• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Мифы и легенды, вдохновившие Мартина

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Когда подлости делают асуры и их креатуры Кауравы - это плохо, когда подлости делают боги, брахманы и их креатуры Пандавы - наоборот.
Просто брахманы мудрые, а кшатрии нет, смиритесь кшатрии. :p И что-то не смирились. :smirk:
Хоть как по мне, это мифологическое разделение ариев в древние времена, просто народная память поработала.
Это да, в Планетосе я всё же не припомню правителей, которые подумывали бы отречься от власти при мысли, что стали убийцами родичей.
Если смотреть на Танец и символическую связь с драконами всадников, то и закусить родичем тож неплохо.
 

Нимврод

Знаменосец
Просто брахманы мудрые, а кшатрии нет, смиритесь кшатрии.
Ну, что характерно, в противостоянии по линии "Дейрон-Деймон" мы видим то же самое - на стороне Дейрона условные "брахманы" (септоны, мейстеры, колдун Бринден, который даже сражается с помощью магии), а на стороне Деймона условные "кшатрии" (лучшие рыцари королевства).
 

Джей

Знаменосец
Вот тут, если честно, не согласен:
1) Представление о любви как в определенном смысле страшной и лишающей разума силе есть и у семитов: "крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный". Песнь Песней приписывается Соломону, но там есть языческие мотивы типа именования возлюбленной сестрою. А в языческой семитской мифологии "смерть" и "преисподняя" - это вызывающие ужас боги Мот и Шеол, поглощающие всё живое.
Возможно, да
2) А разве семерка это не универсальное сакральное число?
Как я понимаю, в Восточноевропейском средиземноморье все смешивалось по самое не могу, но изначально семерка была особенно важна для семитов, а тройка - для индоевропейцев
 

Смотрит Раздел

Ленный рыцарь
Даже легенда о рождении Кауравов - довольно странная, где их мать Гандхари рожает некий гигантский комок плоти, который затем разделяют на сто комков поменьше, заключенных в кувшины - выглядит как переделанное описание размножение рептилий (откладывание яиц).
канонически считается, что война на поле Куру органически продолжает дэва асура санграм.
после предательского воровства амриты и подлого убийства Вритры данава слегка озверели и стали массово проявляться в человеческом мире, согласно Ригведе у Вритры 99 сыновей,
согласно мбх у Дурьодханы 99 братьев (и одна лишь сестра, видимо из Ригведы ее оттабуировали, полагаю это была Ушас)
соответственно, дэва начали массово воплощаться в ответ, и завертелось.
война со змеями, соответственно, третья фаза конфликта. (тут можно заметить, что Парашурама кому-то наливал целое озеро крови в начале цепочки событий)
Однако, налицо явное разногласие сюжетов мбх и плио, т.к. война со змеями закончилась единственно возможной формой мирного договора, а именно рождением человеко-змеиного гибрида вошедшего в верхушку браминства (т.е. власти) и убедившего Парикшита остановить жертвоприношение. Причем такой план последовательно разрабатывался царями змей еще до того как жертвоприношение началось. Непохоже, чтобы у Эйриса были подобные идеи.
Юдхиштхира - он нарисован автором Махабхараты как достойный правитель, пытающийся мирно разрешить конфликт с Кауравами и покровительствующий брахманам, то есть жречеству
Юдхитхира покровительствует не сферическому жречеству в вакууме, а сугубо одной его ветви, гипер-вайшнавской. Так, Ломаша, который собственно и промывает Юдхиштхире невеликие его мозги половину текста, называется "сын Вишну", а Парашурама считается главным учеником Шивы (шивапарамшишья) и он покровитель Каурава.
(надобно заметить, что если определить хренотип Парашурамы сугубо по делам его, то он совсем не похож на Вишню и дофига похож на Шукрачарью)
А с третьей стороны можно заметить, что Баларама, старший "брат" Кришны, обучал бою на палицах и Дурьодхану и Бхимасену.
(Баларама как я понял поклонщик Сарасвати, т.е. относится к беспристрастному культу, равно далекому и от тех и от других мерзостей)
А наилучший кандидат для нийоги - родственник. То есть Пандавы могли быть сыновьями Видуры.
Видура нечистокровный. Кроме, того, Кунти что-то там говорила нащет того, что женщина знавшая более трех мужчин это шлюха, т.е. отец у детей определенно не один.
Видура, впрочем, мог участвовать как воплощение конкретно Ямы-Дхармы. Но тогда непонятно, зачем нужен Дурвасас и его подарок, без него бы разобрались.
Он жрец, и мог научить как вызывать специальных жрецов.
Возможно, в жречестве были и есть официальные представители богов, так, Ломаша вполне мог считаться Вишну в узком кругу, чем он хуже Рамакришны или прости господи Бхактиведанты.
ну или нет. темна вода во облацех.
Есть мнение, что слепота Дхритараштры - метафора несправедливости
скорее, мерзости запустения, вакуума власти. Кагбэ, раджу с физическим недостатком боги не утверждают. Вся мбх служит весьма впечатляющим предупреждаловом...
имя Панду, отца Арджуны, переводится как "бледный", то есть "альбинос"
...а Раму Дашаратховича, "лучшего из сгибавших лук в битве", называли чандрарама, т.е. белый как месяц.
На Ашваттхамане лежит проклятье
следует в этом месте отметить, что Ашваттхаман это Шива, как напрямую сказано в мбх. Т.е. имеет место акт реальной политики, относительный вес культа Вишну возрос и стало считаться что Вишну проклял Шиву, а Шива такой "ок".
ну кагбэ не надо быть большим пророком, чтобы почитывая новости с какой-нибудь ланки сказать, что крови еще будет при таком межкультовом взаимодействии.
Инверсия у Мартина состоит в том, что в Махабхарате Карна - старший брат Пандавов (и таким образом имеет больше прав на царство, чем они), а у Мартина Деймон младше Дейрона и бастард.ие
у них другой закон надо заметить, если мужчина берет женщину в жены, он признает ее детей своими безоговорочно. Полезная для перманентной войны фича.

