• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Тема морали и воздаяния в ПЛиО

Lizzz

Знаменосец
Мартин не Толстой, естественно,
Здесь я бы даже побоялась делать аналогии. Русская литература стоит особняком кмк от ВСЕГО, ибо зиждется исключительно на православно-христианской морали, даже у авторов, отрицающих в те или иные моменты таковую)). Не судить, призывать "милость к падшим", возлюбить врагов своих, всепрощать и тд и тп. Пойдите найдите такое у Мартина! Но это уже не назовешь морализаторством. Есть более подходящее слово - духовность.
 

Шишка

Знаменосец
Не судить, призывать "милость к падшим", возлюбить врагов своих, всепрощать
Вообще, это не православно-, а просто христианская мораль, вполне в русле общеверопейского (и американского) христианства. А от сравнения с Толстым Мартин сам не открещивался, было в интервью. (И про всепрощать у Мартина есть - септон Мерибальд ака Платон Каратаев) Да и собственно, Толстой и Достоевский - наверное то единственное из русской литературы, что является полноправной частью мировой. Так что при известных оговорках, аналогия вполне уместная.
Ну и, конечно, вся компаративистика строится на сравнении и выявлении общих мотивов у разных культур (литератур), даже не обязательно настолько общих, как русская и западно-европейская, вплоть до древнеиндийской и культурой американских индейцев.
 

Lizzz

Знаменосец
Эм. Ну ващет, это не православно-, а просто христианская мораль, вполне в русле общеверопейского
Именно что православная, не из-за перечисления обще-христианских ценностей. Но это очень серьезная тема, требует много буков.) А я не любитель длинных текстов, простите).
 

Шишка

Знаменосец
Именно что православная, не из-за перечисления обще-христианских ценностей. Но это очень серьезная тема, требует много буков.) А я не любитель длинных текстов, простите).
Ну хорошо.
Я просто все равно несколько в шоке от такого лихого исключения русской литературы в особенную особость, и запрет на аналогии при наличие многих давно исследованных связей и взаимовлияний.
 

Zyrianin

Знаменосец
вся компаративистика строится на сравнении и выявлении общих мотивов у разных культур
Это правомерный подход, но заведомо не единственно возможный, и даже вряд ли лучший. Многим как раз интереснее различия.
Можно ли выявить общие мотивы у пар Санса-Петир, Арья-Сандор, Бриенна-Джейме? Ну, можно, наверное. Только много ли нам это даст?..
 

Шишка

Знаменосец
Многим как раз интереснее различия.
Сравнение - это выявление и общего, и различного. Сравнивая общие мотивы в свадебных обрядах разных народов, например, выявляют и различия, которые тоже показательны. По поводу того, какой метод исследования литературы лучший я на этом уровне рассуждать, извините, не готова.
 

ElenaSh

Знаменосец
Напишу чуть попозже, что я думаю про морализаторство Мартина, а пока - только маленькая ремарка относительно нравственности - безнравственности Петира: это может иметь значение для его выживаемости в условиях мира ПЛиО, но как это может отменить пейринг? Если мы посмотрим на красивые любовные истории, прописанные автором: Рейгар и Лианна, Дени и Дрого, Джон и Игритт, Джейме и Серсея, то увидим, что они
а) всегда конфликтны
б) всегда плохо заканчиваются,
то есть предопределённость гибели Петира как раз играет на руку возможности развития этих отношений, а не против них.
 

ElenaSh

Знаменосец
Ava , Lizzz , Шишка , вклинюсь в ваш разговор. Человек ведь не рождается с нравственным законом внутри, правда? И добро и зло - это не какие-то объективные категории, которые существуют независимо от нас, они - плод нашей культуры и неразрывно с ней связаны. И то, что в одной культуре может восприниматься, как нравственное и высокое, в другой окажется греховным и мерзким. Как пример, индейцы Великих Равнин считают, что мучить пленников перед смертью - это добро, поскольку позволяет им проявить свою силу духа и совершить подвиг, что для нас, как для наследников христианского мира, звучит диковато. Так же, допустим, в мире Мартина существует мораль вестеросских лордов и мораль вольного народа, которые друг другу противоречат.

