(пора это ставить на аву)
"Безумный канадский дуэт" Макларен-Маклаклен, прихватив за компанию самого талантливого сценариста проекта Брайана Когмана, дружно положили на побуквенную дословность и шоураннерские трактовки и выдали чрезвычайно увлекательный и самый профессиональный эпизод за историю сериала.
Это вышла неторопливая, но очень насыщенная серия: пока ДиД вальяжно и достаточно посредственно перетаскивались от одного сюжетообразующего события к другому, эта тройка за те же 55 минут легко вдохнула жизнь в самые, казалось, унылые линии, сыграла в драматическом, романтическом и мистическом жанре, поюморила, отметилась в самоцитировании и реверансах киноклассике, выдала пучок безупречно выстроенных мизансцен - в общем, показала, как должна выглядеть тв-драма самого высокого уровня.
Выведенное в заголовок эпизода относится не только к одноименному мечу, дарителю и одаряемой. С ловкой руки сценариста все персонажи оказались верны своим клятвам: Барристан верен дочери безумного отца Дейнерис, Маргери подзадоривает Томмена хранить свои маленькие секреты, Тирион и Санса верны брачным обетам, и даже клятвопреступники-дезертиры выполняют обязанности перед иными. И хотя Когмана сложно уличить в слепом копировании первоисточника, к канону он относится весьма бережно - там слово, там отсылка, там цитата; добавьте естественные диалоги и логично обыгранные сюжетные твисты - и уже на тоскливо привычные линии интересно смотреть всем без исключения.
С режиссурой у эпизода тоже все прекрасно. Макларен оставила свою печать даже на линиях, бережно охраняемых шоураннерами. Как священную незапятнанную корову вели они Дени от города к городу, усыпая ей дорогу рабами, ошейниками и поклонниками. Канадка ей не разу не подыгрывает и оборачивает ее победу восточнодеспотичным колоритом с другими, легко узнаваемыми ассоциациями.
Оказывается, откровенное цитирование сериалу только к лицу: жутковатая пародия на Гамлета в "Апокалипсис сегодня" антураже за Стеной оказалось уместной и по сюжету и по настроению. Режиссер не против сыграть и на зрительской ностальгии: Брон как Майкл троллит Подрика, Джейме и Тирион в темнице косплеят один из первых эпизодов "Во все тяжкие".
С "романтической" частью серия тоже справилась на отлично: на грани сцена "сбылась мечта 12-летнего мальчика" получилась в меру и скользкой, и невинной, и смешной. А прощание Джейме и Бриенны, пусть и не самое оригинальное, но светлое и трогательное, заставит прочувствоваться и черствого зрителя.
(в музыку на момент прощания расчетливо добавлены барабаны, отстукивающие ритм сердца)
К такому насыщенному эпизоду прилагается и эффектная концовка. Макларен, в чьем послужном списке числятся Секретные материалы, знает, как грамотно подать всякое неведомое и неопознанное. В добавок, в финале ловко закольцовывается не нужный на первый взгляд рассказ Серого Червя: младенцев превращают в оружие до того, как они научаться ходить.
Вот после "Верного клятве" остаётся посокрушаться, что преступно мало таких качественных и выверенных эпизодов в сериале.