чот меня отнесло слегка в сторону от плио, заметим таки главное сходство, битву на поле куру описывает какой-то мутный кекс со слов какого-то мутного кекса, который со слов Санджаи, в глаза этой битвы не видевшего (как и Вальмики не видел бои на Ланке, а граждане которые видели оставили сильно другие воспоминания)
сдаеца мне, что и плио окажется кагбэ вторичным текстом, сочиненным временно победившей стороной, а потому содержащей нарочитые шероховатости в местах, где что-то подчищено.
Вот именно места, где ощущается, как выражался покойный Харитонов, некоторый зазорчик в тентуре, и представляют наибольший познавательный потенциал в любом сказании :)
 

Нимврод

Знаменосец
Однако, налицо явное разногласие сюжетов мбх и плио, т.к. война со змеями закончилась единственно возможной формой мирного договора, а именно рождением человеко-змеиного гибрида вошедшего в верхушку браминства (т.е. власти) и убедившего Парикшита остановить жертвоприношение. Причем такой план последовательно разрабатывался царями змей еще до того как жертвоприношение началось.
Так ведь у всех Таргариенов в жилах течет кровь нагов драконов. Также, как у царей из рода Куру есть некая кровная связь с асурами (жены царя Яяти Деваяни и Шармиштха - асури) и нагами, причем не только у Кауравов, но и у Пандавов (Арджуна блудит с нагиней Улупи, столицу Пандавам строит асура Майясура) - просто в случае Кауравов эта связь дополнительно акцентируется для демонизации Кауравов, так как в рамках индуистской парадигмы асуры "плохие", а дэвы "хорошие".
...а Раму Дашаратховича, "лучшего из сгибавших лук в битве", называли чандрарама, т.е. белый как месяц.
Спасибо! И он тоже, как и Кришна, считается аватарой Вишну.
чот меня отнесло слегка в сторону от плио, заметим таки главное сходство, битву на поле куру описывает какой-то мутный кекс со слов какого-то мутного кекса, который со слов Санджаи, в глаза этой битвы не видевшего (как и Вальмики не видел бои на Ланке, а граждане которые видели оставили сильно другие воспоминания)
сдаеца мне, что и плио окажется кагбэ вторичным текстом, сочиненным временно победившей стороной, а потому содержащей нарочитые шероховатости в местах, где что-то подчищено.
Примечательно скорее то, что даже в версии победителей Блэкфайр-старший местами выглядит симпатичнее своих врагов - также, как в Махабхарате даже в версии победителей Кауравы местами выглядят симпатичнее своих врагов, особенно Арджуны с Кришной, у которых мораль какая-то совсем уж нечеловеческая.
 

