• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Мифы и легенды, вдохновившие Мартина

Ольга Мягкова

Оруженосец
Шира - морская звезда
Ошиблась в переводе k:
א - греческая k
x - греческая ch, sh
Правильно k - не kέρι, а אάππα и xέρι [chéri].

Тогда перевод следующий:

Shira - произошло от Sheri
отражением гласных (ia - ei)

Sheri - греч. буква xέρι [chéri] - кисть (левая в иврите),
тогда Shira - правая кисть.

Stark = Star + k ( греч. אάππα от финикийской kaf - ладонь), то есть фамилию можно перевести как "звезда-ладонь".

Star k [אάππα] Talli = звезда ладонь форель, или морская звезда:
- fish finger (рыбьи пальцы),
- star fish (звезда-рыба)
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
Прототипом истории Повара Крысы послужил пир Фиеста....
Мартин вообще котирует мотив поедания человечины. Тут бы сир Джей хорошо пояснил (надеюсь, он заглянет). Достаточно вспомнить то видение Дейнерис, где карлики, претендующие на Железный Трон, не то насилуют, не то пожирают некую женщину, символизирующую Вестерос. Или дракона, сожравшего Рейниру. Или то, как до того сама Рейнира скармливала людей драконам. Есть, опять же, намеки на то, из чего была сделана та кашица, которую съел Бран для пробуждения своих сил.
 

Джей

Знаменосец
Прототипом истории Повара Крысы послужил пир Фиеста.
Там весь миф из всех древнегреческих мифов больше всего напоминает ПЛИО. Борьба за власть, инцест, предательства, подмененные дети, убийства родственников, и все по кругу... И конечно каннибализм, да. Если спрашивать Мартина какой у него любимый древнегреческий миф, надо сразу спрашивать, почему это миф об Атрее и Фиесте

Еще Мартин любит идею самоисполняющегося пророчества (Серсея, Таинственный Рыцарь), которая как известно берет начало в мифе об Эдипе, который является частью фиванского цикла, который тоже совмещает все эти прелести, кроме крайне важного для Мартина каннибализма там нет. Впрочем, к загадке Сфинкса у Мартина есть и прямые отсылки
Мартин вообще котирует мотив поедания человечины. Тут бы сир Джей хорошо пояснил (надеюсь, он заглянет). Достаточно вспомнить то видение Дейнерис, где карлики, претендующие на Железный Трон, не то насилуют, не то пожирают некую женщину, символизирующую Вестерос. Или дракона, сожравшего Рейниру. Или то, как до того сама Рейнира скармливала людей драконам. Есть, опять же, намеки на то, из чего была сделана та кашица, которую съел Бран для пробуждения своих сил.
У Мартина есть новелла "In the House of the Worm", в которой, помимо всего прочего, внезапно есть мораль истории, и она сводится к тому, что война - это буквально форма каннибализма. Люди думают, что сражаются с нечеловеческими монстрами, чтобы накормить себя, прославиться и принести мясо, в то время как на самом деле они сражаются с такими же как они людьми.

Собственно, Видение из дома Бессмертных полностью отражает ту же идею, и оно неслучайно уравнивает маньяка Тайвина/Джоффри, пирата Бейлона, законника Станниса и пытающегося отомстить Робба, ибо с точки зрения Мартина суть войны одна.

В линии Брана идея Робба как каннибала повторяется во сне Жойена из Битвы. В нем Робб присылает Брану и Фреям по куску мяса, а затем раскрывается, что имелась в виду смерть людей на войне.

Это не первый момент каннибализма в линии Брана, но и каша - не единственный в Танце. На самом деле, в Танце Бран видимо пробовал человеческое мясо еще два раза.

Первый раз, в теле Лето, и это прямым текстом говорится:
Лютоволк, обнюхав убитых, остановился на самом большом, без лица, с черной железякой в руке. Культя другой, лишенной кисти руки была обмотана кожей, из разреза на горле вытекала густая вязкая кровь. Волк полизал ее, прошелся языком по разодранному лицу и вырвал кусок из горла. Никогда он еще не пробовал такого вкусного мяса.

Покончив с этим человеком, он перешел к следующему и съел самые лакомые части тела. Вороны смотрели на него с деревьев, волки доедали добычу за ним: сначала одноглазый, потом волчица, потом молодой. Теперь они сделались его стаей.
И второй раз, параллельно этому, сам Бран голодает. Мира уже три дня не может никого поймать, и даже Лето никого не находит. Бран засыпает, видит тот самый сон с Лето, который есть человеческую плоть, а затем просыпается от запаха жаренного мяса. Холодные Руки принес некое мясо, сказав, что убил свинью, но хорошо известно, что до этого он убил дезертиров из дозора (это их тела ел Лето), а вот пищи в округе не было.