Так вот, если мы говорим о русской литературе, то она уходит корнями, как справедливо заметила леди Lizzz, в православие с его
Не судить, призывать "милость к падшим", возлюбить врагов своих, всепрощать и тд и тп.
И эти нормы для Мартина как раз не характерны, а если что-то подобное у него и встречается, то в крайне гомеопатических дозах. Та мораль, которую автор изобретает для Вестероса - совершенно определённо не христианская. Как-то мне попадались трактовки, что это что-то похожее на нео-язычество, но не буду утверждать наверняка, потому как если в православии я немножко разбираюсь - отучилась два года в воскресной школе во взрослом уже возрасте, то благодаря этому в том числе и хорошо понимаю, насколько по-дилетантски выглядят суждения о религии снаружи неё. Так что это может быть и нео-язычество, а может быть и просто какой-то модный микс, а возможно, что леди Lizzz права, и никакой законченной версии морали Мартин и не предлагает.

Если мы возьмём образ Петира, то он мне кажется в своей безнравственности схожим со Ставрогиным Достоевского, только последний - хуже, гораздо, и тем не менее автор даёт ему шанс до самого конца и посылает ему девушку, влюблённую в него, которая верит в то, что ей по силам вытянуть его душу из ада. Вот это - снисхождение к самому последнему грешнику, как оно резко контрастирует с презрением, которое демонстрируют "положительные" герои Мартина к тем, кто не дотягивает до нужной отметки по их моральной шкале. А между тем Христос ел именно с мытарями и грешниками.

И всё было бы не так плохо, если бы не некоторые тревожные звоночки. "Человек имеет право мстить". Честно говоря, меня передёрнуло в момент, когда я прочитала эти слова из легенды про повара-крысу. Откуда это? Сбрасываем 2000 лет христианства и возвращаемся обратно к ветхозаветным "око за око"? Мартин очень красиво рассуждает о конфликте в человеческом сердце, но на практике оказывается, что тот конфликт, который разрешают для себя герои - это, допустим условно, не убивать или не убивать, а чью сторону принять. Вот смотрите, цитата из интервью: "Добро и зло в любом конфликте существуют с обеих сторон". А по факту, что мы имеем: хороших Старков и плохих Ланнистеров. Как я себе представляю достоверное изображение вендетты - это, допустим, фильм "Хэтфилды и МакКои", где как раз ярко показано, что хорошей стороны нет, что насилие порождает ещё большее насилие. А если у Мартина Старки отомстят и окажутся "в домике", то это будет довольно искусственно и губительно, если мы говорим о воздействии литературы на читателя.

Ещё одним важным отличием Мартина от русской литературы является то, что она смотрит на человека изнутри. Это именно тебя препарируют, твою душу выворачивают наизнанку и отстирывают. Мартин же направляет камеру снаружи. Собственно то предложение, которое у него есть для читателя - это не приглашение прилечь на кушетку и исследовать глубины именно твоего сердца, а отстранённое - обсудить социальные проблемы - например, какие преступления и в каких случаях общество готово прощать или не прощать. И 90% обсуждений в фигурах именно на этом и строятся - можем ли мы, такие хорошие, простить этих заблудших героев. И мы, как бы смотря на них свысока, выносим вердикт. Здесь нечего почерпнуть для собственного духовного роста. Кроме того, мало, что ПЛиО не возвышает, оно наоборот взращивает самые низменные чувства, пестует их и лелеет. Сколько вот тут на форуме можно прочитать пожеланий нелюбимым героям сдохнуть в адских муках? Герои - вымышленные, а эта ненависть - вполне реальная. Так что если перед автором и стояла морализаторская задача, то он с ней не справился. Вообще с точки зрения православного человека это довольно вредная книжка, потому что в ней к действительно христианским ценностям подмешиваются вещи, христианству перпендикулярные, что гораздо опаснее, чем явная проповедь радикально иных норм. А так, всего щепотка, и читатель проглотит и попросит добавки, как легко зритель проглотил пироги из Фреев и скармливание Рамси собакам, хотя и то, и то уже за рамками человечности, и как например, передёргивает от книжных Арьиных убийств Дареона и страховщика, но как легко эти убийства оправдываются. Вот если Мартин раскрутит эти читательские ожидания, сыграет на нашей готовности оправдать любые поступки, совершённые "положительными" героями, а потом вскроет нас, внезапно развернув прожектор, направленный на героев, в нашу сторону, показав, что мы готовы к принятию любой идеологии, если она упакована в красивую нравственную обёртку - вот тогда я буду аплодировать, но надежды на такой финал уже немного.