Нимврод

Знаменосец
Юдхитхира покровительствует не сферическому жречеству в вакууме, а сугубо одной его ветви, гипер-вайшнавской. Так, Ломаша, который собственно и промывает Юдхиштхире невеликие его мозги половину текста, называется "сын Вишну", а Парашурама считается главным учеником Шивы (шивапарамшишья) и он покровитель Каурава.
(надобно заметить, что если определить хренотип Парашурамы сугубо по делам его, то он совсем не похож на Вишню и дофига похож на Шукрачарью)
А с третьей стороны можно заметить, что Баларама, старший "брат" Кришны, обучал бою на палицах и Дурьодхану и Бхимасену.
(Баларама как я понял поклонщик Сарасвати, т.е. относится к беспристрастному культу, равно далекому и от тех и от других мерзостей)
Так-то оно так. Более того, среди сторонников Кауравов есть даже брахман Дрона (и Ашваттхамана от убийства Пандавами спас именно статус сына брахмана, ЕМНИП) - также, как среди сторонников Блэкфайров мы в "Таинственном рыцаре" видим септона-проповедника. Но в целом Кауравы за систему с верховенством кшатриев (военной знати), в то время как у Пандавов цари преподают к стопам брахманов (жречества) и во всем их слушают. То есть мы видим у них разные картины мира. В случае с конфликтом Таргариенов и Блэкфайров такая дихотомия менее выражена, но в целом окружение Дейрона было более тео- и "техно"кратическим, судя по всему.
 

Нимврод

Знаменосец
Кстати, у Махабхараты есть переклички и с сеттингом ПЛиО в целом - не только с конкретным противостоянием Таргариенов и Блэкфайров - в идейном плане. Например то, что ключевыми организаторами резни на Курукшетре там выступают герои вроде Кришны - который формально вообще не участвует в сражении (он выступает в качестве возницы Арджуны, но не берет в руки оружия), но при этом именно он выступает в качестве изобретателя всех тех хитроумных приемов, с помощью которых Пандавы приходят к победе над Кауравами. То есть зажигает покруче Бейлиша и Вариса вместе взятых. Разве что разница в том, что Мартин религию презирает - а в индуистской традиции, наоборот, Кришна воплощение Вишну, одного из Тримурти, триады верховных богов (Брахма-Вишну-Шива). В Махабхарате есть ещё одна интересная идея - что боги-дэвы позволили демонам-асурам воплотиться в телах Кауравов, дабы развязать войну и уничтожить "лишнее" население Земли (более полутомиллиарда человек, включая армию Пандавов). У Мартина подобный мотив "сокращения излишков" присутствует в Путешествиях Тафа в смягченном виде, когда главный герой призывает жителей одной из посещенных им планет бороться с избыточной рождаемостью. Но в ПЛиО, возможно, он оторвется покруче (поскольку больше возможностей впихнуть разного рода жесть) - и нашествие тех же Иных используют для сокращения "лишнего" населения Планетоса.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
просто в случае Кауравов эта связь дополнительно акцентируется для демонизации Кауравов, так как в рамках индуистской парадигмы асуры "плохие", а дэвы "хорошие".
Только вот наги символизируют мудрость. В отличии от драконов в одной религии. ;)
 

Нимврод

Знаменосец
Только вот наги символизируют мудрость. В отличии от драконов в одной религ...
К нагам в индуистской традиции отношение неоднозначное, см. миф о сожжении змей. Вот на счет демоничности драконов в европейской традиции - за редкими исключениями типа кельтов и скандинавов - я согласен: их демонизировали примерно в той же степени, что и асуров в мэйнстримном индуизме.
 

