Исход
У меня возникло непреодолимое желание познакомить людей с не слишком распространенной в западном фандоме теорией за авторством
The_Coconut_God, а в русскоязычном сообществе так почти совсем не известной. Потому возьму на себя роль амбассадора Исхода и переведу/перескажу что вообще из себя представляет эта довольно глобальная теория.
Проблема в том, что Теория Исхода - это не просто предсказание одного изолированного события. Это смена парадигмы в том, как мы должны рассматривать весь финал серии. Это теория, основанная на масштабном повороте событий, который оказал бы такое же большое влияние на историю, как и «Красная свадьба», если не большее. Многие чрезвычайно популярные предсказания и теории были бы аннулированы, если бы Исход оказался правдой.
Другая проблема заключалась в том, что
собрать всю головоломку воедино, проследить все последствия Исхода для всех дуг главных героев, чтобы продемонстрировать, насколько хорошо все будет сочетаться, довольно сложно.
Автор структурирует теорию на несколько пластов, потому стоит разделить и рассмотреть их в отдельности, прежде чем собрать.
I. Давайте перейдем к техническим вопросам: Повествовательное пространство, структура истории.
Чтобы помочь вам наглядно представить, почему эта теория работает, важно начать с деконструкции и объяснения структуры серии.
По своей сути, ПЛиО имеет три основные, в значительной степени независимые сюжетные линии:
- История о зиме и угрозе за Стеной (которую мы могли бы назвать Ледяной историей)
- История о возвышении Дени и драконов (или История Огня)
- История о политике и конфликтах в Вестеросе (История войны, или, еще лучше, Игра престолов).
В любой момент времени, даже следуя их отдельным дугам, каждый персонаж находится в пределах притяжения одного из этих больших повествований, и каждый ПОВ содержит информацию, относящуюся к одному или нескольким из них. Даже когда он спускается по реке Ройн, главы Тириона определяют будущую роль Фейгона в "Игре престолов"; даже когда Квентин пробираются через Волантис, они создают сюжетные моменты, имеющие отношение к истории Огня.
Как показывает пример Тириона (а также Станниса и других), персонажи могут переходить из одной из этих сюжетных линий в другую, но они всегда остаются актуальными для той или иной (единственное потенциальное исключение - Арья в Пире и Танце, но это, вероятно, только потому, что мы еще не знаем, какую роль сыграет Браавос и как информация, которую мы пока узнали из ее глав, сыграет роль в будущем).
Также следует отметить, что в историях Лед и Пламя, по-видимому, есть свои главные герои в лице Джона и Дени, в то время как "Игра престолов" включает в себя огромное количество сменяющих друг друга персонажей и, по крайней мере, на протяжении первых четырех книг, занимает значительно большее количество страниц и глав, или то, что можно назвать
повествовательным пространством.
Итак, если есть одна фундаментальная вещь, которая должна произойти, прежде чем мы сможем достичь удовлетворительной кульминации и завершения, одно решающее событие, которое нельзя опровергнуть, не нарушив целостности сериала, то это то, что
эти три всеобъемлющие истории должны сойтись. Мало того, что это обещано в самом названии, было бы мало смысла переплетать три сюжетные линии в рамках одной серии, если они в конечном счете практически не связаны друг с другом.
Почти каждый фанат подсознательно ожидает такого сближения, но большинство на самом деле не понимают его как структурную особенность. Они просто сильно ожидают, что истории будут следовать наиболее очевидным путям. Угроза Иных исходит с севера, в глубине души Дени всегда мечтала о Вестеросе, а конфликт в Семи королевствах был самой масштабной историей для большей части книг, поэтому предполагаемый импульс заключается в том, что Ледяная история переместится на юг, Огненная - на запад, и все они встретятся посередине, слившись с "Игрой престолов".
Однако это представляет собой довольно тревожную обоюдоострую повествовательную проблему.
Самое главное, что у Дени все еще есть много небольших сюжетных точек, созданных в Эссосе, вдобавок к тому, что она изначально находится довольно далеко. Повествовательное пространство, необходимое для того, чтобы произошло сближение, теперь диктуется исключительно тем, насколько быстро история Дэни сможет продвинуться на запад, а это означает, что либо некоторые из ее второстепенных сюжетных моментов нужно искусственно сократить, либо сближение должно произойти в опасной близости к концу серии.