Перевод Виленской в ее обычной манере все перевирает, и вставляет признаки того, что это действительно была свинья, которых в оригинале не было, оригинал же подразумевает, что Холодные Руки мог накормить их человеческим мясом:
Fire, he thought, smoke. His nose twitched to the smell of roasting meat. And then the forest fell away, and he was back in the longhall again, back in his broken body, staring at a fire. Meera Reed was turning a chunk of raw red flesh above the flames, letting it char and spit. "Just in time,"
she said. Bran rubbed his eyes with the heel of his hand and wriggled backwards against the wall to sit. "You almost slept through supper. The ranger found a sow."

Behind her, Hodor was tearing eagerly at a chunk of hot charred flesh as blood and grease ran down into his beard. Wisps of smoke rose from between his fingers. "Hodor," he muttered between bites, "hodor, hodor."

His sword lay on the earthen floor beside him. Jojen Reed nipped at his own joint with small bites, chewing each chunk of meat a dozen times before swallowing.

The ranger killed a pig. Coldhands stood beside the door, a raven on his arm, both staring at the fire. Reflections from the flames glittered off four black eyes. He does not eat, Bran remembered, and he fears the flames.

"You said no fire," he reminded the ranger. "The walls around us hide the light, and dawn is close. We will be on our way soon."

"What happened to the men? The foes behind us?"

"They will not trouble you."

"Who were they? Wildlings?"

Meera turned the meat to cook the other side. Hodor was chewing and swallowing, muttering happily under his breath. Only Jojen seemed aware of what was happening as Coldhands turned his head to stare at Bran. "They were foes."

Men of the Night' s Watch. "You killed them. You and the ravens. Their faces were all torn, and their eyes were gone." Coldhands did not deny it.

В принципе, Путеводитель раскрывает, что каннибализмом баловался и главный черный маг Планетоса, император Кровавого Камня, так что зачем дети Леса кормят Брана человечиной очевидно. Это та же идея о нарушении сакрального табу с целью получения магической силы, что была в Прологе от лица Варамира

Собственно, что вороны (crows) едят человеческое мясо в тексте много раз подчеркивается фразами типа "Много ли стоит корона, если принцем лакомится ворона?", и вся четвертая книга называется "Пир для ворон", подразумевая примерно этот процесс.

Образ каннибализма как войны так же развивается на примере наказания Хоута (ему скармливают его же части тела, не самая тонкая версия метафоры война пожирает тех, кто ее начал), и, да, с повором-крысой и двумя эпизодами с членами дома Мандерли.
 

Джей

Знаменосец
Сир Нимврод Убийца Родичей тоже кормил Вхагар человечинкой....
И по поводу Танца. В тексте подчеркивается, что всадники как-то связаны со своими драконами на определенном метафорическом уровне, поэтому когда драконы Рейниры или Эйгона едят человеческое мясо, на определенном метафорическом уровне это мясо едят сами Рейнира и Эйгон, и это снова развивает эту любимую мартиновскую метафору о войне как форме каннибализма
 

Нимврод

Знаменосец
Если спрашивать Мартина какой у него любимый древнегреческий миф, надо сразу спрашивать, почему это миф об Атрее и Фиесте
Что интересно, ключевой мотив мифа о Атрее и Фиесте - это мотив бесконечно умножающегося зла, рождающегося "в уплату" за предыдущее зло:
В злодействах состязаясь, пусть поднимут меч
Все в свой черед, и стыд предела ярости
Пусть не кладет, и в ослепленных бешенством
Сердцах не гаснет гнев, и неизбывный грех
Придет ко внукам; прежний не успеют пусть
Возненавидеть, как возникнут новые,
И кара за одно злодейство многие
Родит

Другой вопрос, что вся эта кровавая вакханалия, когда вследствие наследственного проклятия потомки Тантала - Пелоп, Атрей и Фиест, Агамемнон и Эгисф - всё глубже погрязают в преступлениях, завершается на Оресте, который получает очищение от греха убийства матери с помощью богини Афины.
Вот есть ли очищение от грехов в мире Мартина - вопрос открытый.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
каннибализмом баловался и главный черный маг Планетоса, император Кровавого Камня
Что интересно, в мифе о Пелопидах всё началось именно с Тантала, миф о котором соединяет мотивы каннибализма и богохульства - Тантал похищал у богов амброзию и нектар и разглашал их тайны. Причем император Кровавого Камня запараллелен не абы с кем, а с самим Каином (литературным, но с отсылкой к библейскому).
 