Смотрит Раздел

Ленный рыцарь
Шукра ненавидел Вишну, потому что Вишну его маме голову отрезал, и в этой связи из нейтральной в целом семьи Бхригу (он сын Бхригу) перешел на вакансию асургуру, где раз за разом готовил противников дэвам. Он ученик Шивы, его часто экранизируют с топором, но это уже хз основано ли на матчасти.
Парашурама подготовил 3 из 4 полководцев Каурава, Бхишму, Дрону и Карну.
И, надо сказать, они вполне проявляют чисто асурическую несговорчивость между собой, поэтому Карна выходит на бой отдельно когда многое уже пролюблено.
также, я бы обратил внимание, что Джамадагни, (Джам вроде происходит от Яма, см. Джамна/Ямуна), отец Парашурамы, вообще-то потомок Бхригу, т.е. с высокой вероятностью парашурама прямой потомок Шукрачарьи в самом буквальном смысле, или как минимум родственник.
отношения, связанные с убийством/мучением родных и волшебной силой, это (я могу ошибаться, т.к. сужу по косвенным источникам) халахала
сущность, исторически связанная с Шивой и мало совместимая с Вишну, а источником, скорее всего, имеющая что-то типа крови дракона (но в этом пункте мы вступаем на скользкую тропу восстановления табуированной части мифологии).
 

Нимврод

Знаменосец
И, надо сказать, они вполне проявляют чисто асурическую несговорчивость между собой
Разве асуры так уж недружны промеж собой? Опять же, тот же Карна - (частичное) воплощение бога солнца.
отношения, связанные с убийством/мучением родных и волшебной силой, это (я могу ошибаться, т.к. сужу по косвенным источникам) халахала
???
сущность, исторически связанная с Шивой и мало совместимая с Вишну, а источником, скорее всего, имеющая что-то типа крови дракона (но в этом пункте мы вступаем на скользкую тропу восстановления табуированной части мифологии).
А именно?
 

Смотрит Раздел

Ленный рыцарь
ну вот допустим есть сериал КармПальДата Шани, с опорой на первоисточники из собственно мифов Шани, и там допустим Сангья (играющая роль злой мачехи) говорит Шиве "ты, конечно, молодец, что проглотил халахалу, но мог ведь оставить глоточек для Шани!", а ее добрая дочь Ями отвечает "да Шани легко бы пережил, ведь нелюбовь матери которую ты на него обрушивала страшнее всякой халахалы", ну и такого рода рассуждений, где халахала уподобляется плохим эмоциям между родными, амрита хорошим, а любовь (прем) тому что способно обратить халахалу в амриту, в современной индийской культуре чуть менее чем слишком до фига, чтобы их можно было игнорировать. В КармПальДатаШани есть шикарнейшая линия про сестру Шани, некоторым образом воплощающую в себе каплю халахалы (ее маму перед родами уронили в колодец где эта капля была резервирована, и дочь эту каплю ассимилировала).
соответсвенно, девочка получилась с рогами и хвостом, зато очень сильной и быстрорастущей (что вроде как признак данава), и с момента рождения столкнулась с соотв. отношением.
В частности, лично Шива резко перестал быть отрешенно-справедливым, т.к. природная власть девочки над халахала превышала выстраданную власть над халахала самого Шивы.
Какбэ сильно раскрывает тему, могу дать ссылку примерно на начало линии с суп-титрами на английском.
Разве асуры так уж недружны промеж собой?
ну как сказать, Васиштха от асура ушел когда услышал слухи что асура переманивают дэвгуру Вишварупу (Вишварупа трехголовый был наполовину асура)
в результате, поскольку между тем Индра убил Вишварупу, асура остались без гуру вообще, и были вынуждены спешно рекрутировать Шукрачарью, чья истинная мотивация сомнительна, чот много уже его учеников пролюбили полимеры.
вопрос табуирования мифологии отчасти рассмотрен Кейпером в маленькой хорошей книжке "труды по ведийской мифологии"
допустим, участие Варуны, именуемого сыном Вритры, в дэва асура санграм очень расплывчато, и считалось что на всякий случай вспоминать его надо пореже, особенно в те дни года когда было положено рецитировать соотв. историю. В итоге мало кто помнит уже, что это за Варуна такой тут был и зачем. Тем более ни к чему людям много знать о Вритре, эдак ведь можно дойти до вопроса в чем заключался миропорядок до торжества культа Индры, и есть ли у него какие-то преимущества.
С другой стороны, потабуировав древние культы направо-налево, Индра оказался довольно одинок, и Кришна (нарушивший чуть менее чем все запреты для кшатрия установленные Громовержцем, т.к. "милый гость" это царь, не поворачивающий спины) однажды поднял вопрос, а что хорошего делает Индра для людей, и не пора ли запретить его праздники и пуджи, и установить на их месте например кришнаитские. Часть легенд, посвященных Индре, с некоторой потерей органичности были переписаны под других персонажей, например под Шиву.
т.к. Индре, вроде как, стало не по рангу все разруливать. Даже уже не совсем понятно, а зачем он нужен вобще.
 

