• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Тема морали и воздаяния в ПЛиО

Lizzz

Знаменосец
Совершенно неправомерно, на мое имхо, считать, что русская культура никак на европейскую или американскую не повлияла
Где это я такое утверждала?! Конечно, повлияла. Повлияла на любого мало мальски образованного писателя. Просто мое имхо, что сравнивать Толстого и Мартина, прошу прощения, все равно что сравнивать Большой толковый словарь и букварь для дошкольников. Можно, конечно, но смысла мало.
 

Шишка

Знаменосец
Ну ладно, пойду выпью йаду :D
Просто мое имхо, что сравнивать Толстого и Мартина, прошу прощения, все равно что сравнивать Большой толковый словарь и букварь для дошкольников. Можно, конечно, но смысла мало.
Возможно, вы правы, но вообще-то я не говорю о заимствовании, а о сходстве типических ситуаций. Типологическое сходство и его выявление может дать для понимания литературы довольно много. Но, в конце концов, если вам так жмут эти аналогии, считайте их просто примерами, объясняющими, как я вижу ту или иную ситуацию, а не как сравнение. Я просто филолог и мне близки эти примеры, была бы инженером или медиком, приводила бы другие. По существу вы ведь не возражаете. :smirk:
 

lenivaya

Знаменосец
Смех дело полезное. Но Америка - это больше ковбои и индейцы, чем православие и Толстой с Достоевским) Я не филолог, я инженер-конструктор, возможно поэтому у нас разные восприятия :cool:
Простой пример абсолютной непохожести менталитета: у нас если Петров списал у Васечкина контрольную по математике, а Сидоров об этом рассказал учителю, Сидоров - предатель и сволочь. В Америке в той же ситуации Сидоров - молодец, Петров - нарушитель и преступник, а Васечкин либо слабак, либо подаёт в суд за нарушение авторских прав Петровым.
.
 

Шишка

Знаменосец
Но Америка - это больше ковбои и индейцы, чем православие и Толстой с Достоевским)
А Россия - это медведи с балалайками. :facepalm: Куда нам до великого Фолкнера, Стейнбека, Драйзера, По, Хамингуэя, Капоте и так далее.
 

Lizzz

Знаменосец
Мартин не Толстой, естественно, но кмк он говорит читателю, что даже несмотря на то, что нравственный выбор не гарантирует успеха (можно выбрать милосердие, но если при этом тупить и тормозить, голова с плеч полетит все равно; можно выбрать уничтожение рабства, но если делать все наскоком, тысячи изнасилованных и мертвых Ероих будут твоими следами; можно выбрать живых против мертвых, но если не учитывать тысячелетние традиции, можно получить кинжалом в бок от своих же братьев), но он все равно остается нравственным, ошибка заключается не в нем.
Все так, но нигде не видно отношения самого автора к нравственному выбору персонажа. Нет никакого "хорошо" и нет никакого "плохо", как нет и "нравственно" или безнравственно". Последующие кармические расплаты, потери конечностей, власти и тд нигде не являются закономерным итогом сделанного ранее того или иного нравственного выбора. Ну во всяком случае, я его не вижу. С моей точки зрения они лишь дают импульс персонажу, одновременно по-новому раскрывая его и производя должный эффект на нас с вами. К примеру, говоря о том, что Джеймме потерял руку в наказание за попытку убийства Брана или инцест с сестрой или за все вместе взятое, это исключительно читательская позиция, что вот оно "награда нашла героя". Воздаяние там получают все, и гораздо чаще оно настигает за хорошие и добрые дела. Мартин, возможно, и я надеюсь, намеренно отстраняется от прямого морализаторства. Вот поэтому мы и спорим здесь годами по оценке одних и тех же персонажей. Это ли не показатель? А говоря о Петире, мы, не имеея его ПОВ, можем только экстраполировать. Мы не можем с уверенностью говорить, что им движет, в чем он раскаивается, какие его реальные мотивы. Если бы у нас не было ПОВ Джеймме, уверяю, мы бы все считали его просто чудовищем.
 