Нимврод

Знаменосец
Серсея не тянет на Эдипа, поскольку она не по вертикальному, а по горизонтальному инцесту. Мотив вертикального инцеста (пусть и имитативного) ярче всего выражен у Бейлиша, который выдает Сансу за свою незаконнорожденную дочь, называет её именем матери, а питает к ней те же чувства, что и к отвергшей некогда его женщине (Кейтилин). Тут можно увидеть параллель с пьесой любимого Мартином Шекспира "Перикл". Там фигурирует царь Антиох, выдающий замуж (а точнее - остро нежелающий это делать) свою дочь. Всякий, кто неверно отгадает свадебную загадку, будет казнен. Загадка довольно простенькая - думаю, большинство форумчан отгадает:
Я не змея,
Но плотью родившей питаюсь я.
Ту нежность супруга, что женам мила,
В отцовском сердце я обрела.
Он сын, отец и супруг мой тоже,
Я - мать, и жена, и дитя его все же.

Как может чудо такое случиться -
Реши, если с жизнью не хочешь проститься.

Да-да, всё правильно, у Антиоха с дочерью инцест. Что характерно, у Мартина Бейлиш, по-видимому, тоже не очень хочет в действительности Сансу выдавать замуж (разве что "для дела") - некоторые даже считают, что кандидатов в мужья Сансы типа Свитробина он хочет сжить со свету - зато интересуется ей сам.
 

Джей

Знаменосец
Другой вопрос, что вся эта кровавая вакханалия, когда вследствие наследственного проклятия потомки Тантала - Пелоп, Атрей и Фиест, Агамемнон и Эгисф - всё глубже погрязают в преступлениях, завершается на Оресте, который получает очищение от греха убийства матери с помощью богини Афины.
Вот есть ли очищение от грехов в мире Мартина - вопрос открытый.
С помощью Аполлона. Очищением грехов у греков ведал Аполлон. К нему приходили просить очищения в Дельфы, он сам по мифам совершал проступки и за них очищал свою вину, и он выступает главным божеством-покровителем Ореста, и защищает его на суде, Афина только руководит судом и подает решающий голос в пользу оправдание, и есть основания считать, что это специфическая афинская версия.

У греков был схожий сюжет, часть фиванского цикла, про Алкмеона, который тоже по поручению Аполлона убивает свою мать чтобы отомстить за убитого по ее вине отца, Амфиарая, и вот там Афины вообще не было.

Откуда у Аполлона такая любовь к матрициду я не знаю, а вот у Мартина он почему-то происходит только в редуцированном виде(в виде смерти при родах). Правда, в редуцированном виде он его раздает прям как конфетки, и Тириону, и Дени, и Джону... Из оригинальных пяти героев только у Брана и Арьи нет, но в плане 1993 года Кейтилин умирала за Стеной, что возможно могло вести к необходимости для них упокоить зомби-Кейтилин. Так или иначе, если у Пелопидов матрицидом все заканчивается, у Мартина все с него видимо только начинается

Для галочки стоит упомянуть, что если Станнис на самом деле сожжет Ширен, это будет отсылать к жертвоприношению Ифигении.
Серсея не тянет на Эдипа, поскольку она не по вертикальному, а по горизонтальному инцесту. Мотив вертикального инцеста (пусть и имитативного) ярче всего выражен у Бейлиша, который выдает Сансу за свою незаконнорожденную дочь, называет её именем матери, а питает к ней те же чувства, что и к отвергшей некогда его женщине (Кейтилин).
Бейлиш отрабатывает фрейдисткую интерпретацию мифа, причем в том объеме, в котором даже Фрейд не мог бы это все соединить.

Серсею я имел в виду в виде механизма самоисполняющегося пророчества, от которого ты пытаешься уйти, но все действия к нему только ведут. Впрочем Тирион на Эдипа тоже потянет, отца он убил, и вроде фантазировал об изнасиловании самой Серсеи, что с учетом ланнистеровского инцеста (Джоанна - двоюродная сестра Тайвина, и Серсея видимо на нее похожа) тоже можно считать редуцированной формой фрейдистского желания переспать со своей матерью

Впрочем, помимо всего вышеперечисленного, у фиванского цикла есть еще ряд интересных пересечений с ПЛИО.

Во-первых, род фиванских царей, как и Пелопиды, проклят, причем он проклят из-за того, что основатель Фив, Кадм, убил священного дракона Ареса, бога войны. Конфликт в основной саге в некотором смысле тоже происходит из-за смерти драконов.
Можно добавить, что Кадм потом женится на дочери Ареса и Афродиты, Гармонии, соответственно все фиванские цари - потомки войны и любви, и Мартин тоже любит смешивать два этих понятия, что восстание Баратеона, что восстание Блэкфайра(по легенде) начинаются из-за любви.
В принципе, Афродита у греков была крайне страшным божеством. Она рождается из остатков Урана, как страшные Эринии и гиганты. И даже в Илиаде, где она всего лишь дочь Зевса, подчеркивается, что перед ее властью не может устоять даже сам Зевс, и собственно вся троянская война во многом происходит из-за нее.

Далее, что очень необычно для греческих мифов(вроде ученые считают это семитским влиянием), фиванский эпос строился вокруг числа семь. Семивратные Фивы, и четыре семерки героев, защитников и осаждавших в разных поколениях. Семеро против Фив.