Нимврод

Знаменосец
ну вот допустим есть сериал КармПальДата Шани, с опорой на первоисточники из собственно мифов Шани, и там допустим Сангья (играющая роль злой мачехи) говорит Шиве "ты, конечно, молодец, что проглотил халахалу, но мог ведь оставить глоточек для Шани!", а ее добрая дочь Ями отвечает "да Шани легко бы пережил, ведь нелюбовь матери которую ты на него обрушивала страшнее всякой халахалы", ну и такого рода рассуждений, где халахала уподобляется плохим эмоциям между родными, амрита хорошим, а любовь (прем) тому что способно обратить халахалу в амриту, в современной индийской культуре чуть менее чем слишком до фига, чтобы их можно было игнорировать. В КармПальДатаШани есть шикарнейшая линия про сестру Шани, некоторым образом воплощающую в себе каплю халахалы (ее маму перед родами уронили в колодец где эта капля была резервирована, и дочь эту каплю ассимилировала).
А это древняя традиция или осовремененная?
в результате, поскольку между тем Индра убил Вишварупу, асура остались без гуру вообще, и были вынуждены спешно рекрутировать Шукрачарью, чья истинная мотивация сомнительна, чот много уже его учеников пролюбили полимеры.
Ну, у асуров просто заведомо нет шансов выиграть, поскольку играют они с шулерами во главе с всемогущим архишулером (дэвы во главе с Вишну).
Но тот же Бали смог выиграть сносные условия капитуляции, например.
вопрос табуирования мифологии отчасти рассмотрен Кейпером в маленькой хорошей книжке "труды по ведийской мифологии"
Спасибо за рекомендацию!
Часть легенд, посвященных Индре, с некоторой потерей органичности были переписаны под других персонажей, например под Шиву.
Например?
 

Нимврод

Знаменосец
Ещё про параллели и различия ПЛиО с Махабхаратой:
1) Общее принижение военной аристократии (кшатриев в случае Бхараты, рыцарства в случае Вестероса) в сравнении со стоящими за ними манипуляторами (брахманы в случае Бхараты, профессиональные политики в случае мира Мартина) - военные аристократы показаны как этакие "железные болваны", которыми "игроки" манипулируют - или избавляются от них, если те манипулированию не поддаются. Только в Махабхарате манипуляторы это жречество, а у Мартина "игроки в престолы" - профессиональные политики, причем, что забавно, по социальному бэкграунду скорее маргиналы (евнух Варис, безродный сутенер Бейлиш), которые рвутся к власти просто потому что. Единственные манипуляторы, которые пытаются в религиозную санкцию для своей власти - рглорианцы, Его Воробейшество и Кроворон (да и рглорианство со старобожием скорее магистичны), но они на политическом поприще пока достигли гораздо меньшего, чем Варис с Бейлишем. Плюс Мелисандра и, возможно, Бенерро с Воробейшеством искренне верят в ту идеологию, которую продвигают - а это в мире Мартина походу противопоказано.
2) Индуистская концепция майи неплохо перекликается с концепцией магии в ПЛиО. Скажем, в сцене нападения ракшаса Гхатоткачи, сражающегося за Пандавов, на войско Кауравов созданные его чарами существа как бы иллюзорны, но при этом вполне реально способны убивать. "Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а от того что она — преходящая. Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Для индуизма и буддизма характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п.".
 

White Owl

Знаменосец
евнух Варис, безродный сутенер Бейлиш), которые рвутся к власти просто потому что.
Варис все-таки не "потому что", у него конкретная политическая задача реставрации династии
 

Нимврод

Знаменосец
Варис все-таки не "потому что", у него конкретная политическая задача ре...
С одной стороны - да.
С другой стороны - даже в рамках программы реставрации династии непонятно, кто он такой, чтобы претендовать на власть при королевской особе в случае гипотетической реставрации. Брахманы-то при особе царей претендовали на авторитет просто по факту вполне конкретного социального статуса, обязывающего царей их уважать. А о евнухах, как справедливо заметил сам же Варис, песен не поют. Это даже не поднимая вопрос, какую именно династию Варис намерен реставрировать.
 

