Как известно, Мартин является большим поклонником Толкина, но при этом не одобряет его четкое, "черно-белое" разделение Добра и Зла.
"Война, описанная Толкином, велась за судьбу цивилизации и будущее человечества, и это стало эталоном. Не уверен, правда, что эталоном, достойным подражания. Опираясь на модель Толкина, целые поколения писателей-фантастов создавали бесконечные эпопеи о темных властителях и их зловредных приспешниках, неизменно уродливых и одетых во все черное".
"У меня нет проблем с тем, как Толкин описывал Саурона, но, в некотором смысле, Властелин Колец создал неприятный прецедент для будущих писателей. Я не хотел писать еще одну версию Войны Добра и Зла, где злодей - Лорд-Демон или Гнилой Принц, а его приспешники - злобные недо-люди, одетые во всё черное. Прежде чем устраивать битву добра и зла, нужно определить где добро, а где зло, и это не всегда так легко, как в фэнтези."
Мартин не хочет писать историю Арагорна и Саурона. Однако в двух последних книгах ПЛиО объявились персонажи, претендующие на лавры этих героев.
Тёмный Властитель и его злые приспешники
Карикатурность злодейского образа Эурона Грейджой в спойлерной главе уже отметили многие. Он врывается на страницы ПЛиО как пират, насильник, братоубийца, чернокнижник и богохульник, возомнивший себя богом. Да и само его имя созвучно с именем Владыки Мордора (Euron-Sauron), а герб Эурона по сути - Око Саурона.
Ну а раса орков послужила прообразом железнорожденным. Сравните:
"Согласно вере железнорожденных, они – представители иного народа, чем прочее человечество".
«Мы не прибывали на эти священные острова с проклятых земель за морями, – однажды сказал Саурон Соленоязыкий."
Идея, что железяне - как и орки - нелюди, может быть намёком от Мартина. Его всегда волновала судьба орков во Властелине Колец, и в своей саге он создал подобный им народ - жестокое общество грабителей и насильников Железных Островов. Но при этом мы понимаем, почему они именно такие, что ими двигает, и некоторые из них нам даже симпатичны. В этом их отличие от безликой массы орков Толкина.
Итак, у нас есть Тёмный Лорд с кровавым оком и его армия недолюдей. Но они лишь карикатура на толкиновское зло.
Воины Добра и Света
Но есть также в Песни и карикатура на Арагорна - это Эйгон. "Спаситель, который перевяжет кровоточащие раны Вестероса", - как его называет Иллирио. Потомок древней династии, спрятанный от врагов и триумфально возвращающийся в своё утерянное королевство.
Опять же, сходство есть и в именах (Aegon-Aragorn). Также у Эйгона, вероятно, есть свой Нарсил - фамильный меч династии королей с магическими свойствами (ранняя версия главы Тириона из Танца содержит намеки на то, что у Эйгона в распоряжении может быть Черное Пламя).
Но если Мартин не желает рассказывать историю подобных персонажей, что они делают в саге? Что ж, именно их провал будет доказательством того, что
таким персонажам нет места в этой истории. Их сюжетные линии будут лишь иронией Мартина по отношению к данным архетипам.
Мартин уже проворачивал такой трюк с Квентином Мартеллом. Типовой фентезийный герой - принц, что под личиной простолюдина отправился в путешествие за рукой принцессы и драконом - столкнулся с весьма нефентезийными путевыми тяготами (первая же фраза его истории - "Приключение воняло"), руки принцессы так и не получил - так и оставшись Лягушкой даже после того, как раскрыл себя как принца, - и умирал три дня в страшных муках, сожженный драконьим огнем.
Эйгон и Эурон претендуют на звания главных Героя и Злодея ПЛиО. Но что-то с ними пойдет не так. Попробуем понять, что.
Что не так?
Начнем с Эйгона. Вот что говорит о нём Варис:
"Эйгона готовили в правители еще до того, как он научился ходить. Он владеет всеми рыцарскими искусствами, хорошо читает и пишет, говорит на нескольких языках, знает историю и право, слагает стихи. Воспитательница-септа преподала ему правила Святой Веры. Выросший среди простых рыбаков, он умеет плавать, чинить сети, стряпать, перевязывать раны. Знает, что такое быть преследуемым, знает голод и страх. Томмену говорят, что он король по праву рождения; Эйгона учили, что быть королем – тяжкий долг, что на первом месте у государя стоит народ".
Но ничто из того, что мы видели в главах Тириона и Джона не подтверждает эти слова. Эйгон распсиховался, когда Тирион высказал идею, что Дени не захочет за него выходить. Позднее Тирион сумел манипулировать им и уговорил его устроить вторжение и забыть о драконах за одну игру в кайвассу. Эйгон был абсолютно беспомощен во время атаки каменных людей, от которых его спасал карлик. Более того, Эйгон явно жаждет славы, и поэтому хочет руководить атакой на Штормовой Предел.
Более того, вся эта история отдает фальшью - и дело тут не только в происхождении Эйгона (который почти наверняка Блэкфайр). Дело в том, что эта история - не его.