Далее, я сказал, что в фиванском цикле не было каннибализма. Я ошибся. Один крайне важный момент там был.

Одним из главных участников похода против Фив является Тидей, по некоторым версиям сын Ареса, и по всем - любимый герой Афины. Избранник войны в квадрате. Он обманом завлекает учувствовать в походе прорицателя Амфиарая, и тот его за это ненавидит. Когда Тидея смертельно ранят, любящая его Афина несется к нему, чтобы сделать его бессмертным. Тогда Амфиарай отрубает голову одному из врагов, бросает ее Тидею, и тот начинает выедать из нее мозги. Это зрелище отвращает от него Афину, и она улетает прочь. Амфиарай в итоге бежит с поля битвы, проваливается под землю и Зевс делает его бессмертным.

В этом сюжете отражается идея, о том, что каннибализм вытекает из войны и символизирует ее свирепую природу, но при этом, герой, опускающийся до него, наказывается, а герой, который не хотел участвовать в войне, награждается. У Мартина наоборот, видимо, судя по императору Кровавого Камня и Брану, каннибализм - путь к магической силе, если не к буквально бессмертию ( в Песне о Лии подключение к коллективному разуму ассоциируется с бессмертием)
 

Нимврод

Знаменосец
С помощью Аполлона. Очищением грехов у греков ведал Аполлон. К нему приходили просить очищения в Дельфы, он сам по мифам совершал проступки и за них очищал свою вину, и он выступает главным божеством-покровителем Ореста, и защищает его на суде, Афина только руководит судом и подает решающий голос в пользу оправдание, и есть основания считать, что это специфическая афинская версия.
Сорри, спасибо за поправку. Да, очищениями ведал Аполлон, а в случае с Афиной, возможно, у афинян просто местечковый патриотизм сыграл с рассказами о том, что Афина чуть ли не круче всех. Они себя-любимых и в историю Эдипа впихнули. Мол, афиняне не дали сыновьями Эдипа его похитить. И Гераклидов они якобы защитили.
Впрочем, помимо всего вышеперечисленного, у фиванского цикла есть еще ряд интересных пересечений с ПЛИО.

Во-первых, род фиванских царей, как и Пелопиды, проклят, причем он проклят из-за того, что основатель Фив, Кадм, убил священного дракона Ареса, бога войны. Конфликт в основной саге в некотором смысле тоже происходит из-за смерти драконов.
Можно добавить, что Кадм потом женится на дочери Ареса и Афродиты, Гармонии, соответственно все фиванские цари - потомки войны и любви, и Мартин тоже любит смешивать два этих понятия, что восстание Баратеона, что восстание Блэкфайра(по легенде) начинаются из-за любви.
Угу.
В принципе, Афродита у греков была крайне страшным божеством. Она рождается из остатков Урана, как страшные Эринии и гиганты. И даже в Илиаде, где она всего лишь дочь Зевса, подчеркивается, что перед ее властью не может устоять даже сам Зевс, и собственно вся троянская война во многом происходит из-за нее.

Далее, что очень необычно для греческих мифов(вроде ученые считают это семитским влиянием), фиванский эпос строился вокруг числа семь. Семивратные Фивы, и четыре семерки героев, защитников и осаждавших в разных поколениях. Семеро против Фив.
Вот тут, если честно, не согласен:
1) Представление о любви как в определенном смысле страшной и лишающей разума силе есть и у семитов: "крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный". Песнь Песней приписывается Соломону, но там есть языческие мотивы типа именования возлюбленной сестрою. А в языческой семитской мифологии "смерть" и "преисподняя" - это вызывающие ужас боги Мот и Шеол, поглощающие всё живое.
2) А разве семерка это не универсальное сакральное число?
Одним из главных участников похода против Фив является Тидей, по некоторым версиям сын Ареса, и по всем - любимый герой Афины. Избранник войны в квадрате. Он обманом завлекает учувствовать в походе прорицателя Амфиарая, и тот его за это ненавидит. Когда Тидея смертельно ранят, любящая его Афина несется к нему, чтобы сделать его бессмертным. Тогда Амфиарай отрубает голову одному из врагов, бросает ее Тидею, и тот начинает выедать из нее мозги. Это зрелище отвращает от него Афину, и она улетает прочь. Амфиарай в итоге бежит с поля битвы, проваливается под землю и Зевс делает его бессмертным.

