Может, хотя бы эскапизм Пса обсудим.
Ну, учитывая, что все мы валяемся в эскапизме, проводя на этом сайте столько времени, можно и обсудить
Поскольку эскапизм в большинстве случаев является реакцией на сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, было бы очень странно, если бы Клиган, при наличии этого стресса, эскапизма "избежал". В данном случае игра слов используется преднамеренно.
Говорить об эскапизме Клигана в общем значении термина, как стремлении человека уйти от мрачной реальности в мир иллюзий - занятие достаточно неблагодарное в отсутствии ПОВа персонажа, но наличие у героя каких-то фантазий, на мой взгляд, очевидно-ожидаемо. В первую очередь это касается воображаемой ситуации, в которой Григорий не нанес бы ему в детстве тяжких телесных повреждений и альтернативной версии его жизни с учетом этой поправки. В настоящем времени это могут различные вариации на тему развития событий с учетом его действий/бездействий в отношении Сансы и, опять же, Григора в свете недавних происшествий на турнире. Т.е. перед нами - эскапизм как элементарная компенсации неразрешённых личных проблем, свойственная любому индивиду, неудовлетворенному жизнью и способному к рефлексиям.
Кстати, если же Клиган рассматривает эскапизм как занятие бесплодное и усугубляющее его депрессию, то попытки отключить разум посредством алкоголя могут рассматриваться и как сам эскапизм, и как попытки его избежать и пресечь, т.е. эскапизм в квадрате
.
Если говорить об эскапизме, как о бегстве от свободы, желании вручить другому индивиду ответственность за принятие решений, то и это присутствует. Подтверждение тому мы видим в эмоциональной отстраненности Клигана, нежелании оценивать приказы Джоффри, вкладывать в их исполнение индивидуальные решения и жажду ограничиться их механическим, дословным и буквальным исполнением с последующим избеганием вины и сопричастности. Однако, данный эскапизм по мере развития характера героя свойственен ему все в меньшей и меньшей степени под влиянием Сансы, как фактора уменьшения обезличенности ситуации, фактора насильственного принуждения к оценке, формированию собственного мнения и, соответственно, реакции за пределами шаблона или игнора. Под "насильственным" принуждением я имею в виду чувства, которые девушка, само собой, внушает Сандору ненамеренно, однако провоцирует собой сокращение дистанции между ним и реальностью.
Также эскапизмом можно считать "прокачивание" Клиганом своих полезных навыков, как то сила и владение мечом, без параллельного анализа отрицательных/положительных последствий их использования по велению нынешнего хозяина в контексте общего избегания анализа личности и действия Джоффри. И снова - до определенного момента, как то избиение Сансы, непосредственная вовлеченность которой в ситуацию уменьшает степень его абстрагирования от действительности и побуждает к личной оценке и принятию индивидуального решения. Фраза "достаточно" свидетельствует о его протесте против наблюдаемых действий и, возможно, последующем отказе принимать в них активное участие.
Дезертирство и бегство из КГ также могут рассматриваться в качестве физического эскапизма от ненавистных явлений "ненастоящего рыцарства", "трона как объекта служения, скомпрометированного злобой и мелочностью нынешнего монарха", "города а-ля рассадника порока и разврата" и т.п., что одновременно свидетельствует об окончательном пробуждении героя и его отказе от стороннего наблюдения за процессами/явлениями, вызывающими в нем осознанное личное неприятие.
Что уже хорошо в отсутствии возможности их изменить/устранить. Как уже ни раз упоминалось до меня, такой слом-переворот в мировоззрении был бы невозможен без сильнейшего катализатора, которым в данном случае выступает страх перед огнем, подтолкнувший его к дезертирству и, таким образом, эмоциональному выплеску - самоопределению.
Побеги от реальности в виде тяготения к музыке, литературе и прочему прекрасному, как нам известно, Клигану были чужды. Хотя, не исключено, что власти автор что-то скрывает
.
Если вкратце, то как-то так. Все - имхо.