В общем-то единственный образ пока, и единственное поучение, в котором я с автором совпала - это путь Станниса, потому что он прямо живое воплощение библейского: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". Никакие благие помыслы не стоят ровным счётом ничего без любви.

В целом, если бы меня заранее предупредили, что Мартин - морализатор, то я не стала бы это читать, просто потому что я взрослый человек со своими сформировавшимися взглядами, и никакие книжечки свидетелей Иеговы их не смогут уже поколебать. Я всегда воспринимала и сейчас продолжаю воспринимать эту сагу, как сказку, где есть красивые картинки - Дени, вступающая в огонь, вылупляющиеся драконы, которых она вскармливает грудью, или Санса, похищенная через тайные записки, яд в её волосах... И в этой сказке не получается у меня клеймить Петира злодейским злодеем, ну разве что от пыток Мариллона передёргивает, а так - на фоне инцестов и расчленёнки, от которого порой действительно подташнивает, главы в Долине воспринимаются просто как глоток свежего воздуха и сплошное ми-ми-ми. Наверно, единственные персонажи в этой сказке, которые лично мне неприятны, это только Нед и Кет - именно в силу своей несказочности и серости - они скучны настолько, что аж скулы сводит, но при этом они не няшные хоббиты, а высокомерные задаваки, поэтому вместо того, чтобы вызывать умиление, отталкивают. А так - ну скажите, вы правда ненавидите сказочного Кощея? А если этот Кощей чертовски обаятелен?
 

Шишка

Знаменосец
ElenaSh , не соглашусь в главном. Мартин не морализатор, а моралист. Первый выдает свою мораль явно и четко, второй ее просто имеет в виду. Мартин может сколько угодно кружить вокруг, например, заповеди "не убий", походить к ней и со стороны праведной мести, и справедливого суда, и вынужденной жертвы, а в результате, помяните мое слово, получится именно то, что вы отчаялись увидеть. (Кстати, почему? какие у вас к тому предпосылки?) Ни жертвы, ни месть, ни казни не выстилают дорогу к правде и добру. Только милосердие, примирение, самопожертвование. Это тоже, наверное, скучно выглядит как декларация, но именно поэтому Мартин навертел на свое морализаторство все то, что навертел.
Исключительное имхо, но я вижу все это как-то так.
И еще, вы меня простите, пожалуйста, за эту оценку, возможно, я ошибаюсь. Но мне кажется, что вы видите в форуме и форумных баталиях значительно больше, чем тут есть на самом деле, и немного обиделись на форум, сериал и фандом в целом за Мизинца. Мартин и его текст в этом всем виноват только очень-очень косвенно.
 