Смотрит Раздел

Ленный рыцарь
Готтентотская мораль во все поля же.
Когда подлости делают асуры и их креатуры Кауравы - это плохо, когда подлости делают боги, брахманы и их креатуры Пандавы - наоборот.
справедливости ради, в преамбуле мбх сказано, "какой же царь не любит слушать о своем происхождении от богов и героев", т.е. прямо декларируется искажение информации с целью дружбы с правящей бандой. Поэтому, легче обратить внимание что многие куски текста вставлены формально (типа, "он владел всеми видами оружия и хорошо знал все веды и веданги" ) а многие места сильно смягчены, типа, диалог Кунти и Мадри сводится к тому, что Кунти Мадри обязательно убьет, но детей могла бы и пощадить в принципе. Как бы, знакомый с нравами дворца царевич это легко считает, и ему в жизне пригодица а незнакомый может повосхищаться какие все благородные, тоже польза.
Так ведь у всех Таргариенов в жилах течет кровь нагов драконов.
да, кровь дракона как-то да продолжится, и если чего-то стоит то проявится.
в Индии, однако, всегда ценилась верхушка, концентрат и генов победителей и всякоразной культуры. Царь-завоеватель в реале нередко должен был женится на дочери погибшей династии и мог носить эпитет "супруг Ивановой", даже Индра, дубина недоотесанная, и тот "супруг Шачи".
В сказании о септамедхе Такшака и его друга Индру интересовало выживание собственно Такшака и его семейства, а мальчик который остановил жертвоприношение собирал в себе лучшее из многих царских линий.
т.е. если бы Дени в итоге имела где-то драконье королевство, а Джоник основал некий орден носящий посреднические функции, это было бы похоже на компромисс.
примерно так вроде было с ДЛ, у них было и отдельное королевство, и родственная семья Старков, и посреднический орден Зеленых Людей.
Также, как у царей из рода Куру есть некая кровная связь с асурами
да и Индра сомнительного происхождения. и женат он на асури.
столицу Пандавам строит асура Майясура
я понимаю этот суп-миф следующим образом. Майа, судя по тексту, всего-то находился в горящем лесу, вряд ли царю асуров это может быть опасностью.
и он настойчиво, неоднократно лезет "а давайте я вам построю дворец", чем меняет их характер: они были простые парни, выросшие в лесу, а стали гордые. У них есть дворец какого не бывает. И они стали смеяться над не понимающими этот дворец Кауравами, как когда-то смеялись над ними, не имея никакого отношения к его, дворца устройству.
так они стали управляемы через гордость.
Нечто очень похожее произошла с Раваном, которому спихнули золотой дворец, вообще-то строившейся на Кайлаше по приказу молодой и глупой еще Парвати, и золотой дворец, типа кагбэ, заместил в сердце Равана Шиву.
ну и с Таргариенами, как ни печально, такая фигня наблюдаеца.
Примечательно скорее то, что даже в версии победителей Блэкфайр-старший местами выглядит симпатичнее своих врагов - также, как в Махабхарате даже в версии победителей Кауравы местами выглядят симпатичнее своих врагов, особенно Арджуны с Кришной, у которых мораль какая-то совсем уж нечеловеческая.
У Арджуны и Кришны гипертрофированы профессиональные пороки. Так, Арджуна завистлив в своем деле, как Индра завистлив в своем. Пепел Экалавьи стучит в наши сердца.
Вишну игрок, и он заигрывается, но можно отметить тот кармы кусок, что Кришна переходит черту, в поединке Бхимасены с Дурьодханой, когда Баларама молча поднимает плуг,
Кришна прямым текстом фигачит "возрастет могущество родственников, возрастет и наше, а благородные обычаи кшатриев нам сейчас невыгодны", ну и племя Кришны уничтожается также, палицами, в результате забвения благородных обычаев, через посредничество сына Кришны (такого же пересмешника, но не закаленного в бою жизни).