В этом сюжете отражается идея, о том, что каннибализм вытекает из войны и символизирует ее свирепую природу, но при этом, герой, опускающийся до него, наказывается, а герой, который не хотел участвовать в войне, награждается. У Мартина наоборот, видимо, судя по императору Кровавого Камня и Брану, каннибализм - путь к магической силе, если не к буквально бессмертию ( в Песне о Лии подключение к коллективному разуму ассоциируется с бессмертием)
Да, показательно.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
Решил обобщить свои мысли о параллелях Первого Восстания Блэкфайра и Махабхараты:
0. Фабула основного сюжета Махабхараты - битвы на поле Куру между Пандавами и Кауравами - состоит в борьбе за власть двух ветвей рода Куру. Это противостояние интересно тем, что, с одной стороны, Пандавы - положительные персонажи в противовес отрицательным, хотя и наделенным воинской доблестью Кауравам (во всяком случае, так подает это противостояние автор, сочувствующий Пандавам), а с другой стороны - Кауравов они побеждают предельно бесчестным путем, противоречащей кодексу рыцаря кшатрия. В случае Первого Восстания Драконов мы видим то же самое - Дейрон Добрый вроде бы неплохой правитель, и его сыновья достойные люди (это не Танец Драконов, где автор сам подает дело как схватку жабы и гадюки), но победа достигается стороной Дейрона в лице Кроворона с помощью бесчестных средств. Также, как решающая битва Махабхараты происходит на поле Куру, у Мартина решающая битва Первого Восстания Блэкфайра происходит на Краснотравном поле.
1. Таргариены - "от крови дракона". Для сравнения - начинается Махабхарата с того, что царь Джанаманджея, потомок Пандавов, приглашает брахмана Вьясу, чтобы тот рассказал историю битвы на поле Куру о свершениях его предков. Джанаманджея известен до кучи тем, что совершил массовое сожжение змей - не обычных, а змеев-нагов, разумных (и владеющих чарами) змей из индуистской мифологии - за убийство его отца Парикшита. Интересно, что убит Парикшит был дважды - ещё во чреве матери магическим оружием врагов-Кауравов и спустя лет после рождения - змеем Такшакой. Как видим, что автор Махабхараты (намеренно?) параллелит нагов и... Кауравов. Скажем, у нагини Улупи, с которой у Пандава Арджуны была любовная связь, отец - некий царь Кауравья. На знамени Дурьодханы, вождя Кауравов, изображен змей. На стороне Карны в его поединке с Арджуной сражается наг Ашвасена. Даже легенда о рождении Кауравов - довольно странная, где их мать Гандхари рожает некий гигантский комок плоти, который затем разделяют на сто комков поменьше, заключенных в кувшины - выглядит как переделанное описание размножение рептилий (откладывание яиц). В борьбе Таргариенов и Блэкфайров сторонники Деймона Блэкфайра всячески подавали его как "настоящего Таргариена" в противовес "слабому" Дейрону.
2. Основа конфликта Таргариенов и Блэкфайров - обвинения в адрес Дейрона Доброго в незаконнорожденности; мол-де он сын не Эйгона Недостойного, а его брата Эймона. Что интересно, некую связь с Эймоном имеет и главный сторонник Дейрона, Кровавый Ворон - он берет герб, подозрительно напоминающий герб дяди (белый дракон) и получает от него меч Темная Сестра. В "Махабхарате" Пандавы претендуют на долю в царстве рода Куру как сыновья царя Панду, но поскольку на царе Панду лежало проклятие брахмана, обрекающее его на смерть при попытке заняться сексом, его жены Кунти и Мадри рожали сыновей от богов с помощью особых мантр. Вождь Кауравов, Дурьодхана, по-видимому, не считает Пандавов за родственников и издевается над их происхождением, говоря им: "Происхождение героев, как и происхождение рек, ведь трудно постигаемо... (Наш) учитель (Дрона) родился из кувшина, а учитель Крипа — из группы тростников. И каково ваше рождение, — о том также разузнали цари". Дурьодхана приходится Пандавам кузеном (сыном старшего брата Панду Дхритараштры) также, как, согласно версии, распространявшейся сторонниками Блэкфайра-старшего, Дейрон был Деймону лишь кузеном (сыном Эймона). Что интересно, Дхритараштра - слепой царь. Есть мнение, что слепота Дхритараштры - метафора несправедливости, так как вполне зрячий Дурьодхана также именуется "слепой, сын слепого" - ср. с Эйгоном Недостойным. Также, как главным защитником Дейрона в конфликте с отцом выступал его дядя (или отец?) Эймон, главным защитником Пандавов при дворе Дхритараштры выступает его младший брат Видура, который не может наследовать как сын служанки (ср. с Эймоном, который не может наследовать как гвардеец). Если пытаться рационализировать миф о рождении Пандавов от богов, то, скорее всего, имел место обряд нийога: "Обычай нийога состоял в том, что в случае немощи, болезни или смерти мужчины его жена могла вступить в связь с другим ради обретения потомства". А наилучший кандидат для нийоги - родственник. То есть Пандавы могли быть сыновьями Видуры.
3. Дейрон Добрый нарисован Мартином как успешный и по большому счету лично порядочный, склонный к компромиссам (см. попытку привязать к себе Деймона и помилование большинства рядовых сторонников Блэкфайров вопреки настояниям Кровавого Ворона), но при этом слабый в военном отношении монарх, за которого воюют другие. Точно также предстает и старший из Пандавов, Юдхиштхира - он нарисован автором Махабхараты как достойный правитель, пытающийся мирно разрешить конфликт с Кауравами и покровительствующий брахманам, то есть жречеству (ср. с Дейроном, покровительствующим септонам и мейстерам). Вместе с тем он не демонстрирует особых воинских подвигов (ключевых воинов убивают его младшие братья Бхимасена и Арджуна), а однажды Арджуна вовсе обвиняет его в трусости. Антипод Юдхиштхиры - Дурьодхана, ярко-выраженный носитель кшатрийской морали; ср. с Деймоном, вокруг которого группируются лучшие рыцари королевства.