Последнее редактирование:

Lizzz

Знаменосец
Тема задела за живое. Если интересно, предлагаю подискутировать над этим и прошу открыть тему"Мораль сей басни такова или Мартин и судный день". Не уверена, куда ее правильно поместить. Просьба перенести наш треп, куда правильно.
 

Шишка

Знаменосец
Если интересно, предлагаю подискутировать над этим и прошу открыть тему"Мораль сей басни такова или Мартин и судный день". Не уверена, куда ее правильно поместить. Просьба перенести наш треп, куда правильно.
Мне кажется, есть в "Мире ПЛИО" какие-то подходящие темы, но я бы не хотела, чтобы все вышесказанное перемещалось куда-то, так как все-таки речь шла о Петире и Сансе (остальные примером). Вот если продолжать, то да, надо куда-то перемещаться.
 

Lizzz

Знаменосец
Леди Шишка , тема воздаяния за грехи тому или иному персонажу(не только Петиру) периодически возникает." Вот этот получил по заслугам за то-то и то-то, а вот тот тоже обязательно получит за вот это". Честно, всегда обходила это стороной. Но столько уважаемых читателей, кто абсолютно уверен в степени греха и мере его воздаяния, что это стало невозможно игнорировать)). Таким образом тема поможет нам раскрыть, является ли Мартин мерилом моральности, морализатором или моралистом,о чем тоже часто заявляется. Думаю, что правильнее это обсудить в теме Мартина, дабы уйти в очередной раз от личных читательских оценок "заслужил-не заслужил" к пониманию роли автора в данном вопросе.
 
Последнее редактирование:

Lizzz

Знаменосец
Как интересно! Читаю тему с начала, с 12 года и понимаю, насколько читатель сам является мерилом нравственности и добра и зла в контексте ПЛИО. Каждый видит запараллеленные грех-воздаяние там, где кончается и начинается зона его собственных предпочтений и симпатий)). У кого-то Санса "обмизинит" Петира, у кого-то Пса зарубит ребенок)).
 

Augusta

Знаменосец
Правосудие - это когда суд и вынесение приговора. И наказание должно быть соответственно закону. А иначе - линчевание, не имеющее отношение к правосудию.
Я не собираюсь говорить абстрактно. Ситуации могут быть разные, вот и разбирать их нужно каждую отдельно.
 

Augusta

Знаменосец
Таким образом тема поможет нам раскрыть, является ли Мартин мерилом моральности, морализатором или моралистом,о чем тоже часто заявляется.
Тема ничему не поможет, потому что те, кому нравятся разные мерзавцы, будут и дальше говорить, что:
К примеру, говоря о том, что Джеймме потерял руку в наказание за попытку убийства Брана или инцест с сестрой или за все вместе взятое, это исключительно читательская позиция, что вот оно "награда нашла героя".
Хотя это и абсурд, потому что воздаяние очевидное.

Что рассудит - так это финал истории. Когда все злодеи окажутся по итогам наказанными - это будет лучшим доказательством:cool:
 
Последнее редактирование:

нап

Удалившийся
Выбор в пользу нравственности не приносит счастья еще более гарантированно.:D
Ну, это смотря что считать счастьем. :) И кем оценивается это счастье: самим персонажем или так, со стороны.
В принципе, у Мартина переход черты меняет суть, того, кто перешагнул. Самый простой и наглядный пример: Повар- крыса. Нарушил закон, перешел черту, разделяющую мир людей и мир животных (законы там всякие) и мигом стал животным. Крысой. Причем и животное тоже получилось бракованное- оно поедало собственное потомство...
 

Lizzz

Знаменосец
Хотя это и абсурд, потому что воздаяние очевидное.
Абсурдно считать себя единственным, узревшим свет истины и очевидное. Абсурдно безапелляционно навязывать свое клише, как единственно правильное, да еще и ссылаться при этом на автора, мол мы-то с Мартином знаем. Абсурдно ненавидеть литературного персонажа, пусть и не самого приятного по типу "гаденыш must die". :D
 

Lizzz

Знаменосец
Ну, это смотря что считать счастьем. :) И кем оценивается это счастье: самим персонажем или так, со стороны.
Выбор в пользу безнравственности если и приносит временный успех, то совершенно точно не приносит счастья.
 
Сверху