Lizzz

Знаменосец
Я опять с аналогией из русской литературы, сорри,
Ок. Писал бы Мартин в стиле Великих Русских. Скорее всего мы бы имели ПОВ Петира Бейлиша. Вообразим, что вложил бы автор в персонажа. Экзистенциальные внутренние монологи в стиле "тварь я дрожащая или право имею"( вот откуда все ноги растут), внутренняя борьба с самим собой, презрение к самому себе, ненависть к человечеству одновременно с трогательной любовью к какому-нибудь падшему существу. И читатель бы умывался слезами от сочувствия и восхищался бы силой духа героя.:D
 

Augusta

Знаменосец
И эти нормы для Мартина как раз не характерны, а если что-то подобное у него и встречается, то в крайне гомеопатических дозах. Та мораль, которую автор изобретает для Вестероса - совершенно определённо не христианская.
Я поражаюсь, леди, что вы не только всю ПЛИО и всех её героев оцениваете сквозь призму истории Бейлиша, а читателей оцениваете исходя из их отношения к нему, но не стыдитесь даже христианство использовать в подобных целях. Не вы ли ранее писали:
Кет, выбравшая долг и смирение, и Лианна, разделившая с Рейгаром безрассудство любви. Станнис в его холодности, чопорности и справедливости и Ренли, отдающийся радостям жизни (и тот персик, который он протягивает брату, как символ удовольствий, отвергнутых Станнисом). И тут я немного вклинюсь в ваш разговор про совесть. Совершал ли Ренли дурные поступки? Не он ли давал согласие на убийство Дейнерис, не он ли предлагал брать детей Серсеи в заложники, не он ли собирался занять трон в обход брата... И никаких угрызений совести, но при этом в читательских глазах Ренли - милаха, а Петир - воплощённое зло. Не понимаю, почему так. Продолжу, Джон и его клятвы ночному Дозору и Игритт в её стремлении к свободе. Нед с его формализмом и Петир с его любовью к игре...

Здесь нет правильного выбора - погибают все рано или поздно, но кто-то живёт, а кто-то только существует. Поэтому я всегда буду на стороне тех героев, которые выбирают жизнь, к каким бы печальным последствиям это ни вело.
И где тут христианские ценности? Мотив "главное прожить ярко, всё равно придется умирать" - абсолютно не христианский. Наоборот, главное прожить честно, потому что придется умирать, а там - Суд. И вот как раз Нед и Кет, которые руководствуются долгом, а не желаниями, являют собой пример того, каким должен быть христианский брак. Бог дал тебе этого человека, и ты должен любить этого человека, потому что отныне двое - одна плоть. В момент заключения брака они не любили друг друга, они даже почти и не знали друг друга, но кропотливо создали свой собственный рай. Который оставался для них раем, даже если вы считаете его скушшшным.

Что касается христианских мотивов, то их у Мартин предостаточно. Что стоят только образы Джейме и Теона, которые преображаются на наших глазах через страдания. Автор отмерил им именно такую меру страданий, которые они заслужили, исходя из своих предыдущих поступков. А Сандор Клиган, который оказался в монастыре, и уж конечно выйдет оттуда изменившимся? Неужели этого мало?

Месть и наказание за преступления - не одно и тоже. Христианство никогда не запрещало наказывать преступников, это вообще абсурд. Или вы считаете торжеством христианской морали, если будут открыты все тюрьмы, и преступников выпустят на свободу? Преступники должны быть наказаны, чтобы честные люди могли жить мирно.
 

lenivaya

Знаменосец
Наказание преступника - это не зло. Это правосудие.
Правосудие - это когда суд и вынесение приговора. И наказание должно быть соответственно закону. А иначе - линчевание, не имеющее отношение к правосудию.
 

Шишка

Знаменосец
Ок. Писал бы Мартин в стиле Великих Русских
Можно подумать, что Мартин не читал Великих Русских или сознательно способен ими открытые идеи из своей головы изгнать. :killed:
Совершенно неправомерно, на мое имхо, считать, что русская культура никак на европейскую или американскую не повлияла (так же как и в обратном направлении).
 

lenivaya

Знаменосец
Можно подумать, что Мартин не читал Великих Русских или сознательно способен ими открытые идеи из своей головы изгнать. :killed:
Совершенно неправомерно, на мое имхо, считать, что русская культура никак на европейскую или американскую не повлияла (так же как и в обратном направлении).
А может и не читал. :wideyed:. И на счет взаимовлияния с американской культурой, тут что-то вряд ли. С европейской - да.
 
Сверху