4. Сам Кровавый Ворон, как я уже писал, запараллелен Мартином сразу с двумя ключевыми персонажами Махабхараты - Пандавом Арджуной и его духовным наставником Кришной. С Арджуной всё очевидно. Во-первых, имя Панду, отца Арджуны, переводится как "бледный", то есть "альбинос" (а имя самого Арджуны - как "серебряный"). Во-вторых, Арджуна - великолепный лучник. Наконец, именно Арджуна - не Юдхиштхира и даже не самый сильный из Пандавов, Бхимасена - играет ключевую роль в победе Пандавов, убивая лучших воинов Кауравов - Бхишму и Карну, причем делая это предельно бесчестными средствами. Он играет ключевую роль в убийстве вождя Кауравов, Дурьодханы - когда его брат Бхимасена не может одолеть Дурьодхану в бое на булавах, Арджуна по совету Кришны подает брату знак, хлопая себя по бедру, и Бхимасена наносит кузену подлый удар ниже пояса. Параллель с Кришной - во-первых, Кришна ближайший родственник Пандавов - как кузен по материнской линии, как брат одной из жен Арджуны и как представитель рода Яду, у которого с родом Куру общий предок - царь Яяти, известный, кстати, своим распутством (ср. с Бринденом как ближайшим родственником Дейрона и сыном Эйгона Недостойного + мать Бриндена дружила с матерью Дейрона). Во-вторых, именно Кришна подстрекает Пандавов к победе над Кауравами с помощью бесчестных средств. В-третьиъх, Кришна аватара божества, а Бринден маг (у Мартина все работающие религии, по-видимому, представляют из себя не более чем религиозно декорированные магические практики), причем непосредственно перед битвой на поле Куру Кришна, убеждая Арджуну биться насмерть против родственников-Кауравов, читает ему лекцию по теологии, согласно которой индивидуальной личности не существует (она лишь частное проявление Атмана-Абсолюта), и поэтому уничтожение тела не может быть убийством (см. Бхагавад-Гиту). Тут можно провести параллель со старобожием, которое исповедует Бринден - культом безымянных богов, разлитых по всей природе, в рамках которого смерть - не более чем слияние с предками. Что характерно, в дальнейшем (уже в событиях ПЛиО) Бринден, подобно Кришне, выступает в качестве сверхъестественного наставника - для Брана Старка. Впрочем, помимо Арджуны и Кришны есть ещё один примечательный персонаж - Юютсу. Это сын Дхритараштры от наложницы, который, в отличии от прочих Кауравов, симпатизирует Пандавам и оповещает о кознях Кауравов против них (ср. с версией, где Бринден донес Дейрону о том, что Деймон готовит восстание) и на поле Куру сражается за Пандавов. В итоге за предательство правильный выбор стороны он в итоге после ухода пятерки Пандавов в отшельничество становится Десницей Короля правителем царства Куру при малолетнем Парикшите.
5. В ходе битвы на поле Куру гибнут все сыновья Пандавов. Единственным выжившим представителем семьи, помимо самих пяти братьев, оказывается их внук Парикшит - убитый ещё в материнском чреве волшебным оружием Кауравов и чудесным образом воскрешенный. То есть в определенном смысле невероятный правитель. Точно также у Мартина к концу противостояния Таргариенов с Блэкфайрами остается в живых только Эйгон Невероятный (ну и его брат Эймон, но он сходит с политической сцены), взошедший на трон не без помощи Кровавого Ворона - ср. с опекой Юютсу над Парикшитом. Только у Мартина "Юютсу" кончил хуже. Парикшит в "Махабхарате" - внучатый племянник Кришны; его отец Абхиманью - сын Арджуны и сестры Кришны Субхадры. Эйгон Невероятный у Мартина женат на родственнице Бриндена. Умирает Парикшит в своем дворце в "огне" яда Такшаки, царя змеев-нагов - у Мартина Эйгон Невероятный сгорает в Летнем Замке при попытке возродить драконов.
6. Деймон Блэкфайр, как и Бринден Риверс - персонаж синтетический. В случае Махабхараты его прототипы - Дурьодхана (как кауравский претендент на трон) и Карна, ближайший соратник Дурьодханы. Отличительной чертой Карны является безупречное благородство во время ведения войны, из-за которого он и погибает - поскольку его враги (Арджуна и Кришна) этим благородством не отличаются: как только колесница Карны застревает в земле, Арджуна по приказу Кришны в нарушение правил войны расстреливает Карну, пытающегося вытащить колесницу из земли. Причем, убивая Карну, Арджуна совершает братоубийство (хотя и не знает об этом - но об этом позже) - у Мартина градус чернушности повышен, Бринден совершает братоубийство (и убийство сыновей брата) сознательно. Карна - потерянный брат Пандавов, рожденный их матерью Кунти с помощью всё той же призывающей богов мантры, но не признанный ею, а выброшенный - ср. с обстоятельствами рождения Деймона, где Дейна Непокорная отказалась назвать имя его отца, а Эйгон Недостойный признал свое отцовство лишь спустя много лет. Инверсия у Мартина состоит в том, что в Махабхарате Карна - старший брат Пандавов (и таким образом имеет больше прав на царство, чем они), а у Мартина Деймон младше Дейрона и бастард.
7. Как уже упоминалось, лучшие воины Кауравов были убиты Пандавами с помощью различных бесчестных приемов. Бхишму Арджуна расстрелял, прикрываясь воином Пандавов Шикхандином. Дрона был деморализован с помощью ложного убийства о гибели своего сына Ашваттхамана. Карна был убит в нарушение правил войны - его колесница застряла в земле. Дурьодхану убили ударом ниже пояса. Убийство Деймона комбинирует (и в определенном смысле гипертрофирует) эти способы бесчестного убийства - 1) Деймон отвлекся на бой с королевским гвардейцем Гвейном Корбреем, 2) Деймон был деморализован убийством своего сына - Мартин инвертирует ложное убийство в истинное, 3) убийство Деймона, подобно убийству Карны, обставлено нарочито подло и является братоубийством - в рамках инверсии, вполне сознательным, 4) убийство Деймона, как убийство Дурьодханы в Махабхарате, было ликвидацией ключевого вражеского претендента на трон, вождя своей фракции.
