Чего совершенно точно в Вестеросе нет, так это формализованного (кодифицированного) права.
Тогда как Европе "досталась в наследство" весьма развитая (сначала Римом, а на завершающей стадии Константинополем) латинская юридическая традиция. Никакого её аналога, хотя бы самого приблизительного, в ПЛиО нет. А что тогда есть?
Носителями (в самом широком смысле) знания в Семи королевствах выступают мейстеры. В числе прочих обязанностей на них возложена и, образно говоря, юридическая консультация лордов, которым они служат. Однако ничего не известно о том, являются ли знания юриспруденции одним из предметов, по которым учат в Цитадели, есть ли отвечающий за данную науку архимейстер, присваивают ли сдавшим экзамен знатокам права специальное металлическое кольцо в мейстерскую цепь. Зато известно точно: если БЫ такая специализация зачем-то и существовала, обладателю такого кольца она бы НЕ пригодилась. Ибо судят в Вестеросе только лорды и король (от имени которого может судить и десница). Никакого особого процессуального статуса не имеет даже Великий мейстер и даже на королевском (т.е. вроде бы наиболее квалифицированном) суде. Отсюда первый обоснованный каноном вывод: правоведения как особой науки в мире Мартина, скорее всего, нет - и совершенно точно нет "судейского сословия" (с примыкающими к нему стряпчими), которыми эта наука могла бы оказаться востребована.
Отметим ещё одно важное обстоятельство. В столице существует государственно-придворная должность "мастера над законами". Канон не определил достаточно чётко его функции, но он точно распоряжается тюрьмой, наверняка палачом, видимо - и столичной стражей. Где в перечне его обязанностей именно "законы", т.е. формально зафиксированные правовые нормы прямого общеобязательного действия - совершенно неясно. Как неясно, собственно, и - есть ли такие нормы вообще. Если они есть, то почему "мастер над ними" не имеет не то что юридического (скорее всего отсутствующего в принципе, см. выше), но и вообще какого-либо образования, т.е. не мейстер и не кандидат Цитадели? Если они есть, то почему ни разу не упомянут некий их свод в качестве источника права, которым лорды-правоприменители пользовались бы в обязательном порядке, "volens nolens"?
Второй обоснованный каноном вывод: отсутствует и сам предмет правоведения как науки о формализованном, структурированном праве с чётко установленными источниками и институтами. Т.е. такого "права" попросту НЕТ.
Что же тогда есть? 1) Обычаи, и 2) королевские указы. И то, и другое можно, в принципе, "зафиксировать", т е. записать (что, видимо, мейстеры и делают) - но судья (лорд, король, десница) будет пользоваться этими "записями" как ему заблагорассудится. Т.е., возможно, не будет пользоваться и вовсе - а отчего бы ему решить иначе? Кто запретит, кто и ЧЕМ заставит?
Несложно понять, почему в описанном мире нет ни предмета "формальное право", ни тем более "науки" о том, чего не было и нет. Вестерос существует тысячелетиями в виде разнообразных, постоянно враждовавших королевств. Их объединила единая андальская цивилизация, глубоко проникшая даже в культурно и религиозно чуждые андалам регионы, на Север и Железные острова (всеобщий язык, дворянская иерархия - за вычетом института рыцарства, почти отсутствующего у не-семерян). Однако политическая раздробленность исключала возможность унификации норм правового регулирования.
Завоевание Эйгона мало что могло здесь изменить. Бывшие королевства, формально ставшие провинциями единого государства - по сути, самоуправляемы. Грандлорд правят своими знаменосцами и прочими лордами, в общем-то, так же, как правили его предки-короли (к тому же не у всех грандлордов предки были королями, а в Вестеросе это важно). Главное - соблюдение обычая, традиции. Лорд вправе трактовать обычай достаточно широко. Помешать ему в этом может другой лорд, который сочтёт "слишком уж широкую" трактовку традиции соседом - ущемляющей свои собственные интересы. Он, скорее всего, сможет обжаловать решение, с которым не согласен, у вышестоящего лорда, вассалами которого оба являются. Высшей инстанцией является суд короля.
Всё это если и не описано прямо и подробно, то по крайней мере упомянуто каноном. И ничто из описанного и упомянутого НЕ предполагает существование формального и общеобязательного законодательства. Если кто-то из читателей утверждает, что подобные законодательные нормы в Вестеросе всё же есть - он обязан обосновать это мнение чёткими ссылками на канонический текст.