Если рассматривать ПЛиО не в узко-жанровых рамках фэнтези, а как произведение большого искусства с его новаторством (а большое искусство – это всегда новаторство и по форме, и по содержанию) , подлинностью и бесстрашием, то все эти физиологические, смертоубийственные и жутко-жестокие мерзости воспринимаются как неизбежная цена, которую читатель платит за достоверность художественной реальности Большого Художника Мартина. Никакого смакования и педалирования натуралистических гадостей у Мартина нет, их ровно столько и ровно настолько подробно, чтобы было ЧЕСТНО.
Поэтому, лично у меня ощущение мерзости при чтении ПЛиО возникает тогда, когда идёт описание мерзостей НРАВСТВЕННЫХ (и думается мне, что так и должно быть с т.зр. авторского замысла). Нет, я имею в виду не моральных уродов и олигофренов типа Горы, Амори Лорха и Варго Хоута, и даже не фреев и болтонов . Выродки они выродки и есть. Я имею в виду вполне себе приличных с виду персонажей, у многих читателей местами вызывающих даже вполне обоснованную симпатию. НО…персонажей, у которых почему-то крепко уснула совесть, так крепко, что её не в силах разбудить даже многочисленные удары «судьбой по башке». Абсолютно согласна с мыслью, что у Мартина нет сугубо отрицательных и сугубо положительных персонажей (за исключением выродков, конечно). Но можно выделить тех, у которых совесть присутствует в той или иной степени: постоянный самоанализ и внутренние разборки с собой – Джон Сноу, Дени, Тирион, Нед Старк, Сэм Тарли, Бран…, сомнения и угрызения – Джейме, Бриенна, Сандор, Аша Грейджой, даже Теон. И есть такие, кто никогда не сомневается в своей нравственной правоте, кто ничему не учится. И вот это для меня и есть настоящая мерзость:
Во-первых, Кейтелин. Уж как ни учит даму жизнь, как ни швыряется бедами и испытаниями – но нет, никакого выхода героини за рамки узко-обывательского миро- и самовосприятия не происходит. С первой до последней главы её ПОВа мы наблюдаем это ограниченное деление окружающих на «мои родные» и «чужие-посторонние». Со своими детьми – наседка, с «чужим» ребёнком - мачеха. Не блещущий сообразительностью Эдмур Талли и тот понимает свой долг по отношению к спасающимся от бед войны в Риверране подданным – но не Кейтелин, для неё они – только лишние рты. Уже считая, что потеряла всё, кроме одного-единственного старшего сына, Кет в Старых Камнях с негодованием воспринимает завещание Робба в пользу Джона – она не научилась НИЧЕМУ. И получает от судьбы закономерное следствие - ужас Красной свадьбы. И… действует в точности так же, как всегда – убивает практически единственное из всех фреев безвинное существо. Итог: она не заслужила даже смерти, она наказана жутким посмертием. Мера за меру. Это самая страшная судьба во всей саге.
Во-вторых, Тайвин Ланнистер. Ещё один персонаж, своими собственными действиями и отношением погубивший свою семью, декларируя при этом служение её интересам, и не испытывающий ни малейших сомнений в своём нравственном праве уничтожать людей чужими руками – руками олигофренов и подонков. Ни малейших признаков совести, ни грана сомнений, никакого всплеска раскаяния даже в минуту страшной смерти. И мера за меру - мерзкая вонючесть этой бессовестности выявляется мерзкой вонючестью посмертия.
Пусть простят меня поклонники этих персонажей, бесспорно наделённых талантами и достоинствами, но для меня мерзость – это душевное загнивание обычных, нормальных людей, тех, кому немало дано от природы и поэтому спрос с них вполне закономерен.