8. В Махабхарате кауравский полководец Ашваттхаман, чтобы отомстить за Дурьодхану, устраивает ночное избиение армии Пандавов, уничтожая их - но эта акция оказывается бесплодной, поскольку Пандавам и Кришне удается выжить. У Мартина Эйгор Риверс, брат-соратник Деймона, поднимает сторонников Блэкфайра в финальную атаку и лишает Бриндена глаза - но в итоге тоже проигрывает. На Ашваттхамане лежит проклятье - он становится индийским аналогом Агасфера: "За это деяние и за ночную резню Кришна проклял Ашваттхамана; проклятие Кришны обрекло его скитаться три тысячи лет по земле, нигде не находя себе покоя. И доныне скитается проклятый Ашваттхаман, и в страхе избегают его люди и все живые существа; и всюду, где появляется он, там сеет кровавые междоусобицы и преступления". Ср. с Эйгором, который, уходя со сторонниками Блэкфайров в изгнание, создает отряд Золотых Мечей, активно участвующий в эссосских войнах, причем присутствует и мотив "неприкаянности" - см. золотые черепа генерал-капитанов Золотых Мечей, которые упокоятся в земле лишь по возвращению в Вестерос. Имя "Ашваттхаман" переводится как "лошадиноголосый" - ср. с Бракеном по матери Эйгором, у которого на гербе крылатый огнедышащий конь. В первой книге «Махабхараты» рассказывается о вражде родов Критавирья и Бхригу: первые истребили всех мужчин из рода Вхригу, в том числе — младенцев во чреве матерей; спасся лишь один такой эмбрион, которого мать спрятала в бедро («уру»), при рождении он получил имя Аурва. Увидев Аурву, пылавшего гневом мщения, все критавирья ослепли; ярость же Аурвы воплощалась его сыном — гигантским пламенем, грозившим испепелить не только критавирья, но и все живое. По настояниям соплеменников Аурва превратил своего отпрыска в так называемый «подводный огонь» и отправил его, принявшего вид чудовища с лошадиным черепом вместо морды (этот череп служит одновременно входом в подземный мир), на жительство в океан, где тот обитает с тех пор, пожирая океанские воды и извергая пламень. В общем, Эйгор как воплощенная Месть.
9. Мартиновский Квентин Болл - один из главных сторонников Деймона Блэкфайр, который дал отправил жену в Молчаливые Сестры и надеялся стать королевским гвардейцем, напоминает деда Кауравов Бхишму, давшего обет безбрачия и отказавшегося жениться на царевне Амбе - но Бхишму инвертированного. В Махабхарате Бхишма всячески убеждает Кауравов примириться с Пандавами - у Мартина Квентин Болл наряду с Эйгором всячески подстрекает Деймона отнять трон у Дейрона. В Махабхарате Бхишма честно соблюдает обет безбрачия (из-за чего и погибает - отвергнутая им Амба в следующей жизни рождается Шикхандином, ставшим причиной его гибели) - у Мартина Квентин Болл как минимум однажды спит с проституткой (прямо перед битвой на Краснотравном поле). Вместе с тем - подобно тому, как Бхишма погибает на раннем этапе битвы на поле Куру, Квентин Болл погибает незадолго до решающей битвы на Краснотравном поле. Жаль мы не знаем, как.
10. По меркам мартиновского мира эпопея с противостоянием Таргариенов и Блэкфайров сильно более гуманна, чем тот же Танец Драконов с "Кровью и Сыром" и "королевями в борделях". Тот же Деймон не то что не добивает раненого Корбрея, а следит за тем, чтобы о его ранах позаботились. Бринден при всей отмороженности не хочет (во всяком случае, на словах) убивать попавшего к нему в плен Деймона-младшего и рассуждает о возможной скорби его матери. Перекликается это как раз с Махабхаратой, где герои - противоборствующие представители воинского сословия (кшатриев) номинально должны соблюдать в отношении вражеской стороны определенные приличия (скажем, Пандавы так и не убили Дхритараштру, хотя в итоге и выжили его в лес, где он в итоге сгорел при странных обстоятельствах).
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
Кстати, мотив убийства ребенка магией во чреве матери, присутствующий в Махабхарате, присутствует также и в истории противостояния Блэкфайров и Таргариенов. См. агитирующего за Блэкфайров проповедника, выступающего с речью, обличающей Кроворона в реальных или мнимых преступлениях:
— Его руки обагрены кровью брата и кровью его молодых племянников, — вещал горбун толпе, которая собралась на рыночной площади — Тень явилась по его приказу и удавила сыновей храброго Принца Валарра во чреве матери. Где теперь ваш Юный принц? Где его брат, милый Матарис? Куда делись добрый король Дэйрон и бесстрашный Бэйлор Копьелом? Они все в могиле, все до единого, а он жив-здоров, бледная птица с кровавым клювом, сидит на плече Короля Эйриса и каркает ему на ухо. На его лице и в его пустой глазнице печать ада, он принес нам засуху, поветрие и убийства. Восстаньте, говорю я вам, и вспомните об истинном короле за морем. Есть Семеро богов и Семь королевств, и Черный дракон произвел на свет семерых сыновей! Восстаньте, милорды и леди. Восстаньте, храбрые рыцари и вы, отважные пахари, низвергните Кровавого Ворона, этого мерзкого чернокнижника, иначе быть вашим детям и детям ваших детей проклятыми во веки вечные.
В рамках инверсии тут в подобном преступлении обвиняется не сторона проигравших, как в Махабхарате, а сторона победителей.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Как видим, что автор Махабхараты (намеренно?) параллелит нагов и... Кауравов.
Учитывая, что Махабхарата это устный эпос в первую очередь, что хотели сказать авторы нам только догадываться приходится. :)
Да и старший Пандава не был счастлив от победы над персидскими дэвами.
 