В разрезе войны браминства с кшаттрой, все не так однозначно. Рама кшатрий, и он идет убивать Равана, который брахман (возможно, на Ланке и вообще не было деления на кшаттру и браминство), со всеми прелестями завоевательной войны и оккупации (включая. согласно ланкийским источникам, хоровое изнасилование Мандодари обезьяньими вождями в магически-политических целях). Рама ученик Вишвамитры, который из царей назначил себя брахманом, и очевидно нуждался в отстаивании своего статуса перед более полноправными брахманами типа Равана, например путем их уничтожения. Лакийский царь-брахман не сможет сказать, что Вишвамитра не высшая каста, если действующего царя убить, новым назначить перебежчика и ввести миротворческий контингент в 5 раз больше туземного населения, логично? но, кагбэ, потомки Мандодари правят существенной частью Индии по сей день, и не очень этим всем довольны, а равана стремительно приобретает в культуре Ланки роль чего-то среднего между Дракулой и Сталиным
понятная иллюстрация тренда

Парашурама брахман "с душой кшатрия", он стремился уничтожить кшатриев, и в общем-то именно на поле Куру он добился своей цели (если принять на веру, что он вырезал всю кшаттру перед этим, решительно непонятно, откуда кшатриев столько расплодилось в эпоху собственно Арджуны).
Кришна же мелкозначимый царь, влезший не на свое место, и остро нуждающийся в помощи против соседей, особенно Джарасандхи.
Кришна попросту не может допустить, чтобы его друзья не пришли к власти, потому что тогда его, Кришну, убьют, с женами и детьми.
Но ему также не выгодно и общее ослабление кшаттры, и когда Карна (ученик Парашурамы) говорит ему, что присяга выше вот этого всего словоблудия, Кришна выглядит крайне бледно.
еще можно вспомнить, что вроде как и поддержка Кришны в его собственном раёне брахманами была вызвана тем, что ранее втам произошел геноцид браминства силами кшаттры во главе с законным царем Кансой, которого за это записали в сыновья ракшасу. В общем-то что можно сказать уверенно, все резались за власть взахлёб, и не против продолжить сегодня.
 

Смотрит Раздел

Ленный рыцарь
А это древняя традиция или осовремененная?
я сразу написал, что это сомнительное. А как Вы предлагаете разбирать? частью религии являются бытовые словоупотребления и, скажем, жесты в театральных постановках. Очень сложно понять, когда они были введены. Я как бы в целом думаю, что полное восстановление матчасти невозможно ввиду выбытия ряда реалий, связанных с бытом, климатом, фауной.
но местным, возможно, виднее, что там за халахала у них. Сам Шива пария, сиротинушка покинутая, любить-жалеть его изначально некому прям как царя Ивана, ж0на у него сожглась, да и очень много мифов посвящены тому, как брахманы обижают Шиву не признавая его богом. В общем он с халахалой в таком понимании рифмуется.
ткж, я думаю, есть многое в мифологии, что просто было, а в последние годы начало бурно рационализироваться, а ткж. сильно преломлялось разными там Гуптами и др. государственниками. ну и что тут можно поделать, только изучать и сравнивать все доступные источники.