Более того, история на Севере очень близка к кульминации, а это означает, что, скорее всего, ей придется приостановиться в ожидании Дени – либо дополняясь короткой, разочаровывающей побочной историей, либо снижая уровень угрозы со стороны Иных, чтобы дать ей время прибыть. Вряд ли это идеальное сочетание.
Теория Исхода родилась как ответ на этот вызов.
II. Разбор теории Исхода
"Джордж Р.Р. Мартин загнал себя в угол. Он никак не может привезти Дэни в Вестерос и закончить серию двумя книгами. Фанаты уже продумали все возможные теории, но выхода просто нет". – Плаксивый фанат с westeros.org
Если гора не идет к Магомеду... Если Дени не может отправиться к Джону Сноу и сюжеты вокруг неё плотно привязывают героиню к Эссосу, что мешает Джорджу перевернуть эту цепочку? Такое решение могло прийти ему за более чем десять лет написания книги. А быть может даже после отмены пятилетнего таймскипа.
Поначалу кажется, что это просто глупое творческое упражнение, глупый сценарий, призванный просто доказать, что плаксивый фанат неправ – что Дэни, проводящая время в Эссосе, все еще может работать. Но давайте рассмотрим это как череду вопросов к такой истории.
Вопрос: Почему Джон Сноу оказался где-то еще, кроме Севера?
Ответ: Иные, наконец, пробивают Стену, и оказывается, что он не может их остановить. Ему нужно увести людей, чтобы они могли выжить. Фактически, это соответствует реальным последствиям провалов, которые мы видели на протяжении всей серии. На каждом шагу силы на Севере представляются вопиюще неподготовленными иметь дело с Иными. Мы полагались на удобство сюжета, чтобы предложить решение, но удобство для сюжета не спасло Неда и не спасло Робба. Почему оно должно спасти Север?
Вопрос: Почему бы просто не отправиться на юг?
Ответ: Потому что юг испытывает нехватку ресурсов и, насколько Джон мог знать, контролируется людьми, враждебно настроенными к северянам или к нему.
Вопрос: Но как бы он пересек Узкое море?
Ответ: На флоте, который лорд Мандерли построил по просьбе Робба Старка. Как удобно, что Белая Гавань теперь де-факто является центром власти лоялистов севера, и там уже собралось большое количество беженцев...
Вопрос: Связывает ли Джона что-нибудь вообще с Эссосом?
Ответ: Он подписал контракт на кредит от Железного Банка с конкретной целью накормить своих людей в течение зимы. Вдобавок к тому, что Браавос является одним из ближайших пунктов назначения по морю, как только он доберется туда, он сможет погасить свой кредит и купить еды. Также, насколько известно Джону, он смог бы воссоединиться с "Арьей" в Браавосе, поскольку именно сюда Джастину Масси было приказано доставить Джейни Пуль.
Вопрос: Есть ли какие-нибудь другие мелочи, которые могли бы расширить сюжет?
Ответ: Для начала, настоящая Арья тоже там. И она убила ночного дозорного за дезертирство. Будет ли она доверять Джону и сразу же раскроется, если он появится в изгнании? Драма, драма. Кроме того, браавосцы недавно освободили корабль, полный одичалых, от работорговцев. Незначительная деталь, но она может привести ко многим вещам, таким как морской владыка, уже знающий о Иных и более склонный верить и помогать Джону, или склонный не пускать беженцев Джона в город, потому что эти одичалые были неуправляемыми (что делало менее вероятным получение Арьей точной информации о бегстве Джона); он мог заставить Джона взять их с собой, что означает, что безликий человек может проникнуть к ним и следить за ним. Другим незначительным намеком мог быть Нефритовый компендиум, данный Эйемоном, работа авантюриста, который путешествовал на восток. Кроме того, "Три сестры", которым Джордж посвятил целую главу, могли бы сыграть роль пункта остановки во время путешествия и / или дополнительного поставщика кораблей.
Вопрос: Есть ли какое-нибудь предзнаменование?
