Вклиниться что ли?
Безусловно, Мартин - очень хороший читатель. Да, именно читатель. Он очень внимательно читал книжки, выходившие до него и очень многое подметил. Говорят, Мартин задал направление жестокого романа - ну возможно, хотя я, например, прочитал Сапковского раньше Мартина (и может хронологически и для американского читателя это не так, но прорывом после Толкина в плане мрачности для меня стал именно Пан). Да и у того же Глена Кука в Хрониках Черного Отряда хватает суровости и внезапных смертей.
Что мне отдельно нравится, и это еще пока не разговор о достижениях Мартина, так это то, что он не скатывается в чернуху. Да, да, не скатывается. Почитайте, например, Первый Закон. Мне его так нахваливали, хвалили, а прочитал - аж гадостное ощущение во рту осталось. Суровость мира Мартина лишь ярче и живее очерчивает его персонажей - и Джейме Ланнистеру, например, мы можем сопереживать, когда глубже проникаемся его взглядом на мир. Единственный морально адекватный персонаж Амекромби - был суровый инквизитор любитель пыточных дел, остальные - как на подбор убл*дки, садисты, маньяки и вообще моральные разложенцы. В какой-то момент это уже даже не удивляет, а просто утомляет - да, да, все плохо, все плохие, бла-бла, как сурово.
Теперь конкретно о Дедушке. Во-первых, дедушка заметно развился по мере написания цикла, это отмечают многие. Да, Пир и ТсД заметно просели по динамике, но зато куда сильнее в плане образов, описаний, каких-то психологических моментов. Потом, лично я убежден, что дедушка именно что постмодернист, причем отменный. Тут даже не берем в расклад очевидное "благородный рыцарь" оказывается мерзавцем или историю Сансана - "красавица и чудовище" в чистом виде, то-то народ так восхищался в свое время.
Куда интереснее - это его игры с читателями. Все эти бесконечные теории, основанные на туманности, недомолвках, обрывках, пророчествах. Серьезно, у нас на форуме этих теорий уже с полноценный роман, а что будет, когда Мартин еще чего-нибудь выпустит? Мало того, что это существует внутри романов, Мартин с каждой новой книгой все больше погружает читателей в со-творчество - в поиск всех этих "тайных смыслов". И даже если это все лишь тонкий, тончайший троллинг свое влияние на читателя романы уже оказали.
Да, после выхода всех книг ситуация скорее всего изменится, но согласитесь, насколько велика разница между читателем, который просто прочитал ПЛИо на выходных за месяц и теми, кто считает Р+Л не хитрой находкой, а просто чем-то ну глубоко скучным и очевидным. Сумма этих теорий и мыслей в голове каждого фэна создает как бы второе ПЛИО, которое читается за первым - и почти каждый раз чем-то да подкрепляется.
Здорово же.