• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: фентези и исторический роман

Lestarh

Знаменосец
Мне кстати именно в картографическом плане всегда казалась бросающейся в глаза аналогия Россия-Руния.
Толкиен творил на заре фентезийного жанра, когда вот просто так взять и поместить действие в совершенно вымышленный мир ещё не было обычным приёмом. Поэтому он совершенно честно и не скрывая делал "альтернативную Европу".
 

Гагарион

Знаменосец
когда вот просто так взять и поместить действие в совершенно вымышленный мир ещё не было обычным приёмом.
емнип в приложениях к ВК даже прямо сказано, что наш мир - это Средиземье спустя много много-много лет, когда из него ушла вся магия. И всякие пассажи, мол, сейчас люди уже забыли как на самом деле выглядели эльфы, и думают, будто они были маленькие и с крылышками.
 

Amos

Знаменосец
Да. У Дансени уже были вымышленные миры, у Эддисона уже была Зимиамвия ну и Моррис конечно же.
 

Lestarh

Знаменосец
Дансени до Толкиена по-моему уже запилил Пегану,вымышленную целиком
Он классический "опереженец времени". Благо барон и мог позволить себе писать что хочется в рамках хобби и издавать на собственные деньги.
 

Lestarh

Знаменосец
Да. У Дансени уже были вымышленные миры, у Эддисона уже была Зимиамвия ну и Моррис конечно же.
А ещё был горячо мною любимый Александр Грин... :meow:

Тем не менее стереотипы ещё оставались. Авторы приключенческих романов XIX века локализовали место действия своих романов с точностью до градусов широты и долготы, а время - до дня недели и конкретной даты.
Стивенсону в "Острове Сокровищ" даже пришлось отмазываться :D
Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца, не
скрывая никаких подробностей, кроме географического положения острова.
Указывать, где лежит этот остров, в настоящее время еще невозможно, так
как и теперь там хранятся сокровища, которых мы не вывезли. И вот в
нынешнем, 17... году я берусь за перо и мысленно возвращаюсь к тому
времени, когда у моего отца был трактир "Адмирал Бенбоу"

Имхо, но массово перестали заморачиваться вопросом "как связать место и время действия с реальностью" авторы только с расцветом фентези и фантастики ближе к середине XX века.
 
Содержимое картинки - бред, конечно же
Авторский полёт фантазии...
Но мопед не мой, я просто нашёл в гугл-картинках :not guilty:
 
Последнее редактирование:
В цикле довольно удачны последние две книги (написанные сильно позднее, да). С другой стороны, без первых двух книг они будут просто непонятны ("Истовик-камень" не столь важен).
Когда читала "Волкодава", было ощущение, что книга буквально изнасилована попытками сделать из нее фэнтази. Вся магия там кажется какой-то чужеродной и ненужной, даже если выступает двигателем сюжета.
 

Peter-88

Лорд
Лихо, конечно, запихали Рохан с его сверхстепями в Скандинавию, а субтропический Гондор — на Балтийское побережье. :D
Мне кстати именно в картографическом плане всегда казалась бросающейся в глаза аналогия Россия-Руния.
И где там аналогия-то?
Рун и расположен (довольно условно, поскольку не страна, а территория) южнее (да и восточнее), и функционально — Средняя Азия, о чём недвусмысленно говорит этимология названия.
Авторы приключенческих романов XIX века локализовали место действия своих романов с точностью до градусов широты и долготы....
Притом, подчас события на тех координатах могли происходить далекие от рационализма.
а время - до дня недели и конкретной даты.
Что, кстати, налицо и у Дж.Р.Р.Толкина. Но у Толкина вообще очень много элементов, работающих "на реализим".
...ближе к середине XIX века.
Т.е. XX века?
Когда читала "Волкодава", было ощущение, что книга буквально изнасилована попытками сделать из нее фэнтази.
Я бы не был столько котегоричен, но не будем забывать, что Семёнова до "Волкодава" фэнтази не писала (если не рассматривать её довольно неопределённый вклад в русскую конанину), а её исторические произведения, в целом, были рационалистичны (хотя в "Хромом кузнеце" этот рационализм явно провисает), что, впрочем, и понятно. При этом, ранняя историческая проза была тем фундаментом, на котором писалься "Волкодав" (особеннно бросаеться в глаза сходство с ним неоконченной повести "Ведун").
Вся магия там кажется какой-то чужеродной и ненужной, даже если выступает двигателем сюжета.
Во всяком случае, значительная часть. При первом прочтение я испытал нечто, близкое к шоку, когда от волкодавого заговора замок Людоеда действительно стал рушиться.
 