Ответ: Существует пророчество Матушки Кротихи, в котором говорится о флоте, который доставит свободный народ в безопасное место через Узкое море. Два корабля работорговцев не составляют флот, а суда Коттера Пайка никуда не увезут одичалых, если верить Мелисандре. Есть также Давос, который размышляет о путешествии на восток после окончания войны Станниса и пишет своей жене, советуя ей искать убежища в Браавосе, если она услышит о падении их короля.
Как вы можете видеть, сценарий не только правдоподобен, имеет здоровые корни во множестве сюжетных моментов и эффективный путь, но он также оправдал бы некоторые, казалось бы, незначительные главы из Пира и Танца, превратив обширные описания Белой гавани, Трех Сестер и Браавоса, а также, возможно, других частей Эссоса, в подходящую декорацию для двух важных локаций! Огромный поворот, который перевернул бы историю с ног на голову, да, но, как и Красная свадьба, в ретроспективе это имело бы большой смысл.
Короче говоря: история Джона Сноу перенесется в Браавос, а затем дальше в Эссос - где он встретится с Дени - после того, как Иные прорвут Стену, и он будет вынужден вести беженцев через Узкое море на флоте Мандерли.
III. Выводы: что это означает для остальной части истории?
Отказ Джона от Севера и поездка в Эссос будут иметь огромные последствия для того, как можно будет рассказать остальную часть истории. Некоторые из вас могут опасаться, что это оставит какие то вещи висящими в воздухе. Но, просмотрев каждую тему, на самом деле это имеет эффект домино, который
облегчает прогнозирование всего остального.
Прежде всего, это снимает напряжение с сюжетных линий, динамика которых не соответствовала общим ожиданиям фанатов - в первую очередь Дени, но также Тириона и Арьи, которым больше не нужно какое-то надуманное возвращние в Вестерос в ближайшем будущем. Впоследствии это оставляет меньшие группы персонажей, истории которых могли бы пересекаться, и пустые повествовательные пространства, которые теперь могут быть заполнены только ограниченным числом игроков. Методом исключения можно попытаться заполнить всю историю целиком, поскольку она уместилась бы примерно в двух оставшихся томах.
В любом случае есть много возможностей для интерпретации, так что не стесняйтесь рассматривать предположения более гибко:
1. Поскольку Исход требует, чтобы Иные вторглись в начале Ветров, чтобы Джон и его беженцы могли добраться до Браавоса хотя бы к середине книги, это означает, что Станнис выигрывает Ледяную битву и отбивает Винтерфелл у Болтонов. Истинный Враг, однако, пробивает Стену, прежде чем он сможет консолидировать свою власть, в результате чего он терпит трагическое и поэтичное поражение, которое оставит возрожденного Джона с подавленным Севером, почти без бойцов и в безнадежной ситуации.
2. Дени объединяет дотракийцев, но вместо того, чтобы сразу же отправиться на запад, словно привлеченная сюжетом и надвигающимся финалом сериала, она распространит свои усилия по борьбе с рабством на весь континент, изображая это как предсказанную кампанию по завоеванию мира. Она все еще может считать Вестерос своей конечной целью, но на самом деле ее история будет не совсем об этом.
3. Начнем с того, что Дени разделит свои силы пополам, представив Тириону параллельную сюжетную линию, сосредоточенную вокруг завоевания Волантиса, в то время как сама Дени поведет свои кхаласары в Квохор на великий матч-реванш. Однако не Квохор понесет самый сильный удар, поскольку дорнийские сюжетные арки из Пира и Танца косвенно сходятся в Норвосе, к Мелларио, которая стремится ошибочно отомстить за смерть своего сына Квентина. Либо в отместку, либо просто, когда Дрогон и дотракийцы бросаются спасать Дени, город подожжен, и это имеет серьезные последствия для того, как Дени будет восприниматься остальным миром.
