Далия Трускиновская "Чумная экспедиция" (альтернативное название - "Сыск во время чумы"). Если Юзефович сделал главным героем своих детективов Путилина, реального сыщика XIX века, то Трускиновская написала историю о реальном сыщике из века XVIII - небезызвестном Архарове. Впрочем, сама история все же ближе к Акунину - остается в рамках ненапряжного, развлекающего чтива. При этом написана на весьма высоком уровне. Дело происходит в Москве во время известной эпидемии чумы 1771 года и сопряженных с ней народных волнений. Архарова, пока еще преображенца, Орлов обязывает расследовать убийство митрополита. Разумеется к удивлению для самого себя Архаров с делом блестяще справится. Я не из заклепочников детективного жанра, поэтому анализировать интригу не буду, претензий к ней у меня нет. Скажу только, что Трускиновская обошлась без всемирных заговоров, ее истории оказалось вполне уютно в формате бытовухи. Архаров выгодно отличается от Фандорина тем, что является вполне приземленным человеком, а не рыцарем печального образа - не боится замарать руки, ругается, косячит, ездит по бл*дям, которых честно называет бл*дями, и при этом остается вполне обаятельным типом. Впрочем, экологическая ниша вьюноши со взором горящим тоже незанятой не осталась - лучший друг и напарник Левушка в наличии. Также в наличии лихие уголовники-мортусы, аккуратный следователь-немец, авантюрящий француз-фехтовальщик, хитрозадый жиголо-сутенер. И вся эта веселая компания в финале неожиданно для себя образует костяк будущей московской полиции. В общем такая вот полицейская академия - история о формировании команды, которая очевидно будет участвовать в следующих книгах цикла.
Образ времени как по мне вышел вполне годный - без лишней романтизации и без лишнего натурализма. Разве что в паре мест совсем чуть-чуть отдавало клюквой (Ванька Каин вполне к месту, а вот насчет Салтычихи - уже вопрос, хотя штрих к портрету Шварца весьма смачный). Какого-то особо захватывающего экшона и внутреннего напряжения нет, но особой проблемы тут не вижу. Из мелких непоняток - я так и не понял, зачем было подробно описывать в начале преображенцев Бредихина и Медведева, учитывая, что роли в повествовании они практически не играют. Но нельзя не признать, я очередной раз подивился умению ДТ вводить в повествование сразу много персонажей, почти не давая читателю повод их перепутать. Еще странный момент - линия француженки за клавикордами; я (возможно в силу тех же акунинских ассоциаций) думал, что с ней будут амуры у Левушки, но развязка вышла реальна странная.
В общем, тем, кому интересны вещи в стиле раннего Акунина, но с меньшим уровнем пафоса и политоты, могу рекомендовать как минимум в ознакомительных целях.