песни Льда и Пламени»). Позднее карту печатали в виде постеров, использовали при создании побочных книг и различного мерча по сериалу. У нас сохранились две версии этой карты — в максимальном масштабе и одна из уменьшенных версий с гербами и более светлым фоном. Один из наших читателей, Дмитрий Микушин, перевел эту карту на русский язык, используя глоссарий нашей карты тех времен — переведенная карта доступна по ссылке.

Через несколько лет после начала показа сериала карту внутри электронного гида заменили. Скорее всего, обновление было обусловлено чисто техническими соображениями: прежняя версия в виде картинки и текста на одном растровом слое не подходила для просмотра на устройствах с дисплеями с высокой плотностью пикселей. В новой версии растровую графику упростили и оптимизировали под разные устройства, а подписи представили в виде обычного текста. В содержательном смысле карта была довольно куцей. Электронный гид сериала закрыли через пару лет после показа финальной серии, поэтому экспортировать карту в полном разрешении уже не получится, показываем содержимое нашего архива:

Карта Вестероса и Эссоса из 2-й версии гида по Игре престолов

Для Дома драконов нарисовали новую очень красивую карту. По стилю она отдаленно напоминает интерактивную карту для Хоббита, тоже темная с плывущими облаками и тенями. Однако если Средиземье выглядело будто бы снятым со спутника, то Вестерос и Эсосс скорее вырезаны из дерева. Основной слой карты дополнительно украшают грубо нацарапанные кораблики, гербы и другие рисунки. Используются они, правда, бессистемно. Так, драконов можно заметить в Красной Пустоши и в Квохорском лесу (но не возле Валирии), лютоволка Старков видим в Волчьем лесу, но нет ни намека на льва возле Утеса Кастерли, солнце возле Солнечного Копья или сокола возле Орлиного Гнезда, при том отдельные гербы малых домов в этих регионах имеются. Многоликого и Титана в Браавосе, кочевников в Дотракийском море мы одобряем, а вот пылающее сердце Рглора было бы правильнее переместить ближе к Волантису. Ниже можете посмотреть слой карты без подписей, а также частные примеры ее использования для закадровых роликов и на сайте гида:

Диегетические карты

Перечисленные карты мира выполняют справочную функцию, но в сериале полно карт внутри самой истории. Эти диегетические карты не только создают атмосферу, как обычный реквизит, они буквально включены в сценарий. На уроке у мейстера Лювина Бран показывает зрителям ключевые замки континента, называет правящий дом и девиз; карта Робба Старка помогает понять, в насколько затруднительном положении оказался король Севера после казни Карстарков и женитьбы на Талисе (и некоторые другие тактические моменты с первого по третий сезон); Серсея Ланнистер буквально шагает по своему королевству, а по картам в Винтерфелле можно судить о том, какими войсками располагают Дейнерис и ее союзники во время битвы с Королем Ночи и после; карты в путевом журнале Джиора Мормонта мы видели лишь в закадровых фотографиях, но эта небольшая деталь — часть истории персонажа. В общем, мы в очередном раз восхитились работой художников и сделали скриншоты с подписями почти всех карт, какие успели заметить:

В Доме драконов карты используются аналогично. Корлис Веларион показывает на карте Узкого моря, где находятся острова, о важности которых он говорит. Правда, выглядит это немного неуклюже: неужели другие члены совета не знают, где находятся Ступени? С другой стороны, карта на военном совете не дает никаких дополнительных сведений о ходе войны. За одним исключением мы пока не видели примеров повторного использования карт из Игры престолов, хотя это было бы вполне оправдано.

Еще одну карту, точнее целый город в миниатюре, придумали как королевское хобби. Визерис Таргариен в первом сезоне изучает свитки о древней Валирии и воссоздает город в миниатюре из пористых вулканических пород (на самом деле это полилактид). С каждым новым временны́м скачком в сериале город становится всё больше, но теряет в детализации из-за болезни короля. Под конец восьмиметровый город занимает отведенные для него покои почти целиком, но заброшен и покрыт пылью. В модели можно разглядеть несколько пасхалок: например свиней с крыльями в память о насмешках над Эймондом.

Наконец, Расписной стол — это главная карта Дома драконов, а также один из визуальных элементов, объединяющих новый сериал с Игрой престолов. Впервые мы видим эту рельефную карту, созданную по приказу Эйгона Завоевателя, на военном совете Станниса Баратеона в небольшом зале, стены которого украшены барельефом с изображением дракона. Художник-декоратор Тина Джонс вспоминает: «За образец я брала карты боевых действий Второй мировой, в частности экспонаты из штаба Черчилля, и добавляла рельеф. Карта, согласно нашему замыслу, выглядит так, будто сделана из драгоценных материалов: леса на ней изумрудные, крепости костяные, дороги сверкают медью — такую хорошо видно даже в полутемном чертоге. Наш главный бутафор Гэвин Джонс славно потрудился над ней». «Именно так изготовлялись карты в старину, когда перспектива соблюдалась не слишком точно. У Джорджа стол насчитывал пятьдесят футов в длину, нам пришлось быть поскромнее, но я довольна тем, что у нас получилось», — добавляет художник-постановщик Джемма Джексон.

В Доме драконов это помещение стало личными покоями Рейниры, а Расписной стол переехал в зал побольше. Создатели приквела считали, что им достаточно лишь освежить краску и восстановить кое-какие детали, чтобы стол выглядел новее, в остальном же дизайн артефакта отличный. Позже художникам пришла в голову идея, что стол можно подсветить снизу, чтобы выделить береговую границу, реки, значки поселений и подписи к ним. В результате стол вырезали из стеклопластика и частично покрасили так, чтобы он казался вырезанным из обсидиана (и янтаря?). Под столом на двух подставках с колесиками установили по десятку свечей, которые постепенно нагревают стол, и тот начинает светиться. Поначалу под стол хотели поместить жаровню, но это было слишком опасно, поэтому происходящее в сериале больше похоже на местную магию огня, а в реальном производстве использовались, конечно, светодиоды.

На этом пока всё. Будем пополнять этот материал по мере появления новых карт. Если мы забыли упомянуть какую-то карту в Игре престолов (или Доме драконов), дайте знать в комментариях!