алсо, совершенно безответственно делюсь наблюдением. что миф мутирует в противоположную сторону как раз.
т.е. раньше считалось, что Шива выдвинулся и был именован Махадэва именно тогда и потому, что все отказались от халахала, а Шива выпил.
(вопрос, как они, Шива и халахала взаимодействуют в динамике, влияя на характер, могущество и категорию благостности/проклятости очень интересен конечно же, но не сильно благословляется соборно, это одна из причин по которым сериальчик про Шани сильно меня впечатлил, в нем хоть что-то раскладывается по полочкам)
а теперь шайвы рассказывают нам, что Шива просто был всегда, и всегда был всемогущим всесоздателем и всеразрушителем, и его учение истинно потому что всепобеждающе.
в плане табуирования, есть легенда что Шива запретил культ Брахмы прикопавшись к какой-то фигне, ну так вот запрет дан нам вполне в ощущениях опять же.
Ну, у асуров просто заведомо нет шансов выиграть, поскольку играют они с шулерами во главе с всемогущим архишулером (дэвы во главе с Вишну).
так понимаю, что концепция меняется со временем, от примерно равного противостояния до вообще отсутствия второй стороны в писаниях современных кришнаитов.
ну и, Вишну не сильно значительное божество в Ригведе, подавляющее преимущество по числу гимнов принадлежит Индре. Индра, Сурья и Агни, существует спорное мнение, были изначальной доминирующей троицей.
но опять же, вот знание о разведении огня (трением дощечек специальных), его поддержании и жарке на нем мяса было критической технологией, и Агни был велик, а щас он кагбэ и не бросается в глаза.
если строго по существующему сеттингу, то Шукра-то должен знать что шансов нет, и не гнать своих учеников на убой.
есть общая форма, какой-то демон нападает, побеждает Индру и побеждается Шивой, ну или Вишну. Индра играет роль мальчика для битья, ему вообще-то не свойственную.
есть допустим довольно автономное сказание, где Индра в дни засухи пришел на рынок, взял еды, расплатится местной валюты не имел, и короче дал силу вызывать дождь по желанию.
Торговец возгордился, заматерел, и связь его с Идрой (бхакти) ослабла. Ну а потом он понятное дело раскаялся, испытал катарсис (когда его уже махарадж собрался зарезать за мошенничество) и дождь снова пошел, и царь вынул серьги из ушей и вложил ему в руки. Только покаялся он почему-то (и попросил дождя ради умирающих от голода) перед Вишну, уместному в этой истории примерно как полковник Брежнев в мемуарах Жукова.
ткж, существует и история где Шива пришел на рынок, взял с прилавка фрукт. а потом с удивлением узнал что эти смертные придумали монеты какие-то, вписанная в другой контур но в целом явно слизанная с Индро-центричной: вот миродержец зашел посмотреть, как там созданные людишки, а у них за еду надо расплачиваться оказывается.
вопрос очень сложный, строго научно я на него ответить не готофф.
...ну или вот общая форма, в древности считалось что есть гора по центру мира, на вершине сад Брахмы, чуть ниже сад Индры в 4 раза меньше, дальше мелочь россыпью.
а рудра, ну выгнали его сразу после рождения как неблагоприятное существо куда-то на дикую перефирию где он ярится в окружении бурь.
современный шиваизм проповедует, что есть Кайлас (все более понимаемый как вне-мирная нефизическая гора) там на вершине сидит Шива и разруливает, когда не лень.
а брахма, ну он в какой-то брахмалоке, ну очень абстрактной, страдает фигней какой-то, Индра в не менее абстрактной Сварге, а его связь с Брахмой куда-то потерялась. налицо заимствование наряду со смысловой (структурной) деградацией.

... еще о септамедхе, я бы заметил, что конечно Такшака остался чуть менее чем последним мегазмеем, но и династия Бхаратов ведь висела практически на одной ниточке, а без Бхаратов многому пришел бы стремительный пипец, то есть пат.
 

Нимврод

Знаменосец
справедливости ради, в преамбуле мбх сказано, "какой же царь не любит слушать о своем происхождении от богов и героев", т.е. прямо декларируется искажение информации с целью дружбы с правящей бандой.
О, а можно прямую цитату?
Был бы очень признателен, потому что это в принципе перекликается с мартиновской внутритекстовой деконструкцией Века Героев.
в Индии, однако, всегда ценилась верхушка, концентрат и генов победителей и всякоразной культуры. Царь-завоеватель в реале нередко должен был женится на дочери погибшей династии и мог носить эпитет "супруг Ивановой", даже Индра, дубина недоотесанная, и тот "супруг Шачи".
Ну так и в Вестеросе то же самое есть, разве нет? Ланн Умный породнился с низвергнутыми им Кастерли, Нимерия и прибывшие с ней "амазонки" выходят замуж за дорнийских андалов, Орис Баратеон женился на Аргелле Дюррандон. Даже Русе лже-Арью себе выписал.
примерно так вроде было с ДЛ, у них было и отдельное королевство, и родственная семья Старков, и посреднический орден Зеленых Людей.
Но, кстати, в жилах той ветви Таргариенов, которую Кроворон возвел на Железный Трон, течет кровь Блэквудов.
Кришна прямым текстом фигачит "возрастет могущество родственников, возрастет и наше, а благородные обычаи кшатриев нам сейчас невыгодны"
Это я и имел в виду, говоря о сходстве Кроворона и Кришны как персонажей. Такой же абсолютный цинизм.
 
Сверху