4. Браавос, ранее крупнейшая антирабовладельческая сила Эссоса, мог бы благосклонно отнестись к Дени, но не после того, как Норвос сожжен. Поскольку Феррего Антарион умирает от своей болезни, избирается новый морской лорд, который готов активно противостоять Дейенерис. Тематически это великолепно: браавосийцы вновь против Валирии в лице Дени. Если единственное, о чем стоит писать, - это человеческое сердце, находящееся в конфликте с самим собой, то здесь этого предостаточно. Дени должна либо разрушить город, который защищал ее в детстве в Доме с Красной дверью, который сейчас занимает ее злейший противник, либо потерять лицо перед дотракийцами и прожить остаток своей жизни мишенью с Безликими за спиной. Обнаружив Тишу в Браавосе, Тирион не может ни позволить разграбить или сжечь город, ни раскрыть свой интерес к ней, чтобы Безликие не заменили ее одной из своих, чтобы использовать против Дейенерис. Джону приходится выбирать между его новообретенной лояльностью - и, возможно, даже любовью - к Дени, стороннице всех беженцев из Вестероса, и его финансовым и, что более важно,
моральным долгом перед Браавосом за предоставление ему кредита на покупку продовольствия для его людей и, возможно, даже кораблей, чтобы помочь им переправиться через море. Арья, ныне агент Безликих, противостоит Королеве Драконов, но с ее сводным братом посередине, к чему в конечном счете приведет ее лояльность?
5. Сюжетная линия на юге, с прибытием Фейгона и приближением Эурона, - это слепая война. Страшные предупреждения Джона с Севера и из-за Узкого моря игнорируются, а те, у кого все еще есть армии на Юге, вступают в последний жестокий конфликт, оставляя их по-настоящему бессильными, как только Иные пересекают замерзший Трезубец и разливаются по разоренным Речным землям. Дорн присоединяется к Фейгону, и Санса уговаривает Долину сделать то же самое, в надежде обеспечить себе истинную свободу при новом короле. Тем временем Серсея получает неожиданную помощь от Эурона, которая является не чем иным, как очередным отравленным даром, вынашивающим свои собственные темные планы.
6. Эурон Грейджой, пожалуй, единственный, кто точно знает, что надвигается... но он не хочет это останавливать. Он хочет разжечь войну и убедиться, что Вестерос безнадежен, поскольку в конечном счете он планирует принести весь континент в жертву Иным в безумной попытке достичь божественности. Безжалостно он подстрекает Серсею к жестокости и пытается заставить Фейгона и его союзников потерять как можно больше людей. Как только холодное лицо Зимы наконец проявит себя на юге, Эурон отступает со своим флотом и рыщет по Узкому морю, готовый сжечь дотла любой корабль, который попытается переправиться в Эссос, и зарезать всех беженцев, которые пытаются спастись от смерти, холода и голода на материке. Вы надеялись увидеть Суровый Дом? Все восточное побережье, от Чаячьего города до Солнечного Копья будет как Суровый Дом. Вот только флот, зловеще маячащий на горизонте, на этот раз не хочет их спасать... И, да, Эурон получает дракона.
7. Чтобы спасти Сансу, Фейгона и большинство выживших в Вестеросе, Джон должен убедить Дени прекратить конфликт с Браавосом и встретиться с Эуроном в решающем морском и воздушном сражении, призванном расчистить путь через Узкое море.
8. Тем временем, кто завершит зимний сюжет? Ну, тот, кто останется в стороне от этого безумного бульона из войн и миграций, конечно. Пока Братство прячется в давно заброшенных пещерах среди чардрев, замышляя месть Ланнистерам и Фреям, Бран видит старые корни насквозь и пытается связаться со своей матерью через ее сны. Но Бессердечная никогда не спит, и она слепа ко всему, кроме своей мести, для которой она планирует использовать Цареубийцу в качестве пешки. Однако Джейме несколько чувствителен к чардревым снам, и однажды ночью Бран пытается заговорить с ним, запуская цепочку событий, которые в конечном итоге приведут к тому, что Верный Клятве вспыхнет, когда Бриенна вырвет его из сердца Кейтилин, а Бриенна и Джейме возглавят небольшую экспедицию на север, мимо наступающих армий Иных, чтобы найти и спасти Брана - не дочь, но, тем не менее, одного из детей Кейтилин. По мере продвижения их поисков Бриенне в конечном итоге предстоит воспроизвести путешествие Последнего Героя древности, в выполнив задачу, которая не позволит Зиме и Иным распространиться дальше, мимо Ступеней, а также в Эссос.
IV. Тогда о чем эта история?
Что ж, это подводит нас к самому интересному моменту.