Нимврод

Знаменосец
Учитывая, что Махабхарата это устный эпос в первую очередь, что хотели сказать авторы нам только догадываться приходится. :)
Ну, посыл там в целом пробрахманский и пропандавский, осуждающий кшатриев за гордыню. Те же Дурьодхана и Карна ярко-выраженные носители кшатрийской, воинской морали - ср. с Деймоном, который как раз характеризуется как воинственный и при этом не более религиозный, чем нужно королю, человек.
Да и старший Пандава не был счастлив от победы
На счет того, был ли в итоге счастлив Дейрон, мы тоже не знаем.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Ну, посыл там в целом пробрахманский и пропандавский, осуждающий кшатриев за гордыню.
При этом богам приходится использовать подлости, чтобы конфликт получился. Хоть это памятник разделению древнего индоевропейского общества, тем не менее.
На счет того, был ли в итоге счастлив Дейрон, мы тоже не знаем.
Ну вы знаете, Ветра Зимы...:shifty: Хоть я не думаю, что он уходил в леса, а боги просили его остаться поправить.
 

Нимврод

Знаменосец
При этом богам приходится использовать подлости, чтобы конфликт получился.
Готтентотская мораль во все поля же.
Когда подлости делают асуры и их креатуры Кауравы - это плохо, когда подлости делают боги, брахманы и их креатуры Пандавы - наоборот.
Ну вы знаете, Ветра Зимы...:shifty: Хоть я не думаю, что он уходил в леса, а боги просили его остаться поправить.
Это да, в Планетосе я всё же не припомню правителей, которые подумывали бы отречься от власти при мысли, что стали убийцами родичей.
 
Сверху