Ну почему минус. Чем он проще того же Давоса?
По-моему, ничего там не раскрыто... вообще ничего, что бы мы не знали до этой сцены.
Значит, Вы знали намного больше меня. Я этой сцены не ждал и до сих пор считаю, что поведение в ней Вариса решительно не совпадает с тем, как подавался его характер и персонаж до того.
У Серсеи все эти ипостаси сосуществуют гармонично и бесконфликтно. Нед сложнее.
Вопрос в том, что есть "сложнее".
Для меня это в том числе и "больше". У Серсеи при всей гармоничности ипостасей их больше.
Ладно - поскольку вопрос "сложности" характера упёрся в определения могу предложить говорить об интересности характера. Это вещь более зависимая от восприятия. Характер Серсеи мне неприятнее, но я не могу отрицать того факта, что читать её главы в Пире мне интереснее, чем главы Неда в "Игре". И именно в силу характера Серсеи, а никак не происходящего там действия.
Я уже перечислял: у него классический конфликт между любовью и долгом (которому прибавляет оригинальности, что, в частности, конфликтуют любовь и долг к одному человеку - к Роберту) , между личностными свойствами и статусной миссией, между долгом перед семьей и долгом перед королем, между принципами и долгом... каждую из этих оппозиций можно развернуть по нескольким линиям действия.
И все они представляются мне банальными и предсказуемыми. В каждой из них можно гарантированно предсказать решение Неда, а во многих случаях даже предположить какой именно конфликт там возникнет.
Да я бы не сказал. Оно столь же предсказуемо в смысле выбора Серсеи, как и выборы Неда.
Ну, скажем так. На уровне не логического рассуждения, а читательского ожидания - не так. Возможно в силу того, то характер Неда мне ближе, отчего его выборы воспринимаются мной как более ожидаемые и предсказуемые. Серсея для меня более оригинальна в своих выборах.
А Вы готовы предположить, что этого участия не было в первоначальном замысле?
Не готов. Слишком заметны развешенные по стенам ружья.
Ну, это неизбежная особенность сюжетного положения нравственного человека - что его будут в первую очередь и больше всего волновать проблемы этики... Это не делает такой образ ни плоским, ни предсказуемым, ни бесконфликтным - и Нед тому яркий пример. Впрочем, они не в одной градации.
Речь немного о другом. Не о следствиях, а о причинах. Нравственность человека не отменяет других сторон его личности. А Нед это только нравственный человек. Других составляющих у него нет. Естественно, что в силу этого его в первую очередь волнуют именно проблемы этики.
Условно говоря на фоне массы неоднозначных в плане этичности персонажей полностью положительный Нед заметно выбивается. При этом в Игре он выбивается меньше во многом потому, что там как раз персонажи в плане подобных оценок более однородны и отнести тот или иной образ в категорию "положительный/отрицательный" всё же легче, чем в более поздних книгах.
Та же Серсея в Игре просто интриганка и явно отрицательна, а в Пире обнаруживает тяжёлое детство и кучу комплексов, позволяющих в той или иной степени понимать и объяснять её действия.
То бишь если "сложность" персонажа вызывает терминологические затруднения (ибо не совсем однозначно, что это такое) то можно говорить о том, что персонажи более поздних книг более мотивированы в своих действиях.
У него много больше развилок. Навскидку: в Винтерфелле - принимать ли предложение Роберта, в Дарри, затем - после конфликта с Робертом, возвращаться ли в Десницы, затем - перед разговором с Серсеей. И во всех этих случаях Нед совершает трагические ошибки, и по большому счету неправ.
1. Не того уровня. Сначала он не собирается это делать за ненадобностью, затем меняет позицию после увечья Брана. И аргументация там - расследовать смерть Аррена в первую очередь. Я не вижу там какого-то конфликта правильных решений. Скорее изменение решения под влиянием обстоятельств.
2. В Дарри его конфликта с Робертом я вообще не вижу. Ситуация с Леди не конфликт а "тяжело, но надо". Здесь опять же нет выбора между правильными решениями. Здесь есть решение, которое неприятно, но должно быть исполнено.
3. Возвращение в Десницы - повторение истории с согласием на должность. Сначала однозначное "нет" потом не менее однозначное "да" в изменившихся обстоятельствах. Это не конфликт двух правильных решений - это исполнение правильного решения. Нед полагает, что уход с поста будет неверным в сложившихся обстоятельствах. Здесь ситуация приближается к развилке, но имхо не достигает.
4. Перед разговором - тоже близко. Но имхо его возможность не рассказать - решительно не впишется в его характер. И для меня его выбор здесь совершенно однозначен.
И заметьте - причины его гибели двойственны. На первом уровне - это вроде как результат выбора честных, как Вы выражаетесь, решений. А на втором... там сложнее. В частности - в вопросе престолонаследия: Нед хорошо приложил руку к созданию ситуации, когда права на престол непрочны и зыбки... и он-то и оказывается человеком, отчаянно и самоотверженно пытающимся вернуть пролитое молоко.
Про то, что он силой мысли перенёс семя Джейме в лоно Серсеи уже как-то говорилось. Нед никакого отношения к созданию зыбкости прав на престол не имел. Они создались ещё 12 лет назад, когда родился Джофри. А что он не пошёл по пути сокрытия полученной им информации - это совершенно неизбежно для данного характера.
Поставить в упрёк ему можно только двойственность ситуации с завещанием.
Все это обозначено уже в Игре - но легкими намеками. К примеру, в первой же сцене с Джейме он (вдруг) сочувствует Роберту, а не Серсее. Бежать на могилу мертвой возлюбленной - это так романтишно...
Это уж очень лёгкие намёки
Полагаю, что это логика экспозиции характера, а не эволюции замысла.
Ну я, честно говоря, не верю в неизменность и каменную застылость замысла в течение двадцати лет. Так не бывает. Человек не может ничего не изменить в нём за столько времени.
Несомненно многое заключено именно в экспозиции. Но во многих случаях, имхо, и замысел дорабатывался и акценты смещались и просто техническое мастерство автора росло.
Его именно и упрекают в том, что действия не подчиняются одной логике - ни логике принципов и долга, ни логике доброты и всепрощения.
А это от попытки отделить принципы и долг от доброты и всепрощения.
Логика Неда Старка - это логика этической справедливости. Воздаяния по заслугам и соблюдения личностных принципов. В которой предпочтение долгу или доброте отдаётся в зависимости от обстоятельств. Логика принципов и долга - к Станнису. Логика доброты и всепрощения... ну явно такого персонажа мне назвать трудно.
Лично я не вижу в действиях Неда никакой непоследовательности и нелогичности. Он предельно целен и довольно последователен. И он, кстати говоря, далеко не добр. Что до долга - то его главный долг - перед собой и своими принципами. Можете назвать это "этическим эгоизмом" если хотите
В этом отношении он, кстати, более живой персонаж чем тот же Станнис. Ибо живому человеку свойственны "балансные" решения а не зацикленная на чём-то одном логика.