Havelock

Знаменосец
Притом, подчас события на тех координатах могли происходить далекие от рационализма.
Ага. Жюль Верн обожал точные координаты. Но на Таинственном Острове, например, с этими точными координатами творилось та-а-акое-е, что просто :facepalm:
При первом прочтение я испытал нечто, близкое к шоку, когда от волкодавого заговора замок Людоеда действительно стал рушиться.
А мне понравилось :oops:
 

Lestarh

Знаменосец
Лихо, конечно, запихали Рохан с его сверхстепями в Скандинавию, а субтропический Гондор — на Балтийское побережье.
:D

Да :oops:

Я бы не был столько котегоричен, но не будем забывать, что Семёнова до "Волкодава" фэнтази не писала (если не рассматривать её довольно неопределённый вклад в русскую конанину)
Ну Волкодав это своего рода "антиконаниана" - параллели с уклоном "наоборот" видны невооружённым взглядом. Я бы назвал его как раз рефлексом на Конана, с попыткой сделать последнего духовным и православным славяноязыческим. Имхо - не слишком удачной попыткой :unsure:

...хотя в "Хромом кузнеце" этот рационализм явно провисает
Ну, опять же имхо, это одна из лучших её вещей.

Во всяком случае, значительная часть. При первом прочтение я испытал нечто, близкое к шоку, когда от волкодавого заговора замок Людоеда действительно стал рушиться.
Угу...

В определённой степени проблема кажется мне знакомой. Судя по другим книгам - Семёнова (как и ваш покорный слуга :puppyeye: ) - человек советского рационалистического воспитания с выраженным интересом к естественно-научному подходу и выросший на хорошей научно-популярной литературе.
Писать про магию такому человеку сложно - он будет всё время сбиваться либо на некую науко-техномагию (с попытками рационально объяснить как и почему оно работает), либо на "вставные челюсти" фрагментов, вставленных в повествование "шоб были", но не вписывающихся органично в достаточно рационально построенный сюжет.

Ага. Жюль Верн обожал точные координаты.
В отсутствие гугл-мапа и GPSа он мог такое себе позволить :oh:
 

Peter-88

Лорд
Но на Таинственном Острове, например, с этими точными координатами творилось та-а-акое-е, что просто :facepalm:
Я, в сущности, когда эту фразу писал, думал не про Верна. (Хотя, к тому роману Жюль Верн написал сиквел — но с рационалистических позиций.)

Ну, опять же имхо, это одна из лучших её вещей.
Вполне возможно, но я как-то уже писал о той усмешки, которую вызвала концовка при условии знакомства с оригинальным сюжетом.

Писать про магию такому человеку сложно - он будет всё время сбиваться либо на некую науко-техномагию (с попытками рационально объяснить как и почему оно работает), либо на "вставные челюсти" фрагментов, вставленных в повествование "шоб были", но не вписывающихся органично в достаточно рационально построенный сюжет.
Куда же без этого. Хотя разгул всевозможного колдунства (часто тоже с претензией на наукообразность) вообще свойственнен скорее всяким AD&D, где литературность на втором плане....

У Семёновой же в последних книгах "Волкодава" наблюдаеться уклон в мистическую составляющею (божественные сущности являються всё чаще и чаще, и совсем не в камео), а вот колдунство как-то сходит на нет.

Имхо - не слишком удачной попыткой :unsure:
Ну а что делать-то, это был необходимый этап развития жанра.... :)
 

Havelock

Знаменосец
Я, в сущности, когда эту фразу писал, думал не про Верна. (Хотя, к тому роману Жюль Верн написал сиквел — но с рационалистических позиций.)
Да насчет рационализма-то у него неплохо. Я о соблюдении элементарных природно-географических особенностей местности.
Ну, опять же имхо, это одна из лучших её вещей
А мне не очень :unsure:
Судя по другим книгам - Семёнова (как и ваш покорный слуга :puppyeye: ) - человек советского рационалистического воспитания с выраженным интересом к естественно-научному подходу и выросший на хорошей научно-популярной литературе.
Писать про магию такому человеку сложно - он будет всё время сбиваться либо на некую науко-техномагию (с попытками рационально объяснить как и почему оно работает), либо на "вставные челюсти" фрагментов, вставленных в повествование "шоб были", но не вписывающихся органично в достаточно рационально построенный сюжет
Вот да! :bravo:
 