Если теория Исхода верна, Джорджу сложно придумать более своевременной и актуальной темы для серии: это, конечно же, массовая миграция в результате конфликтов и изменения климата.
Зима и Иные часто интерпретировались, в том числе автором, как параллель с изменением климата. Изменение климата в средствах массовой информации (даже в старых книгах, над которыми работал Джордж) чаще всего носит апокалиптический и однообразный характер. У вас есть ледяные миры, пустынные миры, морские миры, облученные миры и тому подобное, где человеческое население обычно уже почти уничтожено. Но это не обязательно реалистично. Достаточно, чтобы изменение климата затронуло только некоторые части планеты, чтобы создать огромные геополитические последствия. Как говорил сам Джордж на
TusCon 43 несколько лет назад,
когда большие территории затопляются или становится слишком жарко или слишком холодно, чтобы там могли жить люди, это приведет к массовой миграции в районы, где все еще хорошо.
Превратится ли Земля в Марс из-за нас? Вероятно, нет... Но что произойдет, если на всем Ближнем Востоке и в некоторых частях Индии станет слишком жарко для сельского хозяйства, и сотни миллионов людей начнут переселяться в Северную Азию и Европу или через океан в Америку? Или если Британские острова и Скандинавия покроются льдом, как это было во время максимумов ледникового периода? Как мы справляемся со стремлением такого количества людей к жилым помещениям и ресурсам? С конфликтующими культурами, вынужденными жить вместе?
Учитывая, что, вероятно, уже слишком поздно останавливать глобальное потепление и что климат со временем может даже измениться сам по себе, возможно, есть вещи, которым нам нужно научиться и к которым нужно подготовиться не только в том, что касается экологии, но и глобальной политики. Что ты делаешь, когда весь континент в заднице? Кто имеет больше прав остаться в живых, те, кому повезло и они более или менее не пострадали по ту сторону моря, или голодные "люди с лодок", встречающиеся на их пути? На какие уступки вы идете своей собственной культуре, чтобы разделить новую землю с другими, особенно когда вы воспринимаете их как "отсталых"? Какие изменения вы были бы готовы принять? Как столкновение культур изменит все вовлеченные народы? Есть ли шанс у разума в таких обстоятельствах, или мессианская диктатура лучше справится с задачей держать всех в узде?
Какая серия лучше, чем ПЛиО, подходит для решения таких вопросов? Несомненно, Джорджу их было бы интереснее исследовать, чем "кто сидит на Железном Троне".
И прелесть этого в том, что
миграция едва ли выходит за рамки дозволенного, когда речь заходит о Мире Льда и Пламени. Многочисленные миграции, большие и малые, определили его историю на каждом углу:
- Первые Люди , мигрирующие в Вестерос
- Андалы пересекают Узкое море в завоевательной кампании
- Ройнарские беженцы Нимерии, спасающиеся от валирийцев и поселяющиеся в Дорне
- Поселение Таргариенов на Драконьем камне – крошечная "миграция", но с огромными политическими и культурными последствиями
- Дотракийцы пересекли Костяные горы и существенно изменили облик полей, которые теперь носят их имя
- Беглые рабы основывают Браавос
- Мандерли бегут из Простора и поселяются на Севере
- Мятежники Черного Пламени сосланы в Эссос
Некоторые из них можно считать отличными параллелями с Исходом, особенно первые три. Внутри самой серии есть миграции еще меньшего масштаба:
- Одичалые пытаются мигрировать к югу от Стены (создавая замечательную параллель между Мансом и Джоном в теории Исхода)
- Астапорцы покидают свой разрушенный город и идут маршем на Миэрин
- Сельские жители с Севера ищут убежища в Белой Гавани
- Аша планирует поселить железнорожденных на Севере
Ничто не казалось бы более естественным, чем повышение ставок на модели поведения, с которыми мы уже знакомы, и никто не смог бы обвинить серию, если бы он в конечном итоге преподнес нам такую же масштабную трансформацию мира, как бегство Ройнаров или вторжение Андалов. И для тех, кто осуждает потерю Вестероса... это соответствовало бы смерти Неда Старка и Красной свадьбе; просто повышая ставки на повороты событий и горькие последствия тяжких ошибок.