Он - спрятанный от гнева Роберта сын Рэйгара, воспитанный лордом, который полюбил его как своего. Прямо как Джон.
Он Таргариен, прибывший из Эссоса, чтобы завоевать свой по праву рождения трон огнем и кровью. Прямо как Дени.
А еще он Эйгон Таргариен, живший с простым народом, скрывая свой цвет волос, и его судьба - стать королем, что будет по-настоящему заботиться о народе. Прямо как Эгг. У него даже высокий друг-наставник, ставший королевским гвардейцем есть. Сир Ролли по кличке "Duck". Почти как Dunk.
Разница между Эйгоном и этими персонажами (особенно Джоном и Дени) в том, что они
заслужили право быть героями этой истории. Они хлебнули горя, преодолевали трудности, в полной мере познали бремя ответственности за чужие жизни и выросли из подростков в настоящих лидеров у нас на глазах. Да, они оступались, совершали ошибки и расплачивались за них дорогой ценой (потому что Мартина отвергает идею "и было его правление долгим и счастливым") -
но именно это и делает их достойными героями истории.
А Эйгон - лишь пешка в чужой истории. Для Вариса он воплощение его политических взглядов, для Коннингтона - искупления ошибок прошлого, для Иллирио, скорее всего - способ вознести свой род. Он был создан, чтобы реализовывать амбиции других людей. И вся его "жизнь с народом" - всего лишь симуляция (в отличии от Эгга, у которого она была настоящей), искусственная среда, созданная вокруг него ради реализации этих самых амбиций.
Поначалу Эйгона ждёт короткий триумф. Он возьмет Королевскую Гавань, взойдет на Железный Трон, и для полноты образа идеального короля будет коронован короной Завоевателя, держа в руках Черное Пламя.
А потом в Вестерос прибудет Дейнерис Таргариен.
"
Красный меч светился в руке голубоглазого короля, не отбрасывающего тени. Тряпичный дракон раскачивался на шестах над ликующей толпой. С дымящейся башни взлетело крылатое каменное чудище, выдыхая призрачный огонь. Матерь драконов, истребительница лжи… "
Второй Танец Драконов между Дейнерис и Эйгоном неизбежен, и закончится он смертью Эйгона и его соратников и уничтожением всей Королевской Гавани.
Что до Эурона, его деяния выходят за пределы человеческого зла. Он мечтает стать злом божественным.
"— Кровавая звезда возвещает конец всему, — объявил он Эйрону Мокроголовому. — Наступают последние дни, когда мир будет сокрушен и переделан, и из могил и гробниц родится новый бог."
"Склонись передо мной, брат, — велел Вороний Глаз. — Я твой король. Я твой бог."
Эурон мечтает возвыситься над всеми, стать Богом. Поэтому его падением станет осознание того, что он всего лишь человек.
Но как и Эйгона, сначала его ждет триумф. Он обрушит своё кровавое море на флот Редвинов. Он вторгнется в Старомест и наложит руки на старый сломанный рог, который Сэм так любезно туда привез. Он получит своего дракона (кипящее море и горящие ладьи железнорожденных явно на это указывают), превратит Старомест в пепелище - свой Мордор, а башню Хайтауэров - в свой Барад-Дур. Финал Ветров Зимы ознаменует победу Эурона, когда он подует в Рог Зимы.
"Мальчишкой мне все снилось, что я умею летать. А проснусь — и не могу, да и мейстер говорит, что нельзя. Но что, если он лгал? ... Может, мы все умеем летать. Наверняка знать нельзя, пока не спрыгнешь с такой вот высокой башни".
Однако, "главным злодеем" ему не стать. Он не доживет до Рассветной Битвы. Сначала он будет изгнан из Староместа, а затем будет убит все той же Дейнерис в замке, построенном предыдущим королем железнорожденных, имевшим вселенские амбиции, вершившим бессмысленное зло в промышленных масштабах и противостоявшим Таргариену - в Харренхолле. В замке, стоящем на берегу Божьего Ока и Острова Ликов. Горящий лес из видений Эйрона, скорее всего, расположен именно там. Эурон одержим идеей свержения Богов; он собирает жрецов и приносит их в жертву, насмехается над чужой верой, и стремится стать богом сам. Сжечь чардрева Острова Ликов было бы очень в стиле Эурона. И где, как не на Божьем Глазе Вороньему Глазу узнать, что он не бог? Так что похоже, нас ждет новый танец Деймона и Эймонда. И в этой воздушной битве Дейнерис сразит Эурона.
Таким образом, и ложный герой, и ложный злодей погибнут в Мечтах о Весне от рук Дейнерис Таргариен.
Убийство Эйгона будет ее темнейшим часом (огонь за смерть, что ей суждено зажечь). Сожжение Эурона - первым шагом к искуплению, после которого она наконец отправится на Север, чтобы сразиться с Белыми Ходоками и спасти мир (огонь за любовь).
Автор уверяет, что черпал идеи отсюда:
https://www.reddit.com/r/asoiaf/comments/605r2j/spoil..
http://poorquentyn.tumblr.com/