Peter-88

Лорд
Я о соблюдении элементарных природно-географических особенностей местности.
Это само собой. Но у вспомненного мною Э.А. По было ещё круче. :D

...он будет всё время сбиваться либо на некую науко-техномагию (с попытками рационально объяснить как и почему оно работает)
...Время здесь летело совершенно незаметно. После демонстрации гроссмейстером достижений "теневой" магии, Анри до глубокой ночи творила многофигурные дивинации, пытаясь вычленить приметы, способные бросить отсроченный блик на приживление добавочной тени – части или целой. Крепыши-близнецы Растиньоль и Растиньяк оказались милейшими ребятами, покладистыми и трудолюбивыми. Они в сотый раз повторяли одно и то же, воспроизводя на пупсе-великомученике, сделанном Мускулюсом из воска, пепла и слюны Фернана Тэрца (герой рискнул плюнуть ради прогресса Высокой Науки!), все фазы:
– расчленение посмертной личности;
– укрощение тени;
– ампутация умбра-фрагментов;
– и, наконец, трансплантация их живому человеку.
Эксперимент строился на принципах формального подобия, моделируя процесс согласно аксиоме Паслена Фриксиля, отца мануальной симуляции: "Similia – similibus". Но этого вполне хватало для ряда выводов.
– Распад псевдо-личности прошел успешно! – докладывали братья хором.
– Туманом озеро одето, – бормотала Анри, выглядывая в окно лаборатории, откуда по ее просьбе сняли эфирную штору-пейзаж с морем, парусом и буревестниками. Озеро Титикурамба сейчас и впрямь окутывал туман, сизый, как забулдыга с похмелья. – И это добрая примета…
– Консервация эрзац-умбры завершена!
– Полнеба золотого цвета, – оценивала Анри спектральную ауру заката, сулившую успех в суде, излечение от глазного ячменя и предстоящую завтра встречу с нечаянными друзьями. Встречу мантисса отметила для себя, как имеющую особое значение. – И это добрая примета…
– Укрощение идет без эксцессов! Готовимся к ампутации…
– От воска треснула кювета… и это – добрая примета…
Рядом сопел малефик, высматривая в эфирной фактуре пупса мельчайшие признаки порчи. По сопению выходило, что порча категорически отсутствует. Иногда Мускулюс ковырял бедолагу-пупса ногтем и с удовлетворением мычал погребальный хорал "Лучше нету того света". Трижды он просил лже-стряпчего, как лицо незаинтересованное, косо взглянуть на пупса: в миг "смерти" объекта, в момент расчленения "спутников" и сразу после укрощения буйной эрзац-тени. Тэрц долго отказывался, мотивируя тем, что у сотрудников нотариата, имеющих лицензию и печать, дурного глаза быть не может ("Закон о благих намерениях", ст. 36), потом согласился и посмотрел так, что у пупса отвалилась нога.
Пришлось лепить заново.
Генри Лайон Олди, "Приют героев", Caput XVII.

А между прочим... выше (далеко не вчера это было) заходила речь об ориентализме в (условно) европейском фэнтази (вскользь поминали японцев, но это отдельный разговор). А ведь литература такого типа есть во многих "восточных" странах сама по себе. Равно как эпическая традиция (а то и литературная), куда же без неё. И, более того, возникает вопрос: коль скоро "европейское" фэнтази зиждется на китах в лице Артурианского эпоса и кельтской и германской мифологий, и, далее, в немалой степени состоит из переработок их же (по одному первому пункту сколько написано\снято\сыграно) то разве не следует рассматривать в том же ключе "азиатские" экранизации "их" эпоса?
 
Последнее редактирование:

Lestarh

Знаменосец
Вполне возможно, но я как-то уже писал о той усмешки, которую вызвала концовка при условии знакомства с оригинальным сюжетом.
Ну это да, хотя у меня порядок знакомства был обратным... :oops:

Куда же без этого. Хотя разгул всевозможного колдунства (часто тоже с претензией на наукообразность) вообще свойственнен скорее всяким AD&D, где литературность на втором плане....
Это дань игровой сущности жанра, требующей создавать отыгрываемых колдунов и волшебников как персонажей, и чётко прописывать что именно и как они могут наколдовать и наволшебить.

У Семёновой же в последних книгах "Волкодава" наблюдаеться уклон в мистическую составляющею (божественные сущности являються всё чаще и чаще, и совсем не в камео), а вот колдунство как-то сходит на нет.
Ну до них я не добрался, если честно... :unsure:

Я о соблюдении элементарных природно-географических особенностей местности.
Хм... Я, конечно, читал очень давно, но вроде каких-то особо эпических косяков именно в географии не было. По крайней мере на том уровне представлений о географии и зоологии.

...то разве не следует рассматривать в том же ключе "азиатские" экранизации "их" эпоса?
Восточный эпос мы знаем несколько хуже.
В Китае мифология подвергалась рационализации уже в древности, плюс на неё от души наслоились буддизм (причём в среднеазиатско-североиндийской версии, где от души успели потоптаться греки с македонцами) и концепции местных философов.
В этом плане отражение местного фольклора налицо, но это далеко не эпос, а скорее что-то в духе "сказаний о Стеньке Разине" в русской традиции - крестьянский фольклор развитого средневековья, приправленный местными религиозными традициями. Имхо, конечно - ибо китаевед из меня ещё тот :smirk:
 

Havelock

Знаменосец
Хм... Я, конечно, читал очень давно, но вроде каких-то особо эпических косяков именно в географии не было. По крайней мере на том уровне представлений о географии и зоологии.
Набитый под завязку теплолюбивыми, и даже тропическими, растениями и животными вкупе с просто офигительнейшим числом водоплавающих птиц остров, на котором при этом зимой неделями хреначат двадцатиградусные морозы, выпадает чуть не полметра снега и наглушняк замерзают все водоёмы? Но потом весной волшебным образом все эти тропические звери/птицы/рыбы живы-здоровы и плодятся, как кролики! Во, точно, и кролики же тоже!:thumbsup: И при этом остров находится на широте Южной Австралии и северной оконечности Новой Зеландии.
Мне дико доставляло (в уже более-менее осмысленном возрасте) описание колонистов, наблюдающих в сильный мороз неисчислимые стаи уток, носящихся над замёрзшими водами озера Гранта и его покрытыми глубоким снегом берегами:facepalm: А что ж они там жрали-то, родимые?:banghead:
Не, я справедливо высоко оцениваю главные посылы этой книги. Верн тут молодец, конечно. Но ведь тогда география и биология уже довольно неплохо шарили в живущих на разных широтах организмах и растениях. Что ж он такую лютую х***ю-то в данном случае писал?:killed:
 
Последнее редактирование:

Lestarh

Знаменосец
Набитый под завязку теплолюбивыми, и даже тропическими, растениями и животными вкупе с просто офигительнейшим числом водоплавающих птиц остров, на котором при этом зимой неделями хреначат двадцатиградусные морозы, выпадает чуть не полметра снега и наглушняк замерзают все водоёмы?
Минимальную температуру оценивали вроде бы в -13 градусов по Цельсию и судя по всему это было достаточно разовое явление, как и снегопад с замерзанием водоёмов :unsure:
В конце июня, после беспрерывных дождей, наступила
холодная погода, 29-го числа термометр Фаренгейта показал бы не
больше 20 градусов выше нуля (6,67 градуса мороза по Цельсию).
...
Жаркий каменный уголь имел особенный
успех из-за низкой температуры, которая 4 июля упала до 8
градусов по Фаренгейту (13 градусов мороза по Цельсию). В
столовой поставили вторую печь и устроили там общую рабочую
комнату.
...
Сильные холода простояли до 15 августа. Температура,
однако, не падала ниже 15 градусов.
...
Около 25-го числа этого месяца, после новых дождей и
снегов, ветер перекинулся на юго-восток, и мороз сразу резко
усилился. По мнению инженера, ртуть в термометре Фаренгейта
опустилась бы, по крайней мере, до 8 градусов ниже нуля (13
градусов мороза по стоградусной шкале). Жестокая стужа,
казавшаяся еще мучительнее вследствие пронзительного ветра,
продержалась несколько дней.
В принципе на 34 градусе широты подобное возможно (хотя вряд ли на острове в океане, да).
 

Havelock

Знаменосец
Минимальную температуру оценивали вроде бы в -13 градусов по Цельсию и судя по всему это было достаточно разовое явление, как и снегопад с замерзанием водоёмов :unsure:

В принципе на 34 градусе широты подобное возможно (хотя вряд ли на острове в океане, да).
Ну не двадцатиградусный, пусть пятнадцати. Вы верите в такой мороз в Австралии? Я с трудом.
И вопрос о том, чем питались бедные утки на замерзшем озере никуда не уходит. Как и выживание кенгуру в морозную зиму.
 
Сверху